КАРПОВ Василий Николаевич [2(14).4.1798, с. Хреновое Бобров. у. Воронеж, губ.-- 3(15). 12. 1867, Петербург; похоронен на Никольском кладб. Александро-Нев. лавры], философ, поэт, переводчик. Сын священника. Окончил Воронеж, духовную сем. (1814--21; в то же время там преподавал шеллингианец протоиерей И. Я. Зацепин) и Киев, духовную акад. (1821--25). Преподавал греч. и нем. языки в Киев, духовной сем., где получил степень магистра. В 1829 переведен в Киев, духовную акад. на должность бакалавра франц. языка. С 1832 бакалавр философии. В 1833 переведен в Петерб. духовную акад.; с 1835 проф.: преподавал физику, математику, логику, психологию, философию, в 1834--54 заведовал б-кой академии. Ревизовал петерб., полоцкое, перм. духовные уч-ща. С 1855 по 1857 чл. К-та духовной цензуры. В 1859 произведен в д. стат. сов.
В центре филос. системы К.-- последователя и переводчика Платона [Соч., ч. 1--2, СПб., 1841--42; 2-е изд., т. 1--6, СПб., 1863--79; для К. "Платон был введением в святоотеческое умозрение" (Флоровский, с. 241); сравнит, оценку переводов Платона К. и Вл. С. Соловьёвым см.: ИВ, 1899, No 12, с. 1226] --учение о душе, ее свойствах и способах познания окружающего мира, постижении идеального через реальное ("О самопознании" -- "Странник", 1860, No 1; переизд. в кн.: Мейсон Д., Карпов В. Н., Самопознание, Вышний Волочек, 1908). Осн. принципы познания человеком собств. души были разработаны К.в "Систематическом изложении логики" (СПб., 1856; положит, рец.: БдЧ, 1857, т. 143), практическое применение результатов самопознания -- в ст. "О нравственных началах" ("Христ. чтение", 1867, No 9), а теоретич. обобщение наблюдений самопознания -- в неоконч. работе, извлечения из к-рой опубл. посмертно: "Вступительная лекция в психологию" (там же, 1868, No 2). "Синтетизм" мировоззрения К. (по мнению Г. Г. Шпета, восходящий к философии кантианцев К. Л. Рейнгольда и В. Т. Круга) проявился в том, что сознание и бытие, идеальное и реальное он рассматривал в их нераздельной сущности, а не выводил одно из другого ("Введение в философию", СПб., 1840). Митрополит Филарет особенно ценил в философии К. то, что она "ведет разум к религии". В стремлении гармонически соединить религию и философию проявилась истинно русская черта К.-мыслителя [см.: Ласкеев П., Два проекта православно-христ. философии ("Введение в философию" В. Н. Карпова и "О необходимости и возможности новых начал для философии" И. В. Киреевского).-- "Христ. чтение", 1898, No 5, с. 733; Шпет, с. 181--83]. Студенты Петерб. духовной акад. находили, однако, что система К. "не отличалась особенной оригинальностью", хотя своими лекциями он "пробуждал... охоту мыслить" (ВЕ, 1872, No 9, с. 183--84). Как историк философии К. перевел труд Г. Риттера "История философии древних времен" (ч. 1, СПб., 1839), написав предисл. к нему; опубликовал ряд статей, в т. ч. "Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений" (ЖМНП,1856, No 11), в к-рой критиковал И. Канта и И. Г. Фихте за рационалистич. односторонность. К. принадлежит более 40 статей по философии, богословию, истории церкви в "Энц. лексиконе" Плюшара и неск. рецензий в ж. "Странник" (1861, No 2; 1864, No 6; 1866, No 9).
Личность и деятельность К. по-разному оценивались современниками после его кончины. Л. И. Розанов писал, что К. "дозволял как себе, так и слушателям своим христиански верить в одно, а философски думать как угодно" (03, 1868, No 1, с. 165). Одним из авторов "Христ. чтения" слова эти были названы "недобросовестной ложью": у К. "никогда не было разлада ни между мыслию и словом, ни между словом и делом. Он был истинным христианином в душе, он же был и истинным христ. философом" ("Христ. чтение", 1868, No 3, с. 477). Подтверждение этого высказывания можно найти в "Речи по случаю 50-летнего юбилея С.-Петерб. духовной академии", в к-рой К. подчеркнул, что влияние философии "всегда бывает сильно на науки и лит-ру, а чрез лит-ру -- и на жизнь практическую" ("Пятидесятилетие С.-Петерб. духовной академии 17 февр. 1859 г.", СПб., 1859, с. 39). О тесной связи филос. и лит. сторон деятельности К. говорил А. В. Никитенко, отмечавший, что именно от "оригинальности", "самостоятельного духа" философии К. следует ожидать "результатов самых благотворных для нашей... лит-ры" (СО, 1840, No 4, с. 711).
Лит. деятельность К.-- худож. воплощение его филос. идей. Мысли о том, что человек -- среднее звено между бесконечным Богом и конечной природой ("Ясли" -- "Странник", 1865, No 12), что философии необходима вера в Бога ("На земли мир" -- там же, 1866, No 1), иначе увлечение материализмом неминуемо приводит к бездуховности ("Глумление над крестоносцем" -- там же, 1866, No 2), нашли свое отражение в этих и др. стихах К., опубл. под псевд. Хреновской. Для стихов К. характерны назидательность и рационализм. В отличие от духовной поэзии таких его современников, как Ф. Н. Глинка, Ю. В. Жадовская, студент Моск. духовной акад. А. Ключарёв, И. Г. Кулжинский, стихи К.-- не столько "переложение" мотивов Священного писания, сколько использование их как отклик на актуальные проблемы обществ, жизни. Тенденция к "обмирщению" духовной поэзии проявилась у К. и в обыденности стихотв. лексики, в отказе от обилия славянизмов. Самостоятельностью отличалась позиция К. в оценке нек-рых умонастроений современности. Если в традицию духовной поэзии К. стремился привнести мирское начало, то в таком бездуховном явлении рус. жизни 60-х гг., как нигилизм, он, напротив, старался подметить искру Божию и, не замечая наивной парадоксальности своих благих порывов, призывал: "Педагогически пытайтесь / Ту искорку воспламенить,-- / И все меж нами нигилисты, / Все атеисты, анархисты / По-христиански будут жить" ("Нигилист" -- "Странник", 1866, No 8). В подражание Платону К. написаны лит.-филос. прозаич. диалоги -- то в форме размышлений философа о бессмертной душе у гроба жены ("О бессмертии души против натурализма" -- "Странник", 1861, No 5), то в виде бесед отца с детьми о сущности духовного начала в человеке и о разл. формах духовной деятельности ["Таинственная лампада", "Лампадный елей", "Писец, живописец и художник", "Заключение о существе души" -- "Чтение для детей" (изд. при ж. "Странник"), СПб., 1864, тетр. 1--4]. Диалоги эти доступно и с помощью традиционных, но ярких образов (душа -- лампада, елей для нее -- чувство прекрасного) излагают основы миропонимания К., удачно сочетая отвлеченные рассуждения с реальной жизнью, дидактизм -- с художественностью. Любопытно, что, по мнению К., отличие между писцом, живописцем и художником состоит в том, что писец воздействует на человека "чувственными" формами, опирающимися на факты жизни, художник -- с помощью "духовных" форм, в к-рых воплощаются определенные "идеи", а живописец использует деятельность как того, так и другого в качестве материала. В своих произв. К. стремился слить воедино черты, присущие всем трем ипостасям творч. личности.
Др. произв.: "Филос. рационализм новейшего времени" ("Христ. чтение", 1860, ч. 1--2), "Систематич. форма филос. рационализма, или Наукоучение Фихте" ("Радуга", 1865,кн. 1--2), "Мысли из уроков философии нравств. мира" ("Странник", 1868, No 3).
Лит.: Белинский (ук.) ; Гавриил, архимандрит Зилантовский, История рус. философии, Каз., 1840, с. 148--51; Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического, М., 1867, с. 90; "Христ. чтение", 1868, No 2; 1898, No 5; Высоко-Островский А. П., Характер филос. воззрений проф. В. Н. Карпова.-- "Церк. вест.", 1892, No 49; его же, Покойный Карпов как почитатель Сократо-Платоновой философии. (По поводу 25-летия со времени его кончины).-- "Христ. чтение", 1893, No 3/4; Барсуков, IV, VIII; Чистович И., С.-Петерб. духовная академия за последние 30 лет (1858--1888 гг.), СПб., 1889, с. 30, 52, 53, 66, 67, 85--88, 93--96; Никитенко, 1, 259; Флоровский Г., Пути рус. богословия, 2-е изд., Париж, 1981 (ук.; К. ошибочно приписана ст. "Восп. о болховском архимандрите Мдкарии...", принадлежащая В. И. Карпову); Шпет Г. Г., Соч., М., 1989 (ук.). + Некрологи, 1867: ДБ, No 52 (В. И. Аскоченский); "Голос", 17 дек. (Д. Щеглов). РБС; Брокгауз; Венгеров. Источ.; ФЭ; Масанов.
А. Б. Рогачевский.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992