Совещание студентов четырех курс[ов] ист[орико]-ф[илологического] ф[акульте]та под председательством П. Г. Вин[оградо]ва.
28 [октября]
Совет и избрание комиссии 12-ти* для устройства курсовых совещаний.
29 и 30 [октября]
Заседание комиссии. 30-го -- общая сходка в актовом зале с ведома ректора (до 300 чел[овек]).
31 [октября]
Выборы делегатов на 2-м курсе ист[орико]-ф[илологического] ф[акульте]та.
Ноябрь 3
Мин[истр] Ванновский у меня на лекции. Вечером заседание комиссии и Правления с министром и попечителем. Совещание комиссии и ее решение прекратить свою деят[ельно]сть.
4 [ноября]
Совещание комиссии с делегатами. После него объявление председателя о намерении выйти из у[ниверситета] при таком попечителе.
5 [ноября]
Хождение депутации (Рот, Умов, Тарасов и я) по этому делу.
Доклад комиссии Совету и сложение полномочий.
7 [ноября]
Совещание бывшей комиссии у кн[язя] Тр[убецко-го]*--собираться по временам для взаимного ознакомления с ходом дел. Утром председательство вм[есте] с кн[язем] Трубецким на собрании 1-го и 2-го курсов для выслушивания от делегатов отчета о хождении к министру. Рукопожатие попечителя.
8 [ноября]
Председательство с кн[язем] Тр[убецким] на собрании четырех курсов ист[орико]-ф[илологического] ф[акультета] для обсуждения открытого их письма к Вин[оградо]ву с выражением благодарности за участие в студ[енческих] делах.
9 [ноября]
Экстренный Совет для обсуждения министерского проекта правил студ[енческих] учреждений*. Ход прений записан.
13 [ноября]
Совет для избрания комиссии 4-х по делу министерского проекта.
17 [ноября]
Доклад этой комиссии Совету.
20 [ноября]
Собрание бывшей комиссии 28 окт[ября] для обсуждения возражений попечителя на ее доклад и против его печатания. Адресы Вин[оградо]ву с разных ф[акультетов] (более 1500 подписей). Обсуждение проекта заключения комиссии (составлен] Виноградовым]) по этому делу. Толки о возобновлении комиссии 28 окт[ября] и условиях этого.
Декабрь
Редакционная комиссия для оправдания отказа Совета образовать министерскую комиссию 13 сентября (я, Бобров, Хвостов и Мануйлов).
Совещание у Ман[уилова] о письме П. Г. Виноградову от бывшей комиссии 12-ти.
16 [декабря]
Юбилей Н. И. Стороженко и хождение к Виноградову с Герье.
19 [декабря]
Совещание у Шип[ова] (Нарышк[ин], Хомяков, Писарев], Стахов[ич]).
(План к 8 янв[аря].)
Вин[оградо]ву от факультета для удержания его от отставки*.
20--21 [декабря]
Письмо ему от комиссии и его прощальный визит ко мне: "Надеюсь, воротитесь к нам, прежде чем нас уберут с поля сражения". Отъезд и сцены на вокзале: "До свидания, возвращайтесь!" -- "Не надо, не надо"; рыдающий на груди Г[ерье?].
22 [декабря]
Ужин у Тест[ова] (18 человек). Речи Давыд[ова], Андреева etc.
23 [декабря]
Адресы.
27 [декабря]
У Е. А. Богол[епо]вой; ее рассказ, как умирал Н[иколай] П[авлович]*.
29 [декабря]
Обед у Дав[ыдова] с Кони. Гр[аф] Пален и седлецкие униаты (в 1876 и 1888 гг.). О невозможности конституции по разноплеменности населения России. Я о Пугачеве наизнанку. Попытка определить момент: пра[витель]ство и общество перестали понимать и себя и друг друга*. Письмо Вильгельма*, показанное А[лександр]ом II Лорис-Меликову, и разговор последнего с Вильгельмом в Берлине после 1 марта {Далее более половины листа оставлена чистой.}.
Выписать:
Переселенч[еское] движение -- "Моск[овские] вед[омости]", 1901, No 317.
Продовольств[енное] дело -- ib., 17 ноября.
1902 г.
Февраль 28, 1-я неделя поста.
Комиссия моя (26 янв[аря]) кончила доклад. Вопрос о депутации в Петербург. Я против.
Март 1--2
Курсовые совещания о забастовке, разрешенные ректором, даже не спросившим, о чем будет речь. Беспорядочный их ход. У меня в субботу было около 10 слушателей.
5 [марта]
Совет. Доклад комиссии оспаривали Тарасов и Самоквасов; указывал на его противоречие мнению Совета на вопросы министра Духовской. Защищали Мануйлов и Хвостов. Особое мнение Тимирязева* и поход мой к нему с Вернадским*. Безуспешно. Чтение донесений и прокламаций о событиях в других у[ниверситета]х. Прокламация негодующего на студентов офицера из Харькова. Слухи о беспорядках на Даниловской мануфактуре с казаками и солдатами. Продолжение курсовых совещаний.
Апрель
Крестьянский бунт в Полтавской и Харьковской губерниях (конец марта и нач[ало] апреля). Правит[ельственное] сообщение в "Моск[овских] в[едомостях]" No 117: Бельгард, полтавский губ[ернато]р, уволен, кн[язь] Оболенский, харьковский, получил Владимира 2-й степ[ени] "за примерную распорядительность" (суворовский налет). Два студента-подстрекателя, которых по усмирении кр[естья]не хотели утопить, казаки отбили. Сахарный песок по дороге, подобранный казаками к чаю. Хохлацкая пугачевщина.
29 [апреля]
Представление профессорской корпорации Зенгеру*. Ораторская поза; речь произвела неопределенное и скорее неблагоприятное впечатление: нет программы.
Май
Перемена в отношении к рабочим: полиция или охрана против них вместе с фабрикантами. Причину перемены приписывают Плеве, имевшему будто бы крупный разговор с моск[овским] ген[ерал]-губернатором*. На Прохоровской фабрике новый набор рабочих с удалением принадлежащих к союзу. Записка Львова: критика фразистая без плана улучшения. Харьковские и полтавские беспорядки приводят в связь с новой системой засыпки продовольственных магазинов, предписанной Сипягиным*,-- по душам наличным, а не по надельным душевым участкам. Лопухин -- директор Департамента госуд[арственной] полиции.
18 [июня?]
Договор англичан с бурами. Очерк войны, начатой осенью 1899 г., в "Моск[овских] вед[омостях]" 1902 г.*
Ноябрь 29
А. С. Суворин. Вечер. Приезжал ставить в Художественном] театре свой "Вопрос". Успех его "Димитрия Самозванца и Ксении" в Петербурге*. Доходная статья -- его театр. Рассказы: вялость, скука в петерб[ургском] обществе, сплетни. Лейб-м[едик] Отт и выкидыш. Филипп и его поворот природы. Сцена: она, он и мать, ходя по комнате. Художник Кравченко с маньчжурскими видами после обеда до 10--11 часов. Его рассказ о неприязни французов к русским в Китае и дружбе русских и немцев. Сам неприятно удивлен. Придворные жали руку. Разговор о курсе*,-- надо издать. Толки о конституции. Я: когда кучер в потемках теряет дорогу, он опускает вожжи и предоставляет лошадям искать путь. Давыдов Н. В. и письмо члена Гос[ударственного] совета кн[язя] Обол[енского] об издании для немногих при Дворе будто абастуманского курса* (был 27 н[оя]бря).
30 [ноября]
Вечер у Богосл[овского] M. M. Рассказ Дена о рабочих и Афанасьеве и толки о естественном праве Новг[ородце]ва.
Дек[абрь] 1
Письмо к Пл[еве] о Милюкове* от 30 н[оя]бря: "Недавно я узнал об аресте П[авла] Н[иколаевича] М[илюкова]. Не знаю его вины и не могу его оправдывать. Но он мой ученик по ун[иверситет]у и товарищ по О[бществу] и[стории] и др[евностей] р[оссийских], а его жена -- моя ученица по В[ысшим] ж[енским] к[урсам] и дочь моего покойного товарища по академической службе. Возможное облегчение участи арестованного приму за великое себе одолжение, как благодеяние для его семьи, которая живет его учено-лит[ературным] трудом. Простите за беспокойство, если моя просьба неисполнима".
11 мая указ о вознаграждении землевладельцев, пострадавших от аграрных беспорядков в Харьк[овской] и Полт[авской] губ[ерниях], за счет кр[естья]нских обществ {Далее четверть листа оставлена чистой.}.
1903 г.
Февраль
1-я нед[еля] в[еликого] поста -- понедельник.
17 [февраля]
У полицеймейстера об Ольге. Издания древнерусских памятников по рецензии Гётца -- "Literaturzeitung". Выписки и отметки из газет к Пособию*.
18 [февраля]
Гизо -- продолжение VIII л[екции]*. "В ожидании реформ" -- "С[анкт]-П[етербургские] ведомости]", No 45. О Николае фельетон -- "М[осковские] в[едомости]", No 48. Абрамовича диспут о Патерике Печер[ском]* -- "С[анкт]-П[етербургские] в[едомости]", No 45. С С. И. Смирновым о житиях.
§ I {§ 1 и далее цифры 2--10 написаны В. О. Ключевским красным карандашом.}.
19 [февраля]
Гельмгольца -- "Отношение естествознания к системе наук"*.
Л_о_г_и_ч_е_с_к_а_я индукция -- в изучении природы; ее основа -- всеобщность явления, однообразное его повторение. П_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_а_я индукция -- в изучении единичного духа; ее основа -- психологическая вероятность, рассчитываемая по господствующим побуждениям. И_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_а_я индукция -- в изучении общественных явлений; ее основа -- внушаемая природой нужда друг в друге (отсюда пример или подражание и народные привычки, выработанный по указаниям окружающей природы образ действий людей в общежитии). Метод -- народно-психологическое чутье.
20--22 [февраля]
Кружок берендеев и берендеек; декадентские подарки и открытые письма друг другу; гаремные заседания на коврах. Гельмгольц; исправление статьи о популяризации * (21-го). Разговор о беллетристике на именинах у Л. Лоп[атина] (18-го). Ответ помощнику с[анкт]-пет[ербургского] попечителя о юбилейном издании (20-го). С. С. Слуцкий ум. (22-го). Гр[аф] Л. Толстой -- рассказ Дав[ыдова] о его слабости и как он попался впросак с кронпринцессой саксонской*. Гельмгольца -- сохранение энергии*.
23--24 [февраля]
Визит Гольцова. У В. А. Морозовой с Н. В. Д[а]в[ы]д[овым] (В. М. Соб[олевский] и В. И. Сиз[ов]). Похороны Слуцкого (24-го) и у А. Д. Кот.; с Барс[ковым?] распределение житий.
25 [февраля]
С Белавенцем. Газеты и "Пролегомена к Ибн-Фадлану"*. О театре Ярцева -- отложить "Московские] в[едомости]", No 53. Рахманов.
2 {Написано красным карандашом.}. Что такое историческая закономерность? Законы истории, прагматизм, связь причин и следствий -- это все понятия, взятые из других наук, из других порядков идей. Законы возможны только в науках физических, естественных. Основа их -- причинность, категории необходимости. Явления человеческого общежития регулируются законом достаточного основания, допускающим ход дел и так, и этак, и по-третьему, т. е. случайно. Для историка это безразлично. Для него важно не то, от чего что произошло, а что в чем вскрылось, какие свойства проявили личность и общество при известных условиях, в той или иной комбинации элементов общежития, хотя бы данное сочетание этих условий и элементов было необъяснимо в своем происхождении, т. е. казалось совершенно случайным. Историк должен отказаться от объяснения причин самих в себе: они ему понятны только как следствия предшествующих состояний, а следствия -- только новые проявления сил и свойств личности и общества при новых условиях, в новых сочетаниях элементов общежития. Если историк хочет говорить своим языком, соответствующим природе изучаемого им предмета, он может говорить не о причинах и следствиях, категориях, взятых из области логического мышления. Сводя исторические явления к причинам и следствиям, придаем исторической жизни вид отчетливого, разумно-сознательного, планомерного процесса, забывая, что в ней участвуют две силы, которым чужды эти логические определения -- общество и внешняя природа. Имея в виду, что история -- процесс не логический, а народно-психологический и что в нем основной предмет научного изучения -- проявление сил и свойств человеческого духа, развиваемых общежитием, подойдем ближе к существу предмета, если сведем исторические явления к двум перемежающимся состояниям -- н_а_с_т_р_о_е_н_и_ю и д_в_и_ж_е_н_и_ю, из коих одно постоянно вызывается другим или переходит в другое. Из каких элементов слагается и в каких явлениях обнаруживается то и другое состояние? Эта постоянная взаимная смена обоих состояний делает исторический процесс похожим на движение щепки, брошенной в волнообразно текущий поток: разве здесь есть место для причинной связи и можно ли признать причиной движения щепки ту волну, на хребте которой мы ее видим в данное мгновение и которая сейчас же исчезнет, сменяясь другою, сейчас же возникшей? В прагматическом, т. е. логическом, построении истории необходим посредствующий момент, связующий причины со следствиями. Таким моментом признается исторический факт, событие как произведение причин и вместе производитель следствий. Но, разбирая составные элементы исторического процесса, мы не найдем такого посредника. Исторический факт не идет в составе самого процесса, а выделяется из него как проявление -- и притом случайное проявление -- действия сил, работающих в процессе, подобно дыму, выделяющемуся из горения. Факт имеет свой источник в процессе, но сам не становится источником следствий, после него обнаруживающихся; эти следствия вытекают из самого процесса и вытекли бы из него, если бы он обнаружился не в этом факте, а в какой-либо иной форме, в другом сочетании явлений. Крестовые походы вышли из религиозного настроения средневековой католической Европы, направленного против ислама и обостренного четырехвековой борьбой с ним. Но при другом состоянии Византии они могли бы и не состояться или скоро прекратиться, а явления, после них обнаруживающиеся и признаваемые их следствиями, заняли бы свое место в истории Западной Европы, потому что они вышли из мирного ее сближения с арабской культурой, ставшего возможным не вследствие крестовой борьбы, а благодаря прекращению завоевательного движения в самом арабском мире (разумеются культурные следствия: усиление сношений с Востоком, дипломатических и торговых, расширение знаний и понятий, заимствование искусств и житейских удобств). § 3.
26 февр[аля]
Гельмгольца та же лекция. Газеты и отметки к Пособию. Окончание заметки выше риведенной. Доклад Витте о поездке на Дальний Восток*.
3 {Написано красным карандашом.}. "Эта закономерность (явления природы {Текст в скобках -- пояснение В. О. Ключевского.}) возбуждает главным образом тот интерес, который приковывает естествоиспытателя к его предмету. Это интерес, отличный от того, который возбуждается психологическими науками. (В духовной жизни совокупность взаимно переплетающихся влияний так сложна, что лишь весьма редко оказывается возможным определенно и ясно указать на их законы {Текст в скобках вставлен В. О. Ключевским со с. 35--36 статьи Г. Гельмгольца <О сохранении силы".}.) К последним нас привлекает человек, изучаемый в различных направлениях его деятельности. Всякий подвиг, о котором повествует нам история, всякая сильная страсть, которую изображает нам искусство, всякое описание обычаев, государств[енного] устройства, культуры отдаленных от нас или древних народов захватывает и интересует нас, даже если мы знакомимся с ними и без научной последовательности. Мы во всяком случае находим в них связь и аналогию с нашими собственными представлениями и чувствами; мы научаемся распознавать те с_о_к_р_о_в_е_н_н_ы_е с_п_о_с_о_б_н_о_с_т_и и движения нашей собственной души, которые не проявляются при обыкновенном спокойном ходе жизни цивилизованного народа. Естественные науки не представляют интереса подобного рода" -- "О сохранении силы" в "П_о_п_у_л_я_р_н[ы_х] р_е_ч_а_х Г_е_л_ь_м_г_о_л_ь_ц_а", ч. 1, стр. 36.
27 февр[аля]
С В. А. Латышевым о Петре В[еликом]. Отметки из газет. У Дав[ыдова?] читал Венк[стерн] своего "Т_е_з_е_я"*. Говорили о манифесте 26 февр[аля]* -- не одобряли за неожиданность и неясность. Я -- предуведомление о пересмотре земского положения в смысле децентрализации. Пересмотр статьи о Петре В[еликом] и сотрудниках*.
28 [февраля]
Училище. В Синодал[ьной] типографии отдал сентябрьские листки*. Заметка к Уложению на особом листке. Второе письмо от Латышева. Вчерашний разговор с Ел. Л. Б[ородиной?]* о разбитии окон в гимназии, о порче электропровода сыном попечителя, о его ответе на доклад эконома: "Я в это не вмешиваюсь, сообщите матери", об инквизиторском посещении уроков окружным инсп[ектором] Держ[авиным]; гимназисты: "Ревизия!"
1 марта
В банках. Хвалебные статьи в газетах о манифесте. Что ответить Латышеву? От Рождественского "История Мин[истерства] нар[одного] просвещения"*.
8 марта
Выехал в Алупку.
10 и 11 [марта]
Хождение по Севастополю.
12 [марта]
В Алупку.
13 {В рукописи ошибочно: 12.} [марта]
Письма домой, М. А. и Н[адежде] М[ихайловне]*.
22 [марта]
Письмо от Головачева.
23 [марта]
Письма из дома и от В. А. Латышева.
24 [марта]
Письмо домой (помета 23 м[а]рта).
18--19 авг[уста]
Витте -- председатель Комитета министров*. Мин[истр] финансов -- Плеске {Далее восьмая часть листа оставлена чистой.}.
Апрель 11
Письма Борису и декану об испыт[ательной] комиссии. К Смирнову С. И.
15--17 [апреля]
Исправление лекции о следствиях очер[едного] порядка и условий, ему противодей[ствовавших].
21 [апреля]
Баладури и Табари о славянах * в Хазарии в полов[ине] VIII в. Фотий о Руси при Аскольде. Дополн[ение] об основании В[еликого] княжества киевского. Походы Руси на В[изантию?]. Справка о погостах: Сол[овьев], I, пр[имечание] 212.
22 [апреля] и сл.
Переписка лекции о деятельности первых киевских князей и исправление для переписи лекций о происхождении Р[усской] Правды и гражд[анского] порядка.
27 [апреля]
Начал просмотр л[екций] о церковных уставах.
29 [апреля]
Конец исправления о деятельности первых князей и начало об очередном порядке.
30 [апреля]
Происхождение очередного порядка.
4 {Написано красным карандашом.}. Сопоставляя удельные и феодальные отношения, мы заметили в тех и других сходные черты, но не нашли сходства начал, оснований. Теперь можно объяснить происхождение этой видимой несообразности. Она произошла оттого, что политическая жизнь феодальной Европы и удельной Руси шла в противоположных направлениях. На Западе синьории и баронии, на которые распалась империя Карла В[еликого], формировались по образцу целого, которое они разрушали, и даже мелким феодалам передавали черты своего склада, какие тем дозволено было воспринять и какие они в состоянии были воспринять от своих первообразов. Феодальная Европа была собственно развалившаяся империя Карла В[еликого], из которой рефлективно и с местными преломлениями феодальный порядок распространялся потом в соседних с ней странах. У нас, напротив, удельный порядок сложился не из развалин очередного, не в пределах Киевской Руси, а сбоку ее, в соседнем окско-волжском междуречье, как новая политическая постройка на свежем финском пустыре. Бесформенная политически масса колонистов перенесла сюда с брошенных пепелищ только два прочные кадра политического и гражданского порядка: это были князь с своими державными правами и боярин с своими холопами. Первый образовал удельное княжество, новую политическую форму, а второй восстановил на новом социальном грунте старую боярскую вотчину, село с челядью и с вольнонаемным закупом -- крестьянином. Но и княжеский удел сложился по типу боярской вотчины, а Московское государство, собравшее уделы, сформировалось по образцу своих составных частей и составило вотчину своих собирателей, московских государей. Так, на феодальном Западе политическая жизнь шла сверху вниз, путем дробления целого на части, а в удельной Руси обратно -- снизу вверх, путем сложения частей в целое. Там низшие политические формации у своя ли форму высшей, которую они разрушали, а у нас, напротив, высшая усвояла форму низших, из которых она слагалась. Путь одинаков там и здесь, но неодинаковы направления хода; отсюда сходство явлений и различие процессов. 26 дек[абря].
Июль 30--31
Корректура VI--VIII л[истов] и отправка. Пособие -- л[исты] 5 и 6 и отправка. Вставка -- следствия поместной системы. Дополнение XIV л[иста].
Сентябрь 10 и 11
Газеты не выходили. Забастовка наборщиков, требовавших 9-часового дня и повышения платы. Совещания наборщиков летом в Марьиной роще. Совещание типографщиков у Трепова, который за сопротивление движению. Один типографщик шел на сделку; Тр[епов] крикнул на него; но типографщики согласились на требования наборщиков, возвысив стоимость типографских работ (цены для заказчиков) на 30%. Не прекращали работ в Синодальной, где 9 сент[ября] толпа до 1000 ч[еловек] разбила окна и была разогнана казаками. Выходили "Моск[овский] листок" и "Русский листок" {Далее около половины листа оставлена чистой.}.
5 {Написано красным карандашом.}. 24 дек[абря]
Способы мышления и способы познания, законы логики и метафизические категории, конечно, сохраняют непререкаемую силу во всяком акте мышления и познания. Но не всякой отраслью знания познающий ум овладел настолько, чтобы доступные ему приемы изучения и познания поднять до чистых законов логики и до отвлеченных категорий метафизики. В некоторых областях ведения он принужден пока довольствоваться некоторыми предварительными, более практическими формами мышления и определениями познания. В науках, где предмет познается путем опыта и самонаблюдения, приложимы и закон достаточного основания, и формулы возможности, необходимости, причинности, требования закономерности и целесообразности: там наблюдение можно проверять опытом, т. е. искусственно созданным явлением или внутренним ощущением. В науках, имеющих дело с историческим процессом, изучающий лишен таких методологических удобств: там наблюдение {Над строкой: здесь чужими глазами.} и аналогия -- наиболее действительные, если не единственные средства познания. Здесь трудно спрашивать себя, от чего что произошло и могло ли произойти что-либо другое: мысль довольствуется выяснением того, что за чем следовало и следовало ли из того же то же самое или подобное в другом месте или в другое время. Так метаф[изическое] требование причинности в историческом изучении преобразуется в искание последовательности явлений. Разум везде, даже в метафизической области, где он сам себе хозяин, потому что сам себя изучает, признает пределы своего познавания. Он признает, что представляемый им мир не существует только в его представлении, но что, однако, этот мир познается им лишь насколько он есть его представление: познание и здесь стеснено пределами восприятия, наблюдения. Еще скромнее помыслы исторического ведения. Мы знаем, что в исторической жизни, как и во всем мироздании, должна быть своя закономерность, необходимая связь причин и следствий. Но при наличных средствах исторической науки наша мысль не в состоянии уловить эту связь, проникнуть в эту логику жизни и довольствуется наблюдением преемственности ее процессов. Значит, история отличается от других более точных наук не способами мышления, а только приемами изучения и пределами познания.
[1904 г.]
6 {Написано красным карандашом.}. 7 апреля
После Крымской войны р[усское] правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р[усская] интеллигенция поняла, что ее правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р[усский] народ начинает понимать, что и его правительство, и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остается заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции.
6 мая
Адресы Д. Н. Шилову. М_е_л_ь_н_и_к, с_п_а_с_а_я с_т_а_р_у_ю п_л_о_т_и_н_у с_в_о_е_й м_е_л_ь_н_и_ц_ы о_т н_а_п_и_р_а_ю_щ_е_г_о н_а н_е_е п_а_в_о_д_к_а, снимает пену, взбиваемую у запруды потоком (Плеве).
13 мая
Цзинь-чжоу*.
1 и 2 июня
Бой Штакельберга с Оки у Вафангоу*: отступление наших с потерей 3 1/2 тыс. или более. 2 июня потопление трех транспортов японских с целым пехотным полком крейсерами Безобразова "Россией", "Громобоем" и "Рюриком" в Корейском проливе.
3 июня
Убийство ген[ерал]-губ[ернатора] Бобрикова в здании финлянд[ского] Сената Шауманом, сыном отставного сенатора, тут же застрелившимся.
7 {Написано красным карандашом.}. Ближайшие задачи исторического изучения -- не выяснение и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_и_х з_а_к_о_н_о_в. Пока предстоит выяснить не сущность исторического процесса, а только метод его изучения и возможные границы исторического познания. И не все исторические факторы вошли в историческую работу в полную меру своих сил. Так, еще трудно уловить действие философии на склад и ход общежития. Пока действие ограничивается только выяснением задач и приемов познания и природы познающего разума, но ее идеи о сущности вещей, о смысле бытия не направляли людских отношений, не влияли на настроение масс. Но если философия доселе этого не делала, отсюда не следует, что она не может этого делать. Может быть, философия ждет такой комбинации житейских условий, такого подъема умов, который сделает возможной перестройку людских отношений и интересов согласно с философски выясненным смыслом бытия. Тогда расширятся и пределы исторического познания и можно будет внести в учебник истории параграфы о философах, теперь являющиеся в нем красивыми, но бесцельными сказками. § 9.
8 {Написано красным карандашом.}. Нынешние экономические и политические классы в будущем заменятся разрядами или степенями интеллектуального развития, т. е. способности умственного напряжения.
9 {Написано красным карандашом.}. Закономерность явлений, повторяющихся или доступных искусственному воспроизведению, экспериментации. В истории нет ни тех, ни других. Но в истории вскрывается общежительная природа человека и вопрос о закономерности исторических явлений заменяется вопросом о последовательности, с какой вскрываются разные стороны и свойства этой природы.
10 {Написано красным карандашом.}. Право -- исторический показатель, а не исторический фактор, термометр, а не температура. Действующее законодательство содержит в себе minimum правды, возможной в известное время. Порядочные люди нуждаются в законе только для защиты от непорядочных; но закон не преображает последних в первых. Закон -- рычаг, которым движется тяжеловесный, неуклюжий и шумный паровоз общественной жизни, называемый правительством, рычаг, но не пар.
2 июля
Чехов ум. в Баденвейлере (вел[икое] герц[ог]ство Баден) {Далее лист с четвертью оставлены чистыми.}.
1904
3 июня финл[яндский] ген[ерал]-губ[ернатор] Бобриков при входе в Сенат смертельно ранен тремя выстрелами Шауманом, сыном бывшего сенатора, чиновником Главного училищного управления Финляндии. Преступник застрелился {Далее половина листа оставлена чистой.}.
Ноябрь 6--9 (?)
Съезд город[ских] и земских деятелей в Петербурге*: пункты против самодержавия. Банкеты* {Далее четвертая часть листа оставлена чистой.}.
Декабря 31
С Як. Л. Барск[овым]. Два банкета в Петербурге: 1) 6 дек[абря]? человек 200, корректный; ораторы Семевкий и {Далее оставлено место для фамилии.}; 2) многолюдный и беспорядочный с "долой сам[одержа]вие" 14 дек[абря]. 28 ноября уличные беспорядки с избиением дворниками по углам и дворам вопреки распоряжению полиции отводить манифестантов в участок без побой. На заседании перед 12 дек[абря] (8 дек[абря]?). Сам был против выборного собрания, и кн[язь] Свят[ополк]-М[ирский] подал после того в отставку. Но был упрошен во имя воинской чести по случаю военного времени. По издании указа 12 дек[абря]* вторичная просьба об отставке. Прочат на время Платонова-старика*, а потом Витте. Курс издан Витте в 20 экземплярах*.
1905 г.
9 января
Движение рабочих (до 40 тыс. будто бы) к Зимнему дворцу за ответом на петицию, представленную накануне о[тцом] Гапоном Святоп[олк]-Мрфскому с пунктами: 1) отделение церкви от государства, 2) представительное правление, 3) обеспечение неприкосновенности личности, 4) право непосредственного обращения рабочих к царю, 5) прекращение войны и еще что-то. В некоторых местах Петербурга толпы встречены войсками, давшими залп. Толпы не разбежались, а на другой залп не было приказа, и толпы шли дальше мимо войск. О[тец] Гапон с иконой спасителя. "Эта кровь навсегда отдалила царя от народа". Будто бы ранен и убран куда-то. От министра оповещано, что царь не будет говорить с рабочими, как они требовали в петиции.
11 января
Вчера по Житной прошли {В рукописи: прошла.} часов в 5 к типографии Сытина, вероятно, чтобы прервать работу. Сегодня врывались в мастерские и типографии и прекращали работы. Рабочие расходились по домам, не присоединяясь к забастовщикам. Хозяевам полиция отсоветует возобновлять работы завтра, как в беспокойный день. Ждут присоединения студентов. Извозчик: "Вот своя война началась". Сегодня в "Моск[овских] в[едомостях]" решительное объявление и[сполняющего] д[олжность] градоначальника*.
21 янв[аря]
Русская интеллигенция бьется о собственную мысль, как рыба об лед, на который она выбросилась от духоты подо льдом {Далее четвертая часть листа оставлена чистой.}.
5 мая рескрипт об учреждении Постоян[ного] совета госуд[арственной] обороны.-- "М[осковские] в[едомости]", No 170*.
14 и 15 мая Цусимский бой.
13--17 июня рабочие в Одессе и бунт на "Потемкине Таврическом".-- "Р[усские] ведомости]", No 167*.
6 июля депутация земских и город[ских] деятелей в Петергофе.
Конец июня. Бунт на "Потемкине". Разгром одесского порта.
6 авг[уста] манифест и положение о Государственной] думе. Равнодушие в народе.
21--24 [августа] резня татар с армянами в Баку. Разгром нефтяных промыслов. До 500 вышек сожжено*. Убытки -- сотни миллионов. Повод -- резня татар армянами в Шуше. Войска мало.-- "Р[усские] в[едомости]", No 231.