Колотовкин Иван Флавианович
Колотовкин И. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КОЛОТОВКИН Иван Флавианович [26.9(8.10).1878, Березовский з-д Екатеринбург, у. Перм. губ. -- 28.5.1922, Екатеринбург], прозаик. Внук крепостного крестьянина, сын чертежника заводской конторы. Окончил в Екатеринбурге начальное, затем гор. уч-ще (1890--94); в приеме в Уральское горное уч-ще ему было отказано из-за недостатка мест для лиц непривилегированного сословия. В 1906 сдал в Испытательном к-те при Управлении Моск. уч. округа экзамены на звание учителя уездного уч-ща (преподаватель рус. яз.). Всю жизнь работал ради заработка: в 1896--98 -- конторщиком на Исовских платиновых и зол. приисках, в 1905--06 -- в Екатеринбурге в управлении компании "Зингер", принял участие в забастовке служащих, в 1910--16 -- в Перм. правлении Об-ва потребителей, с 1916 -- в ряде учреждений Екатеринбурга.
   В 1899 в газ. "Урал" (Екатеринбург) опубл. первые произв. -- "Около Деиежкнна камня" (16 февр.), "По "чарыму"" (2 апр.) и др. -- небольшие пейзажные и бытовые зарисовки из жизни охотников, приискателей, коренных жителей Сев. Урала -- вогулов. В 1905 в Екатеринбурге вышел сб. рассказов и очерков К. -- "За горами", в к-ром изображен своеобразный быт приискового населения, тяжелый труд рабочих и стихийные взрывы их протеста, изломанные судьбы женщин и детей. Характерно тяготение К. к малым прозаич. формам: короткой новелле, рассказу, этюду, путевому очерку, фельетону, публиц. статье; недостатки худож. стиля произв. этой поры -- нек-рая натуралистичность описаний, склонность к лирич. патетике, длинноты и лит. штампы.
   В последующие годы К. печатается также в газ. "Приуралье", "Зауральский край", "Волж. вести", "Белорус, жизнь", ж. "Изв. потребителей" (ред. в 1916--17), "Лит. вечера" (Москва), "К свету". Рев. события 1905--07 на Урале и моек, впечатления 1906 отразились в рассказах, где нарисованы эпизоды рабочего движения -- "Голодные и пресыщенные" ("Уральская жизнь", 1906, 10 сент. ... 15 окт.), "Тени прошлого" ("Уральский край", 1908, 2, 8 авг.), "Распад" ("Голос Приуралья", 1910, 15 окт. ... 3 нояб.), образы революционеров, полит, ссыльных -- людей "святых и чистых" ("Шестеро" -- "Голос Приуралья", 1909, 24 марта) и т. д. Преобладание в них публиц. идеи над жизненным материалом приводило к схематизму. Эти произв. уступали в худож. отношении его социально-бытовым рассказам 1907--15, в к-рых социальные противоречия в городе и деревне, бедствия обезземеленного крестьянства, трагедия пере-селенчества представали в конкретных судьбах сломленных жизненными обстоятельствами людей ("С голоду" -- "Уральский край", 1908,3,5 сент.; "В деревне" -- там же, 1910, 4 дек.; "На вокзале" -- там же, 1911, 27 марта) и в сати-рич. образах: торгаша -- хищника и лицемера ("Благодетель" -- "Уральское х-во", 1912, No 5), сноба-приказчика, изгоняющего из дома мать-крестьянку ("В люди вышел" -- "Голос Приуралья", 1907, 16 июля), митрополита, "сановное" самолюбие к-рого укрощено властью "золотого тельца" ("Своя своих" -- "Приуралье", 1909,1 марта). В ряде рассказов К. акцентирует внимание на теневых сторонах в деяниях и нравах духовных лиц ("Чающие исцеления" -- "Лит. вечера", 1907, No 5; "Сокровенное" -- "Уральский край", 1911, 10 апр.). В рассказе-шарже "Кровью своего сердца" ("Голос Приуралья", 1908, 23 сент.) К. вывел тип литератора, откровенно эксплуатирующего тему нар. несчастий.
   В творчестве К., особенно в годы реакции, появлялись мотивы одиночества, безысходности и пошлости жизни ("Силуэты" -- "Голос Приуралья", 1909, 5, 8 аир.), но звучала и надежда на перемены, напр. в прозрачной символике рассказа "Туман" (там же, 1909, 6 авг.). Особой теплотой, грустью, мягким юмором проникнуты рассказы, раскрывающие внутр. мир "маленьких людей" ("Будни" -- "Уральский край", илл. прил., 1909, 19 окт.; "Нимфа" -- там же, 1909, 25 дек.). Об одном таком рассказе "Нет его" ("Голос Приуралья", 1910, 18, 20 июня) уральский литератор А. Г. Туркин писал К.: "Здесь все налицо: строгая выдержанность в нарастании драмы, благородные образы и конец -- правдивый, просто народившийся, переданный сжато и от этого сильный... По скромности своей... вы даже и не подозреваете... какой в сущности вы талант!" (в кн. К.: Избр. произв., с. 16--17). В 1919 К. готовил 2-й сб-к дорев. рассказов "На чужой стороне" (не опубл.). В последние годы от лит-ры отошел, возможно, из-за тяжелой болезни. У К. была типичная судьба скромного провинц. газетчика. Единств, прижизненный сб-к и множество рассеянных в осн. в уральских изданиях рассказов и очерков остались не замеченными критикой, хотя его лит. путь лежал в русле исканий кри-тич. реализма начала века, был отмечен влиянием чеховской школы. В лучших рассказах К. достигал тонкой психол. нюансировки, выразительности лаконичной худож. детали, верной передачи образной нар. речи.
  
   Изд.: Избр. произв., Свердловск, 1936 (вступ. ст. К. Боголюбова); в сб.: Рассказы и повести дорев. писателей Урала, т. 2, Свердловск, 1956 (справка К. Боголюбова).
   Лит.: Ерошкина 3., Лит. наследство Урала. -- "Лит. учеба", 1936, No 7; Куриленков В., Лит. наследство Урала. -- "Лит. критик", 1938, No 4; Шмаков А. А., Наше лит. вчера. Ист.-биогр. очерки, [Челябинск], 1962, с. 41--4S; Ладейщиков А., Писатели Урала. Биобибл. справочник, [Свердловск], 1949.
   Архивы: Музей писателей Урала, г. Свердловск, л. ф.; ЦГИАМ, ф. 4S9, оп. 10, д. 20434* [справка А. И. Рейтблата].

M. M. Верховская.

Русские писатели. 11--20 вв. Биографический словарь. Том 2. М., "Советская энциклопедия", 1994

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru