|
Скачать FB2 |
| |
НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА КОХАНОВСКАЯ (СОХАНСКАЯ)
КРАЖА НЕВЕСТЫ
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В 5 ДЕЙСТВИЯХ
(Пьеса опубликована: Литературное Приложение к газете "Гражданин". 1885. Октябрь. С. 41 -- 160).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гости обоего пола и всех возрастов, сенные девушки, рабочие, два мальчика, франт кучер с балалайкою, казачок с опахалом, мужик с метлою.
В деревне Белозерова, ранней весною.
*
Действие происходит в шестидесятых годах XVIII столетия в нынешней Курской губернии. I, II, III и V акты в имении Белозерова; 1 картина IV акта в имении генеральши Рахметовой; 2-я -- на постоялом дворе села Погореловки. По времени: I акт -- на Св. Неделе, II -- на Фоминой, III -- 9-го мая на Николаев день, IV -- в начале сентября под Покров и V -- в половине сентября, спустя год без малого после происшествия IV акта.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Всю глубину сцены образует богато убранная зала, во вкусе Помпадур; прямо перед зрителями причудливо изукрашенный камин, как бы храмик какого-нибудь мифологического божества, и над ним возвышается великолепный портрет Екатерины, в образе Фелицы, со скипетром в руке, как бы шествующей и расстилающей за собою волны белого горностая и царского пурпура. Ближе к рампе, кабинет Белозерова, отделенный от залы колоннами, и тяжелые занавесы могут открывать и закрывать вход из залы; в кабинете две двери, окна прямо; комод, у стены красный сафьянный диван и над ним болышущие оленьи рога, увешанные охотничьими снарядами, перед диваном -- стол с готовым кофейным прибором. Раннее весеннее утро.
(Из других дверей показывается Сила с маленькою скамеечкою и с большой книгою в руках -- щедушный старичок в косе и в пуклях и во французском суконном кафтане. Он ставит скамеечку, кладет на нее свою книгу и низко кланяется Белозерову).
(Комариная Сила отходит к двери, усаживается на скамейке, делает приготовления к чтению: откашливается, надевает огромные очки, развертывает свою книгу на коленях и начинает непрестающее, однообразное чтение, как жужжание большого комара. В это время из глубины залы показывается Анна Гавриловна в роскошном туалете а lа помпадур; за нею следует Емельяновна, повязанная большим темным платком, в кофте и в юбке. На ходу она внимательно осматривает, охорашивает барышню. Анна Гавриловна, входя с нянею на аван-сцену, приостанавливается. Емельяновна еще осматривает ее, расправляет шлейф).
(Емельяновна становится к сторонке, вынимает чулок из большого наружного кармана и вяжет, шевеля губами; но часто приостанавливается и с тревогою слушает голоса в кабинете).
ПЕРЕМЕНА ДЕКОРАЦИИ.
На заднем плане фасад барского дома Белозерова; сцена -- широкий двор, обрамленный кустами и деревьями прилегающего сада, слева виднеется угол забора; у самого крыльца большая развесистая береза.
(Рабочие поспешно выходят с бревнами на плечах).
(На крыльце показывается Савельич. Издали видно, как он распоряжается жестами. За ним выносят ковер, расстилают его под березою, ставят два кресла, маленький столик. Комариная Сила выносит ящик с шашками, которые рассыпает нечаянно по ковру и вскривает: "Ай, шашечки посеял!" и, собравши, ставит ящик на стол.
(Когда все это совершается посреди сцены, по которой расхаживает Ефрем, делая свои короткие замечания: "Так... ловче... что ты, Слепота Куриная, метлою-то мне в бороду суешь!", и затем удаляется со сцены, а также и Савельич уходит с крыльца; тем временем Филька-Филимон с рабочими живо ладит качели. Поставлены столбы; он взбирается на поперечину и, постукивая топором, и ввинчивая кольца, к которым привязаны веревки качелей, обшитые красным сукном, Филька сначала мурлыкает себе под нос, а потом, воодушевляясь, все громче и живее поет:
(Что не более распевается Филька-Филимон, тем явственнее слышится весело насмешливая, комическая нота в повторенных припевах девицы).
(Тем временем под качелями образуется совершенно народная сцена. Выползает старый высокий старик, в кожухе и без шапки, и садится на землю, обхвативши колени руками. Он с участием следит за работою и говорит: "Эх, детки! была силка да измаялась; а то бы дедушка Кондрат подсобил работать". Выбегают двое ребятишек, которые, поглазевши на качели, присадятся тут же играть в кремешки; но мало-помалу песня разбирает их, и они, взявшись в бока, начинают плясать друг перед дружкою самым забавным образом; показывается франт из гостинных кучеров и начинает подыгрывать на балалайке. На бренчанье ее и голос молодецкой песни, мелькают меж деревьями головы сенных девушек. Одна раскрасавица опирается на забор из сада и слушает, прикрывая разгорающееся лицо захваченным в руку передником; но, неощутимо для нее самой, рука с передником опускается и начинает прищелкивать; дед старый, сидя на земле, притопывает обеими ногами. Казачок с павлиньим опахалом начинает стиха, помаленьку, свистать и присвистывать, переминаясь с ноги на ногу и готовый сию минуту пуститься в пляс; названный Куриная Слепота метет сцену с суровым, невозмутимым выражением лица; но метла сама собою пляшет по сцене. Один Филька-Филимон, как бы не замечая общего движения, производимого им, работает во всю руку и поет во весь голос:
Завершив работу ударом обуха-топора, Филька-Филимон акробатски спускается с перекладины по веревкам качелей и, ступив ногою на землю, пускается в пляс, повторяя последний припев:
С молодецким ударом Филькиной ноги в землю, темп балалайки заиграл живее, -- и все разом встрепенулось и заплясало; рабочие хором подхватили припев.
(За сценою начинает раздаваться хоровой, немного заунывный напев, который ощутимо приближается. Общее движение).
(Ефрем машет рукою, Куриная Слепота с метлой убирается со сцены, весь черный люд сбивается в кучку за качели. Франт-кучер прячет за спину балалайку; дед Кондратий поднимается на ноги; Филька-Филимон становится к столбу у качелей и говорит сам с собою: "Уж поработала рука, дай потешу глаза!". Ефрем отходит к крыльцу.
(На крыльцо из дому вылетает средних лет и средней руки барыня, в чепце, с большими полинялыми бантами, в пестром платке и, оборачиваясь назад, машет рукою и говорит дробною, крикливою речью).
(В это время за сценою явственно раздаются голоса).
(С первыми звуками песни, выходит Белозеров с Образцовым и со множеством гостей, которые размещаются на скамьях; а Белозеров садится под березою играть в шашки с своим задушевным приятелем. Комариная Сила стоит также у березы, держа наготове кисет и трубку; Казачок с опахалом из павлиньих перьев делает свое дело).
(На сцену является яркая до ослепления вереница девушек в сарафанах и паневках и молодых людей в русских костюмах, не менее осьми или десяти человек; между ними Шагаров и Анна Гавриловна блистают как звезды первой величины. Анна Гавриловна в клетчатой паневе, затканой шемаханскими шелками, с штофной или глазетовой прошвой напереди и в блистающей девичьей повязке. Все лица держат друг друга за руку и, становясь справа стеною поперек сцены, поют).
(С противоположной стороны появляется другая такая же вереница и, наступая, и отступая мерно, под такт песни, отвечает):
(С последним звуком припева, вся первая сторона бросается бежать врассыпную; ее преследует вторая сторона; молодцы ловят девушек, все скрываются за кулисы и затем тотчас раздаются густые торжествующие звуки:
(И двое молодых людей выводят под руки Анну Гавриловну на средину сцены, ближе к зрителям; вся вторая сторона становится позади полукругом и поет:
(А Анна Гавриловна, как пленница, представляет вид смущенной и опечаленной; стоит, опустя ясные очи, и низко кланяется на обе стороны).
(За кулисами раздаются заунывные звуки первой стороны:
(С последним замирающим звуком за кулисами, Анна Гавриловна делает быстрое движение руками, как бы сбрасывает с себя оковы и с усмешкою говорит молодцам, державшим ее):
(Живо оборачивается и идет навстречу к высыпающей из-за кулис молодежи той первой стороны, в которой она начинала игру).
(Часть молодежи устремляется к качелям, а другая группируется на аван-сцене. Анна Гавриловна как бы немного смущена тем, что причинила товарищам по игре печаль и убыль, давши уловить себя, особливо сердечную досаду этому статному да показному доброму молодцу, схожему будто на Марка Петровича, который угрюмо стоит немного поодаль других, принадвинувши черную шляпу на молодецкие глаза).
(Быстро переменяют напев на чрезвычайно живой и бойкий):
(В продолжение этой коротенькой шаловливой песни и пляски, Белозеров, как бы не своею силою, поднимается с кресла и, с шашкою в руке, подходит смотреть на дочь. На ходу он роняет туфлю и не замечает того; Комариная Сила поднимает ее и стоит недвижимо. За Белозеровым следует Образцов, и некоторые почетные пожилые гости также приближаются и обступают дорогую пару; между Зернова и Рыков).
(С окончанием пения, подруга Анны Гавриловны быстро целует ее на лету, бросается к качелям, захватывает на пути другую девушку; через мгновение они уже обе стоят на качельной доске, держась за веревки, и молодцы их с веселым смехом и говором, высоко качают).
(Гаврила Михайлович и Анна Гавриловна остаются окруженные гостями).
(Анна Гавриловна остается окружаемая гостями).
(И вслед за нею несколько голосов подхватывают):
(и со всех сторон молодежь начинает собираться к хороводу).
(И начинается пантомимная плясовая игра всем хороводом. Поют, приплясывая).
(Гости любуются, прихваливая, притопывая, прихлопывая в ладоши. "Ай, свет! ай, радость дорогая! Живи, не умирай, душа!". Многие и не из молодых вовсе, своею непосидчивостию и движениями ясно показывают, что, за малым чем, они и сами готовы пуститься в пляс -- особливо выдается своею живостию Зернова. Она встает и садится, как бы сама не своя. Вдруг, в самом разгаре припева, не давая замолкнуть песне, она врывается в хоровод).
(Зернова должна плясать превосходно. Пляска ее заразительна; некоторые из гостей приступают к хороводу, и когда Марфа Осиповна снова начинает песню и поет и пляшет с таким изменением:
из гостей выхватывается другая особа, и пантомимная пляска идет вдвоем. С последним припевом:
Зернова падает на скамыо в изнеможении).
(Ведя пантомимную игру вдвоем с подругою Зерновой и с следующим изменением в песне:
(С последним звуком припева чернеца, затопали ноги молодцов, в хороводе воскликнули в нетерпении).
(Живо схватываются руками, и Шагаров ведет кривой танок, свивая и развивая его по сцене. Танок, как метла, пометает все за собою: к нему пристают мало-помалу все гости, кроме Рыкова и очень немногих удалившихся с Образцовым под березу к Гавриле Михайловичу. Не переставая петь и вести танок, Шагаров вводит в него Фильку-Филимона, и рабочих, и кучера... Все охвачено одною силою, одним обаянием живого, родного веселья).
(Хоровод движется стройно и плавно. Молодые глаза Анны Гавриловны, под обаянием слов песни, невольно приковываются к Шагарову, и она машинально и безмолвно движется в хороводе. При последних словах песни, она до того задумывается и заглядывается, что Шагаров замечает девичью думу и, сняв свою черную шляпу, низко кланяется Анне Гавриловне).
Общее движение, занавес быстро падает.
КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
(Утро. Зала и кабинет Белозерова, как и в первом действии; прибор попитого кофе на столе; Комариная Сила мурлыкает про себя житие; Белозеров сидит на диване, и Зернова у него в гостях).
(Тем временем из глубины сцены показывается Анна Гавриловна, сопровождаемая нянею, в том самом наряде, как и в первый раз).
(Анна Гавриловна отходит, берет книгу и, возвращаясь, становится перед отцом. Он зорко ее осматривает с головы до ног).
(Анна Гавриловна, в испуге и в радости и тревоге, отворяет комод, схватывает несколько штук материй, которые у нее выскользают из рук, развертываются, волочатся за нею; она путается в своем оборванном платье и прибегает по сцене, произнося):
(К этому времени за сценою поднимается довольно большая суета, и человека два лакеев пробегают по зале с ошалелыми лицами, восклицая: "Жалуют! Их превосходительство жалуют", и скрываются. На возглас Белозерова быстро отворяются двери в кабинет).
(В то же время Белозеров выходит в залу в сопровождении Комариной Силы. Последий становится к сторонке, а Белозеров, поправляя на ходу спущенный пояс штофного зеленого шлафрока и шаркая туфлями, проходит навстречу сестрице генеральше. Она показывается, ведомая под руки Савельичем и ее гайдуком; одета в синюю атласную робу и вообще является во всех статьях вельможного наряда Екатерининских времен).
(Гайдуки вбегают).
(Входит в кабинет и опускает за собою занавесы; в то же время выдвигается ширма и закрывает пространство между колоннами).
ПЕРЕМЕНА ДЕКОРАЦИИ
(Живописная местность. Вдали, по взгорьям, между кустами виднеются многочисленные ряды ульев; налево красивый обрыв, из которого бьет ключ живой воды; глубже за ним, из густой зелени, показывается дымящаяся труба как бы кухни; направо разнообразные кусты, а посредине, на первом плане, огромный развесистый дуб, и в ветвях его утвержден улей).
(Савельич, в полном наряде, выходит со стороны кухни; за ним следует множество лакеев с ножками стола, с досками, с корзинами белья, посуды, серебра, хрусталя и всего, всего, что следует для праздничного барского стола).
(Начинается накрыванье большого круглого стола под дубом: Савельич стоит в сторонке и наблюдает, показывая жестами; лакеи приходят и уходят, наливают в карафины воду из ключа и прочее. Образцов и Рыков, гуляя, выходят со стороны и бросаются перед рампою полежать на траве и побеседовать).
(Являются песенники и проходят слева на правую сторону в кусты; впереди запевало.)
(Уходит; лакеи становятся в чинных позах. Несколько минут молчаливого ожидания. Потом Савельич возвращается и начинает разливать суп. Немного погодя, входят: Белозеров с правой стороны, за ним Анна Гавриловна в кругу дам и подруг, Морозов, Шагаров, Образцов, Слатин, Рыков, и другие гости обоего пола, Зернова и позади всех Комариная Сила. Слатин незаметно отстает от прочих, подходит к песенникам и шепчет что-то на ухо запевале. Тот выслушивает его с улыбкою).
(К этому времени Анна Гавриловна с дамами успевает разместиться за столом, и они занимают полукружие, спиною к зрителям).
(Певчие начинают торжественный гимн "Коль славен наш Господь". Обед идет своим чередом).
(Песенники начинают петь).
(Песенники поют унылым напевом):
(Минута молчания и ожидания. Затем является Комариная Сила с серебряным подносом, на котором стоит золоченая стопа с медом и лежит что-то, покрытое белою скатертью).
(Песенники начинают петь:
(Комариная Сила подносит чару Шагарову. В то же время один из лакеев сдергивает салфетку с подноса. Под ней оказывается связанный пук розог. Движение между гостями).
(Песенники поют:
(Шагаров встает с места, берет с подноса стопу, кланяется на обе стороны, выпивает мед, а остаток плещет на розги).
(Минута молчания).
(Движение между барышнями; Анна Гавриловна в смущении сидит неподвижно, опустив глаза. Входит Емельяновна).
(Встает из-за стола; за ним все встают; занавес падает).
КОНЕЦ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гости Белозерова. Декорация 1-го акта. Вечереющий осенний день.
(При поднятии занавеса сцена пуста).
(Лаврушка и Терешка показываются в дверях передней; они становятся на колени и протягивают руки к Анне Гавриловне).
(Терешка выносит зажженные свечи и ставит на стол).
(Анна Гавриловна уходит. Из передней входит Белозеров в кафтане тонкого сукна и в ботфортах ).
(Емельяновна уходит в корридорную дверь; из передней входят гости -- одни мужчины, и большая часть в охотничьих костюмах. После всех Комариная Сила, который становится у дверей).
Перемена декорации.
КАРТИНА ВТОРАЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гости Белозерова; дворовые люди Шагарова; народ.
(Сад Белозерова. Направо, на первом плане, каменная пятиглавая церковь с колокольнею, слабо освещенная изнутри. За церковью видна часть каменной же, белой ограды с воротами и калиткой, выходящими в поле. В глубине сцены, несколько налево, задний фасад дома Белозерова с крыльцом в сад. В окнах дома кой-где мелькают огоньки. Ночь. Небо покрыто тучами. Слышен шум порывистого ветра).
(Входят Шагаров и Алексашка с противоположных сторон. Оба переодетые: Алексашка нищим с обвязанным лицом, заплатой на левом глазу и с клюкой в руках, Шагаров -- мужнком: на нем рыжий парик, накладная борода, серый зипун, опоясанный красным поясом, большая черная шапка. Вся последующая сцена ведется вполголоса).
(Скрывается вместе с Алексашкой в толпе народа. Немного спустя, на крыльце дома показывается Белозеров с гостями. Впереди Савельич несет фонарь. Сзади всех Комариная Сила).
(Народ расступается. Белозеров, гости, Савельич и Комариная Сила входят в церковь. Немного спустя, на крыльце дома, соступая на нижние ступени, показывается Терешка, ливрейный лакей, с фонарем в руке. За ним выходит Анна Гавриловна в шубке с перехватом на золотых застежках, крытой белым атласом и опушенной черным соболем, и в зимней бархатной шапочке с напускными ушками, подвязанной у подбородка розовой лентой).
(Из сеней дома выскакивает молоденькая девочка, видимо получившая сзади хорошего пинка. Она спотыкается, падает и хватается обеими руками за Анну Гавриловну).
(Настя и Софья берут Анну Гавриловну под руки и сводят с крыльца. Сзади девочка обеими руками поддерживает шлейф; впереди Терешка с фонарем; Афонька, тоже с фонарем, замыкает шествие).
(В толпе смятение и слышен зычный гул: "Анну Гавриловну украли!").
(Через минуту из церкви выбегает Белозеров, бледный, без шапки и почти с потерянным взором. Вокруг него толпятся растерявшиеся гости).
(Белозеров, как щепку, стряхивает Настю с рукава своего, по-видимому, не узнавая ее, и бросается на крыльцо дома).
(На сцене страшная беготня и суета, за сценой крик, топот, возгласы).
Занавес падает.
КОНЕЦ ТРЕТЬЕМУ ДЕЙСТВИЮ
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Спальня генеральши Рахметовой. Одна дверь прямо, другая -- направо. Налево -- кровать со штофным пологом. Ночь. Слабое освещение. Генеральша вся в белом, в широкой кофте и ночном чепце с большими оборками, сидит на кровати. Неподалеку в креслах Марфа Осиповна Зернова.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
(За сценой слышатся отдаленный шум и невнятные голоса).
(За сценою раздается стук падающей мебели и голос Белозерова).
(Белозеров с минуту стоит неподвижно с сжатыми кулаками, потом со всей мочи ударяет кулаком по этажерке, с которой при этом слетает фарфоровая чаша и разбивается вдребезги. Генеральша пронзительно вскрикивает).
(Уходит, хлопнув дверью; генеральша вскрикивает и падает в кресло).
(Зернова, Образцов и Федосья хлопочут вокруг генеральши).
(Федосья приносит воду, другие горничные склянку со спиртом. Зернова трет генеральше виски; Образцов предлагает стакан с водой).
(Зернова соучаствует в разговоре выразительными жестами, восклицаниями и повторениями последних слов генеральши).
(Перемена декорации)
КАРТИНА ВТОРАЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Охотники Белозерова. Баба с кувшином молока.
Комната на постоялом дворе. Одна дверь направо, другая -- налево. Прямо от зрителей три небольших окна. Кругом стоят широкие лавки, стол на известном месте. Ночь. На сцене темно.
(Входит Белозеров, Образцов, Ефрем и Григорий Федосеев из двери направо. Федосеев несет свечку в железном подсвечнике и ставит ее на стол).
(Слатин, протирая глаза, торопливо выходит из двери налево; а из двери направо Матюшка, Алешка и много других охотников Белозерова, все с более и менее приметными следами сна на лицах).
(Входит Слатин и Покровский, худой, остроносый человек с косичкою и в пестрядином халате. Он входит неловко и робко, переминая в руках толстую тетрадь синеватой бумаги).
(Занавес падает).
КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Кабинет Белозерова. Одна дверь прямо -- в залу, другая -- направо, в корридор; налево -- печь с расписными изразцами. На первом плане большой диван, обитый зеленым сафьяном. Ясный осенний день.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
(Белозеров, значительно поседевший против прежнего, в рубахе и шароварах, спит на диване, прикрытый халатом. Комариная Сила сидит на полу у печи, с большой книгой в кожаном переплете).
(В то время, как Комариная Сила читает, дверь из залы тихо отворяется, и на сцену осторожно входят Шагаров и Анна Гавриловна. Шагаров несет на розовой атласной подушке нарядно убранного младенца; а Анна Гавриловна держит новый богатый шлафрок и бархатные, шитые золотом, туфли).
(Показывает жестами Комариной Силе, чтобы он взял вещи у Анны Гавриловны. Комариная Сила подползает к Анне Гавриловна).
(Берет шлафрок и туфли, и вместе припадает к руке Анны Гавриловны).
(Комариная Сила подает барину шлафрок и туфли, привезенные Шагаровыми. Белозеров одевается, не замечая, что ему подают новые вещи. Сначала он хочет положить младенца на диван, потом передать его Силе, но кончает тем, что все время не спускает его с рук; и, надевая рукава шлафрока, переменяется своей ношей то на ту, то на другую руку. Наконец, поднимает обе руки с младенцем вверх и дает Силе подпоясать себя. Затем он уходит в залу, в сопровождении Комариной Силы. Сцена с минуту пуста. Потом входит Анна Гавриловна, падает на колени и благоговейно складывает руки. Няня, сильно взволнованная, вбегает на сцену и бросается на шею Анне Гавриловне).
Перемена.
КАРТИНА ВТОРАЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Парадная гостиная в доме Белозерова. Направо дверь в залу, налево -- другая, во внутренние комнаты. Прямо стеклянная дверь в сад, и по сторонам ее окна, драпированные бархатными занавесками.
(Шагаров и Анна Гавриловна входят из двери налево).
(Анна Гавриловна, взволнованная, становится на место, указанное мужем. Шагаров помещается неподалеку от нее. Некоторое время молчание; потом дверь из залы быстро распахивается, и входит Белозеров, держа на руках подушку с младенцем. За ним -- генеральша Рахметова, разряженная, в высоком чепце и желтой атласной робе на фижмах).
(Анна Гавриловна, следившая с беспокойством за разговором отца и мужа, бросается вперед и также кланяется в ноги Белозерову).
(Кланяется тестю в ноги в другой и третий раз. В продолжение этого разговора, из двери направо входят Емельяновна и прочие слуги и группой становятся в дверях. Между ними лакей Шагарова в богатом ливрейном кафтане, напудренный, в шелковых чулках и башмаках. Он держит серебряный поднос с бутылкою шампанского и золочеными чеканными бокалами, и становится отдельно, поодаль от прочих слуг).
(Шагаров наливает вином другой бокал и подносит его генеральше).
(Во время этого разговора, Анна Гавриловна передает ребенка Емельяновне. Та уносит его, и, некоторое время спустя, возвращается и становится на свое прежнее место).
(Генеральша и слуги уходят. Анна Гавриловна следует за ними; но, сделав несколько шагов, останавливается).
(Анна Гавриловна уходит в дверь налево).
(Шагаров, топнув ногой, схватывает бокал с вином, стоящий на столе, и выпивает его залпом).
(Анна Гавриловна быстро входит из двери налево).
(Анна Гавриловна трижды хлопает в ладоши и живо уходит вместе с Шагаровым. С минуту спустя, на сцену вносится хоровод, яркий до ослепления: в нем переодетые и непереодетые гости. Зернова, в чепце и в большом, развевающемся платке, рука об руку с Образцовым и Слатиным; на другом конце свивают и развивают платок. Вносясь на сцену, весь хоровод, среди пляски, кланяется Белозерову и начинают окружать его и Генеральшу, знаками приглашая их в середину, и Зернова восклицает: "Не подиви, сударь, на нас! Все мы собрались твою радость взвеселить". Белозеров с сестрицей сначала отказываются, но мало-помалу их отрицательные жесты переходят в пантомиму русской пляски, отвергающей, отказывающейся, и важная пара замыкается в хоровод. И когда все вокруг них уносится в одушевлении пляски, Белозеров и Генеральша, сохраняя приличную им важность и степенность, чуть движутся, почти стоя на месте, и ведут пляску одною пантомимою. Хор поет):
(По окончании песни и пляски, хоровод разрывается на две стороны, и Белозеров остается посередине).
(Тихая музыка, и Анна Гавриловна появляется в пунцовом штофном сарафане, выложенном напереди и по подолу серебряным позументом и серебряною сеткою, с пристегнутыми внизу гремучими серебряными колокольчиками. Ее пудреные волосы спрятаны под шитую золотом сороку, с разноцветными шелковыми снурками сзади, в виде густой бахромы. Поется соло):
(Затем -- мотив более оживленный и плавная грациозная пляска Анны Гавриловны).
(При этих словах песни, на сцену появляется Шагаров, в русском костюме, и начинает плясать вместе с женою).
(Хор подхватывает):
(Занавес падает).
ПРИМЕЧАНИЯ:
|