Катков Михаил Никифорович
Чрезмерная свобода печати для органов антинационального направления
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Катков Михаил Никифорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1868
Обновлено: 07/08/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
М.Н. Катков
Чрезмерная свобода печати для органов антинационального направления
Тягостное впечатление производит укор, когда его произносят дружелюбные уста и когда приходится признать до некоторой степени его справедливость. Такое впечатление должна произвести в России недавно напечатанная в новосадской газете "Застава" статья д-ра Полита, обращенная к России. Эта статья недавнего гостя Москвы и Петербурга, полная горечи, вызвана постоянными ожесточенными выходками некоторых петербургских газет, особенно же "St.-Petersburger Zeitung", против заграничных славян и сочувствия к ним в России. "Возвращения нашего с московской выставки на родину, -- так начинает г. Полит, -- наши соплеменники ждали с волнением и нетерпением. Они жаждали услышать из наших уст, как и что делается в великой славянской державе, на которую всегда со страстною любовью были устремлены их взоры и на которую они возлагали свои надежды, когда их постигали горькие печали. Наши соплеменники следили за каждым шагом нашим в России, читали каждое слово, сказанное нами, и почерпали утешение в отзыве, который находили наши заявления в сердцах братьев-славян. Мы возвратились из России. Мы рассказывали о ее обширности, хвалили достоинства братского русского народа, описывали достопримечательности Петербурга и Москвы, -- словом, мы рассказывали обо всем, что
хорошо,
но о дурном мы молчали, не желая портить того представления, которое славяне, и особенно сербы, имеют о России".
Г. Полит с чувством говорит о дружеской встрече, которая была оказана в России славянским гостям; но, говорит он, мы с недоумением замечали, что в то самое время когда к нам отовсюду протягивались братские длани и радостью дышала, казалось, вся Русская земля, в это самое время некоторые голоса отделялись от общего хора приветствий и отказывались принять участие в чувствах русской нации. "Весть" делала неодобрительные намеки, которые должны были нравиться ее многочисленным читателям в Царстве Польском и Западном крае, a "S.-Petersburger Zeitung", глумясь над "гостями русского народа", осмеливалась называть их изменниками. "Об этом мне потом читали в Вене, -- говорит д-р Полит, -- когда хотели назначить против меня следствие, а в доказательство верности возводимых петербургскою газетой обвинений указывали на находящийся на ней русский герб". И вот прошло с тех пор более полугода. Волнение, произведенною московскою выставкой, начинало успокаиваться, и преследования против гостей наших начинали прекращаться, когда австрийскому правительству понадобилось возбудить агитацию против России. Следуя лозунгу, данному венской официозной печати, газета Российской императорской академии снова поднимается в поход против славян и снова кричит об измене. Затем в Петербурге печатают, будто там образовалось общество, которое всеми силами постарается "положить конец славянской комедии и хлопотам славянофилов (!) собирать русские деньги в пользу
австрийских чиновников,
осмеливающихся агитировать против своего законного государя". В то же время "Весть" с гласом трубным стала провозглашать не имеющую смысла в ее устах фразу: "Россия для русских". Но вот что замечательно. В то самое время как помянутые петербургские газеты так горячатся за целость Австрийской империи и усматривают опасность для нее в литературном сближении племен и народов славянских, со стороны германского племени грозит ей опасность гораздо более серьезная. Мы получили на днях из Вены воззвание центрального комитета для III немецкого стрелкового празднества "К германским соотечественникам в чужих краях", которое имеет характер, конечно, несравненно более политический, нежели все взятые вместе речи славянских гостей наших 1867 года. Президент и вице-президенты Центрального Комитета приглашают "мужей германских, живущих на чужбине", прибыть в Вену "для поддержания германского чувства и духа" и объявляют, что цель предполагаемого празднества -- "свобода и
единство
отечества". Какое же отечество всех этих "германских мужей"? Уж, конечно, не Австрия, переставшая и сама себя почитать германскою державой. Что же может значить единство этого германского отечества? Очевидно, слияние немецких земель австрийского императора с первенствующею державой Германии... Что же скажет на это "вестфальский муж в Петербурге"? Что до нас, то мы обещаем быть снисходительнее к нему, чем он к г. Политу, если б он стал проповедывать в Вене о свободе и единстве германского отечества.
Кто живет в России, тот неизбежно привыкает ко многому, что совершенно непонятным кажется для человека, живущего за границей: поразительные для постороннего глаза аномалии едва обращают наше внимание, и твердая вера в могущество времени и в ту таинственную силу, которая бьет из недр русской земли, поборая мало-помалу все ей несвойственное и враждебное, не покидает нас. Но, ставя себя в положение постороннего наблюдателя, мы не должны удивляться, если г. Полит восклицает с недоумением: ""Petersburger Zeitung" есть газета русской академии; эта газета носит на себе знак царского орла, она орган известных официальных кругов; ее слова суть, следовательно, выражение образа мыслей господствующей в России силы", и так как г. Полит своими глазами удостоверился в сочувствии русского общества к славянам, то естественно заключает, что "немцы овладели Россией", что исторические противники славянства господствуют в России. "Россия и ее немецкие господа" -- таково заглавие статьи сербского публициста! И г. Полит не один дает подобное толкование странным явлениям нашей печати. Относительная свобода, которою пользуются газеты известного направления, и повторенные удары, наносимые газетам другого направления, комментируются за границей как выражение того или другого направления, будто бы принимаемого русскою политикой. По поводу запрещения "Москвича", "ультра-панславистской газеты, которая каждое утро проповедовала
святой Руси
крестовый поход против неверных", "Journal des Debats" настоятельно говорит: "Русской печати полезно будет поразмыслить о судьбе "Москвича": у нее много забот, кроме ежедневного натравливанья своих читателей на Турцию, на Австрию, на Запад"... Читатели наши уже знают, что подобные же умозаключения выражены газетами "Temps", "Norddeu-tsche Allgemeine Zeitung", "Correspodance Nord-Est". Иностранным публицистам неизвестны и непонятны те личные отношения, которые господствуют над русскою журналистикой. "Я несколько раз перечитывал, -- говорит д-р Полит, -- статью, подавшую повод ко вторичной приостановке газеты "Москва", -- и ни как юрист, ни как публицист не мог найти в ней ничего, кроме возбуждающей улыбку преувеличенной деликатности, с которою устанавливается различие между
администрацией и правительством...
Я думаю, -- продолжает он, -- что если бы какой-нибудь мадьярский публицист критиковал с такою же деликатностью венгерского министра, то этот последний прислал бы ему письменную благодарность. Если бы мерить на русский аршин, то редактора газеты "Мадьяр-Уйсаг" давно следовало бы сослать в Сибирь".
Все эти укоры и намеки -- мы пропускаем то, что страдает преувеличениями и раздражением, -- трогают нас потому именно, что они внушены не враждою, а сочувствием. В наших ушах еще звучат одушевленные слова г. Полита, который не пропускал ни одного случая во время пребывания своего в России, чтобы заявить о священной и правой связи, соединяющей сербов, его соотечественников, с русскими. Откуда же эта горечь в теперешних словах его, с небольшим через полгода по возвращении из "обетованной земли"? Он это объясняет сам. "Серб еще в колыбели воображает, что русский есть наибольший господин в мipe, и никак не может представить себе, что он не господин даже у себя дома". Слова язвительные, но, к прискорбию нашему, не лишенные некоторого основания! В стране, самой либеральной в мipe, есть такие понятия, которые оскорблять никто не посмеет; в обществе, в котором оказывается наибольшее уважение к личному мнению, одиночные голоса не дерзают отвергать то, во что верует, что любит вся масса. Отчего ж у нас иначе? Мы видим у себя несколько газет, служащих органами для партий антинациональных и открыто глумящихся над народом, среди которого издаются, -- и они остаются в покое. Если это делается из уважения к свободе печатного слова, -- мы очень рады этому и ничего не имеем возразить; но мы видим, с другой стороны, что газеты иного направления подвергаются тяжким невзгодам за всякое, быть может, лишь чрезмерно горячее слово, сказанное в смысле национальном. Почему же в отношении к ним свобода слова не уважается? Мы видим далее, что некоторые газеты не только критикуют действия правительства, но нападают на него с ожесточением, честя, например, администрацию Западного края скопищем грабителей и разбойников и не уступая в этом отношении ни краковскому "Часу", ни "Газете Народовой". Нам отвечают: это значит, что у нас печать пользуется свободой. Прекрасно, но мы видим, что резкое суждение с русской точки зрения редко обходится без каких-либо невыгодных для газеты последствий. Это почему? Это потому, говорят, что администрация не может допустить порицания своих действий. Разве тут нет такого противоречия, из которого иностранец, мало знакомый с закулисною стороной наших отношении, может вывести те же самые, как д-р Полит, заключения?
Мы не станем хвалиться чрезмерною свободой печати пред д-ром Политом; но скажем ему с полною откровенностью, что хотя ни о каком антиславянском обществе мы не слыхали и можем отрицать его существование, но очень хорошо знаем, что наши национальные интересы и симпатии имеют у нас противников не менее горячих, чем в Австрии. Мы посоветуем ему не придавать чрезмерного значения выходкам петербургской немецкой газеты, хотя она и носит знак русского герба, потому что она, оскорбляя его и славянских его собратов, оскорбляет и народное чувство всей России и противоречит словам Венценосного Вождя, верховного представителя ее, сказавшего славянским гостям своего народа в их прошлогодний приезд: "Мы сербов всегда считали за своих родных братьев, и Я надеюсь, что Бог готовит вам в скором времени лучшую будущность". Наконец, мы заметим г. Политу, что он слишком увлекся. Обязанность доброго сербского патриота не может состоять в том, чтоб ослаблять доверие своих соплеменников к России, возбуждая фальшивые надежды на помощь западных держав или проповедуя фантастический Sonderbund [
чрезвычайный союз (нем.)
] с поляками, то есть делая именно то самое, что как нельзя более согласно с желаниями весьма немногочисленной в России, враждебной славянству и глумящейся над ним партии. Австрийские славяне не должны хоть в будущем осуществлять программу своих коренных зложелателей.
Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1868. 5 марта.
No
48.
Оставить комментарий
Катков Михаил Никифорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1868
Обновлено: 07/08/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.