КАРОНИН, С., псевдоним, настоящее имя и фамилия Петропавловский Николай Елпидифорович, известен как Н. Е. Каронин-Петропавловский [5(17).X.1853, дер. Вознесенская Бузулукского у. Самарской губ. -- 12(24). V.1892, Саратов] -- прозаик. Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне. В 1866 г. закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. В 1871 г. К. был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии. Он стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию и осенью 1872 г. успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала К., он стал пропускать уроки и был отчислен. Увлекшись идеями революционного народничества, летом 1874 г. К. принял участие в "хождении в народ". В августе 1874 г. был арестован по "делу 193-х о революционной пропаганде в империи" и помещен в саратовскую тюрьму. В декабре этого же года его перемещают в Петропавловскую крепость в Петербурге. В каземате К. настойчиво занимается самообразованием. После освобождения (1878) К. живет в Петербурге, перебиваясь случайными заработками. Он продолжает революционную деятельность, за что в феврале 1879 г. вновь был заточен в Петропавловскую крепость.
Точных сведений о начале литературной деятельности К. нет. Первые публикации -- рассказ "Безгласный" под псевдонимом С. Каронин (Отечественные записки.-- 1879.-- No 12) и повесть "Подрезанные крылья" (Слово.-- 1880.-- No 4--6).
В связи с резким ухудшением состояния здоровья К. в конце 1880 г. был освобожден из крепости, но осенью 1881 г. вновь арестован и по рассмотрении "дела" сослан на пять лет в Сибирь в захолустный городок Курган, где жил с семьей в тяжелых материальных условиях под полицейским надзором. Обвинение жены К.-- Варвары Михайловны Линьковой, занимавшейся акушерством, в распространении крамольных мыслей среди больных послужило поводом для ссылки К. с семьей в еще более глухое местечко -- Ишим.
В эти годы К. публикует в "Отечественных записках" два цикла рассказов: "Рассказы о парашкинцах" (1879--1881) и "Рассказы о пустяках" (1881--1883), объединенных общим замыслом. Писатель создает собирательный образ "парашкинцев" (Парашка -- название деревни в средней полосе России). "Шальное выражение лиц, бесцельность и беспричинность в разговоре, полнейшее отсутствие сознательности -- таковы качества, отличающие всех парашкинцев" (Соч.-- Т. 1.-- С. 138). В "Рассказах о парашкинцах" К. повествует о первом этапе жизни русской пореформенной деревни. Согласно манифесту "парашкинцы" вместо земли и воли получили "болотца", взять которые было то же самое, что повесить через плечо кошель для подаяния ("Светлый праздник"). Это была пора надежд и борьбы, но жизнь развеяла надежды на нравственное; ("Вольный человек") и гражданское ("Безгласный") возрождение народа, надежду найти путь к знаниям ("Ученый"). К. раскрывает экономические основы "парашкинского" бытия, показывает, что примитивность средств обработки земли делает крестьянский труд тяжким наказанием ("Фантастические замыслы Миная", "Последний приход Демы"). Полная бесперспективность земледельческой инициативы заставляет К. усомниться в разумности поисков гармонии в пореформенной деревне. Завершает цикл картина полного разорения всех крестьянских усадеб -- разрослись лишь владения парашкинского захребетника Епифана Колупаева.
Новому этапу в жизни "парашкинцев" -- борьбе с мелочами жизни -- посвящен второй цикл, в котором К. с горькой иронией и сарказмом раскрывает пустоту и идиотизм нового деревенского уклада. Савося Быков ("Мешок в три пуда") должен всем в округе, его долг столь обширен и необъятен, что ему его никогда не погасить. Вся жизнь Савоси сосредоточена теперь на пустом мешке, который он должен наполнить, чтобы накормить семью. Труженик Гаврила Налимов ("Две десятины") тратит всю свою энергию на то, чтобы взять взаймы землю на ужасно кабальных условиях, но обработать эту землю у него уже не остается сил. Г. В. Плеханов видел "оригинальность" К. в том, "что он, несмотря на все свои народнические пристрастия и предрассудки, взялся за изображение именно тех сторон нашей жизни, от столкновения с которыми разлетятся и уже разлетаются в прах все "идеалы" народников" (Плеханов Г. В.-- С. 277).
