Кашкин Николай Дмитриевич
Современное искусство

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Юбилей А. Г. Рубинштейна.- Симфонические и квартетные собрания музыкального общества.


СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

Юбилей А. Г. Рубинштейна.-- Симфоническія и квартетныя собранія музыкальнаго общества.

   Прошлый мѣсяцъ ознаменовался небывалымъ въ русской музыкальной жизни праздникомъ: чествованіемъ 50-ти лѣтней артистической дѣятельности А. Г. Рубинштейна. Въ январьской и сентябрьской книжкахъ Русской Мысли за 1885 г. былъ помѣщенъ біографическій очеркъ знаменитаго юбиляра, и потому мы не будемъ снова касаться обстоятельствъ его жизни и дѣятельности, изложенныхъ довольно подробно въ этомъ очеркѣ, только дополнимъ его событіями послѣднихъ лѣтъ.
   Въ 1887 г., когда покойный К. Ю. Давидовъ оставилъ петербургскую консерваторію, А. Г. Рубинштейнъ вновь занялъ директорское мѣсто, покинутое имъ за 20 лѣтъ передъ тѣмъ, въ 1867 г., и созданное имъ учрежденіе опять очутилось подъ его руководствомъ. Начало его директорства ознаменовалось нѣсколькими крупными мѣрами, вызвавшими неудовольствіе, за которымъ послѣдовалъ и выходъ нѣкоторыхъ выдающихся лицъ изъ состава преподавателей консерваторіи. Какъ и всегда бываетъ въ подобныхъ случаяхъ, мнѣнія по поводу этихъ мѣръ раздѣлились: одни стали на сторону недовольныхъ, ушедшихъ изъ консерваторіи, а другіе защищали ея энергическаго директора. Только время и опытъ могутъ показать, кто былъ правъ въ данномъ случаѣ; во всякомъ случаѣ, никто не сомнѣвался въ томъ, что А. Г. въ своихъ мѣропріятіяхъ не руководился никакими личными отношеніями; онъ просто, какъ энергическій дѣятель, сразу точно и ясно опредѣлилъ свои задачи по отношенію къ консерваторіи и со свойственною ему неуклонною послѣдовательностью сталъ стремиться къ ихъ осуществленію. А. Г., кромѣ исполненія директорскихъ обязанностей, взялъ на себя и нѣкоторые классы; между прочимъ, онъ устроилъ рядъ лекцій по исторіи фортепіанной литературы въ небывалой и едва ли кому, кромѣ него, доступной формѣ; онъ представилъ своей аудиторіи самую литературу въ лучшихъ ея образцахъ, исполнивъ на фортепіано многія сотня сочиненій всѣхъ выдающихся композиторовъ для этого инструмента съ конца XVII в. и до нашихъ временъ. Самыя чтенія составляли лишь дополненіе, нѣчто вродѣ программы къ этимъ исполненіямъ. Не ограничиваясь дѣятельностью по консерваторіи, А. Г. задумалъ и привелъ въ исполненіе крупное предпріятіе, обѣщающее дать Императорскому русскому музыкальному обществу совершенно новое значеніе и расширить кругъ его дѣятельности до размѣровъ, о которыхъ годъ тому назадъ можно было только мечтать, какъ о задачахъ болѣе или менѣе отдаленнаго будущаго, а именно: онъ устроилъ постоянные концерты общества съ самою дешевою входною платой, въ полномъ смыслѣ слова общедоступные. Мы придаемъ огромное значеніе такимъ концертамъ, а потому остановимся на нихъ нѣсколько дольше.
   Въ 1859 г., когда было основано русское музыкальное общество, Антонъ Григорьевичъ, бывшій иниціаторомъ и душою всего дѣла, долженъ былъ бороться съ затрудненіями, о которыхъ теперь трудно даже составить себѣ понятіе. Не говоря о полномъ отсутствіи матеріальныхъ средствъ, добиться простаго разрѣшенія давать концертѣ при существовавшей тогда, театральной монополіи едва было возможно, несмотря на просвѣщенное участіе и содѣйствіе великой княгини Елены Павловны. Такое разрѣшеніе, наконецъ, было получено въ видѣ высочайше утвержденнаго устава русскаго музыкальнаго общества, дававшаго ему право устраивать концерты для своихъ членовъ. Для начала и это было большимъ завоеваніемъ. Вслѣдъ за петербургскимъ, явилось и московское отдѣленіе общества, во главѣ котораго сталъ покойцый Николай Григорьевичъ Рубинштейнъ; оба отдѣленія дружно преслѣдовали общую цѣль, заключавшуюся первоначально въ ознакомленіи публики съ хорошею, серьезною музыкой, бывшею почти неизвѣстной Россіи, за исключеніемъ развѣ до нѣкоторой степени Петербурга, гдѣ изрѣдка устраивались концерты съ подобнымъ направленіемъ. Надняхъ исполнится тридцатилѣтіе музыкальнаго общества (уставъ его утвержденъ 24 декабря 1859 г.); за это время сѣть его учрежденій раскинулась по всей Россіи, серьезная музыка сдѣлалась достояніемъ и насущною потребностью огромнаго числа лицъ, но средства для удовлетворенія этой потребности въ настоящее время ей не вполнѣ соотвѣтствуютъ. Въ началѣ, когда приходилось обращаться къ сравнительно высокимъ и достаточнымъ классамъ общества, входная плата въ 1 1/2 р. приблизительно за концертъ, при абонементѣ на цѣлый сезонъ, не была высокой. Но съ распространеніемъ вкуса къ хорошей музыкѣ явилась огромная масса лицъ, жаждущихъ ея, но для которыхъ годовой членскій взносъ въ 20 р. составляетъ непосильный расходъ, усложняющійся еще дополнительными тратами, въ особенности для дамъ, на появленіе въ залѣ дворянскаго собранія. Для удешевленія концертовъ нужно было, прежде всего, имѣть свой оркестръ, съ которымъ бы можно было давать концерты когда и сколько угодно, а потомъ залу, не требующую такихъ большихъ расходовъ, какъ зала дворянскаго собранія. Содержаніе собственнаго оркестра требуетъ огромныхъ расходовъ, а пріискать достаточно обширное и, вмѣстѣ съ тѣмъ, дешевое помѣщеніе также составляло не малое затрудненіе. Антонъ Григорьевичъ со свойственною ему рѣшимостью разрѣшилъ эту задачу: вѣруя въ свою счастливую звѣзду и надѣясь на сочувствіе публики, онъ, не останавливаясь передъ рискомъ крупной затраты, образовалъ при петербургскомъ отдѣленіи музыкальнаго общества собственный оркестръ и началъ серіи общедоступныхъ концертовъ въ циркѣ, съ входною платой начиная съ 20 к. Первымъ общедоступнымъ концертомъ онъ дирижировалъ самъ, въ другихъ -- капельмейстерами явились, если не ошибаюсь, гг. Зике и Дютшъ. Успѣхъ первыхъ концертовъ былъ колоссальный, дающій вполнѣ основательную надежду на то, что издержки предпріятія окупятся и оно получитъ прочное существованіе. Успѣхъ этого дѣла можетъ оказать огромное вліяніе на развитіе музыки въ Россіи, сдѣлавъ ее доступной рѣшительно всякому. Вмѣстѣ съ тѣмъ, такіе концерты будутъ превосходною школой для молодыхъ русскихъ дирижеровъ, которымъ теперь трудно найти примѣненіе своимъ силамъ и способностямъ. Общедоступные концерты не помѣшаютъ существованію на ряду съ ними теперешнихъ концертовъ музыкальнаго общества,-- въ такихъ большихъ центрахъ, какъ Петербургъ и Москва, найдется достаточное число лицъ, которые не остановятся передъ лишнею затратой для полученія большихъ удобствъ. Мы не сомнѣваемся, что примѣръ Петербурга непремѣнно вызоветъ возникновеніе подобныхъ же концертовъ и у насъ; А. Г. хочетъ и въ Москвѣ принести свой вкладъ на это дѣло. Начавъ свое артистическое поприще въ нашей древней столицѣ, онъ въ ней же хочетъ его и закончить, связавъ свое послѣднее появленіе въ качествѣ піаниста на концертной эстрадѣ съ добрымъ дѣломъ. У насъ въ средѣ музыкальнаго общества возникла мысль о постройкѣ собственной концертной залы, которая будетъ носить названіе "залы Николая Григорьевича Рубинштейна", въ память его заслугъ передъ Москвою; начало сбору нужнаго для этого капитала положено было концертомъ, устроеннымъ А. И. Зилоти, при содѣйствіи покойнаго К. Ю. Давидова и другихъ артистовъ, потомъ поступили еще нѣкоторыя пожертвованія, но собранная до сихъ поръ сумма пока еще незначительна. А. Г., сочувствуя этой идеѣ, даетъ здѣсь въ Москвѣ свой прощальный концертъ 7 января и сборъ, за исключеніемъ небольшой части, назначаемой на вспомоществованіе консерваторскимъ квартирамъ для учащихся, отдаетъ въ капиталъ для устройства залы имени своего брата, что значительно подвинетъ впередъ дѣло.
   Въ первый разъ А. Г. игралъ публично въ Москвѣ 11 іюля 1839 г., такъ что 50-тилѣтіе его славнаго артистическаго поприща исполнилось еще нынѣшнимъ лѣтомъ, но празднованіе юбилея, ради глухаго сезона, было перенесено на 18 ноября, предполагавшееся днемъ рожденія юбиляра, хотя впослѣдствіи оказалось, что онъ родился не 18, а 16. Высочайше учрежденному комитету подъ предсѣдательствомъ его высочества герцога Георгія Георгіевича Мекленбургъ-Стрелицкаго было поручено устройство юбилейныхъ празднествъ, а также разрѣшено было выбить медаль въ честь юбиляра.
   Оффиціальному началу торжествъ въ Петербургѣ предшествовалъ семейный праздникъ въ консерваторіи, на которомъ преподаватели и учащіеся чествовали своего директора. Въ субботу, 18 ноября, въ 1 часъ дня, въ залѣ дворянскаго собранія въ Петербургѣ состоялся торжественный юбилей И пріемъ многочисленныхъ депутацій, петербургскихъ и прибывшихъ съ различныхъ концовъ Россіи и изъ-за границы. Роскошная зала была богато и съ большимъ вкусомъ декорирована; прямо противъ входа возвышался колоссальный бюстъ юбиляра, окруженный тремя фигурами, музами, и освѣщавшійся электрическимъ солнцемъ. Въ императорской ложѣ справа помѣщались Ихъ Высочества великій князь Константинъ Константиновичъ, великая княгиня Екатерина Михайловна и великая княгиня Елена Георгіевна. Слѣва, въ зелени, устроена была ложа для семейства юбиляра. На большой эстрадѣ у подножія бюста были расположены хоръ и оркестръ, а также приготовлены мѣста для членовъ комитета и прибывшихъ депутацій. Вся зала была наполнена избранною публикой. При входѣ въ залъ, А. Г. былъ встрѣченъ Его Высочествомъ, предсѣдателемъ комитета и его членами, проводившими юбиляра при громѣ оркестра и восторженныхъ рукоплесканіяхъ публики къ назначенному для него на эстрадѣ мѣсту среди членовъ комитета. Актъ начался блестящимъ маршемъ, написаннымъ на этотъ случай А. С. Аренскимъ, исполненнымъ подъ управленіемъ автора.
   По окончаніе марша, предсѣдатель комитета сообщилъ о пожалованіи Его Величествомъ Государемъ Императоромъ пенсіи юбиляру въ три тысячи рублей въ годъ и произнесъ привѣтствіе отъ имени комитета. Затѣмъ начали подходить различныя депутаціи въ заранѣе опредѣленномъ порядкѣ, прочитывали адресъ и вручали его Юбиляру. Среди этихъ привѣтствій былъ исполненъ, подъ управленіемъ П. И. Чайковскаго, прекрасный хоръ а capélla, написанный имъ къ этому дню. Все чествованіе имѣло чрезвычайно торжественный характеръ и длилось около двухъ часовъ. Писемъ и телеграммъ было получено такое огромное количество, что ихъ невозможно было и перечислить всѣ. Между прочимъ, А. Г. былъ избранъ почетнымъ гражданиномъ города Петергофа и почетнымъ членомъ петербургскаго университета.
   Въ воскресенье, 19 ноября, въ той же залѣ собранія состоялся большой концертъ подъ управленіемъ П. И. Чайковскаго, начавшійся пятою G-тоіГною симфоніей юбиляра, послѣ которой онъ самъ исполнилъ съ аккомпаниментомъ оркестра свой новый Concertstüch для фортепіано. Трудно, даже едва ли возможно описать ту бурю восторговъ, которую возбудила игра великаго артиста, когда, послѣ нѣсколькихъ вызововъ, онъ вновь сѣлъ за фортепіано и сыгралъ, сверхъ программы, еще цѣлый рядъ пьесъ своего сочиненія,-- зала буквально задрожала отъ грома рукоплесканій и кликовъ, требовали еще повторенія. Но это было рѣшительно невозможно въ виду усталости юбиляра. Концертъ закончился его пьесой для оркестра Россія, послѣ которой публика долго вызывала и автора, и дирижера. Въ тотъ же день въ залѣ "Демутъ" состоялся подписной обѣдъ въ честь А. Г., сопровождавшійся обычными тостами и рѣчами. На обѣдѣ присутствовало болѣе 150 человѣкъ, въ томъ числѣ великій герцогъ Мекленбургъ-Стрелицкій. По окончаніи обѣда, участвовавшіе въ немъ долго не расходились.
   Въ понедѣльникъ вечеромъ состоялся еще концертъ, опять подъ управленіемъ П. И. Чайковскаго, въ которомъ приняли участіе г-жи Лавровская, Панаева-Карцева и артисты петербургской оперы гг. Михайловъ и Фрей. Главнымъ нумеромъ концерта была ораторія или духовная опера юбиляра Вавилонское столпотвореніе, въ исполненіи которой, кромѣ солистовъ и оркестра, приняли участіе нѣсколько соединенныхъ хоровъ различныхъ петербургскихъ хоровыхъ обществъ, всего до 700 человѣкъ. Ораторія, несмотря на сложность и трудность ея, прошла превосходно и П. И. Чайковскій былъ вызванъ по окончаніи ея множество разъ вмѣстѣ съ авторомъ. Этимъ концертомъ юбилейныя торжества, въ сущности, окончились, но на слѣдующій день предстояло еще представленіе въ Маріинскомъ театрѣ покой оперы А. Г. Горюша, написанной на либретто Д. В. Аверкіева. Билеты были разобраны задолго. Спектакль почтили своимъ присутствіемъ Ихъ Величества съ Наслѣдникомъ Цесаревичемъ и многія изъ высочайшихъ особъ. Зала была наполнена публикой и представленіе прошло блестящимъ образомъ, причемъ авторъ-юбиляръ былъ вызванъ множество разъ.
   Всѣ юбилейныя торжества удались какъ нельзя лучше. Были поднесены нѣсколько подарковъ, изъ которыхъ мы упомянемъ только объ акварельномъ портретѣ братьевъ Антона и Николая Рубинштейновъ, сдѣланномъ въ 1843 г. извѣстнымъ акварелистомъ Соколовымъ для графа Віельгорскаго, внучками котораго онъ и былъ поднесенъ. Извѣстная фортепіанная фабрика Шредера черезъ представителя своего заявила, что она въ память юбилея А. Г. будетъ ежегодно жертвовать въ этотъ день для лучшаго ученика консерваторіи, по указанію юбиляра и его выбору, рояль..
   Празднованія не ограничились Петербургомъ. Во всѣхъ городахъ Россіи, гдѣ только существуетъ какая-нибудь музыкальная жизнь, день этотъ ознаменовался концертами. У-іГасъ, въ Москвѣ, такихъ концертовъ было три: концертъ консерваторіи 16 ноября, общества искусства и литературы -- 17 и филармоническаго -- 18.

-----

   Серія концертовъ музыкальнаго общества въ нынѣшнемъ году носить совершенно особый характеръ, благодаря тому обстоятельству, что, во рейхомъ изъ нихъ мы знакомимся съ новымъ дирижеромъ, который приноситъ съ собою свою программу, отвѣчающую направленію его собственному и той среды, гдѣ совершается его дѣятельность. Если концерты музыкальнаго общества утратятъ на нынѣшній годъ тотъ характеръ единства направленія, которымъ они всегда отличались, то взамѣнъ получится разнообразная смѣна образовъ, иногда составляющихъ между собою рѣзкій контрастъ, какъ, наприм., было между программами перваго и втораго концертовъ, о которыхъ мы еще поговоримъ. Намъ предстоятъ еще концерты, въ которыхъ появятся и партизанъ умѣренной музыкальной партіи въ Германіи (г. Дворжакъ), и крайній вагнеристъ (г. Клиндвортъ), и представитель современной французской школы (г. Массенэ), не говоря о различныхъ русскихъ дирижерахъ съ А. Г. Рубинштейномъ во главѣ. Словомъ, передъ посѣтителями концертовъ музыкальнаго общества какъ бы развертывается наглядное изображеніе различныхъ школъ и направленій, господствующихъ въ Россіи и Западной Европѣ. Такая перспектива концертовъ представляетъ несомнѣнно большой интересъ не только потому, что даетъ возможность увидѣть на эстрадѣ ту или другую крупную знаменитость, но и въ другомъ, гораздо болѣе глубокомъ смыслѣ. Необходимо отъ времени до времени оглянуться, провѣрить себя тѣмъ, что и какъ дѣлается въ другихъ мѣстахъ, иначе грозитъ неизбѣжная опасность впасть въ застой и рутину, составляющія смерть искусства. Искусство, какъ и самая жизнь, среди которой оно развивается, не знаетъ покоя, не застываетъ въ какихъ-либо, хотя и совершенныхъ формахъ, но находится въ состояніи непрерывнаго движенія въ сторону прогресса или регресса. Всякій новый моментъ приноситъ измѣненія въ прежнихъ формахъ; незамѣтныя для ближайшихъ свидѣтелей, измѣненія эти дѣлаются осязательными и принимаютъ опредѣленный видъ только для зрителя, отошедшаго отъ нихъ на извѣстное разстояніе, опредѣляемое годами. Да и тутъ нужна большая чуткость, гибкость натуры, чтобы сдѣлать правильную оцѣнку ближайшему прошлому. Пока во главѣ музыкальнаго общества стоялъ Н. Г. Рубинштейнъ, застоя или рутины бояться было нечего: это была именно такая подвижная, отзывчивая натура, которая безъ всякихъ усилій съ своей стороны, даже безъ предвзятаго намѣренія, по самому складу своего ума и таланта, осуждена была неотступно, непрерывно слѣдить за всѣмъ совершающимся вокругъ въ сферѣ искусства, воспринимать все новое, живое и дѣлаться его глашатаемъ и проповѣдникомъ. Но такія геніальныя, чуткія натуры родятся чрезвычайно рѣдко и принимать ихъ за обычную мѣрку человѣческихъ силъ и способностей, ждать и требовать отъ другихъ того же -- было бы грубою ошибкой. Не могъ быть такимъ и покинувшій Москву съ нынѣшняго года М. К. Эрдмансдёрферъ, несмотря на его талантъ и мастерство въ своей капельмейстерской спеціальности. Его вкусы и артистическое направленіе были слишкомъ тѣсно опредѣлены и чрезвычайно туго поддавались развитію. Его программы изъ года въ годъ были однѣ и тѣ хе, если не по самымъ сочиненіямъ, то по исполняемымъ авторамъ. Поэтому весьма не лишнее провѣрить общее музыкальное положеніе Европы, къ чему настоящій сезонъ даетъ полную возможность.
