Наконец совершилось освящение Храма Христа Спасителя. Совершилось оно во дни освящения самодержавной власти Русского Царя. Исполнение обета во славу и вечную память минувшему совпало с началом новой эры в жизни России. За семьдесят лет пред сим, по избавлении нашего отечества от неприятельского нашествия, дан был обет воздвигнуть этот Храм. Сорок с лишком лет строился он на новом месте после неудачной попытки, и долго его громада высилась над Москвою, готовая и не готовая к своему святому назначению. Когда, наконец, внутри его все было окончено, события замедляли и отсрочивали день его освящения, как бы для того, чтобы Боговенчанный начинатель будущих судеб нашего отечества был и совершителем священного завета. Да будет же это благим знамением для нового царствования! Вся сила в том, чтобы в дальнейшем ходе нашей исторической жизни мы оставались верны себе, чтобы мы блюли заветы нашей истории, чтобы мы во всех наших преобразованиях не теряли своего существа, то есть чтобы мы оставались в живых...
Двенадцатый Год -- одна из самых славных и решающих эпох нашей истории. Двенадцатый Год ознаменован великим подъемом нашего народного духа. Не с этой ли поры начинается в преобразованной Петром России ее народное самосознание, пробуждается русская мысль, оживляется русское слово? Мы сказали: начинается. Теперь, Бог даст, наступает пора, когда эти начатки должны войти в силу и оплодотворить нашу жизнь. То, что сказывалось в торжественные моменты нашей истории, в чем мы чувствуем святыню нашего народного духа, то должно стать ясным руководящим началом нашего государственного разумения и наших стремлений. Как в великую годину испытания Христос Спаситель избавил наше отечество от вражеского нашествия, так да избавит Он нас и теперь от вражеского нашествия лжи и обмана, которые пытаются внести смуту в нашу жизнь. Та же сила спасет нас и среди новых испытаний, переживаемых нами и, быть может, предстоящих нам. Испытания для того и посылаются людям и народам, чтоб они являли в них свой дух.
В основу нашей истории положено начало единовластия. К нему все клонилось и на нем должно все зиждиться. В нем завет нашего прошлого, в нем залог нашего будущего. Единовластие, не в одном внешнем, но в глубоком внутреннем смысле этого слова, должны мы не только соблюсти, но и осуществить далее во всей полноте и силе. Только здесь, только на этом пути найдем мы руководящую норму нашему развитию. Все отсюда уклоняющее может только вредить нам и задерживать нас.
Характеристическая особенность русского народа и его государства определяется положением той церкви, которую принял русский народ при самом вступлении своем на свет истории. Существенное отличие Православной церкви от ее западной сестры состоит в том, что она отреклась от всякой земной власти, а потому и не внесла в нашу жизнь начала двоевластия, которым определяется история Запада и в котором заключается все его отличие от Востока.
Все признают теперь живое единение Русского Царя с Его народом. Только то, что совершается у нас в духе этого единения, только то и прочно, и плодотворно. Все, что не из этого духа исходит, вносит в дела наши ложь и сбивает их с пути. Но это единение плодотворно и действенно только при полной взаимности.
Верный и непоколебимо преданный друг России, князь православной Черногории, свидетельствуя о своем единении со своим народом, сказал однажды: "Народ мой повинуется мне как один человек, а я, в свою очередь, повинуюсь во всем его духу, его чувству, других целей не имею, как служить ему".
Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1883. 27 мая. No 146.