Джусти (Giuseppe Giusti), прозванный итальянским Беранже, род. в 1809 г. в Тоскане, в довольно богатой и образованной семье, изучал юриспруденцию в Пизе, занимался во Флоренции адвокатской практикой, но больше времени посвящал изучению латинских поэтов и Данте. В 1835 г. по всей Италии распространилась во множестве списков чрезвычайно остроумная и ядовитая сатира: "Il Dies irae", написанная по поводу смерти имп. Франца. За ней быстро последовали другие подобные же сатиры, также на тосканском диалекте: "Insulto", "Legge penale per gli impiegati", а в следующем 1836 г. появился знаменитый "Сапог" (Lo Stivale), где сапог, т. е. Италия, жалуется на то, что постоянно переходит из рук в руки, от одного мошенника к другому. "Здесь я голубого цвета, -- продолжает он, -- там красного и белого, а там желтого и черного. Настоящий арлекин"! А он желает быть из одного куска и одного цвета. "Сапог", -- твердила вся недовольная Италия, от мала до велика, и скоро узнали, кто автор этих стихотворений. Та же идея свободы и объединения Италии проводится в стихотв. "Incoronazione" (1838). В сатире "La Vestizione d'un cavaliere" Д. бичует страсть буржуазии к титулам и раздачу орденов негодяям; в "Girella" -- ренегатов и беспринципных людей; в "Il Brindisi" -- обезьянничанье перед французами; в "Gli immobili ed i semoventi" и "La terra de morti" -- утопистов и квиетистов и т. д. В 1842 г. Д. укусила бешеная кошка, и страх (как оказалось, неосновательный) перед ужасной болезнью расстроил его и без того слабое здоровье. Когда он в 1844 г. оправлялся на купаньях в Ливорно, без его согласия и ведома, были изданы его стихотворения под заглавием: "Poesie d'un Italiano"; это побудило его в 1845 г. издать свои "Versi"; в этом сборнике появились "Il papato di prete Pero", напоминающее по основной мысли знаменитое "Le roi d'Yvetot" Беранже, и "Gingillino", изображающее жизнь тосканского бюрократа от колыбели до могилы. После восшествия на престол Пия IX появляются "Il congresso de'Birri" и "Spettri del 4 Settembre". В 1847 г. он начал писать диалоги: "I discorsi che corrono". В 1848 г. его два раза выбирали в депутаты; он сидел на левой стороне, но молчал и голосовал вместе с министрами, вследствие чего многие из горячих его поклонников обвиняли его в измене делу свободы. Обвинение это несправедливо: Д. никогда не держался крайних мнений, и "Молодой Италии" доставалось от него иногда довольно жестоко; друзьями его были умеренные, как Массимо д'Азелио и Каппони. Возвращение абсолютизма повергло его в глубокое отчаяние; он умер в 1850 г. Вышедшее в 1852 г. собрание его стихотворений было немедленно запрещено; но после объединения Д. занял видное место между любимыми поэтами Италии. Между Д. и Беранже действительно есть значительное сходство: оба они одинаково искусно владеют формой национальной песни и обладают свежестью народного чувства, силой и пластичностью народного языка. Но между ними есть и существенное различие, прежде всего по различию их национальностей: Беранже -- сын великой передовой державы, Д. -- сын раздробленной и униженной Италии; первый добродушно смеется там, где второй негодует и злится. Д. сам говорит, что его мысль возбуждается "тем, что имеет вид смеха, а на самом деле есть скорбь"; у него больше экстаза, раздражения и злого юмора, но нет и следа добродушной, жизнерадостной, немного эгоистической, практической философии, которой дышат песни Беранже. Их натуры тоже различны: Д. -- нравственно больной человек, то безумно решительный, то робкий, как слабонервная женщина; по едкому выражению Гверацци, это -- Самсон, разрушающий колонны, но боящийся штукатурки, которая при этом может осыпаться. Зато ум его гораздо глубже и обширнее и вкус значительно развитее и тоньше, нежели у Беранже, и в этом отношении Д. более напоминает Альфреда Мюссе. От Д., кроме стихотворений, осталось очень ценное собрание тосканских пословиц: "Raccolta di proverbi toscani" (1853, 2 изд., 1877), исследование о жизни и трудах Парини: "Discorso della vita е delle opere di Gius. Parini" (1846) и несколько дельных статей о Данте. См. "Scritti varii in prosa е versi" (1863). Главный материал для его биографии -- собрание его писем: ("Epistolario". 1859, Флоренция). Известный нем. поэт П. Гейзе издал (Берл., 1875) почти полный немецкий перевод его сатир. См. о нем Susan Horner, "The toscan poet G. G. and his time" (Лон., 1864) и Fioretto, "G. G. e il suo tempo" (Верона, 1877). По-русски ("Вестн. Евр.", 1882, 10) -- "Дж. Джусти. Очерк жизни и произведений".
А. Кирпичников.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. Xa (1893): Десмургия -- Домициан, с. 561--562.