КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович [29.8(10.9).1868, Симбирск -- 12.1.1937, Калинин], поэт, прозаик. Род. в семье дворянина -- мирового судьи и мирового посредника.
Фамилия (как и дворянство) унаследована К. от деда, Мих. Петр. Варенцова, арзамас. крестьянина-мордвина, "разыгравшего, -- по словам К., -- на театре жизни роль маленького Ломоносова" (ИРЛИ, ф, 357, оп. 5, No 55): окончив петерб. Акад. художеств, он за выпускной проект "в коринфском стиле" получил зол. медаль, звание академика и фамилию.
Детство К. провел в родовом имении, в Ртищево-Каменском околотке Симбирского у. Матери лишился в день своего рождения, отца -- в пятилетнем возрасте, воспитывался родственниками и гувернерами. В 1879 поступил в Симбирскую классич. г-зию, где "семь лет волею судеб и в силу землячества" учился в одном классе с В. И. Ульяновым (см.: "Веч. слово", 1918, 1 июня). В 5-м кл. издавал рукоп. ж. "Плоды досуга", в выпускном -- исключен "за чтение "недозволенных" книг и знакомство с полит, ссыльными" (ответы на анкету 1911 -- ГЛМ, ОФ 1633). В 1886 сделал неудачную попытку стать театр, антрепренером, разорился, продал имение. В 1887--88 заведовал симбирским отд. "Казан, листка", сотрудничал в местной печати: "Волж. вест.", "Самарской газ.", "Казан. вест.", а также в столичной: "Рус. курьере", "Совр. известиях". Первое стих, опубл. в одном из мелких петерб. илл. ж-лов, почти одноврем. -- рассказ "Живой покойник" ("Самар. газ.", 1886, подпись Борис Колюпанов).
В дек. 1889 переехал в Москву, где сотрудничал в редакции ж. "Россия", печатался в "Рус. богатстве", "Гусляре", "Рус. сатирич. листке". Весной 1891 переехал в Петербург, служил в ж. "Наше время", "Всемирная илл.", в дальнейшем печатался в "Мире божьем", "Сев. вест.", "Рус. вед.", "Ист. вест." и мн. др. Бывал на вечерах у Я. П. Полонского, Ф. Ф. Фидлера, К. К. Случевского. С мая -- июня 1894 К. заведовал редакцией ж. "Север", в 1897--99 редактировал его самостоятельно, выступая в нем также с обзорами "Лит-ра в журналистике" (под псевд. Присяжный читатель), направленными против "тенденции" в лит-ре и критике, в защиту "чистого иск-ва"; писал о творчестве В. Я. Брюсова (1897, No 3), Ф. Сологуба (1897, No 17), М. Горького (1897, No 26), М. А. Лохвицкой (1897, No 29, 44; 1898, No 14), К. М. Фофанова (1897, No 48), П. В. Засодимского (1897, No 30), H. H. Златовратского (1897, No 46). Одновременно (с 1895 по 1904) состоял пом. редактора "Правительств, вест. ..." Случевского по ист. отделу, где ему принадлежали все ист.-этногр. очерки, составившие кн. "Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа" (М., 1901). С осени 1904 по март 1908 ред. газ. "Голос правды".
С 1894 начали выходить его книги стихов "Песни сердца. (1889--1893)" (М., 1894, 1897), "Черные розы. 1893--1895 гг." (СПб., 1896), "Гимн красоте и др. новые стих. (1896--1898)" (СПб., 1899), "В лучах мечты. 1898--1905 гг." (СПб., 1906, 1912). Их программа (по анкете 1914) -- "...Возвышающая красота. -- Доля народа. -- Свобода мысли и труда" (Поэты 1880--1890, с. 418). "Юношеские стих, его были почти исключительно лирич. содержания; затем излюбленным жанром его стали картины природы и нар. сказания" (автобиография -- ИРЛИ, ф. 377). В лирике К. выступает подражателем А. А. Фета и Полонского, в публиц. стихах -- риторич. поэзии 1870-- 80-х гг., в "бывалыцинах" -- А. К. Толстого (через Д. Н. Садовникова и А. А. Навроцкого). Образы его традиционны, стих гладок и легок, местами чувствуется влияние К. Д. Бальмонта.
Стихи имели читательский успех, К. ставили наряду с Фофановым.
В критике (более 400 отзывов, по словам К.) одни сравнивали поэта с А. К. Толстым, Л. А. Меем, А. Н. Майковым [Грибовский В., Идеализация и поэтич. творчество. (По поводу "Бывальщин" и "Гимна красоте" К.) -- Кн. "Недели", 1899, No 8; Краснов П., Разносторонний поэт. А. А. Коринфский. Песни сердца, M., 1894. Черные розы, СПб., 1896. [Рец. ]. -- Там же, 1895, No 12], другие, более взыскательные, отмечали вторичность, косноязычие, многословность его поэзии: <И. А. Бунин> о сб. "Тени жизни" -- "Нов. слово", 1897, No 6; П. Ф. Гриневич <П. Ф. Якубович> -- РБ, 1897, No 8; Брюсов о сб. "В лучах мечты" -- "Весы", 1905, No 11; Ю-нъ <Н. Н. Вентцель> о том же сб-ке -- НВ, 1906,8 февр.); А. Волынский назвал К. "посредственным версификатором", пишущим "не без расчета на декадентские запросы совр. читателей" -- рец. на сб. "Черные розы": СВ, 1896, No 1, разд. "Новые книги", с. 110.
На Революцию 1905--07 К. откликнулся множеством сатирич. стихотворений в периодике (под псевдонимами), а затем кн. "Под крестною ношей. Стих. 1905-- 1908 гг." (СПб., 1909), отразившей как общее для творч. интеллигенции эмоц. увлечение рев. идеями (циклы "Великий перелом", "Гимны труду", "Песни голи"), так и разочарование, возвращение к прежним мотивам (цикл "Поздние песни"); в дальнейшем, напр. в сб. "Поздние огни. Стих. 1908--1911 гг." (СПб., 1912) и др., появляются циклы "На путях богоискания" и т. п.
К. писал для детей стихи и прозу о природе, нравоучительные зарисовки, произв. на ист. темы: "На ранней зорьке" (М., 1896, 1903), "В детском мире" (М., 1909), "В родном краю" (СПб., 1911) и др., а также много переводил из англ., нем., франц., польск., арм. и др. поэтов: "Старый моряк" С. Т. Колриджа (СПб., 1893; 2-е изд., К. --X., 1897), "Поли. собр. песен Беранже в пер. рус. поэтов" (т. 1--4, СПб., 1904--05), "Песни Баумбаха" (СПб., 1906, 1912). Был одним из первых переводчиков на рус. яз. Я. Купалы, с к-рым встречался и переписывался.
Сам поэт придавал наиб, значение своим т. н. бывальщинам -- ист. балладам и стихотв. рассказам из нар. жизни: "Волга. Сказания, картины и думы" (М., 1903), "Бывальщины. Сказания, картины и думы" (СПб., 1896, 1899, 1900), "В тысячелетней борьбе за Родину. Бывальщины X--XX веков. (940--1917 гг.)" (П., 1917) и др. К. собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной поэзии Смоленской, Симбирской, Казан., Олонецкой, Нижегород. и др. губерний, изучал их: "Нар. Русь...", "Трудовой год рус. крестьянина" (в. 1--10, М., 1904), "В мире сказаний. Очерки нар. взглядов и поверий" (СПб., [1905]) и др.; интересовался творчеством писателей из народа -- дружил с С. Д. Дрожжиным, писал статьи о нем и др. поэтах-самоучках, в т. ч. А. Е. Разорёнове, Садовником.
В лит. среде творчество К. получило невысокую (зачастую ироническую) оценку, справедливо воспринималось как культивирование "слащаво-сусальной "народности"" -- "Его "Бывальщины" и прочие стихотв. олеографии так же характерны для эпохи, как ...пресловутый "стиль Александра III"в зодчестве" (Перцов, с. 161 и ук.). В том же роде высказывался И. А. Бунин, находивший К. интересным как "тип" ("Очень хорошая фигура для рассказа"): "Истинная страсть к своему иск-ву, многописание, вечная и уже искренняя, ставшая второй натурой жизнь в каком-то ложно-русском древнем стиле. Дома всегда в красной косоворотке, подпоясанный зеленым жгутом с низко висящими кистями. Очень религиозен, в квартирке бедной и всегда тепло-сырой, всегда горит лампадка, и это опять как-то хорошо, пошло связывается с его иконописностью, с его лицом Христосика..." (цит. по кн. : Муромцева-Бунина В. Н., Жизнь Бунина. Беседы с памятью, М., 1989, с. 115).
Восторженно встретил Февр. революцию 1917. Отношение к послеокт. действительности отражает его письмо 1921 Дрожжину: "...не пишу почти ничего, совершенно придавленный и растерзанный в клочки проклинаемой всеми жизнью при совр. архинасильническом режиме..." (ИРЛИ, ф. 101, No 121). Изредка переводил с украинского, белорусского, лишь в кон. 20-х гг. создал небольшой цикл стих.: "Моя страна", "Рабоче-крестьянская республика", "В сов. деревне" и др. Служил в мелких изд-вах, затем конторщиком, библиотекарем в школе. Жил под Ленинградом, на станции Лигово, с 1929 в Твери, где работал корректором в типографии и умер в безвестности.
Др. произв.:"Вольная птица и др. рассказы" (СПб., 1897; 3-е изд., СПб., 1910), "За далью веков. Ист. рассказы, очерки и стихотворения" (М., 1909), "За полувековой далью" ("Твер. правда", 1930, 19, 21 янв.).
Изд.: Спи.-- В кн.: Поэты 1880--1890,с. 420--54 (с. 414--420 -- биогр. справка Л. А. Николаевой).
Лит.: Круглов А. В., Пестрые странички. (Из лит. вост.). -- ИВ, 1895, M 12, с. 814--15; Г. Л. И. <Глинский Б. Б.>, Лит. юбилеи. -- Там же, 1912, M 1, с. 348--57; Белоусов И. А., Восп. -- "Сегодня", альм. 1, М., 1926, с. 122--23; Белый, II (ук.); Андреев Д. М., В гимнаэич. годы. -- "Звезда", 1941, M 6, с. 7; Селиванов К. А., Лит. места Ульяновской обл., Саратов, 1969, с. 68--70; Воронин И. Д., Лит. деятели и лит. места в Мордовии, Саранск, 1976, с. 202--03; Бунин И. А., Письмо К. [1895]. -- В кн.: Проблемы реализма и худож. правды, в. 1, Львов, 1961; Гиляровский В. А., Письмо [К.] 1928. Публ. и комм. А. Малютиной. -- "Сиб. огни", 1961, M 8; Малютина А., Янка Купала и К. -- "Неман", 1961, M 1; ее же, С. Д. Дрожжин в его переписке с К. -- "Уч. зап. Енисейского гос. пед. ин-та", в. 5, Красноярск, 1963; Серафимович А. С, Два письма [К.]-- "Енисей", Красноярск, 1962, No 1 (33); Смиренский В., К истории пятниц К. К. Случевского. -- РЛ, 1965, No 3; Трофимов Ж., Хант Г., Симбирянин К. -- "Ульяновская правда", 1965, 2 сент.; Дудочкин П., Свободолюбивое сердце.-- "Смена", Калинин, 1968, 21 сент.; его же, Певец трудовой России. -- "Калинин, правда", 1968, 10 сент.; его же, Свободолюбивое сердце. -- "Волга", 1978, No 5; Додонова Л., Рядом с юным Ильичом. -- "Ульянов, правда", 1978, 19 сент.; "Город и камни люблю...". (Письмо В. Я. Брюсова к К.). Публ. Ю. А. Красовского. -- В кн.: ВсП, в. 3, 3-е изд., М., 1987; Лиокумович Т., Первый переводчик Янки Купалы. -- "Волга", 1982, No 7; Бабореко А., И. А. Бунин. Мат-лы к биографии с 1870 по 1917, 2-е изд., М., 1983 (ук). * НЭС; Венгеров. Источ.; ЛЭ; КЛЭ; Рус. писатели, 1990; Муратова (2); Мельц.
Архивы: ГПБ, ф. 373; ГЛМ, ф. 102; автобиографии и анкеты К.: ИРЛИ, ф. 398; ф. 93, оп. 3, No 646; ф. 357, оп. 5, No 55; Р. I, оп. 12, No 107; ф. 291, No 98; ф. 377, ф. 155 (библ.; прошения); ЦГАЛИ, ф. 257; ф. 341, оп. 1, No 275, л. 45; ф. 176, оп. 1, No 1191, л. 76--76 об.; док-ты об учебе в г-зии: ГА Ульянов, обл., ф. 101, оп. 1, д. 740, л. 161--165; ГБЛ, ф. 386, 72, 37.
Л. Н. Иванова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994