Комаров,Матвей -- автор известного лубочного издания "Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы" (1782). Биография К. неизвестна: из одного объявления об его книгах ("Московские Ведомости", 1783 г., No 7) видно, что он был служителем в доме г-жи Эйхлер. Псевдоним К. был: "Житель города Москвы". Другие произведения его: "Письмо князю А. В. Хованскому в стихах" (1771); "Обстоятельные и верные истории двух мошенников: первого российского славного вора... Ваньки Каина; ...второго французского мошенника Картуша" (1779--1794); "Описание тридцати старинных свадеб великих князей и государей" (1785); "Невидимка, история о фецком королевиче Аридесе и брате его Полунидесе, с разными любопытными повествованиями" (1789) и др. Критическую оценку повестей К. см. в соч. В. Г. Белинского, т. III (по поводу милорда Георга).
Н. В-ко.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
II.
Комаров, Матвей -- писатель XVIII в. Обстоятельства жизни его не известны; по одному объявлению об его книгах, в "Московских Ведомостях" за 1783 г. видно, что он был "служителем в доме г-жи Эйхлер", но какого рода была его служба -- не известно; сам он называл себя в предисловиях "житель города Москвы". Первое печатное его произведение -- "Письмо кн. А. В. Хованскому", (М. 1771); затем им изданы: "Обстоятельные и верные истории двух мошенников... Ваньки Каина и... Картуша" (СПб. 1779, 1791, 1793 и 1794, М. 1781), "Повесть о приключении английского милорда Георга..." (П. 1732 -- затем выдержала до 30 изданий), "Описание тринадцати старинных свадеб великих князей и государей"... (М. 1785); "Старинные письма китайского императора к российскому государю.." (M. 1787); "Невидимка, история о Фецком королевиче..." (M. 1789), "Разные письменные материи, собранные M. Комаровым", (М. 1791). Все произведения М. Комарова очень невысокого достоинства; но они вполне пришлись по вкусу мало образованных и неразвитых читателей и выдержали массу изданий. Можно даже сомневаться, был ли M. Комаров автором по крайней мере всех известных под его именем произведений, или только являлся их издателем, переработав несколько старинных, анонимных повестей и при этом удачно приспособив их по вкусам известного круга читателей: по крайней мере "История об английском милорде" была довольно значительно распространена в рукописях уже к середине XVIII в.; собственные имена в печатном издании оказываются измененными, сравнительно с рукописями.
Геннади, "Словарь";
Пыпин, "Для любителей книжной старины", 14--15.
Источник текста: Русский биографический словарь (Половцова)
III.
Комаров, Матвей"Житель города Москвы" -- лубочный писатель XVIII в. Биографических сведений о нем не сохранилось. На основании его газетных объявлений, предисловий и посвящений к его книгам можно предположить, что он был крепостным и служил домоуправителем.
Главные произведения К.: "Обстоятельное и верное описание жизни славного мошенника и вора Ваньки-Каина и французского мошенника Картуша" [1779]; "Повесть о приключениях английского милорда Георга и о Бранденбургской маркграфине Фредерике Луизе" [1782] и др. Для К. как лубочного писателя характерны его романы: "Ванька-Каин" -- обработка анонимных биографий Ваньки-Каина (см.),"Милорд Георг" -- тоже обработка рукописной повести XVII в.: под названием "История о милорде Гереоне", и "Невидимка". Романы К. выдержали бесконечное количество изданий, особенно "Милорд Георг", который дожил без всяких изменений (лишь с некоторой модернизацией стиля) до XX столетия; последнее издание "Милорда" в 1918 было конфисковано.
К. вполне сознательно ориентировался на "низкого" читателя. "Ныне любезные наши граждане, -- говорит он в преуведомлении к "Ваньке-Каину", -- не только благородные, но средней и низкой степени люди, а особливо купечество весьма охотно в чтении всякого рода книг упражняется". Потребителями К. были купечество, мещанство, дворовые, грамотные крестьяне. Творческий путь К. -- от документального авантюрного "Ваньки-Каина" к контаминации авантюр и мотивов волшебных рыцарских романов и "1001 ночи" в "Милорде Георге" и "Невидимке".
Вместе с лубочной, или вернее с долубочной литературой, и близкой к ней средне-буржуазной группой М. Чулкова (см.)романы К. противополагались придворной литературе, обслуживавшей узкую прослойку культурного дворянства. Позднее К. был прочно загнан в лубок, уже не имевший возможности конкурировать с высокой литературой, и его имя забывается историками литературы. Очень внимательно к Комарову в девяностых годах относился Лев Николаевич Толстой, изучал причины его успеха, считал его самым распространенным в России писателем и называл свои романы "Георгами".
Библиография:
II.
Шкловский В., Матвей Комаров, житель города Москвы, Л., 1929;
Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929;
Mечникова Ек., На заре русского романа, "Голос минувшего", 1914, VI.
См. также: Пиксанов Н. К., Два века в русской литературе, М. -- П., 1923, стр. 29;
Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, II, 1914;
Сиповский В., Очерки из истории русского романа, т. I, вып. II, СПб., 1910.
П. К.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 406--407.