В провинции всегда хотят быть по моде и во чтобы ни стало оригинальными (знай наших), важничают, манерничают, гордятся "филозофией" местного экзекутора и всяческим "галантерейным" обращением, которым сто лет тому назад так восхищался гоголевский Осип. Кажется, там всё знают, ничем не удивишь, а поживешь -- и видишь, что нигде так не ошеломляются, как в провинции. И чем же? -- Позапрошлогодними столичными модами. Но всего омерзительнее, когда такая ошеломляемость, напялив на себя пышные "френчи" или деловитейшую "кожанку", начинает понукать музами, воображать себя человеком от искусства, то есть проводником этого искусства в народ "в целях культурного и классового сознания масс", как модно говорить теперь.
Разумеется, ни одной кожаной и галантерейной голове не домекнуть, что подлинный народ всегда выше моды, что его воротит "наблевать" от "френчей" в алтаре, что народное понимание искусства, "великое зрение", как бают наши олонецкие мужики-сказители, безмерно, многообразно, глубоко и всегда связано с чудом, с Фаворским светом, -- будь это "сказание про царища Андриянища" или скоморошья веселая дудка.
Крепостное право, разные стоглавые соборы, романовский "фараон" загнали на время истинное народное искусство на лежанку к бабке, к рыбачьему ночному костру, в одиночную думу краснопева-шерстобита, -- там оно вспыхивает, как перья жар-птицы, являясь живописной силой в черных мужицких упряжках. "Т-и-и-х, если бы не думка-побасенка, нешто бы я жив был",-- вздыхал недавно мой бородач-однодеревенец, которому я посоветовал сходить в Советский театр с целью проверить на нем облагораживающее действие "Женатого Мефистофеля" (или чего-то в этом роде). Оказывается, что мой бородач, к счастью, ничего не слышал и не видел из всего, что происходило на подмостках, а, сидя на плетеном стуле, погружался в свою певучую глубину, весь вечер слагая про себя стихи:
Я от страха добыл огня.
Зажигал свечу полуночную;
Как пришла порушка сутёмная.
Собирались ко мне гады клевучие,
Напоследки выползал Большой Змей --
Он жжет и палит пламенем огненным.
Кто способен вдуматься в эти строки, для того ясно, что зажженная свеча -- это художник, живущий в сердце народном, и что Большим Змеем в данном случае оказался "Женатый Мефистофель", то есть то вонючее место, которое лишь самое черное невежество и "модный" вкус уездной закулисной накипи может выносить на Великое Народное Зрение как искусство, как некий свет, который должен и во тьме светить.
Неужели русский народ отдает свою кровь ради того, чтобы его душу кормили "волчьей сытью", смрадной завалью из помойной ямы буржуазных вкусов и пониманий?
Когда видишь на дверях народного театра лист бумаги, оповещающий о "Лёлиной тайне" или о "Большевичке под диваном", то хочется завыть по-собачьи от горя, унижения и обиды за нашу революцию, за всю Россию, за размазанную сапогом народную красоту. Ни экзекуторы, ни крапивное семя из разного рода канцелярских застенков не могут усладить Великое зрение народа в искусстве, пролить чудотворный бальзам красоты на бесчисленные раны родины, а только сам народ -- величайший художник, потрясший вселенную красным громом революции.
Ей, гряди, крепкий и бессмертный!
<1919>
ПРИМЕЧАНИЯ
Великое Зрение. -- ЗВ. 1919. 6 апр. Печатается по тексту газетной публикации.
..."галантерейным" обращением ~ гоголевский Осип. -- Намек на цитату из комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (1836), д. 2, явл. 1, слова Осипа, слуги Хлестакова: "Галантерейное, черт возьми, обхождение!".
...с Фаворским светом... -- Божественным светом, которым просияло лицо Спасителя при Его Преображении на горе Фавор в Галилее, к юго-востоку от Назарета (Мф. XVII, 1-2; Мк. IX, 2-3; Лк. IX, 28-29).
..."сказание про царища Андриянища"... -- По всей видимости, имеется в виду "Повесть о царе Адариане" -- переводная повесть, принадлежащая к числу беллетристических занимательных рассказов о гордом царе. Ее пространная редакция встречается в старообрядческих сборниках конца XVII -- начала XVIII вв. (См.: Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 1 (XI -- первая половина XIV в.) Л., 1987. С. 368-369).
...действие "Женатого Мефистофеля"... -- Речь идет о пьесе Мировича "Женатый Мефистофель", которая шла в вытегорском городском театре и получила резкую оценку анонимного рецензента: "Об этом спектакле можно было бы совершенно промолчать, если бы не та благородная цель, с какой он был поставлен. Сбор шел на усиление фонда "Союза женщин-работниц". Следовательно, до известной степени спектакль касается пролетариата.
И вдруг -- преподносится фарс, развлекавший в свое время сытую петербургскую буржуазию и состряпанный в ее вкусе. <...> Культивируйте гр. серьезное искусство, а пошлость оставьте буржуазии" (ЗВ. 1919. 4 апр.), с. 118 ...о "Лёлиной тайне" или о "Большевике под диваном"... -- Низкопробные пьесы, шедшие в провинциальных театрах.
...крепкий и бессмертный! -- Слова из молитвы "Трисвятое".