[Samuel Teylor Coleridge, 1772--1834] -- английский поэт, критик и философ. Р. в семье провинциального пастора, учился в Кэмбридже, но был исключен из университета за сочувствие республиканским идеям. Увлекся идеями Великой французской революции и начал вести страстную пропаганду в ее защиту. Вместе с поэтом-разночинцем Соути (см.), также выгнанным из школы за "вольнодумство", читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и журнал "Страж" (вышло 8 номеров). Следившая за ними полиция нашла, что молодые люди не опасны. В сотрудничестве с Соути Кольридж написал трагедию "Падение Робеспьера", в художественном отношении довольно слабую. Но скоро друзья разочаровались во Французской революции, а вместе с ней и в "старой Европе" и решили ехать в "свободную Америку", чтобы организовать там коммуну "без царей, попов и слуг", к-рую К. намеревался назвать "Пантисократия". Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для К. наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.
"Первая реакция против Великой французской революции и связанного с нею просветительного движения была естественна, -- говорит К. Маркс, -- старались видеть все в средневековом романтическом свете. Вторая реакция состоит в том, что начинают обращать внимание на первобытные времена, минуя средневековье" ("Письмо к Энгельсу", 25/III 1868).
Романтиком, мечтавшим уйти в первобытные времена и ушедшим с головой в средневековье, и был К. В 1787 он издает сб. "Поэмы на разные темы", совместно же с Вордсвортом -- сб. "Лирические баллады", куда входит его знаменитый "Старый моряк". Период творческого подъема К. продолжался не более двух лет, в течение к-рых поэтом были созданы лучшие его произведения. На средства меценатов К. ездил в Германию, где слушал лекции в Геттингенском университете, изучал литературу и философию. Из поэтов особенно увлекался Шиллером, первый перевел "Валленштейна" на английский яз. (перевод до сих пор считается лучшим). "Разбойники" легли в основу его драмы "Раскаяние". Из философов изучал Канта и Шеллинга. По возвращении
в Англию К. открыл в "Королевском институте" цикл лекций о лит-ре и прочел свой знаменитый курс о Шекспире в "Лондонском философском обществе". Начал писать большую автобиографию, к-рая постепенно перешла в изложение романтической эстетики. Как художественное творчество К., так и его критические, публицистические и философские работы, носящие следы большого ума, имеют фрагментарный характер.
Большая заслуга К. в том, что он сумел в "Старом моряке" преодолеть "романтизм кошмаров и ужаса" Анны Радклиф, Вальполя и Монк-Люиса. Хотя это произведение написано в стиле средневековой баллады, но в нем почти отсутствуют излюбленные готическими романтиками архаизмы, посредством к-рых обычно создавалась стилизация под средневековье. Люди, корабль и природа в "Старом моряке" -- не средневековые, картины изобилуют ужасами, но ужасами реальными, не надуманно-ходульными. К. в "Старом моряке" -- романтик-реалист, но в "Кристабель" и "Кубла-хан" он очень близок к романтизму "кошмаров и ужаса". Здесь отсутствует тот психологический реализм, к-рым блещет каждая строчка "Старого моряка". Биографы отмечают, что К. принимал большие дозы опиума и "Кубла-хан" является записью его болезненных видений под влиянием наркотика.
К. принадлежал к деклассированной буржуазной интеллигенции, вел богемный образ жизни. Начав свою деятельность революционером, К. кончил ее монархистом, реакционером, богословом-мистиком. В эпоху обостренной классовой борьбы между дворянством и крупной буржуазией мелкая буржуазия не могла занять самостоятельной позиции, и идеология ее носила путанный, эклектический характер. Таков и К. в своем мировоззрении и творчестве. Он не смог примкнуть к дворянскому романтизму Вордсворта или В. Скотта, не примкнул и к романтизму деклассирующейся аристократии Байрона. Творчество его -- явление промежуточное. К. частично одобряли представители самых разнообразных романтических направлений. Многие исследователи считают его "патриархом романтизма". Это отчасти верно. Все же К. стоит особняком в современной ему английской лит-ре благодаря своему глубокому психологическому реализму.
О лит-ом окружении К. -- см. "Озерная школа".
Библиография:
I. Полностью переведен на русск. яз. только "Старый матрос" Ф. В. Миллером ("Биб-ка для чтения", 1851, т. CVIII.; перепеч.: во 2-й части его "Стихотворений", М., 1873, и у Гербеля -- см. ниже), Н. Л. Пушкаревым ("Свет и тени", 1878) и А. Коринфским (СПБ., 1894, под назв. "Старый моряк", с рис. Г. Дорэ, и поздн. изд., СПБ., 1897); Отрывок из "Кристабель", перев. И. И. Козлов ("Сын отечества", 1823, N 18; перепеч. в его "Полн. собр. сочин.", СПБ., 1802, и др. изд., и у Гербеля -- см. ниже); Гербель П. В., Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1875; Coleridge S. T., Poetical worts, Ed. by Rossetti, 1871; Poetical works, Ed. by J. D. Campbell, 1929.
II. Брандес Г., Главные течения литературы XIX в., Английская литература, перев. В. Неведомского, М., 1893; Всеобщая история литературы, под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, СПБ., 1892; Дружинин А. В., Собр. сочин., тт. IV и V; История западной литературы XIX в., под ред. Ф. Батюшкова, т. I; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Жерлицын М., Ко льридж и английский романтизм, Одесса, 1914; Розанов М. Н., Очерки истории английской литературы XIX в., Гиз, М., 1922. Опыт систематизации философских учений К.: Mill J. S., Dissertations, v. I, 1850; Trall H. O., Coleridge, "Men of letters scries", 1884; Brandes G., S. T. Coleridge and English Romantic School, 1887. Полные биографии K.: Halle Caine, Life of Coleridge, L., 1887 (Great Writers).
III. Shepherd, The bibliography of Coleridge, L., 1901.
С. Бабух
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 390--394.
Колридж, Кольридж (Coleridge), Самюэл Тейлор (21.X.1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир, -- 25.VII.1834, Лондон) -- англ. поэт, критик и философ, один из крупнейших представителей "озерной школы" (лэйкистов) -- кружка англ. романтиков, связанных общностью политич. и эстетич. взглядов. Сын бедного провинц. священника, К. учился в Кембридже на богословском ф-те, но увлекся идеями франц. революции и вынужден был оставить ун-т. В 1796 вышел первый сб. его стихов ("Poems on various subjects"); в течение двух месяцев К. издавал демократич. журн. "The Watchman" ("Страж"). Раннее творчество К. отличает интерес к социальным вопросам, осуждение правящих классов Британии; он пишет свободолюбивое стих. "Взятие Бастилии" ("Destruction of the Bastile", 1789, опубл. 1834), однако уже в 1794 совм. с Р. Саути К. создает антиякобинскую драму "Падение Робеспьера" ("The fall of Robespierre"). Свою борьбу против идей революции К. продолжает в трагедии "Осорио" ("Osorio", 1797; переработ. изд. под назв. "Раскаяние" -- "Remorse", 1813). Противоречивость мировоззрения К. этих лет проявилась в его "Сонетах на видных деятелей" ("Sonnets on eminent characters", 1794--95) и в оде "Пламя, голод и убийство" ("Fire, famine and slaughter", 1798), направленной против антинар. политики министра Питта. В неосуществленной мечте К. и Саути об организации в Америке утопич. общины "Пантисократия" воплотились их анархич. представления о свободе, односторонне воспринятые из учения У. Годвина. В 1798 появились "Лирические баллады" ("Lyrical ballads...") К. и У. Вордсворта -- манифест англ. консервативного романтизма, устремленного в прошлое и противостоящего революц. романтизму Дж. Г. Байрона и П. Б. Шелли. В "Литературной биографии" ("Biographia literaria", v. 1--2, 1817) К. вспоминает, что в этих балладах он изображал сверхъестеств. лица и события, а Вордсворт должен был "придать прелесть новизны повседневному". На этой основе двумя поэтами была осуществлена реформа англ. поэтич. языка -- пересмотр наследия классицистской и просветительской поэзии с позиций романтизма, обращение к языку природы и чувства. Однако вместе с логич. четкостью поэзия К. утратила гражд. пафос классицизма. В лучшем произв. К. "Поэма о старом моряке" ("The rhyme of the ancient mariner"), опубл. в "Лирических балладах", переплетаются фантастика и действительность; большой поэтичности достигает К. в картинах моря. В раскрытии душевных переживаний героя он близок к психологич. правде. Уже здесь звучит мотив одиночества, как и в оде "Уныние" ("Dejection", 1802). Неоконч. фрагмент "Кубла Хан" ("Kubla Khan", 1798, изд. 1816; рус. пер. К. Бальмонта, 1908) представляет собой бредовое видение, вызванное, по свидетельству самого поэта, действием опиума, к к-рому он пристрастился. В незаконч. фантастич. поэме "Кристабель" ("Christabel", 1797--1802, опубл. 1816, рус. пер. 1923) отразился интерес К. к средневековью. В 1798--99 К. и Вордсворт совершили поездку в Германию, где К. неск. месяцев учился в Гёттингенском ун-те. Увлекшись нем. лит-рой и идеалистич. философией, он становится их пропагандистом в Англии (его пер. "Валленштейна" Ф. Шиллера до сих пор считается лучшим на англ. яз.). В 1800 К. поселился в "озерном крае" (Камберленд). В 1809--10 издавал журн. "The Friend" ("Друг"), читал в Лондонском философ. об-ве курс лекций об У. Шекспире ("Notes and lectures upon Shakespeare", v. 1--2, изд. 1849). В последующие годы в творчестве К. нарастают элементы пессимизма и религ. мистицизма: трагедия "Заполья" ("Zapolya", 1817), сб. стихов "Листы из книги Сивиллы" ("Sibylline leaves", 1817). Посмертно в 1835 опубл. беседы К. ("Specimens of the table talk", v. 1--2, 1835). Его "Поэма о старом моряке" неоднократно переиздавалась на рус. яз. (лучший пер. -- Н. С. Гумилева, 1919).
Сочинения:
The complete poetical works, v. 1--2, Oxf., 1912; The poetical works, L., 1938; Selected poems, L., [1959]; Collected letters, v. 1--4, Oxf., 1956--59 (изд. продолжается).
Литература:
Елистратова А. А., Кольридж, в ее кн.: Наследие англ. романтизма и современность, М., 1960; История англ. лит-ры, т. 2, в. 1--2, М., 1953--55; Жерлицын М., Кольридж и англ. романтизм, О., 1914; Haney J. L., A bibliography of S. T. Coleridge, Phil., 1903; Wise T. J., A bibliography of the writings in prose and verse of S. T. Coleridge, L., 1913; suppl., 1919; Kennedy V. W., S. T. Coleridge. A selected bibliography, Baltimore, 1935; Logan E., A concordance to the poetry of S. T. Coleridge, Saint Mary-of-the-Woods (Indiana), 1940; Chambers E. K., S. T. Coleridge. A biographical study, Oxf., 1938.
А. Н. Николюкин.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 667--669.