Клычков Сергей Антонович
Клычков С. А.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 6.46*4  Ваша оценка:


   КЛЫЧКОВ, псевдоним; настоящая фамилия -- Лешенков, Сергей Антонович [1(13).VII.1889, дер. Дубровка Тверской губ. -- 1937] -- писатель. Родился в семье кустаря-кожевника. В автобиографии К. писал, что многим обязан своей семье, особенно "языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне и нередко мудрому в своих косноязычных построениях отцу моему, Антону Никитичу Лешенкову (Клычков -- фамилия по бабушке), а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу, в малиннике которого меня мать скинула, спутавши по молодости сроки" (Клычков С. Чертухинский балакирь. Романы.-- М., 1988.-- С. 6). Учился в сельской школе, "пописывал стишки, больше про домовых и про леших" (Там же.-- С. 5), которые уничтожил позже, когда был принят в Москве в училище И. И. Фидлера. Печататься начал с 1907--1908 гг. в поэтических альманахах.
   В 1908 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где в это время учились Б. Пастернак и С. Соловьев, который оказал определенное влияние на К. В том же году вместе со своим "покровителем" М. И. Чайковским, братом великого композитора, ездил в Италию, познакомился там с М. Горьким и А. В. Луначарским.
   По воспоминаниям современников, К. "вел довольно беспокойный образ жизни, близкий к богеме... пристрастился к вину... Систематические занятия были не в духе Сергея" (Русская литература.-- 1971.-- No 2.-- С. 149). Его страстью было поэтическое творчество: "Слава богу, я опять полон счастьем своим одиноким, как пруд наш весною, стихи-рифмы в моей душе полощатся, как утки, зазывая с реки диких селезней! Так-то хорошо... Я сам знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!" (Письмо 1911 г. // Русская литература.-- 1971.-- No 2.-- С. 152).
   В 1911 г. в Москве выходит первый стихотворный сборник К. "Песни", состоящий из трех разделов: Печаль-Радость, Лада, Бова. Мир его стихов условно-сказочный, языческий, в котором живут Старец, Колдунок, Леший, Лада, Старый Дед -- ее отец, Красногривый Горбунок и др. сказочные персонажи. А лирический герой -- "тихий грустный инок", видящий перед собой три пути: "к веселию", "в келию", "Третий путь -- нехоженный, / Взглянешь и растает, / Кем куда проложенный, / То никто не знает" ("Образ троеручицы"), И он выбирает первый путь, живет в этом фантастическом радостном мире, где "Ходит Лада -- сеет, / Вкруг нее синеет / Взборонена борозда, / Что ни зернышко -- звезда" ("Лада в поле"). Все в этом мире доступно и просто: "Прибегли / На край земли. / Глядь-поглядь: дорожки нет -- / Постучались на тот свет" ("Лада в пути").
   Таким же легким и светлым был и второй сборник К. "Потаенный сад" (М., 1913). И в нем нарисован вымышленный мир, никак не связанный с реальной действительностью. Образ "потаенного сада" возник еще в первой книге. Жители в "потаенном саду" К. все те же: Старец древний, Колдун, Старый Леший, Бес, Купава, милая, "Потаенною тропинкой / Ходит Лада за водой" ("Лада в саду"). А лирический герой "счастлив и в горе", он -- "пастух" и "певец": "И песни -- как стадо овец / В тумане раннем у реки" ("Я все пою -- ведь я певец...").
   Блоку стихи К. не нравились, Клюев их одобрял. Нужны были деньги для содержания семьи, и поэту пришлось поступить на службу. Жизнь и мировоззрение его изменила начавшаяся летом 1914 г. война. Осенью он был
   призван в армию, служил на Балтике, потом в школе прапорщиков в Финляндии, встречался с А. И. Куприным. В сознании К. происходит перелом, в его сказочный мир вторгается реальная жизнь, поэта тянет к эпической прозе, он задумывает написать хронику жизни старой деревни. В письме начала 1914 г. он сообщает: "Хочется мне, милый друг, написать свою прозу так, чтобы от нее не оторваться, чтобы все было по-иному, не как теперь пишут. Матерьялу у меня много, выдумывать мне незачем -- это-то, мил друг, и труднее. Выдумывать, оказывается, в сущности не штука -- штука вся в том, чтобы полюбить то, что видел, что пережил, действительность, правду..." (Русская литература.-- 1971.-- No 2.-- С. 154). Он подавлен, почти совсем не пишет стихов, переоценивает свое прошлое: "...пустыня души, которая у меня как-то съежилась, завяла с первого дня этой войны... Чувство какой-то роковой странной опустошенности не покидает меня по сие время...-- пишет он 1 января 1917 г.-- Боязливо озираясь теперь на свою безвозвратную юность, я многое не понимаю сам в ней, не понимаю теперь бывшей душевной легкости, беспечности сердечной, не слышу аромата лучших цветов из ее прекрасного венка... все с начала до конца было ошибкой, самообольщением, невольным обманом самого себя перед строгим и бесстрастным лицом жизни, уходом от реальной правды, но если вернуть реки вспять, я не хотел бы иного!" (Там же).
   Октябрьскую революцию К. встретил восторженно: "Как не петь и не молиться, / Если все поет вокруг -- / Лес и луг, ручьи и птицы, / Если облак светлолицый / Улыбается, как друг!.." ("Как не петь и не молиться..."). Но он уже иной -- более грустный, видящий нелегкую жизнь крестьян в годы испытаний, остро реагирующий на все происходящее. Эти настроения отразились в сборнике "Дубравна" (М., 1918). Поэту слышится "похоронная песня берез", он видит, как "в окно... горе глядится", считает, что "хозяйка тут -- злая судьба", "И все гостя чудесного ждут" ("Свет вечерний мерцает вдоль улиц..."). А в 1923 г. книгу своих избранных стихотворений он так и называет: "Гость чудесный". Из его творчества уходят сказочность и напевность, больше появляется вечных, философских тем, учащаются мотивы прощания и тревоги за сохранность мира природы (как у Клюева и Есенина). С 1925 г. он все чаще переходит на прозу. "Неистовые ревнители" окрестили его, как и Клюева, "кулацким поэтом". В 1937 г. К. был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.
  
   Соч.: Песни.-- М., 1911; Потаенный сад.-- М., 1913; Дубравна.-- М., 1918; Гость чудесный: Избр. стихотворения.-- М.; Пг., 1923; В гостях у журавлей. Стихотворения.-- М., 1985.
   Лит.: Львов-Рогачевский В. Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин.-- М., 1919; Журов П. А. Две встречи с молодым Клычковым (Письма С. А. Клычкова) // Русская литература.-- 1971.-- No 2; Банников Н. В. Вступ. ст. // Клычков С. А. В гостях у журавлей.-- М., 1985; Солнцева Н. О Сергее Клычкове // Клычков С. А. Чертухинский балакирь. Романы. -- М., 1988.

А. И. Захаров

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990

Оценка: 6.46*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru