Карташев Антон Владимирович
Вступительная речь заседании 3 октября 1907 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ПЕТРОГРАДЕ)

История в материалах и документах. Том 1

1907-1909

   

ЗАСЕДАНИЕ 3 ОКТЯБРЯ 1907 г.

А.В. Карташев

Вступительная речь

   Заседание считается открытым. Открывая свою деятельность, Религиозно-философское общество чувствует настоятельную потребность несколько объясниться перед присутствующими и отчасти даже пред русским обществом вообще, представители которого имеются здесь в лице деятелей печати. Члены-организаторы общества при самом начале чувствуют себя опутанными сетью крупнейших недоразумений. С одной стороны, они чувствуют, что на них надвигается волна преувеличенных ожиданий и надежд, которых они оправдать не могут и не собираются, с другой, -- нависает туча не вполне объяснимых тревог и недоброжелательства. Публика склонна думать, что здесь в обществе она найдет полное разрешение мучащих ее вопросов в той или иной степени религиозных, надеется увидать здесь сплоченную семью спевшихся между собою людей, которые сговорились, подписали какой-то общий символ веры, на все отвечают "единым сердцем и едиными устами"1, дают нечто цельное, созидающее в самом ближайшем, даже практическом смысле. С другой стороны, церковные круги, официальные сферы воображают, что здесь собирается чуть ли не какая-то община еретиков, которые имеют между собою религиозное общение, чуть ли не религиозную общую жизнь, и которые таким образом внесут разрушение непосредственно даже в строй церковной жизни.
   Те и другие ожидания, надежды и опасения есть чистое недоразумение.
   На самом деле, наше положение можно пояснить аналогией. Представим себе, что в университете устраивается кружок студентов, занимающихся государственным правом. Тут самые разнообразные элементы: и белоподкладочники, и синие рубашки, черносотенники и анархисты. Все они занимаются государственным правом, и вдруг пришла бы мысль, что это -- политическое общество, от которого одни ожидали бы разрешения мук нашей общественной жизни, а другие смотрели на него, как на очаг оппозиции, -- между тем как кружок этот занимается только теоретическими вопросами. То же самое и здесь. Мы даже хорошо друг друга не знаем. У нас, в числе организаторов, в ядре общества находятся с одной стороны такие лица, как С.Л. Франк, идеолог индивидуализма, философ-агностик, по крайней мере адогматист. С другой стороны В.А. Тернавцев, чиновник Святейшего Синода, человек, в православии которого поэтому трудно сомневаться. Из такого ядра никаких практических результатов в смысле действий общественных получиться не может. Это просто общество людей, серьезно, хотя и совершенно по-разному, относящихся к религиозному вопросу, и желающих между собою об этом поговорить, -- между собою, подчеркиваю, а не обязательно перед лицом широкой публики или русского общества. Таким образом у нас нет беспокойного стремления к пропаганде. Есть даже среди нас лица, которые противятся всякой публичности и хотели бы, пользуясь своим знакомством, разговаривать и сообщаться только между собою.
   Вот недоразумения, которые нужно устранить. Нам кажется, что причины этих недоразумений между прочим кроются в том, что воображению всех навязчиво представляется идея исторической связи между бывшими Религиозно-философскими собраниями и настоящим обществом2. На самом деле эта связь тянется очень тоненькой ниточкой. Настоящее общество возникло совсем по другому плану и по другим побуждениям. Оно возникло в Москве по желанию главным образом деятелей Московского Религиозно-философского общества, свой устав списало оттуда3 и хочет функционировать приблизительно так же, как и это общество. Правда, можно подумать, что это общество продолжит тип Религиозно-философских собраний и с этой стороны будет столь же значительно в общественном смысле, в смысле общественного брожения, общей критики старых устоев, в частности будет оппозиционно и воинственно по отношению к официальной церкви. Мы так не думаем, потому что времена меняются и не возвращаются.
   То было время весны, общего подъема, каких-то общих желаний, когда все оппозиционные настроения рождались в интеллигенции, которая еще не дифференцировалась, когда эта самая оппозиция по отношению к официальной церкви была довольно наивной и думала, что вот-вот произойдет что-то реальное, можно с церковью столковаться, нечто в ней изменить. Теперь эти весенние надежды миновали. Наступила даже полоса разочарований, и те участники бывших Религиозно-философских собраний, которые и теперь еще находятся в составе нашего общества, уже не имеют желания ни наскакивать на церковную партию, ни чего-то от нее ждать. У них другое желание -- побеседовать между собою, сговориться относительно разногласий по вопросам, родившимся внутри их, в пылу общей полемики с церковью, которая сама по себе теперь перестала их интересовать.
   Вот почему нелепо ожидание некоторых, будто здесь будет какой-то лжесобор, который начнет противодействовать общецерковным начинаниям, тормозить то, чем будет заниматься церковный собор. Это не интересует участников общества. Представим себе какое-нибудь философско-педагогическое общество, которое стало бы вдруг интересоваться экономической сметой школ министерства народ<ного> просв<ещения>, стало бы контролировать, сколько отопления отпускается на эти школы, сколько при них сторожей и т.п. Конечно, эти вопросы для общества были бы не интересны. Точно так же не интересны нам все рассуждения о церковных приходах, о реформе духовного суда, о митрополичьих округах и т.д. Все это такие церковные вопросы, которые просто нисколько не волнуют людей, находящихся вне служебного положения в церковном ведомстве. Таким образом, наше общество этими вопросами заниматься не будет, и любители коллизий на этой почве не найдут у нас никакой поживы. Итак мы хотим сбросить против нашей воли натягиваемые на нас личины: -- с одной стороны, маску общественных деятелей и пропагандистов общественных идей, а с другой, -- специфических врагов, каверзников относительно официальной церкви. Мы представляем просто общество людей, желающих рассуждать о религиозно-философских вопросах с большей или меньшей степенью выявления своего субъективно-эмоционального к ним отношения.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Печатается по изданию: Записки петербургского Религиозно-философского общества. СПб., 1908. Вып. 1. С. 1-3.
   
   1 "единым сердцем и едиными устами"... -- Неточно переданные слова молитвы, произносимые священником во время православной литургии; правильно на церковнославянском языке: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем".
   2 ...идея исторической связи между бывшими Религиозно-философскими собраниями и настоящим обществом. -- Осенью 1901 г. возникла инициатива (З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский) создать общество для свободного обсуждения церковных и религиозно-философских вопросов. 8 октября 1901 г. члены-учредители собраний (Д.С. Мережковский, Д.В. Философов, В.В. Розанов, B.C. Миролюбов, В.А. Тернавцев) были приняты обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым, который дал разрешение на организацию собраний. Совет собраний как председатель возглавил епископ Ямбургский Сергий (Страгородский, будущий Патриарх Московский в 1943-1944 гг.), члены Совета -- В.А. Тернавцев, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, B.C. Миролюбов. Первое собрание прошло 29 ноября 1901 г. в зале Географического общества. Всего за период 1901-1903 гг. состоялось 22 заседания, последнее из них --19 апреля 1903 г. после запрещения собраний. Стенограммы 20 заседаний Религиозно-философских собраний были опубликованы в журнале "Новый путь" (1903. No 1-12; 1904. No 1, 2), затем -- отдельным изданием (Записки Религиозно-философских собраний. СПб., 1906), переизданы в 2005 г. (Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.) / Общ. ред. С.М. Половинкина. М., 2005). Отчет о предпоследнем, 21-м заседании РФС, опубликован Паолой Манфреди (Russica Romana. 1996. Vol. 3. P. 301-328, затем включен в переиздание 2005 г.).
   Среди членов РФО существовало два мнения относительно идейной связи Собраний с Обществом: одни, как, например, А.В. Карташев, считали эту связь очень слабой, другие видели в РФО прямое продолжение Собраний (В.В. Розанов). Если сравнить РФО и Собрания 1901-1903 гг. по количеству общих участников, составу и численности членов, то более объективной будет выглядеть точка зрения Карташева. Так, в РФО, которое к январю 1914 г. насчитывало 1263 члена (из них 149 действительных), входило из прежних участников Собраний всего 20 человек (И.Ф. Альбов, В.В. Бородаевский, А.И. Бриллиантов, З.Н. Гиппиус, И.Ф. Егоров, А.В. Карташев, В.Я. Колачев, П.И. Лепорский, Н.А. Макшеева, Д.С. Мережковский, еп. Михаил (П.В. Семенов), В.П. Протейкинский, В.В. Розанов, С.А. Соллертинский, В.А. Тернавцев, Вас.В. Успенский, Вл.В. Успенский, Д.В. Философов, И.П. Щербов, В.И. Ясевич-Бородаевская). Если Собрания были местом исторической встречи интеллигенции и духовенства, то участниками РФО были преимущественно представители светской общественности (научной и творческой интеллигенции), что неизбежно сказалось на общей тематике заседаний Общества.
   3 ...деятелей Московского Религиозно-философского общества... -- Религиозно-философское общество памяти Вл.С. Соловьева создано в Москве осенью 1905 г., Устав утвержден в августе 1906 г. Председатели Общества: С.Н. Булгаков (1905-1906), Г.А. Рачинский (1906-1918). Заседания московского РФО начались с ноября 1906 г. В ноябре 1906 -- мае 1907 г. состоялось 15 заседаний московского РФО. В московском РФО выступали с докладами С.Н. Булгаков, Д.Д. Галанин, В.Ф. Эрн, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.А. Аскольдов, А. Белый, С.Н. Дурылин, В.В. Зеньковский, Вяч.И. Иванов, СМ. Соловьев, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов и многие другие известные религиозные мыслители. В марте 1907 г. при Обществе организован Вольный богословский университет (по инициативе В.П. Свенцицкого и В.Ф. Эрна). После создания издательства "Путь" (1910) одним из ведущих направлений в деятельности московского РФО стали подготовка и издание книг, большинство авторов которых были участниками московского РФО. Финансовую помощь Обществу и издательству "Путь" оказала М.К. Морозова. После конфискации в 1918 г. дома М.К. Морозовой, где обычно проходили заседания Общества, РФО прекратило существование. Последнее известное заседание РФО состоялось 3 июня 1918 г., с докладом "На пиру богов" выступил С.Н. Булгаков. В отличие от петербургского РФО, московское общество имело идейное тяготение к православию, одними из его главных задач было развитие самобытной русской религиозно-философской мысли и религиозное просвещение; ...свой устав списало оттуда... -- Устав РФО в С.-Петербурге был создан на основе Устава московского РФО. Вероятно, организаторы петербургского Общества, опасаясь запрещения со стороны властей, решили взять уже утвержденный Устав московского РФО за образец и скопировать его по возможности дословно. Однако некоторые изменения все же были внесены в текст: 1) если в тексте московского РФО в § 3 указано, что "район его <Общества> деятельности распространяется на всю Россию", то в тексте Устава РФО в С.-Петербурге вместо этого -- "Район его деятельности -- С.-Петербург"; 2) добавлен § 8 "Желающие выбыть из числа членов объявляют об этом Совету"; 3) § 9 -- членские взносы в размере 5 руб. в год (в Москве -- 3 руб. в год); 4) § 10 -- Совет РФО состоит из председателя, товарища председателя и 5 членов (в Москве -- председателя, товарища председателя, секретаря и не менее 3 членов); 5) исключен § 13, который есть в Уставе московского РФО -- "Совет может приглашать в свои заседания с правом совещательного голоса, как членов общества, так и посторонних лиц", как и примечание к § 23 -- "На закрытые заседания Совет имеет право приглашать лиц, мнение которых он считает важным по данному вопросу"; 6) добавлен § 16 -- "Совет избирается на три года, причем каждый год переизбирается по два из его членов" (в примечании далее указано, что "Председатель переизбранию не подлежит до истечения срока его полномочия"). Согласно Уставу московского РФО (§ 10), все члены Совета избирались ежегодно.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru