Кавелин Константин Дмитриевич
19 февраля

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Кавелин К. Д. Государство и община
   М.: Институт русской цивилизации, 2013.
   

19 февраля

1861-1881

   Двадцать лет тому назад совершилось одно из величайших событий русской и всемирной истории: 20 млн. людей, бывших до тех пор почти полными рабами, стали полноправными гражданами; в то же время началось, а теперь почти совершилось обращение всей массы наших крестьян, представляющих более 80% населения Империи, в мелких поземельных собственников. Ничего подобного еще никогда не совершалось в таких громадных размерах.
   Первая половина великого дела, которого мы были свидетелями, а многие из нас и посильными участниками, именно отмена крепостного права, несмотря на всю ее важность, имеет, собственно, местный характер и значение. Западная Европа давно уже не знает крепостного права. У нас упразднение его представляет ту замечательную особенность, что им закончился у нас ряд раскрепощении, продолжавшихся целое столетие. Когда Московское государство окончательно сложилось в XVII в., оно было сверху донизу построено по началам крепостного права. Тип крепостной зависимости был в нем проведен с поразительной последовательностью, как в общих условиях, так и в мелких подробностях государственного, общественного и частного быта. Вступив при Петре Великом в семью европейских держав, московское государство выросло в Российскую Империю и стало постепенно совлекать с себя полуазиатские патриархальные формы, заменяя их исподволь правовыми, юридическими. Из крепостной зависимости вышли прежде всего, еще в XVIII в., служилые классы, получив безвозмездно в личную собственность поместья, принадлежавшие государству. Затем раскрепощение коснулось купцов и горожан. Позднее, уже в XIX в., признано было правомерное существование крестьян, не состоявших под крепостным правом частных владельцев. Положения 19 февраля отменили и этот последний вид крепостной зависимости. В настоящее время крепостное право упразднено у нас окончательно и повсеместно. Запоздалые его остатки, уцелевшие случайно, отменены вскоре после 1861 г. От патриархального строя удержались еще кое-какие привычки, но и они мало-помалу замирают, не находя уже для себя благоприятной почвы в новых правовых учреждениях русского государства.
   Вторая сторона великого дела 19 февраля 1861 г. есть, как сказано, создание в России в колоссальных размерах мелкой крестьянской поземельной собственности. Оно имеет не только местное, русское значение, но и всемирное значение. В этом событии осуществились мирно, законодательным путем заветные идеалы передовых людей и реформаторов Древнего и нового мира, заложены основания новой гражданственности, о которых дерзали мечтать только самые смелые умы. Непоколебимая устойчивость и прочность этих основ рассчитана на громадные размеры государств новой формации, с которыми старые не идут в сравнение. Невольно с изумлением останавливаешься перед этим совсем новым, необычайным фактом, который является как бы заключительным практическим выводом из просветительских стремлений двух последних веков и каким-то прологом к новому периоду всемирной истории, еще скрытому от пытливого глаза современных людей. Мы можем отныне, не впадая в квасной патриотизм и китайское самомнение, с гордостью сказать, что мы впервые отперли дверь в грядущее и уже занесли туда ногу. В этом грядущем наши исторические судьбы уже определились бесповоротно и окончательно тем, что явление такого всемирного значения совершилось у нас, и именно в тот момент, когда Россия только что вышла из патриархальных пелен, чтобы вступить в условия гражданского существования. Теперь она уже стала на рубеже нового мира с задатками на роль и значение, каких ей не сулил в самых пламенных патриотических мечтах величайший из русских людей -- сам Петр, умевший провидеть вперед за целые века.
   При этих мыслях сильнее бьется русское сердце, растут силы, родится вера, удваивается готовность бодро служить Родине всем своим существом, как служил ей тот же Петр, родоначальник теперешней России.
   Светлая картина, которую мы перед собой видим, не выдумана; она списана с несомненного, живого, действительного факта. Но для нас, современников, она омрачается не одним пятном, и из-за этих пятен мы с трудом ее разглядываем. Наше национальное сознание далеко еще не стало в уровень с тем, что совершается перед нашими глазами. От патриархального прошлого мы наследовали большую долю распущенности, которая мешает нам сосредоточить мысль на главном, не раскидываясь по сторонам, не теряясь в мелочах и подробностях. Отсюда у нас неустойчивость в целях, неумение их преследовать; частые прискорбные колебания и отклонения от исторического пути, на который часто против воли ведет нас весь строй и ход нашей жизни, все наши естественные влечения. Отсюда же у нас неизлечимое легкомыслие и ветреность, способность увлекаться ближайшим и вполне отдаваться его влияниям с совершенным забвением того, к чему мы хотели и должны идти. Отсюда же и наша апатичность, бессмыслие, способность преследовать без оглядки ближайшие, своекорыстные или мелочные цели, не думая об общих задачах, которые волей-неволей, а надо разрешать. Заложенное и начатое сегодня в величавых размерах мы завтра бросаем, и оно порастает быльем, а невежество и своекорыстие этим пользуются во вред государства и народа. В прошедшие 20 лет недостатки Положений 19 февраля могли бы уже быть исправлены, намеченные ими задачи -- разрешены, новые стороны дел, указанные практикой и опытом, развиты и прочно поставлены. Вместо этого не раз приходилось с горестью видеть, как суживался и искажался в частях и в целом глубоко, зрело обдуманный план обновления нашего быта, как он перетолковывался вопреки его ясному, несомненному смыслу ради себялюбивых частных и сословных интересов, как его развитие задерживалось на деле и принимало в действительности вовсе не соответствующее ему направление.
   Как ни прискорбны эти пятна, но они не должны смущать нас или повергать в уныние или отчаяние. Обратимся назад. Разве нерешительность есть у нас что-нибудь новое, никогда невиданное? Разве теперь впервые мы делаем шаг вперед и десять -- вправо и влево, вкривь и вкось? Благодаря нашему историческому возрасту, которого мы не видим из-за подмалевки под культуру зрелых народов, мы до сих пор еще не умеем подняться над фактами, подчинять их нашей мысли и воле, дорожить временем, экономничать силами. Эти наши недостатки надо брать в расчет, обсуждая то, что у нас делается. Чтобы верно ценить исторические явления, особенно имеющие всемирное значение, надо смотреть на них в известной перспективе, не поднимаясь на высоту орлиного полета, но и не подходя на такое близкое расстояние, с которого нельзя уловить стиля и пропорции целого. Многое могло быть сделано лучше при установлении плана нового здания нашего быта; много сил и времени могло быть сбережено при его использовании. Дело нашего гражданского перерождения совершалось далеко не так успешно и последовательно, как желалось, думалось и мечталось. Все это, к сожалению, правда. Но не забудем, что перерождение все же началось и совершается, что оно несомненно и неизбежно; что, как бы ни были люди близоруки, колебания вредны и прискорбны, на нем, на нашем перерождении, уже успели отпечатлеться новые пути истории и гений русского народа.
   Простимся же без зла с минувшим двадцатилетием и встретим бодро и мужественно наступающее, последнее -- XIX столетие.
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые опубл.: Порядок. -- 1881. -- 3(19) февраля. -- No 49 -- С. 1-2.
   Подзаголовок: 1861-1881 гг.
   Подпись: К. Кавелин.
   Повторно: Кавелин К. Д. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. -- СПб., 1898.-- С. 646-648.
   Печатается по тексту повторной публикации.
   Начиная с 1862 г. ежегодно 19 февраля члены редакционных комиссий, составивших "Положение о крестьянах", а также лица, вообще потрудившиеся в деле освобождения крестьян, собирались на дружеские обеды по подписке в одном из петербургских ресторанов. На этих обедах происходил обмен мыслями о дальнейшем движении крестьянского дела и произносились речи, посвященные как этому вопросу, так и памяти умерших деятелей крестьянской реформы. Постоянный участник этих обедов К. Д. Кавелин произнес на них две речи в 1881 и 1885 гг.
   Об этих знаменитых обедах до 1884 г. рассказывается в статье в сборнике "Русская старина" (T. XLI. -- 1884. -- С. 669-734). Об обеде 19 февраля 1885 г. -- Там же. -- 1885. -- Март). К последней статье был приложен перепечатанный текст речи К. Д. Кавелина от 19 февраля 1885 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru