Кахановская комиссия и реформа городского управления
В газетах с некоторого времени появляются разные сведения о работах комиссии, состоящей под председательством статс-секретаря Каханова и имеющей своею задачей изготовить проект преобразования местного управления в России. Между прочим, комиссия занята также реформой городского управления, которая, как говорят, устранит органические неудобства, лежащие в основании этого учреждения.
Давно бы пора. Говорят, что Кахановская комиссия нашла секрет, как превратить городские думы из клубов в собрания деловых городских хозяев. Газеты сообщают даже, в чем состоит этот секрет: предполагается "разделить на будущее время обязанности председателя думы и управы, то есть предоставить городскому голове председательство в управе, а для думы выбрать особого председателя, который мог бы быть избираем из среды гласных или на каждое заседание, или на целый год". Затем предполагается "действие закона, воспрещающего городскому голове и членам управления входить в подряды и поставки по предметам городского хозяйства, распространить и на гласных думы"; наконец, "во избежание злоупотреблений и неправильностей предполагается также освободить управы от взимания в пользу казны и земства налога с недвижимых имуществ, так как оказывается, что управы позволяют себе пользоваться этими суммами и употребляют их на удовлетворение городских нужд".
Все это, бесспорно, хорошие меры; но достаточны ли они? Если городской голова не будет в одно и то же время председателем думы и управы, разве это значит, что ни он, ни прочие гласные не будут уже разыгрывать словообильную роль политических деятелей, а станут серьезно заботиться о том, чтобы бойни и свалки не окружали города миазматическим кольцом, распространяя среди жителей заразу? Разве не достаточно одной управы с председателем во главе для ведения хозяйства при достаточной свободе действия и сопряженной с нею серьезной ответственностью? Зачем же еще обок многогласная дума, у которой иного дела не будет, кроме болтовни, пререканий и интриг? К чему же это многочисленное собрание людей, не несущих никакой ответственности? Для контроля над действиями управы? Но для ревизии достаточно собраться гласным один раз в году... Если гласные не будут открыто входить в подряды по предметам городского хозяйства, где гарантия, что они не будут делать этого через подставных лиц и что они примутся деятельно за городское хозяйство, избавят город от дефицитов и будут зорко наблюдать, чтоб энергически работали состоящие при думе бесчисленные комиссии, дабы скорее одарить город обильным водоснабжением, правильною канализацией, хорошими мостовыми? Если, наконец, управа не будет тратить на городские нужды не принадлежащих ей казенных денег, это еще не ручательство, что она найдет возможность уменьшить хоть несколько налоги, лежащие тяжелым бременем на домовладельцах, а следовательно, и на всех городских обывателях и поступающие ежегодно в бездонную бочку Данаид.
Мы не знаем, насколько эти сообщения достоверны, но едва ли можно сомневаться, что для избавления наших городов от существующего ныне управления нужны более серьезные преобразования.
Главный недостаток Городового Положения 16 июня 1870 года состоит в том, что управление городскими делами поручено учреждению, составленному по шаблону говорилен и отличающемуся общим характером всех подобных учреждений: безответственностью правителей. За ведение городского хозяйства отвечают все, а следовательно, никто. Кто тратит без пользы городские деньги? Кто губит здоровье и жизнь многих сотен городских обывателей? Это, конечно, дума, которая все сваливает на управу, и управа, которая все сваливает на думу. Припомним недавнее и известное всем москвичам Сокольничье дело. Прекрасная старинная Сокольничья роща оставалась цела и невредима, пока не имела несчастия попасть в руки городского управления. В короткое время лучшая часть рощи оказалась вырубленною. Убытки, понесенные городом, были большие. Началось громкое дело, но не в суде, а в стенах думы. Полились потоки красноречия, и в результате городской голова, лично не виновный, принужден был оставить свой пост, да сверх того из управы с гражданским достоинством удалились два-три члена. Тем все дело и кончилось.
Думские гласные, не неся никакой фактической ответственности за небрежное управление городскими делами, естественно, не чувствуют ни малейшего интереса серьезно и неутомимо заниматься нелегким и многосложным делом городского хозяйства. Большинство их или вовсе не являются на думские заседания, или присутствуют на них только физически, безусловно повинуясь при решении вопросов нескольким коноводам, которые много шумят, ратуя не за городские, а разве за свои интересы. Думские говоруны, не зная и не понимая технической стороны городского хозяйства, воображают себя великими общественными деятелями, призванными управлять не хозяйством городским, что слишком трудно и скучно, но целым государством, что, конечно, гораздо легче и веселее, а потому они кстати, и в особенности некстати, стараются хвастнуть пред отечественными и заграничными ценителями обширностью своих политических взглядов, не находящих себе применения на почве городских интересов, загроможденной всякого рода мелкими вопросами о свалках нечистот, бойнях, заразных болезнях, водоснабжении, канализации и дефиците, которые, может быть, очень важны для города, но вовсе не интересны для его управителей.
Создание строго ответственного управления городскими делами -- вот та реформа, которая одна только может положить конец празднословию наших эдилов, этой жалкой игре в парламент, и обеспечить серьезное ведение городского хозяйства.
Впервые опубликовано: "Московские ведомости". 1883. 12 июня. No 161.