|
Скачать FB2 |
| |
НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА КОХАНОВСКАЯ (СОХАНСКАЯ)
КРАЖА НЕВЕСТЫ
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В 5 ДЕЙСТВИЯХ
(Пьеса опубликована: Литературное Приложение к газете "Гражданин". 1885. Октябрь. С. 41 -- 160).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гости обоего пола и всех возрастов, сенные девушки, рабочие, два мальчика, франт кучер с балалайкою, казачок с опахалом, мужик с метлою.
В деревне Белозерова, ранней весною.
*
Действие происходит в шестидесятых годах XVIII столетия в нынешней Курской губернии. I, II, III и V акты в имении Белозерова; 1 картина IV акта в имении генеральши Рахметовой; 2-я -- на постоялом дворе села Погореловки. По времени: I акт -- на Св. Неделе, II -- на Фоминой, III -- 9-го мая на Николаев день, IV -- в начале сентября под Покров и V -- в половине сентября, спустя год без малого после происшествия IV акта.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Всю глубину сцены образует богато убранная зала, во вкусе Помпадур; прямо перед зрителями причудливо изукрашенный камин, как бы храмик какого-нибудь мифологического божества, и над ним возвышается великолепный портрет Екатерины, в образе Фелицы, со скипетром в руке, как бы шествующей и расстилающей за собою волны белого горностая и царского пурпура. Ближе к рампе, кабинет Белозерова, отделенный от залы колоннами, и тяжелые занавесы могут открывать и закрывать вход из залы; в кабинете две двери, окна прямо; комод, у стены красный сафьянный диван и над ним болышущие оленьи рога, увешанные охотничьими снарядами, перед диваном -- стол с готовым кофейным прибором. Раннее весеннее утро.
(Из других дверей показывается Сила с маленькою скамеечкою и с большой книгою в руках -- щедушный старичок в косе и в пуклях и во французском суконном кафтане. Он ставит скамеечку, кладет на нее свою книгу и низко кланяется Белозерову).
(Комариная Сила отходит к двери, усаживается на скамейке, делает приготовления к чтению: откашливается, надевает огромные очки, развертывает свою книгу на коленях и начинает непрестающее, однообразное чтение, как жужжание большого комара. В это время из глубины залы показывается Анна Гавриловна в роскошном туалете а lа помпадур; за нею следует Емельяновна, повязанная большим темным платком, в кофте и в юбке. На ходу она внимательно осматривает, охорашивает барышню. Анна Гавриловна, входя с нянею на аван-сцену, приостанавливается. Емельяновна еще осматривает ее, расправляет шлейф).
(Емельяновна становится к сторонке, вынимает чулок из большого наружного кармана и вяжет, шевеля губами; но часто приостанавливается и с тревогою слушает голоса в кабинете).
ПЕРЕМЕНА ДЕКОРАЦИИ.
На заднем плане фасад барского дома Белозерова; сцена -- широкий двор, обрамленный кустами и деревьями прилегающего сада, слева виднеется угол забора; у самого крыльца большая развесистая береза.
(Рабочие поспешно выходят с бревнами на плечах).
(На крыльце показывается Савельич. Издали видно, как он распоряжается жестами. За ним выносят ковер, расстилают его под березою, ставят два кресла, маленький столик. Комариная Сила выносит ящик с шашками, которые рассыпает нечаянно по ковру и вскривает: "Ай, шашечки посеял!" и, собравши, ставит ящик на стол.
(Когда все это совершается посреди сцены, по которой расхаживает Ефрем, делая свои короткие замечания: "Так... ловче... что ты, Слепота Куриная, метлою-то мне в бороду суешь!", и затем удаляется со сцены, а также и Савельич уходит с крыльца; тем временем Филька-Филимон с рабочими живо ладит качели. Поставлены столбы; он взбирается на поперечину и, постукивая топором, и ввинчивая кольца, к которым привязаны веревки качелей, обшитые красным сукном, Филька сначала мурлыкает себе под нос, а потом, воодушевляясь, все громче и живее поет:
(Что не более распевается Филька-Филимон, тем явственнее слышится весело насмешливая, комическая нота в повторенных припевах девицы).
(Тем временем под качелями образуется совершенно народная сцена. Выползает старый высокий старик, в кожухе и без шапки, и садится на землю, обхвативши колени руками. Он с участием следит за работою и говорит: "Эх, детки! была силка да измаялась; а то бы дедушка Кондрат подсобил работать". Выбегают двое ребятишек, которые, поглазевши на качели, присадятся тут же играть в кремешки; но мало-помалу песня разбирает их, и они, взявшись в бока, начинают плясать друг перед дружкою самым забавным образом; показывается франт из гостинных кучеров и начинает подыгрывать на балалайке. На бренчанье ее и голос молодецкой песни, мелькают меж деревьями головы сенных девушек. Одна раскрасавица опирается на забор из сада и слушает, прикрывая разгорающееся лицо захваченным в руку передником; но, неощутимо для нее самой, рука с передником опускается и начинает прищелкивать; дед старый, сидя на земле, притопывает обеими ногами. Казачок с павлиньим опахалом начинает стиха, помаленьку, свистать и присвистывать, переминаясь с ноги на ногу и готовый сию минуту пуститься в пляс; названный Куриная Слепота метет сцену с суровым, невозмутимым выражением лица; но метла сама собою пляшет по сцене. Один Филька-Филимон, как бы не замечая общего движения, производимого им, работает во всю руку и поет во весь голос:
Завершив работу ударом обуха-топора, Филька-Филимон акробатски спускается с перекладины по веревкам качелей и, ступив ногою на землю, пускается в пляс, повторяя последний припев:
С молодецким ударом Филькиной ноги в землю, темп балалайки заиграл живее, -- и все разом встрепенулось и заплясало; рабочие хором подхватили припев.
(За сценою начинает раздаваться хоровой, немного заунывный напев, который ощутимо приближается. Общее движение).
(Ефрем машет рукою, Куриная Слепота с метлой убирается со сцены, весь черный люд сбивается в кучку за качели. Франт-кучер прячет за спину балалайку; дед Кондратий поднимается на ноги; Филька-Филимон становится к столбу у качелей и говорит сам с собою: "Уж поработала рука, дай потешу глаза!". Ефрем отходит к крыльцу.
(На крыльцо из дому вылетает средних лет и средней руки барыня, в чепце, с большими полинялыми бантами, в пестром платке и, оборачиваясь назад, машет рукою и говорит дробною, крикливою речью).
(В это время за сценою явственно раздаются голоса).
(С первыми звуками песни, выходит Белозеров с Образцовым и со множеством гостей, которые размещаются на скамьях; а Белозеров садится под березою играть в шашки с своим задушевным приятелем. Комариная Сила стоит также у березы, держа наготове кисет и трубку; Казачок с опахалом из павлиньих перьев делает свое дело).
(На сцену является яркая до ослепления вереница девушек в сарафанах и паневках и молодых людей в русских костюмах, не менее осьми или десяти человек; между ними Шагаров и Анна Гавриловна блистают как звезды первой величины. Анна Гавриловна в клетчатой паневе, затканой шемаханскими шелками, с штофной или глазетовой прошвой напереди и в блистающей девичьей повязке. Все лица держат друг друга за руку и, становясь справа стеною поперек сцены, поют).
(С противоположной стороны появляется другая такая же вереница и, наступая, и отступая мерно, под такт песни, отвечает):
(С последним звуком припева, вся первая сторона бросается бежать врассыпную; ее преследует вторая сторона; молодцы ловят девушек, все скрываются за кулисы и затем тотчас раздаются густые торжествующие звуки:
(И двое молодых людей выводят под руки Анну Гавриловну на средину сцены, ближе к зрителям; вся вторая сторона становится позади полукругом и поет:
(А Анна Гавриловна, как пленница, представляет вид смущенной и опечаленной; стоит, опустя ясные очи, и низко кланяется на обе стороны).
(За кулисами раздаются заунывные звуки первой стороны:
(С последним замирающим звуком за кулисами, Анна Гавриловна делает быстрое движение руками, как бы сбрасывает с себя оковы и с усмешкою говорит молодцам, державшим ее):
(Живо оборачивается и идет навстречу к высыпающей из-за кулис молодежи той первой стороны, в которой она начинала игру).
(Часть молодежи устремляется к качелям, а другая группируется на аван-сцене. Анна Гавриловна как бы немного смущена тем, что причинила товарищам по игре печаль и убыль, давши уловить себя, особливо сердечную досаду этому статному да показному доброму молодцу, схожему будто на Марка Петровича, который угрюмо стоит немного поодаль других, принадвинувши черную шляпу на молодецкие глаза).
(Быстро переменяют напев на чрезвычайно живой и бойкий):