   Первый концертъ общества состоялся 21 октября подъ управленіемъ Н. А. Римскаго-Корсакова. Вся программа состояла изъ произведеній русскихъ композиторовъ петербургской школы. Мы избѣгаемъ выраженія "молодая русская школа", употребительнаго въ петербургской прессѣ, потому что находимъ его лишеннымъ смысла въ приложеніи къ одной группѣ композиторовъ; старой русской школы нѣтъ и всѣ оттѣнки направленій въ русской музыкѣ -- ровесники между собою, считая свое общее начало въ Глинкѣ, который прежде высился одинъ, теперь же его окружаетъ дѣйствительно цѣлая школа, различать же въ ней старую и молодую, по крайней мѣрѣ, по смыслу этихъ наименованій, положительно невозможно. Композиторы петербургскаго кружка считаютъ себя представителями національнаго направленія, хотя едва ли въ этомъ отношеніи они отличаются особенно въ средѣ русскихъ композиторовъ вообще; если у нихъ есть дѣйствительно общій, характерный признакъ, то онъ заключается не въ національно-русскомъ направленіи, а скорѣе въ поклоненіи Листу, нашедшему въ Петербургѣ такихъ горячихъ поклонниковъ и подражателей, какихъ онъ не имѣлъ нигдѣ, какъ композиторъ. Другими признаками можно назвать нѣкоторую экстравагантность въ гармоніи, расплывчатость формы и стремленіе къ программной музыкѣ, что, впрочемъ, обусловливается подражаніемъ Листу. Все перечисленное нами, являясь въ нѣсколько преувеличенной формѣ, составляетъ до извѣстной степени отрицательную сторону петербургской музыки, но она имѣетъ и положительныя, притомъ, весьма богатыя и многообѣщающія въ будущемъ. Сочиненія композиторовъ петербургскаго кружка почти всегда очень интересны но замыслу, а многія и по мастерству выполненія. Они всѣ отлично инструментируютъ, а Н. А. Римскій-Корсаковъ достигъ въ этомъ дѣлѣ такой виртуозности, что едва ли имѣетъ соперниковъ между всѣми композиторами Европы. Публика съ большимъ интересомъ отнеслась къ концерту; особенный успѣхъ имѣла Poème lyrique А. К. Глазунова (который присутствовалъ въ концертѣ и былъ дважды вызванъ) и Испанское каприччіо г. Римскаго Корсакова. Сравнительно мало успѣха имѣла Тамара г. Балакирева, хотя и прошла на этотъ разъ лучше, нежели подъ управленіемъ г. Эрдмансдёрфера года два тому; виною этому, кажется, отсутствіе въ этомъ сочиненіи цѣльности формы. Піанистъ г. Блуменфельдъ очень понравился публикѣ. Какъ дирижеръ, Н. А. Римскій-Корсаковъ имѣлъ выдающійся успѣхъ и былъ много разъ вызванъ по окончаніи концерта. Вообще концертъ произвелъ благопріятное впечатлѣніе, несмотря на новость программы, состоявшей изъ вещей, мало знакомыхъ публикѣ.
