А. Кондратьев избрал своей специальностью художественную обработку мифологических и демонологических сюжетов и своими первыми опытами в этой любопытной и знаменательной области обратил на себя внимание и критиков и читателей. Его мифологический роман "Сатиресса" и сборник рассказов "Белый Козел" в свое время пользовались большим успехом. Теперь, после долгого молчания, писатель выступает с новым романом "На берегах Ярыни", который вводит читателя в причудливый, фантастический и остроумный мир русской демонологии, кстати сказать нам русским почти совершенно неизвестный. В этом отношении традиции Пушкина и Гоголя следует считать почти прерванными так как последующие писатели почти не интересовались тем красочным материалом, который дает им русский фольклор. Итак, уже по своему оригинальному содержанию роман Кондратьева должен заинтересовать читателя, который найдет в нем много занятных черточек, характеризующих в глазах народа мир нечисти - и обнаруживающих в авторе большого эрудита.
Но не менее оригинальна и трактовка демонологических сюжетов, которую усвоил Кондратьев. К фантастическому и призрачному миру леших, водяных, русалок и прочей нежити и нечисти он подходит, как писатель бытовик, описывая со всеми подробностями повседневную жизнь этого несуществующего мира, давая реальные образы его обитателей со всеми их радостями, горестями, успехами и неудачами. С мягкой иронией и какой то внутренней симпатией автор рисует своих неприглядных и страшных героев и при чтении книги Кондратьева невольно вспоминаешь замечательные страницы Гоголя. Все это делает "На берегах Ярыни" книгой весьма примечательной - тем более, что написана она прекрасным русским языком.
Вл. Татаринов.
Критика и библиография: Вл. Татаринов. [рец.:] Александр Кондратьев. На берегах Ярыни // Руль. 1930. No 2801, 12 февраля. С. 5.
Подготовка текста: Павел Лавринец, 2005.
Публикация: Русские творческие ресурсы Балтии, 2005.