БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович [1789-1859] -- известный журналист, беллетрист и критик 20-40-х гг. XIX в. С 1822 по 1828 издавал журнал "Северный архив", с 1823 по 1828 -- "Лит-ые листки" и альманах "Русская Талия", с 1825 по 1857 -- газету "Северная пчела", к-рая пользовалась монополией помещать политические известия. Вместе с Н. И. Гречем, его соиздателем по газете, Б. долго занимал в журналистике исключительно привилегированное положение. В политическом смысле Б. представлял самое отвратительное явление: в молодости довольно близкий человек к некоторым будущим декабристам, Б. впоследствии прибегал к доносам, стоял в очень близких отношениях к III отделению, с "отличным усердием" исполнял поручения Бенкендорфа, чем заслужил глубочайшее презрение в литературных кругах. Б. прибегал обыкновенно не к так называемым "лит-ым доносам", а к доносам в самом прямом смысле слова, к-рые он направлял в III отделение, покровительствовавшее ему и дававшее ему заказы на различные официальные статьи. Из очень многочисленных доносов Б. можно, напр., отметить его указание Бенкендорфу на "отчаянный якобинизм" кн. Вяземского, на полнейшую политическую неблагонадежность Н. Полевого и пр. Но чаще всего объектом своих доносов Б. избирал "Отечественные записки", видя в Краевском опасного конкурента. Он настойчиво, выписками из журнальных статей, доказывал, что "О. З." проповедуют "коммунизм, социализм и пантеизм", являются лит-ым оплотом революционеров и т. п. Как писатель Б. был очень популярен: не лишенный лит-ых способностей он умел угадывать вкусы и потребности широких мелкобуржуазных "обывательских" кругов, от столичных средней руки чиновников и провинциальных помещиков вплоть до грамотной дворни. При всех отталкивающих свойствах политической и моральной физиономии Б. его популярность обозначала своего рода демократизацию литературы; Б. неоднократно выражал симпатии людям "среднего общества", которых противопоставлял высшему кругу. Писатель необыкновенно плодовитый, Б. пользовался самыми разнообразными лит-ыми формами. Из его романов наибольший успех имел -- "Иван Выжигин" [1829], выдержавший несколько изданий. Продолжением его явился "Петр Иванович Выжигин" [1831]. "Выжигин" вызвал в лит-ре много пародий -- признак успеха. Кроме того им написаны -- "Посмертные записки титулярного советника Чухина" [1835] и два исторических романа: "Дмитрий Самозванец" [1830] и "Мазепа" [1834]. Цель "нравственно-сатирических" романов Б. -- "дать резкие черты нравов, стараясь извлечь из них благие последствия, т. е. несколько мудрых правил и нравоучений для человечества". По своей авантюрной насыщенности, неправдоподобию в общем изображении русской жизни, дидактически-моральному тону, по манере делить персонажи на порочных и добродетельных, а также давать героям клички, соответствующие их свойствам (Законенко, Россоянинов, Вороватин, Беспечин, Скотенко и пр.), романы Б. вполне примыкают к старой лит-ой традиции романа XVIII в. Тем не менее по скольку Б. способствовал восстановлению формы романа, в течение долгого времени вытесненного повестью, он сыграл свою роль. Его романы приучали читателя, еще неспособного воспринять подлинный реализм, к внешним и примитивным формам выражения реализма, к романам из русской действительности. В "Иване Выжигине", построенном по типу "плутовских романов", фабула искусственна (хотя Б. ставил себе в заслугу как раз естественность этой фабулы), герои -- манекены, сатира неглубока и шаблонна, но все-таки иногда встречаются верно схваченные детали русской жизни. Некоторые следы влияния "Ивана Выжигина" можно найти в "Мертвых душах" Гоголя. Булгарин всегда отзывался о "натуральной школе" отрицательно, не сознавая, что единственная его лит-ая заслуга заключается в том, что он, хотя очень грубо и упрощенно, приближался к приемам этой школы. Исторические романы Б. изобилуют кровавыми эффектами и проникнуты лубочным мелодраматизмом; и Дмитрий Самозванец и Мазепа в его изображении -- невероятные злодеи. В мелких жанрах Б. был весьма разнообразен; он писал и "картины нравов", и восточные сказки, и драматические сцены, и путешествия, и даже утопические картины будущего. Больше всего ценились его небольшие, чисто бытовые изображения ("нравы", по лит-ой терминологии того времени, приближающиеся к позднейшим "физиологическим очеркам"). В нравоучительных очерках Б. иногда проявляется известная наблюдательность -- особенно в изображениях столичной мелкоты и населения "средней руки". Отдельные очерки и фельетоны Б. проникнуты патриотическими и моральными тенденциями самого низменного уровня. В критических своих статьях Б. либо обнаруживал искреннее непонимание важных лит-ых явлений (напр. творчества Гоголя), либо руководился побуждениями личной вражды и кумовства. В вопросах грамматики и яз. Б. был пуристом -- поклонником правильности школьной грамматики и врагом обновления лит-ой лексики посредством провинциализмов, народных слов, неологизмов и пр. В издательском деле Б. чуть ли не первый проявил чисто буржуазное уменье сделать из лит-ры небезвыгодный вид промышленности.
Библиография:
Лемке М., Фаддей Б. и "Северная пчела", в книге "Николаевские жандармы и лит-ра 1825-1856", СПБ., 1909; Каратыгин П., "Русский архив", No 2, 1882; Русский биографический словарь, т. "Бетанкур-Бякстер", СПБ., 1908; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПБ., 1900; Котляревский Н., Ник. Вас. Гоголь, СПБ., 1911; Ф(охт) Ю., Иван Выжигин и Мертвые души, "Русский архив", No 8, 1902; Энгельгардт А. Н., Гоголь и романы двадцатых годов, "Исторический вестник", 2, 1902; Скабичевский А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем, Сочин., т. II, СПБ., 1903.
М. Клевенский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 611--613.