(Фридрих Klinger, в России Федор Иванович, 1752--1831) -- немецкий поэт периода "бури и натиска"; изучал в гиссенском университете юриспруденцию, подружился с Гёте, которого сопровождал в 1775 г. в Цюрих. Служил в австрийском войске; в 1780 г. перешел на русскую службу, сделался гофмейстером цесаревича Павла Петровича и ездил с ним по Европе; участвовал в походах против турок и поляков. В 1801 г. назначен директором кадетского корпуса, в 1802 г. -- пажеского. По его предложению из хозяйственных сумм 1-го корпуса основан капитал, из процентов которого выдавались пособия неимущим кадетам при производстве их в офицеры. Женившийся на близкой к императрице особе, К. пользовался большим почетом при дворе, но чувствовал себя в России плохо; он до конца жизни разделял человечество на "людей" и "русских". В 1803 г. он был назначен попечителем дерптского учебного округа, которому завещал свою библиотеку; в 1811 г. произведен в генерал-лейтенанты.
Литературная деятельность К. по большей части относится ко времени до 1780 г. Его драма: "Sturm und Drang" (первое заглавие -- "Wirrwarr", 1777) дала название целой литературной эпохе. Сюжет ее -- история новых Ромео и Джульетты времен американской войны за освобождение, со счастливым исходом. Много страсти и энергии в трагедиях К.: "Die Zwillinge" и "Konradin". Смесь аристотелевских начал с типическими свойствами шекспировской драмы представляют его "Medea in Korinth", "Medea auf dem Kaukasus", "Damokles" и др. Комедии К. менее оригинальны и на сцене имели мало успеха; лучшие из них -- "Die Spieler", "Der Schwur", "Die zwo Freundinnen". Большой популярностью пользовались и романы К., проникнутые взглядами Руссо, одновременно грубо-реалистические и философски-рефлектирующие: "Fausts Leben" (СПб., 1791), "Geschichte Giafars, des Barmeciden" (СПб., 1792), "Geschichte Raphaels de Aquilas" (1793), "Reisen vor der Sündflutt" (Рига, 1797), "Der Weltmann und der Dichter" (лучшее произведение К., Лейпциг, 1798) и "Sahir, Evas Erstgeborener im Paradies" (1798). Выборка из произведений К., сделанная им самим, появилась в Кенигсберге, в 1809--15 гг. (новое изд., 1878--80, Штутгарт).
К. не внушал знавшим его особых симпатий, но это был человек замечательно твердого характера, до конца жизни не забывавший воспринятых в детстве идей Руссо, мыслитель и филантроп, хотя, правда, в России он был лишь чиновником.
См. Erdmann, "Ueber Klingers dramat. Dichtungen" (Кенигсберг, 1877); E. Schmidt, "Lenz und K., zwei Dichter der Geniezeit" (Берлин, 1878); M. Rieger, "Klinger in der Sturm u. Drangperiode" (Дармштадт, 1880). Характеристика К. у Гёте в "Поэзии и Правде" и у Morgenstern'a, в "Dorpatische Baiträge" (III, 180--205).
A. M. Л.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
II.
КЛИНГЕР Фридрих Максимилиан [Friedrich Klinger, 1752--1831] -- немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь. Сближается с группой писателей-штюрмеров (см. "Sturm und Drang"), становится одним из крупнейших деятелей эпохи "бури и натиска". В 1755 пишет под сильным впечатлением "Гёца фон Берлих нгена" Гёте трагедию "Otto", из рыцарской жизни -- и "Das leidende Weib" (Страдающая женщина), несколько приближающуюся к социальным драмам Ленца (см.). В 1776 К. создает свои наиболее знаменитые произведения -- трагедию "Zwillinge" (Близнецы), разрабатывающую характерный для периода "бурных стремлений" мотив братоубийства, драму "Sturm und Drang" (Буря и натиск), давшую название современному К. периоду немецкой лит-ры, пьесы: "Die neue Arria", "Simson Grisaldo" и "Stilpo und seine Söhne" (Стильпо и его сыновья). В названных произведениях, за к-рые К. был прозван врагами "взбесившимся Шекспиром", он в качестве представителя передовых групп революционизирующегося мелкого бюргерства выступает как сокрушитель лит-ых традиций, как враг "старого порядка" в общественной и политической жизни. "Стильпо" -- памфлет против самодержавия и апофеоз борьбы за свободу, в "Otto" сильна антиклерикальная тенденция, перерастающая в романе "Der goldene Hahn" (Золотой петух, 1785) в сатиру на христианство. Однако К. сознает бессилие своего протеста. Германия еще не созрела для буржуазной революции. Трагедия К. в том, что его протест против "старого порядка", разбиваясь об инертность широких слоев немецкого бюргерства, перерождается в слепой бунт против "порядка" вообще, хотя бы выраженного в законах природы. Так, весь мир со всеми своими установлениями и обычаями начинает ему рисоваться великой тюрьмой, из к-рой есть только один выход -- смерть. Даже самый сильный человек лишь "червь с душой великана" ("Отто"); восставший на установленный судьбой порядок неминуемо обречен на падение и гибель (там же), но человек не властен даже над самим собой, чувство долга, веления рассудка разлетаются в прах, когда всевластная природа зажигает в его душе пожар неугасимой страсти. Любовь ведет человека к гибели, низвергает его в пучину древнего хаоса ("Страдающая женщина", "Новая Аррия" и др.). Жизнь -- это карточный домик, падающий от легкого дуновения ("Буря и натиск"). Однако в драме "Simson Grisaldo" пока еще в полуиронической форме намечаются основы новой житейской мудрости. Мелкобуржуазный интеллигент, К., продолжая ненавидеть современный ему соц.-полит. строй, проповедует капитуляцию перед ним. Эта точка зрения развита в ряде романов ["Fausts Leben" (Жизнь Фауста, 1791), "Die Geschichte Giafars" (История Джафара, 1792), "Die Geschichte Raphaels de Aquilas" (История Рафаэля де Аквила, 1793) и др.], написанных в России, куда он приезжает в 1780 и где остается жить до смерти, достигая высоких чинов и почестей (при содействии Павла I он становится шефом пажеского корпуса, куратором Дерптского университета, возводится в чин генерал-лейтенанта). Фауст -- герой одноименного романа -- стремится внести в мир справедливость, однако все его благородные поступки лишь порождают еще большее зло. Ничтожный "червь" не может брать на себя обязанности судьи и мстителя за зло, "нарушая ход огромного и точно функционирующего механизма", он не способен принести пользу страдающим и угнетенным. Впрочем подобная "мудрость" не свидетельствует об окончательном примирении К. с действительностью. Его последние романы, исполненные горечью, переходящей нередко в мизантропию, с чрезвычайной яркостью продолжают рисовать мрачные стороны современного К. строя (напр. в "Фаусте" сцена самоубийства крестьянина, гибнущего от эксплоатации господ).
Библиография:
I. "Жизнь, деяния и гибель Фауста", перев. А. Лютера, М., 1913; Werke, 12 Bde, 1809--1815; Ausgewahlte Werke, 12 Bde, 1841; Dramatische Jugendwerke, Hrsg. von Berent und Wolff, 3 Bde, 1912--1913.
II Erdmann O., Über F. M. Klingers dramatische Dichtung n, 1877; Schmidt E., Lenz und Klinger, 1878; Rieger M., Kling in der Sturm und Drangperiode, 2 Bde, 1880--1896; Prosch F., Klingers Romane, 1882; Pfeiffer G. J., Kling rs Faust, 1890; Jacobowski L., Klinger und Shakespeare, 1891; Philipp E., Beiträge zur Kenntnis von Klingers Sprache und Stil, 1909; Hedike F., Die Technik der dramatischen Handlung in Klingers Jugenddramen, 1911; Kurz W., Klingers "Sturm und Drang", 1913; Sturm E., F. M. Klingers philosophisch Dramen, 1916; MЖller J., Fr. M. Klingers kulturphilosophische und politische Anschauungen, 1921; Bollag J., F. M. Klingers Kulturprogramm in seiner Abhängigkeit von Rousseau, 1922; Palitzsch O. A., Erlebnisg halt und Formproblem in Klingers Jugenddramen, 1925.
Б. П.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 308--309.
КЛИ́НГЕР (Klinger), Фридрих Максимилиан [17.II.1752, Франкфурт-на-Майне, -- 25.II.1831, Дерпт (Тарту)] -- нем. писатель. Представитель лит. движения "Буря и натиск", получившего свое наименование от его же одноим. драмы. В молодости был близок к И. В. Гёте. Род. в бедной семье. Всю жизнь вынужден был скитаться в поисках заработка. В 1780 К. переехал в Россию, где достиг чина генерал-лейтенанта и занял пост попечителя Дерптского ун-та. Несмотря на это,
К. остался последователем франц. просветителей, особенно Ж. Ж. Руссо. В центре ранних его произв. -- герой, бунтарь против социальной несправедливости. Драмы "Отто" ("Otto", 1775) и "Страждущая женщина" ("Das leidende Weib", 1775) -- лит. манифест, направленный против узкосословной морали, отличаются бурной динамикой действия, эмоциональностью языка, приподнятостью стиля. Однако уже здесь намечается пессимистич. окрашенность бунтарства героев, лучшие чувства к-рых гибнут в мире несправедливости. Нем. действительность не позволяла К. показать глубокие социальные конфликты, поэтому нередко в его драмах бунт совершается ради бунта: "Близнецы" ("Die Zwillinge", 1776), "Буря и натиск" ("Sturm und Drang", 1776). Сознание невозможности переустройства мира приводит героев К. к смерти. Бунт против деспотизма и тирании в драмах "Стильпо и его сыновья" ("Stilpo und seine Kinder", 1777), "Новая Аррия" ("Die neue Arria", 1776) абстрактен, и герои ощущают бесцельность своей борьбы против установленных порядков. В прологе к драме "Дамокл" ("Damokles", 1788) К. расшифровывает трагедию своих героев -- это пропасть между стремлениями бунтаря и неподготовленностью народа к борьбе. В позднем творчестве К. центр. место занимают философ. романы: "Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду" ("Faustus Leben, Taten und Höllenfahrt", 1791, рус. пер. 1913), "Путешествия до потопа" ("Reisen vor der Sündflut", 1795), "История Рафаэля де Аквилья" ("Geschichte Raphaels de Aquilas", 1793) и др., в к-рых мрачными красками нарисовано положение народа, бессмысленность борьбы отд. личности против законов общества, осуждается бунт личности.
Соч.: Werke, Bd 1--2, Weimar, 1958; Ausgewählte Werke, Bd 1--8, Stuttg., 1878--80; SДmtliche philosophische Romane, Bd 1--10, Lpz., 1810; в рус. пер. -- Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад, М. -- Л., 1961.
Лит.: Смолян О. А., Клингер в России, "Уч. зап. Ленинград. пед. ин-та", 1958, т. 32, ч. 2, с. 31--77; Рейман П., Осн. течения в нем. лит-ре. 1750--1848, М., 1959, с. 231--42; Schmidt E., Lenz und Klinger, zwei Dichter der Geniezeit, B., 1878; Rieger M., F. M. Klinger, sein Leben und Werke, Tl 1--2, Darmstadt, 1880--96; Sturm E., Fr. M. Klingers philosophische Romane, Freiburg im Breisgau, 1916; Palitsch O. A., Erlebnisgehalt und Formproblem in Fr. M. Klingers Jugenddramen, Dortmund, 1924; Smoljan O., F. M. Klinger, Weimar, 1962.
Н. П. Банникова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 600--601.