КЛЮШНИКОВ, Ключников Виктор Петрович [10(22).3.1841, усадьба Алексиановка Гжатского у. Смоленской губ.-- 7(19).11.1892, Петербург; похоронен в Москве на Данилов, кладб.], прозаик, переводчик, журналист, издатель. Из дворян, сын врача. Детство провел в Москве. Окончил 4-ю моск. г-зию (1851--57, с зол. медалью), где, очевидно, и начал писать (по нек-рым сведениям, под влиянием поэта В. И. Красова), и естеств. отд. физико-матем. ф-та Моск. ун-та (1861. со степенью кандидата). Прослужив около года пом. секретаря в 8-м деп. Сената (Москва), вышел в отставку в 1865* (коллеж. секр.) и недолго преподавал в казенных и частных уч. заведениях.
Лит. дебют -- ром. "Марево" (PB,1864, No 1--3; отд. изд.-- ч. 1--4, М., 1865) принес К. громкую известность (автор даже был объявлен "новым светилом рус. лит-ры" -- СО, 1864, 13 июля), "читался нарасхват" (Писарев, III, 229). Вышедший вслед за "Взбаламученным морем" А. Ф. Писемского и одновременно с "Некуда" Н. С. Лескова, он сыграл значит, роль в формировании жанра антинигилистич. романа, в к-ром одностороннее восприятие рев. идеи влечет за собой и окарикатуривание ее носителей (с пост. апелляцией к образам тургеневских нигилистов -- эпигонов Базарова). В романе К. ситуация обществ, разлада в пореформ. России объясняется эгоизмом чиновной бюрократии и дворян, об-ва, но прежде всего -- террором нигилистов, действующих по принципу моральной вседозволенности. При этом субъективная честность последних, их чувство социальной справедливости и критицизм вызывают нек-рое сочувствие автора. По мнению Д. И. Писарева, К. "силится изобразить... борьбу двух мировых сил, доброй и злой. Добрая сила воплощена в кандидате Владимире Русанове, а злая -- в графе Владиславе Бронском. Между этими двумя силами качается как маятник "святая женская душа"" (Писарев Д. И., Сердитое бессилие.-- РСл, 1865, No 2, с. 4). Утверждая, что освободит, движение в России лишено ист. корней, К. акцентирует "польское влияние" -- некий анти-рос. заговор "католическо-аристократич." партии (игрушкой в руках к-рой оказывается и А. И. Герцен). Вслед за Писемским К. устанавливает преемств. связь "марева" с либеральным фразерством людей 40-х гг. (напр., отец героини -- чл. кружка Н. В. Станкевича и друг В. Г. Белинского; его прототип -- дядя К., поэт И. П. Клюшников, в имении у к-рого К. гостил лето и осень 1861). В романе (ч. 2, гл. IX) существ, роль играют стилизов. письма к этому герою (возможно, с использованием подлинных) от Станкевича, Н. В. Гоголя, Герцена, Белинского, М. А. Бакунина, Красова (их имена обозначены инициалами). И. С. Тургенев осудил этот прием как "бесцеремонность" (Письма. V, 243, 258--59), дав в целом благожелат. оценку роману ("бойко написано и интересно, хотя немного жидко").
Предвещая вторую волну антинигилистич. романа (Б. М. Маркевич, В. В. Крестовский), К. пытался создать (в отличие от Писемского, Лескова, Ф. М. Достоевского) образ (отчасти автобиографический) идеального героя -- консерватора, верного патриарх, устоям. По единодушному мнению критиков, в т. ч. и поддержавших роман, попытка К. не удалась. Русанов -- "вешалка, на к-рой автор развесил просушивать передовые статьи "Моск. вед."" (03, 1864, No 6, с. 941; см. также No 12; близкая оценка в анонимной рец.-- СО, 1864, 13 июля, и в отзыве (H. H. Страхова) -- "Эпоха", 1864, No 3, с. 324--27). Редакторское вмешательство M. H. Каткова, на что намекает рецензент "Отеч. зап.", вполне вероятно, особенно во 2-й, открыто тенденциозной половине романа (напр., тирады, направленные против Герцена и Н. Г. Чернышевского). Славянофильская и близкая ей критика хвалила памфлетное изображение Польск. восстания 1863--64 (Е. Эдельсон -- БдЧ, 1864, No 4--6; Н. Б. <Н. М. Павлов> -- "День", 1864, No 31). Резко отрицательно оценила роман демокр. печать: "газетная чушь, изложенная в форме кукольной комедии" ("Искра", 1864, No 22; см. также: В. А. Зайцев -- РСл, 1864, No 6; не опубл. статья Д. Л. Мордовцева "Дети, превращаемые в отцов" -- ЦГАЛИ, ф. 320, оп. 1, No 1). Имя К., обвиненного в доносительстве ("милый, образованный и талантливый квартальный надзиратель" -- Салтыков-Щедрин, VI, 288, см. также: 289, 315--20), стало для радикальной критики и публицистики одиозным. Более взвешенную оценку роману дал позднее А. М. Скабичевский, поставив К. даже выше Тургенева и Писемского в понимании "стремлений и чувств молодого поколения" ("Рус. недомыслие" -- ОЗ, 1868, No 9, отд. И, с. 36). По свидетельству П. Ачкасова, К., "человек от природы крайне впечатлительный, застенчивый, мягкий и даже робкий ...был оглушен и запуган..." (PB, 1895, No 1, с. 228). "Марево" осталось его единств, произв. со злободневной полит, тенденцией.
По предложению Каткова К. переводил (1865--68) для "Рус. вест." англ. романы, в т.ч. "Наш общий друг" Ч. Диккенса, "Лунный камень" У. Коллинза. Опубл. роман для детей "Другая жизнь" ("Дет. чтение", 1865, No 2--9), где идиллически представлена жизнь барской крепостной усадьбы, преподносятся "полезные сведения" о сельскохоз. быте, экономике и т. п. С 1867 д. чл. ОЛРС.
Вром. "Большие корабли" ("Лит.б-ка", 1867, No 5--12, 17-- 19; отд. изд.--СПб., 1874; рец.: <В. П. Буренин) -- СПбВед, 1874, 22 июня -- о "табакерочном художестве" К.)и "Цыгане" ("Заря", 1869, No 2--4, 6, 7, 10, 12; отд. изд.--СПб., 1871; резко отрицат. рец.: (Буренин) -- СПбВед, 1869, 19 июля; Окр-ц <С. С. Окрейц> -- "Дело", 1869, No 9) К. ограничился интимной тематикой: любовь изображается им как проявление чувственности, заставляющей героя преступить моральные нормы (резкий отзыв Салтыкова-Щедрина -- ОЗ, 1871, No 9; IX, 429). О том, что в ром. "Цыгане" К. "осрамился и повредил-таки "Заре"", свидетельствовал и H. H. Страхов ("Шестидесятые годы", М.-- Л., 1940, с. 269; письмо Ф. М. Достоевскому от 23 нояб. 1870). В незаконч. пов. "Не марево" ("Заря", 1871, No 4) содержится вторая у К. (после "Марева") версия положит, героя, сторонника легальных реформ, сочувствующего нар. нуждам, однако мотив этот остался незавершенным, в целом возобладала семейная линия сюжета, в т. ч. мотив нетерпимости, заявленный еще в "Мареве". Идея взаимного прощения в семейных отношениях получила развитие в пов. "Барышня и барыня. (Записки доктора)" ("Нива", 1874, No 4-- 14).
К.,постоянно нуждаясь, писал для заработка: повесть о Дмитрии Донском "Государь-отрок" ("Дет. отдых", 1881, No 1--3, 5, 9, 10, 12), а также в соавторстве с В. И.Кельсиевым -- "При Петре. Ист. повесть времен преобразования России" (СПб., 1872) и с П.Петровым -- "Семья вольнодумцев. Роман Екатерининского времени" ("Нива", 1872, No 1--19; отд. изд.-- СПб., 1872), в к-ром сделана попытка вернуться к теме рус. нигилизма и его ист. корням: предшественниками совр. вольнодумцев представлены в романе просветители 18 в., в т. ч. Ф. В. Каржавин. Б. А. Павлович отметил "убожество содержания и бестолковость изложения" (СПбВед, 1872, 2 июня, 1 сент.).
Со временем основной для К. становится журн. деятельность. В кон. 1868 по приглашению В. В. Кашпирева он переехал в Петербург и стал сотр. "Зари". В 1870--75 К. с успехом редактирует ж. "Нива", задуманный им как бестенденциозное илл. изд., с 1876 начал издавать свой еженед. илл. ж. "Кругозор", в к-ром эпизодически участвовали А. Н. Майков, Лесков, Страхов, В. В. Крестовский. Ж-л не имел успеха и прекратился в нач. 1878, исчерпав средства издателя. В качестве приложения к нему в 1876--77 К. издавал и редактировал "Всенаучный (энц.) словарь" (отд. изд.-- ч. 1--3, СПб., 1878--82), к-рый также не пользовался спросом как "плохая копия словаря Толля", хотя и давал нек-рые новые биогр. справки о деятелях рус. науки и иск-ва (отзыв: ВЕ, 1882, No 5). В 1877 К.-- офиц. ред. газ. "Собеседник" (No 1--7). По уговору с фактич. ред. Ю. М. Богушевичем он должен был "только подписывать" ...номера (МВед, 1877, И февр.), однако с первого выпуска К. начал вмешиваться в редакц. дела, что вызвало трения. После временного запрещения газеты он вышел из нее (см. также: Никитенко, III, 406). В 1880 К. вернулся в Москву, сотрудничал в "Моск. вед.", в 1883--86 зав. редакцией ж. "Рус. вест.", а с 1887 вновь в Петербурге, редактирует "Ниву" (до конца жизни). "Самозабвение" К. в роли редактора отмечал В. Г. Авсеенко ("Нива", 1904, No 50, с. 1006; см. также отзыв Страхова в кн.: Переписка Л. Н. Толстого с H. H. Страховым, СПб., 1914, с. 376). По свидетельству П. В. Быкова, он был образцовым редактором чужих рукописей, при этом "изумлял безграничной добротою, необычайной скромностью, мягкостью" (ВИ, 1892, No 1244, с. 405--06).
Нек-рая слабохарактерность К., к-рый, по выражению Лескова, "искал спасения в неопределенности, в бесцветности" (X, 91), на фоне обостряющейся идейной борьбы способствовала тому, что он остался в сознании рус. читателей как автор одного романа ("Марево"), а его писательская судьба -- как судьба "метеора" (Михневич, с. 104). "Легкий и бойкий" ("Голос", 1867, 15 июля) стиль К., ориентирующийся на прозу Тургенева, в целом воспринимался как усредненный; не способствовала успеху хаотичность, несфокусированность повествования, особенно в больших эпич. формах. Более удачными были немногие опыты К. в жанре рассказа: "Немая" (PB, 1864, No11: иронич. разбор Писарева -- РСл, 1865, No 3), "Крепыш" (PB, 1885, No 1; "плотность работы, к-рая могла удовлетворить самого взыскательного Гоголя" -- Ачкасов, Указ. соч., с. 228), "Пляска мертвых"(РО, 1891, No 12).
Др. произв.: ист. пов. "Козацкий батько" (отрывок -- "Кругозор", 1878, No8); статьи: "Выставка худож. произв. в Имп. акад. художеств" ("Заря", 1869, No 10--12), "М.Н. Катков" ("Нива", 1887, No 31), "Двенадцатый год в рус. поэзии и рус. истории" (там же, 1887, No 47), "Листок восп. к юбилейному венку" (там же, 1890, No 47), "Совр. беллетристы. М. В. Крестовская" (МВед, 1889, No 154).
Лит.: Писемский А. Ф., Письма, М.--Л., 1936 (ук.); Скабичевский А. М., История новейшей рус. лит-ры, 3-е изд., СПб., 1897, с. 332--33; Головин К. Ф., Рус. роман и рус. общество, 2-е изд., СПб., 1904, с. 384; Замотин И. И., Тенденциозная беллетристика 70-х гг.-- В кн.: История рус. лит-ры XIX в., т. 4, М., 1910, с. 144--46; Базанов В. Г., Из лит. полемики 60-х гг., Петрозаводск, 1941, с. 49, 50, 80, 170, 171; Бялый Г. А., Проза 60-х гг.-- В кн.: История рус. литры, т. 8, ч. 1, М.--Л., 1956, с. 299--300; Конкин С. С, Журнал "Рус. слово" и антинигилистич. лит-ра 60-х гг.-- "Уч. зап. МГПИ", 1961, [т.] 160; Сорокин Ю.. Антинигилистич. роман.-- В кн.: История рус. романа, т. 2, М.-- Л., 1964, с. 103--07 (и ук.); История рус. лит-ры, т. 3, Л., 1982 (ук.). + Некрологи, 1892: HB, 9 нояб.; "Нива", No 47; "Звезда", No 50. Сл. ОЛРС; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Языков; Мезьер; Гранат; КЛЭ; Рус. периодич. печать. (1702--1894), М., 1959; Муратова (I); Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 578, оп. 1, No 83 (иссл. А. Г. Фомина о "Мареве"); ф. 377; ЦГИА, ф. 777, оп. 2, д. 51, 1869 г., л. 3, 96, 145; оп. 3, д. 54, 1875 г., д. 92, 1876 г.; ф. 776, оп. 5, д. 85, 1875 г.* (о ред. и изд. ж. "Нива", "Кругозор", "Собеседник", биогр. сведения); ф. 776, оп. 20, д. 1331; ф. 733, оп. 194, д. 1401, л. 84--85 (о назначении пенсии вдове К., отзыв Е. М. Феоктистова и биогр. сведения).
В. А. Викторович.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992