   Вторымъ концертомъ 28 октября дирижировалъ П. И. Чайковскій. На этотъ разъ программа была составлена совершенно въ иномъ характерѣ. Концертъ начался симфоніей Моцарта, закончился Аррагонскою хотой Глинки, а въ срединѣ были исполнены концертъ для скрипки П. И. Чайковскаго, два танца изъ оперы Идоменей Моцарта, маленькія скрипичныя соло и одно совсѣмъ новое сочиненіе: увертюра къ трилогіи Эсхила Орестейя, соч. С. И. Танѣева. Колоссальное твореніе Эсхила счастливо вдохновило композитора; у него нашлись и характерныя темы, отлично рисовавшія мрачный характеръ первыхъ двухъ частей трилогіи, и разработаны онѣ мастерски. Очень удался переходъ къ свѣтлому, примиряющему заключенію трилогіи. Инструментована увертюра необыкновенно роскошно и звучала превосходно. Въ этомъ сочиненіи С. И. Танѣевъ поднялся на такую высоту, какой онъ далеко не достигалъ въ прежнихъ; увертюра была исполнена подъ управленіемъ П. И. Чайковскаго отлично и возбудила въ публикѣ настоящій восторгъ, композиторъ былъ вызванъ нѣсколько разъ вмѣстѣ съ П. И. Чайковскимъ, слышались даже голоса, требовавшіе повторенія увертюры, но она имѣетъ слишкомъ внушительные размѣры для двукратнаго исполненія сряду.
   Въ третьемъ концертѣ дирижеромъ и солистомъ выступилъ А. И. Зилоти. Программа оркестровыхъ нумеровъ состояла изъ вступленія и заключенія къ Тристану Вагнера и огромной симфоніи Листа Фаустъ, среди которыхъ г. Зилоти сыгралъ первый концертъ для фортепіано П. И. Чайковскаго. Симфонія Листа -- замѣчательное произведеніе, въ которомъ страстный темпераментъ ея автора счастливо сочетался съ его тонкимъ, изящнымъ умомъ. Среди всей литературы программной музыки едва ли найдется другое сочиненіе столь выдержанное и, вмѣстѣ съ тѣмъ, законченное по формѣ. Первая часть посвящена самому Фаусту съ его неукротимыми порывами и стремленіями, вторая -- Маргаритѣ. Третья -- Мефистофель -- есть верхъ музыкальнаго остроумія по своей постройкѣ; она вся состоитъ изъ темъ самого Фауста, являющихся какъ бы въ извращенномъ отраженіи и получающихъ характеръ демонической ироніи и сарказма. Лучшая часть симфоніи, все-таки, вторая, Маргарита, какъ по обаятельной красотѣ темъ, гармоніи, инструментовки, такъ и по общему поэтическому колориту. Симфонія эта представляетъ огромныя трудности для исполненія и потому рѣдко появляется въ программахъ концертовъ, не только у насъ, но и за границей. А. И. Зилоти блистательно справился съ этими трудностями. Про него можно сказать, что онъ прирожденный дирижеръ; несмотря на полное отсутствіе опытности въ дѣлѣ, ибо ему пришлось дирижировать всего нѣсколько разъ въ Германіи и Россіи, онъ выказалъ всѣ качества, составляющія принадлежность выдающагося капельмейстера: полное самообладаніе, полнѣйшую ясность плана и неуклонность* въ его выполненіи. Онъ съ такою увѣренностью и пойманіемъ дѣла велъ оркестръ, такъ тщательно и точно дѣлалъ свои указанія исполнителямъ, что въ этомъ отношеніи ему могли бы позавидовать многіе весьма опытные дирижеры; сверхъ того, въ г. Зилоти слышался чуткій артистическій темпераментъ, способный увлекать исполнителей. Соединеніе всѣхъ этихъ качествъ заставляетъ надѣяться, что изъ г. Зилоти можетъ выработаться замѣчательный капельмейстеръ, по для этого, разумѣется, нужна, прежде всего, практика, а въ этомъ-то пока и затрудненіе, потому что симфоническихъ концертовъ въ Москвѣ дается немного, а въ провинціи почти нѣтъ порядочныхъ оркестровъ. Приходится, слѣдовательно, ждать, пока обстоятельства измѣнятся къ лучшему, или уѣхать за границу. Между прочимъ, г. Зилоти дирижировалъ наизусть и память не измѣнила ему ни въ какой мельчайшей даже подробности вступленія инструментовъ, а запомнить такую симфонію, какъ Фаустъ, труднѣе, нежели любую оперу. О г. Зилоти, какъ о піанистѣ, мы не станемъ говорить,-- его извѣстность въ этомъ отношеніи достаточно упрочена и онъ не нуждается въ новыхъ похвалахъ.
   Экстренный концертъ въ пользу фонда для вспомоществованія вдовамъ и сиротамъ артистовъ-музыкантовъ привлекъ много публики и значительно пополнилъ кассу фонда. Дирижировалъ концертомъ опять П. И. Чайковскій, только что вернувшійся изъ Петербурга страшно утомленнымъ длиннымъ рядомъ репетицій и концертовъ, которыми ему пришлось дирижировать тамъ на юбилейныхъ празднествахъ въ честь А. Г. Рубинштейна. Въ Москвѣ онъ едва успѣлъ сдѣлать необходимѣйшія репетиціи къ концерту, а, между тѣмъ, въ немъ шло такое трудное и сложное произведеніе, какъ девятая симфонія Бетховена. Стеченіе этихъ неблагопріятныхъ условій нѣсколько отразилось на исполненіи, въ общемъ, все-таки, хорошемъ, но которое было бы, навѣрное", еще лучше, если бы не усталость капельмейстера и нѣкоторая спѣшность срепетовки. П. И. Чайковскій при первомъ появленіи своемъ въ концертѣ былъ встрѣченъ тушемъ оркестра и единодушными рукоплесканіями публики. Вообще оваціи г. Чайковскому возобновлялись послѣ каждаго оркестроваго пумера, особенно послѣ исполненія его превосходныхъ варіацій изъ третьей сюиты и по окончаніи концерта. Большой успѣхъ имѣли также солисты: г-жа Скомпская, спѣвшая арію изъ Свадъбы Фигаро, которую ей пришлось повторить, и г. Брандуковъ, отлично сыгравшій трудный концертъ H-moll К. Ю. Давидова и новое сочиненіе П. И. Чайковскаго Pezso capriccioso для віолончели съ оркестромъ.
   Въ ноябрѣ мѣсяцѣ у насъ въ Москвѣ гостилъ знаменитый лейпцигскій квартетъ съ бывшимъ преподавателемъ здѣшней, а нынѣ профессоромъ лейпцигской консерваторіи, А. Д. Бродскимъ, во главѣ. Остальные члены квартета: гг. Беккеръ, Йовачекъ и Кленгель принадлежатъ также къ составу преподавателей консерваторіи; г. Кленгель, между прочимъ, пользуется репутаціей первокласснаго виртуоза на віоюнчели. Квартетъ достигъ замѣчательнаго единства въ исполненіи и въ этомъ отношеніи не оставляетъ желать лучшаго; его вечера посѣщались публикой очень усердно, такъ что малая зала собранія едва вмѣщала всѣхъ слушателей. Успѣхъ квартетисты имѣли огромный, небывалый у насъ въ Москвѣ въ этомъ родѣ музыки. Съ наибольшимъ совершенствомъ были исполнены квартеты Гайдна, Моцарта, Es-moll'ный Чайковскаго и F-dur'ный съ русскою темой Бетховена. Во всякомъ изъ трехъ вечеровъ приходилось играть сверхъ программы, повторять многія вещи,-- между прочимъ, была повторена почти цѣликомъ соната Бетховена для віолончели съ фортепіано, превосходно исполненная гг. Еленгелемъ и Сафоновымъ.

Н. К--инъ.

"Русская Мысль", кн.XII, 1888

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru