Александров Г.
Предисловие к сборнику воспоминаний

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


СБОРНИК ПАМЯТИ В. Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙ

1931
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   

ПРЕДИСЛОВИЕ

0x01 graphic

   Говоря о прошлом русского театра и его путях развития, нельзя пройти мимо имени Веры Федоровны Комиссаржевской, точно так же, как нельзя, говоря об истории пролетарской революции, пройти мимо эпохи революции пятого года. Ведь с ее именем связан этот этап в развитии нашего театра, когда все противоречия буржуазного общества конца XIX и первого десятилетия XX века, как в призме, преломлялись в театре и становились могучей движущей силой в создании новых форм, новых течений театрального искусства.
   Индивидуальное искусство актера, как явление временного творчества, живет лишь в момент его созидания, оставляя по себе более или менее яркий след лишь в памяти современного ему зрителя, и зафиксировано лишь в покрытых пылью забвения рецензиях и статьях прошлого. Сколько значительных актеров-мастеров бесследно похоронено на архивном кладбище библиотечных полок. Лишь имена немногих из них так или иначе отражаются в истории театра. И вот среди этих немногих имя В. Ф. Комиссаржевской яркими буквами вплетено в историю развития нового русского театра потому, что она более чем кто- либо другой была самой современной из современных ей театральных деятелей, на всей жизни, на всем творчестве которой, на всем существе, запечатлен был рождающийся в буре и натиске противоречий капиталистического общества новый театр, театр будущего, театр революционный. Ей не удалось создать его, но она наметила те пути, по которым пошел уже освобожденный пролетарской революцией театр.
   С первых робких шагов любительской сцены, через душную атмосферу косности казенных стен императорских театров, она высоким полетом окрыленной чайки взметнулась над взбаломученным кровавой пеной пятого года русским обществом, и в своем реалистическом театре дала отклик революционным порывам. Была вера в недалекое торжество победы нового, рождающегося из недр старого, была радостная готовность, как говорит Г. В. Плеханов в своих статьях "Искусство и общественная жизнь", участвовать в общественных битвах. Но стих революционный шквал. Стихла буря. Поблекли яркие краски революционной романтики. Наступает "идеалистическая реакция", вспоенная индивидуализмом буржуазного общества. Вера Федоровна, как чуткий общественный барометр, отмечает в это время: "в прошлом сезоне (1905/06 г.) я страдала, чувствуя, что делаю не то, что требует от меня моя артистическая индивидуальность. Теперь реальное воспроизведение быта... стало уже... неинтересным, ненужным, быт использован исчерпывающе... Быт должен теперь исчезнуть со сцены...".
   Передовая русская интеллигенция бросается в мистицизм. В области искусства делают попытки примирить "молельню с лабораторией". В театре на Офицерской осуществляется эта попытка претворить на сцене эту темную, бесформенную идею символистов. Но заложенная в основу ложная идея разрывает изнутри этот новый театр. Происходит знаменитый в истории русского театра разрыв между Комиссаржевской и Мейерхольдом. "Путь, выбранный Мейерхольдом,-- пишет В. Ф. Комиссаржевская,-- в дальнейшем своем развитии неизбежно приведет наш театр к театру марионеток. Не отрицая права на существование и такого театра, мы все же должны отказаться от него, так как наши стремления далеки от желания создать такой театр".
   И снова поиски, снова безумные метания. С окрепшей к этому времени буржуазией, отдохнувшей от бури и натиска вешних гроз первой революции, не гармонировал ищущий новых путей театр В. Ф. Комиссаржевской. Буржуазия охладела к нему. Не обеспеченный экономически, театр в тисках финансовых затруднений умирал.
   Со столицей было покончено, и Вера Федоровна отправляется на гастроли в провинцию в надежде зарядиться новыми Эмоциями для дальнейшей творческой работы. Но безвременье переживаемой ею эпохи, непонимание нарождающихся новых сил, растущих из недр старого общества, искательство новых форм без нового содержания углубляют кризис, и "театр в такой форме, в какой он существует сейчас, перестает мне казаться нужным",-- заявляет Вера Федоровна своим сотоварищам, с твердым намерением уйти из театра, но уйти с целью создания школы будущего театра. И на этой фазе развития смерть прерывает жизнь и деятельность Веры Федоровны Комиссаржевской.
   Коллективный труд современников В. Ф. Комиссаржевской, собранный в этой книге, отмечая память большого таланта В. Ф. Комиссаржевской как артистки прошлого, фиксирует внимание читателей нашей эпохи великой стройки нового общества на Вере Федоровне как на одном из важнейших факторов в развитии русского театра. Из недр творческой работы В. Ф. Комиссаржевской, метавшейся в искательстве новых путей театра, вышли ростки, давшие ряд лучших театров наших дней, для изучения которых нам необходимо знать прошлое доставшихся нам культурных ценностей.

Г. АЛЕКСАНДРОВ

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru