Мне тридцать пять лет, родом я по матери прионежский, по отцу же из-за Сити-реки, ныне Вологодской губ<ернии>.
Грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости обязан своей покойной матери, память которой чту слёзно, даже до смерти.
Жизнь моя -- тропа Батыева. От Соловков до голубых китайских гор пролегла она: много на ней слез и тайн запечатленных... Родовое древо мое замглено коренем во временах царя Алексия, закудрявлено ветвием в предивных строгановских письмах, в сусальном полыме пещных действ и потешных теремов.
До соловецкого страстного сидения восходит древо мое, до палеостровских самосожженцев, до выговских неколебимых столпов красоты народной.
Первая книга моя "Сосен перезвон" напечатана радением купца Знаменского в Москве в 1912 году.
Мои книги: "Сосен перезвон", "Братские песни", "Лесные были", "Мирские думы", "Медный кит", "Песнослов" (I и II кн.), "Избяные песни", "Песнь Солнценосца", "Четвертый Рим", "Мать-Суббота" и "Ленин".
1923 или 1924
ПРИМЕЧАНИЯ
<Автобиография>. -- Ежов И. С., Шамурин Е. И. Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925. С. 575 (отр.), с пояснением "Из автобиографической справки 1922 г., записанной со слов поэта П. Н. Медведевым". В ее датировку вкралась опечатка -- 41922 г.". Сб. поэта "Ленин" вышел в нояб. 1923 г.; Современные рабоче-крестьянские поэты в образцах и автобиографиях с портретами / Сост. П. Я. Заволокин. Иваново-Вознесенск, 1925. С. 218.
Печатается по второму тексту медведевской публикации (полностью), датируется -- предположительно.
Мне тридцать пять лет... -- См. примеч. с. 436.
...по матери... -- П. Д. Клюевой.
...по отцу... -- Клюев Алексей Тимофеевич (1842--1918), крестьянин, уроженец Кирилловского уезда Новгородской губ. За 15 лет дослужился до чина фельдфебеля. Вернувшись домой, стал сидельцем казенной винной лавки в деревне Желвачева Вытегорского уезда, женился не позднее 1881 г. на девушке из старообрядческой семьи. В 1916 г. Есенин встретился с ним в Петрограде и с восхищением писал об этом Клюеву: "...то, что вынес от него, прямо-таки передать тебе не могу. Вот натура -- разве не богаче всех наших книг и прений? Всё, на чем ты и твоя сестра ставили дымку, он старается еще ясней подчеркнуть, и для того только, чтоб выдвинуть помимо себя и своих желаний мудрость приемлемого. <...> Нравится мне он" (Есенин, 6. С. 81).
...из-за Сити-реки... -- Сыть или Сить, р. в Вологодской губ., левый приток Кубины.
...тропа Батыева... -- См. примеч. с. 440.
От Соловков... -- См. примеч. с. 439.
Алексей Михайловых (1629--1676) -- русский царь. Во многих своих начинаниях предвосхитил деятельность Петра I. После 1652 г., когда московским патриархом стал Никон, увлекся идеей единения всего православного мира, которая сводилась к модернизации богослужения по образцу новой греческой традиции в ущерб древней. Это привело к расколу Церкви и гонениям на приверженцев старого обряда. В правление А. М. усилилась централизованная власть и оформилось крепостное право. Подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове и Крестьянская война под руководством С. Т. Разина.
...в предивных строгановских письмах... -- Имеется в виду стилистическое направление в русской иконописи конца XVI -- начала XVII в. (мастера Прокопий Чирин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвин), получившее название Строгановской школы по имени основных заказчиков икон. Для С. ш. характерны миниатюрное письмо, изысканный цветовой строй, манерность поз и жестов.
...в сусальном полыме пещных действ... -- Речь идет о представлении в лицах чудесного спасения трех отроков в вавилонской пещи (печи), которое состояло в том, что трое малолетних певчих с дьяконом входили на возвышение, огражденное решёткой, и пели песнь трех отроков. Обряд совершался до Петра I в русских соборах в неделю праотец. В основу представления были положены события, описанные в кн. пр. Даниила (III, 19-25).
До соловецкого страстного сидения... -- См. примеч. с. 439.
...до палеостровских самосожженцев... -- См. примеч. с. 449.
...до выговских неколебимых столпов красоты народной. -- Имеется в виду Выговская пустыня (полное название -- Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братии Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления), основанная дьячком Даниилом Викулиным (Викуловым) ок. 1695 г. и потому называвшаяся еще Даниловым м-рем в Заонежье на р. Выг Повенецкого уезда Олонецкой губ. Сюда стали селиться "старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских м-рей, бежавших после "перемены благочестия", и беглые, спасавшиеся от гнета петровских реформ. В. п. стала духовным центром не только Поморья, но и всего древлеправославия, "академией староверия". Вторая половина XVIII и первая четверть XIX в. были для Выгова временем расцвета. Лишь в царствование Николая I последовали репрессии, имеющие целью полное искоренение раскола. В 1855 г. м-рь был сожжен дотла, сгорело около 55 моленных и часовен. Концом пустыни стало варварское разорение кладбищ, которые были перепаханы и посыпаны солью. Сегодня на месте Выгова никаких следов бывших поселений не осталось (См.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Майнов В. Н. Мертвый город (Из путевых заметок) // Исторический вестник. 1880. Т. 3. No 11. С. 525-546; Островский Д. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров П. Г. Выговское общежительство: Ист. очерк. Саратов, 1924; Юхименко Е. М. История Выговской пустыни: В 2 т. М., 2002).