Рассказы, составляющие циклы, сходны по композиции: вначале дается краткая экспозиция, затем -- крупным планом -- центральное событие, за которым следуют развязка и авторские рассуждения, включающие в себя сообщение о дальнейшей судьбе героев. Авторские публицистические рассуждения К. насыщены социально-нравственной проблематикой, глубоко искренни и последовательны в отстаивании народных интересов.
В центре повести К. "Снизу вверх. История одного рабочего" (Отечественные записки.-- 1883.-- No 11 -- 12, и Северный вестник.-- 1886.-- No 6--7) -- становление характера Михаила Лунина, который, сбросив путы земледельческого рабства, проникся жизнерадостным чувством освобождения, почувствовал в себе силу, энергию, желание борьбы, жажду счастья.
После окончания срока ссылки в 1886 г. К. живет в Казани, печатает очерки, корреспонденции, фельетоны под псевдонимом Н. Е. Сибиряк в "Казанском биржевом листке" и в "Волжском вестнике". Лето 1887 г. он провел в Екатеринбурге, побывал на уральских заводах, рудниках. Впечатления от увиденного легли в основу ряда очерков ("Из поездки по Уралу", "Золотоискатели"). В 1888 г. К. живет, сильно бедствуя, в Нижнем Новгороде, где весной его посетил А. М. Горький, написавший впоследствии в посвященном К- очерке: "Он часто говорил о людях, которым тяжело на земле, но я не слышал жалоб его на свою полуголодную жизнь, да казалось мне, что он и не замечает, как живет, весь поглощенный исканием правды -- справедливости" (Горький А. М,--С. 38).
В конце 80 -- нач. 90 гг. основной темой творчества К. становятся судьбы разночинно-демократической интеллигенции: им посвящены помещенные в журнале "Русская мысль" повести "Мой мир" (1888, No 2--4), "Места нет" (1889, No 9) "Борская колония" (1890, No 4--6), "Учитель жизни" (1891, No 1--4).
В повести "Мой мир" традиционный для народнической литературы сюжет -- нравственное исцеление деревенским трудом интеллигента Барина. Здесь К. углубляется во внутренний мир героя, подчеркивает противоречие между его убеждениями и реальной действительностью.
Повествование, в особенности пейзажные зарисовки, окрашено лиризмом. Слова из этой повести: "На свете нет ничего дороже мысли... Люди прекрасны только в той мере, в какой вложена в них эта мировая сила" -- Горький вспоминал как "ударившие" его "в сердце" (Горький А. М.-- С. 24). В повести "Борская колония" дана острая и непримиримая критика толстовского учения опрощения.
В 1889 г. К. переехал на местожительство в Саратов, где и умер после тяжелой болезни (туберкулез горла). Его похороны превратились в массовую демонстрацию.
Соч.: Рассказы: В 3 т.--М., 1890--1891; Собр. соч.: В 2 т.-- М., 1899; Соч. / Вступ. ст. А. Г. Цейтлина.-- М.; Л., 1932; Соч.: В 2 т. / Вступ. ст. Г. П. Бердникова.-- М., 1958; Повести и рассказы.-- Горький, 1983.
Лит.: Плеханов Г. В. Наши беллетристы -- народники (С. Каронин) // Плеханов Г. В. Литература и эстетика.-- М., 1958.-- Т. 2; Горький А. М. Н. Е. Каронин-Петропавловский // Собр. соч.: В 18 т.-- М., 1963.-- Т. 18; Буш В. В. Творчество Н. Е. Каронина-Петропавловского // Литературные беседы.-- Саратов, 1930.-- Вып. 2; Фохт У. Р. С. Каронин // Семидесятники.-- М., 1935; Смиренский В. Н. Е. Каронин // Волжская новь.-- 1939. -- N; Он же. Новое о Каронине // Урал.-- 1960.-- No 7; Он же. Еще о Каронине // Русская литература.-- 1960.-- No 3; Костылев О. С. Каронин и Гл. Успенский // Вестник ЛГУ. Серия истории, языка и литературы.-- 1961.-- Вып. 1.-- No 2; Спасибенко А. П. Писатели-народники.-- М., 1968; Храмов М. И. Толстой и С. Каронин (Петропавловский) // Л. Толстой. Статьи и материалы.-- Горький, 1973; Он же. О датировке повести Каронина-Петропавловского "Борская колония" // Русская литература.-- 1975.-- No 2; Он же. К творческой истории повести Каронина-Петропавловского "Бабочкин" (по архивным материалам) // Русские писатели и народничество.-- Горький, 1975.-- Вып. 1.