КЛЫЧКОВ Сергей Антонович [24.6(6.7).1889, д. Дубровки Калязин. у. Твер. губ.-- 8.10.1937*], поэт, прозаик. Из старообрядч. семьи. Отец -- кустарь-башмачник. К. неск. лет учился в зем. школе Талдома (видимо, к этому времени относятся и первые лит. опыты), в 1900--07 -- в моcк. реальном уч-ще И. И. Фидлера. Был связан с революционно настроенной молодежью, выступал на стороне пролетариата в Дек. восстании 1905 в Москве (см.: Коненков С. Т., Мой век, М., 1972, с. 136--37). О свободолюбивых настроениях К. свидетельствуют также его первые выступления в печати -- стих., публиковавшиеся в 1906 в моек. ж. "На распутье": "Мужик поднялся" (No 4), "Гимн свободе", "Вихрь" (No 5). В 1907 появляется неск. его публ. в моск. альманахах и ж-лах. Приблизительно в это время знакомится с М. И. Чайковским, братом композитора, помогавшим ему материально, и в 1908 совершает путешествие в Италию; вместе с H. H. Златовратским посетил М. Горького на Капри (см. письмо М. И. Чайковского Горькому от 13/26 авг. 1912 -- Архив Горького в ИМ ЛИ).
Осенью 1908 К. поступает на естеств. ф-т Моск. ун-та, но сразу же переводится на ист.-филол. ф-т; в 1910 перешел на юридич. ф-т. Неоднократно отчислялся из ун-та как не внесший платы за учение (окончательно исключен в мае 1913).
В 1909 К. сближается с С. М. Соловьёвым, Эллисом, посещает мастерскую скульптора К. Ф. Крахта, где собиралась лит. молодежь. Общение с этим кругом привело К. к участию в "Антологии", выпущенной изд-вом "Мусагет" в 1911, и к появлению в изд-ве "Альциона" первого сб-ка его стих. "Песни. Печаль-Радость.-- Лада.-- Бова" (на т.л.--1911, вышел в кон. 1910).
Сб. "Песни..." вызвал ряд откликов, в осн. сдержанных и даже критических. Напр., В. Я. Брюсов утверждал, что молодой поэт "еще не обрел самого себя" (РМ, 1911, No 2, с. 231), М. А. Волошин -- что К. "не хватает складной речи" (УР, 1911, 28 мая); Н. С. Гумилёв упрекал К. в подражании К. Д. Бальмонту и С. М. Городецкому ("Аполлон", 1911, No 5, с. 77). Анонимный рецензент "Нов. журнала для всех" писал, что песни К. "в большинстве... случаев... утомляют однообразием... и бедны по части тем и мотивов" (1911, No 34). Лишь Городецкий поддержал начинающего поэта ("Речь", 1911, 24 янв.).
Не одобрял ранних стихов К. и Горький (позже отмечавший талант К.-прозаика), в 1912он писал Чайковскому, что в поэзии К. "есть неприятная нарочитость и немало дилетантского" (Архив Горького). Однако по просьбе Чайковского Горький пытался в то время напечатать стихи К. в ж. "Заветы" и "Современник".
Появление сб. "Потаенный сад"(М., 1913, 1918) изменило отношение критики: К.-- "прелестный и нежный поэт. У него безукоризненная рифма, певучая легкость стиха, непринужденная песенность размеров" (Вяч. Полонский -- "Нов. жизнь", 1913, No 12, с. 198; талант К. отметили в 1913 литераторы разной ориентации: Н. Н. В<ентцель> -- НВ, илл. прил., 12 окт.; В. Львов-Рогачевский -- "Совр.", No 10; Городецкий -- "Речь", 25 нояб.). Ранняя поэзия К. проникнута своеобразным романтич. мироощущением, в основе к-рого -- неприятие крест. поэтом совр. "индустриальной" цивилизации. Поэт ищет прибежища в сказочном "потаенном саду", в далеком патриархальном прошлом -- в гармоничном "золотом веке". Не случайно в ранних стихах К. то и дело появляется дед, "старец мудрый, старый", к-рый боронит и пашет, и сушит овин, но в то же время -- "грезит" о былом или бродит "за туманом" вокруг села. Жизнь деревни овеяна в стихах К. "седой" стариной; в повседневных трудах проступают черты древнего магич. обряда. Образ деревни, какой она виделась поэту, неустойчив, зыбок; реальность оборачивается у К. фантазией, грезой ("Не видит никто и не слышит,/ Что шепчет в тумане ковыль,/ Как лес головою колышет,/ И сказкой становится быль..." -- стих. "Сегодня у нас на деревне..."). Предчувствие неведомого и таинственного, ощущение грусти и неясного томления, пронизывающее раннюю лирику К.-- искреннюю, "прозрачную", теплую -- придает ей своеобразную прелесть. К.-- певец таинственного в природе, ее волшебных превращений. Лирич. герой погружен в природу, заворожен ею. Влечением к "естеств." и вольной жизни окрашен и характерно романтич. мотив скитания: мечтатель-странник бредет по лесным дорогам и слушает как "в лесу невидимка поет" (стих. "Иду я лесною дорогой..."). Природа у К. одушевлена: она заселена чудесными существами -- русалками, лешими, колдунами. "Сергей был человек неверующий, но боги, черти, ведьмы, русалки служили как бы началом, душевным источником, основой его творчества",-- вспоминал А. А. Сечинский, брат поэта (Мс Vау, р. 95). К языч. мифологии восходят и др. персонажи стихов К., заимствованные из рус. нар. легенд, поверий, заговоров. Воплощением самой Природы, чистого, "первозданного" бытия выступает сказочная Лада -- то пряха, то жница, то невеста, то нарядная "пава".
Очевидна связь К. с песенной нар. традицией (он называл свои стихи "песнями", а себя -- "певцом"). По восп. современников, К. исполнял свои произв. нараспев. В его раннем творчестве особенно слышны отзвуки лирич. и обрядовой нар. поэзии, определяющей и структуру, и поэтич. приемы мн. стих. В нар. песне берут начало и нек-рые темы ранней лирики К. (напр., странничества, несчастной любви). Отсюда простота, задушевность, безыскусность -- отличит, черты поэзии К.
Сб. "Потаенный сад" утвердил значение К. как одного из ярких представителей нарождающейся в России "новокрестьянской" школы, окончательно сложившейся в 1914--16 (Н. А. Клюев, С. А. Есенин и др.). Уже рецензенты первых книг К. сопоставляли его с Клюевым. Однако в поэзии К. отсутствует столь характерное для Клюева, П. И. Карпова и др. писателей этого направления революционно-бунтарское начало; почти не встречается резких нападок на "город", "интеллигенцию", "культуру"; приглушена религ. окраска. По-иному, чем у Клюева, воплощена в поэзии К. и тема России: у К. господствует светлое, сказочное, романтически-созерцат. настроение, подчас созвучное есенинской лирике ("За чудесною рекою / Вижу: словно дремлет Русь" -- стих. "Русь").
В 1911--14 К. подолгу живет на родине, в деревне, где занимается крест, трудом. По воспоминаниям брата, К. глубоко любил родной край, много странствовал по лесам, увлекался охотой. Весной 1913 он вместе с Г. Б. Забежинским совершил паломничество в старинный монастырь около г. Дмитрова, в июне того же года вместе с П. А. Журовым -- на оз. Светлояр. В сент. 1914 К. был призван в действующую армию и более двух лет провел в Гельсингфорсе, где встречался с А. И. Куприным. Служил писарем 427-го Зубовского полка: учился в школе прапорщиков. В ст. "Воин-поэт", целиком посв. К., Городецкий утверждал, что песни К. "уже распевают солдаты" (БВед, 1914, 14 сент.). Известность К. к этому времени действительно возросла. В 1912--16 он широко печатает свои стихи в видных петерб. и моск. ж-лах ("Заветы", "Ежемес. журнал", "Наша заря", "Нов. журнал для всех", "Пробуждение", "Совр. мир", "Сев. зап." и др.). Творчество К. этого периода полнее всего отражает сб. "Дубравна" (М., 1918) -- в нем слышится уже мотив прощания с уходящей Русью.
Во 2-й пол. 1916 К. переводят на Зап. фронт, а в 1917 он в составе 4-го осадного полка получает назначение в Крым (Балаклава). Впечатления войны отразятся позднее в романе "Сахарный немец" (1925). Весной 1917 К.-- в Петрограде, восторженно приветствует Февр. революцию; затем -- в Москве. Окт. события, как и др. новокрест. поэты, принял безоговорочно. Нек-рое время служил в канцелярии Пролеткульта. В 1918, сблизившись с Есениным, совм. с ним и М. П. Герасимовым пишет "Кантату". Тогда же вместе с Есениным и др. писателями К. организовал книгоиздательство "Московская трудовая артель художников слова", выпустившее неск. его книг. В 1919--20 вместе с женой находился в Крыму ("два года у белогвардейцев... дважды был приговорен ими к смертной казни" -- Козьмин, с. 149). С 1921 К. снова в Москве. Опубл. неск. сб-ков стих., автобиогр. в своей основе ром. "Сахарный немец" (М.,1925), ром. "Чертухинский балакирь" (М.--Л., 1926), "Князь мира" (М., 1928). Поздняя лирика К. теряет черты романтич. отрешенности, утрачивает "наивность" и песенность ранних произв. В 30-е гг. К., заклейменный как "идеолог кулачества", переводит груз, поэтов, вогульский, кирг. эпосы. В 1937 был необоснованно репрессирован; приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян. В 1956 приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Изд.: Кольцо Лады, М., 1919; Гость чудесный, М., 1923; Домашние песни, М., 1923; В гостях у журавлей. Стихотворения, М., 1985 (сост., вступ. ст. и подг. текста Н. В. Банникова); Чертухинский балакирь. Романы, М., 1988 (сост., послесл. и прим. Н. Солнцевой); Сахарный немец.-- Князь мира. Романы, М., 1989 (послесл. и прим. Н. Солнцевой); Письма П. А. Журову -- РЛ, 1971, No 2.
Биогр. мат-лы: Какой нам нужен писатель? Анкета.-- "На лит. посту", 1931, No 20--21; Набросок автобиографии.-- В кн.: Клычков С., Стих. Сост. М. Нике, Париж, 1985; Забежинский Г., О С. Клычкове.-- "Нов. журнал", Н.-Й., 1952, No 29; Журов П. А., Две встречи с молодым К.-- РЛ, 1971, No 2; С. Клычков: переписка, соч., мат-лы к биографии. Публ. и сост. Н. В. Клычковой. Вступ. ст., подготовка текстов и комм. С. И. Субботина.-- НМ, 1989, No 9; McVay G., N. Klyuev and S. Klyckov. Unpublished texts.-- "Oxford Slavonic Papers. New ser.", 1984, v. 17 (отрывки из восп. A. A. Сечинского и ряд др. мат-лов).
Лит.: Есенин С. А., Собр. соч., т. 4, М., 1978, с. 292--94; т. 5, М., 1979, с. 237--51, 371--72; Степаненко М., Проза К., Роквиль (США), 1952; Яновский А., Друг Сергея Есенина.-- "Орлов, правда", 1972, 29 сент.; Hикё М., Испытание огнем и водой (к ром. К. "Сахарный немец").-- В кн.: Клычков С, Сахарный немец, Париж, 1982 (послесл. и биогр. комм. М. Никё ); Михайлов А. И., Новокрест. поэты.-- В кн.: История рус. лит-ры, т. 4, Л., 1983 (ук.); его же, Творч. путь К. и революция.-- РЛ, 1988, No 4; Радашкевич А., Смертельная сказка. О поэтич. мире К.-- РМ, 1985, 11 окт.; Гость чудесный. Наследие К.-- ЛО, 1987, No 5 (вступ. ст., сост. и комм. H. M. Солнцевой); Клычкова Е. С, О дате гибели поэта К.-- НМ, 1988, No 11; Hеженец Н. И., Поэзия нар. традиций, M., 1988; Савушкина Н., Фольклоризм ранней поэзии К. (стихотв. цикл "Кольцо Лады").-- ФН, 1990, No 4; ЛН, т. 70 (ук.); Nigueuх, M., S. Klyckov et son lemps, Problèmes des la littérature paysanne.-- "Revue de études slaves", P., 1986, t. 58, No 4, p. 675--79. + Владиславлев; КЛЭ; Тарасенков; Муратова (2).
Архивы: ИМЛИ, ф. 67; ЦГАЛИ, ф. 1684;Дом-музей П. И. Чайковского (г. Клин); ГМ Тургенева (Орёл), ф. 30; Архив КГБ СССР, д. No Р--14827 *.
Дата рождения уточнена на основании мат-лов студенч. дела К., где указана также и др. дата -- 5 июля (ЦГИАМ, ф. 418, оп. 322, д. 796, л. 27). В автобиографии К. указывает, что фамилия отца была Лешенков, а "Клычков -- фамилия по бабушке" (в кн.: Клычков С., Серый барин, X., (19261, с. 17). Однако А. А. Сечинский уточняет, что Лешенков "было прозвище, данное Сергею в Дубровках... В 1919 году отец, мать, братья, и сестры поэта-писателя (в том числе и я, Алексей) переменили свою фамилию на Сечинские (по рассказам отца, у его матери была эта фамилия), а брат Сергей остался при старой фамилии -- Клычков Сергей" (А. А. Сечинский. О родных местах, природе и восп. о брате... Машинопись. 1974.-- ИРЛИ, Р. I, оп. 25, д. 454, л. 106).
К.М. Азадовский.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992