Кареев Николай Иванович
Ришелье, Арман-Жан Дюплесси
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Кареев Николай Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 18/09/2022. 8k.
Статистика.
Статья
:
История
,
Политика
,
Справочная
Статьи из словаря Брокгауза и Ефрона
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Ришелье
(Richelieu), Арман-Жан Дюплесси
, герцог и кардинал (1585--1642), знаменитый французский политический деятель, игравший громадную роль и в общеевропейских событиях своего времени, первый министр Людовика XIII, один из создателей абсолютизма во Франции, великий "государственник". Происходя из знатной аристократической среды и поступив в духовное звание, он уже на 23-м году, благодаря семейным связям, сделался епископом Люсонской епархии, а через несколько лет занял место представителя от духовенства на генеральных штатах 1614--1615 гг., последних до 1789 г. Регентша королевства Мария Медичи обратила внимание на молодого прелата и назначила его членом государственного совета. Это первое его возвышение было, однако, непрочным, и он года на два покинул Париж и прожил в Авиньоне, где предавался богословским и литературным занятиям. Возвратившись в столицу, он скоро (1622) получил от папы, по желанию французского правительства, сан кардинала, а затем заведывание иностранн. делами. Слабовольный Людовик XIII совершенно подчинился своему советнику. Для французской монархии и для государства Р. сделал очень много. Франции в этот момент ее истории нужен был именно человек с его дарованиями. У него был сильный характер, неограниченное властолюбие, громадные государственные способности. Трезвый и дальновидный политик, он был последователен и настойчив в достижении своих целей, непреклонно-суров в борьбе с противниками. Заняв при короле такое положение, Р. не замедлил забрать в свои руки и все внутренние дела королевства, ставши, таким образом, не только первым, но и единственным министром. (Об общем направлении политики Р. см.
Франция
, XLIV, 575/83). Придворная знать возненавидела Р. и устраивала против него заговоры, которые он всегда своевременно умел раскрывать и за участие в которых беспощадно карал, отправляя наиболее опасных заговорщиков на плаху. Особенно всесильным сделался министр-кардинал после победы своей и над самой королевой-матерью, Марией Медичи, сторону которой приняла и жена короля, Анна Австрийская. Будучи устранена от влияния на дела, королева-мать поставила перед своим сыном ребром вопрос о выборе между нею и Р., и Людовик XIII (
см.
XXVII, 524) отдал предпочтение министру. Попытка Марии Медичи силою вырвать власть из рук кардинала окончилась ее поражением (
см.
XXVIII, 206). После этого сам Людовик XIII стал чувствовать на себе тяжелую руку своего министра и даже, можно думать, не прочь был отделаться от тяготившей его опеки, когда во главе заговора против Р. стал тогдашний королевский фаворит Сен-Марс (
см.
XXXVIII, 300), которого, по раскрытии заговора, не спасла от казни даже дружба государя. Это была последняя попытка низвергнуть Р. (1642), после чего он вскоре умер, посоветовав перед смертью королю взять в свои советники Мазарини (
см.
), сделавшегося, действительно, продолжателем его дела.
Правительственная деятельность Р. оставила по себе весьма прочные следы в истории Франции. Внутри страны она была целиком направлена на укрепление и усиление государственности, мыслившейся им в форме абсолютной монархии, в борьбе ее против средневековых сил феодальной аристократии и католического духовенства, поскольку они не хотели безусловно подчиняться государственной власти. Сам выйдя из рядов высшего французского дворянства и нося сам высокий церковный сан, Р. становился решительным противником аристократических и клерикальных притязаний, сколько-нибудь задевавших власть государства. В этом отношении он был не только политиком-практиком, но и теоретиком. Один из его помощников, Лебре, издал "Трактат о верховной власти короля" (1632), а сам кардинал, хотя и коротко, но ясно высказался в своем "Политическом завещании" (подлинность его была заподозрена, но без оснований). В нем Р. доказывает, что государственная цель всегда, во всяком случае должна стоять впереди всех других соображений. Государи в духовных делах должны подчиняться папам, но не позволять им вмешиваться в светские дела. Нужно всячески заботиться о дворянстве, чтобы оно могло лучше служить государству на войне, но дворянство без службы -- только бремя для государства и не заслуживает своих привилегий. Насилиям дворянства над простым народом следует всячески противиться, но и ненужно, чтобы народу было слишком хорошо, дабы он не выходил за пределы своих обязанностей. Науки украшают государство, но следует наблюдать за тем, чтобы усиленные занятия ими не повредили торговле, обогащающей государство, и земледелию, питающему народ, и не произвели опустошения в рядах солдат, которым приличнее грубость невежества, чем тонкость знания. Между политическими идеями Р. и государственной философией его современника Гоббса есть несомненное сходство в смысле крайнего проведения принципа государственности и абсолютизма власти. Все в старой французской конституции, как сословной монархии с совещательным представительством и местным самоуправлением, казалось Р. беспорядком, подлежащим разрушению, и он на самом деле все это беспощадно разрушил, насаждая везде бюрократическую централизацию. Ему даже приписывали создание должности интендантов (
см.
), этих сатрапов или пашей Франции, как их называли в XVIII в., пока историческая наука не открыла, что эта должность создавалась постепенно в течение нескольких десятилетий. В числе враждебных абсолютизму сил, с которыми боролся Р., были французские протестанты (гугеноты), пользовавшиеся по Нантскому эдикту 1598 г. своего рода положением государства в государстве. Р. вел с ними две войны (1625 и 1628--1629), бывшие, впрочем, наследием прежних трений. Гугеноты были побеждены (
см.
XVII, 340), но кардинал не отнял у них свободы вероисповедания, отменив только их политические привилегии, находя, что религиозные различия могут иметь значение только в загробной жизни и отнюдь не должны отражаться на судьбе людей в делах земных. Но и эта веротерпимость рассматривалась как милость, оказываемая государством (Edit de grâce, 1627). За эту веротерпимость враги Р. называли его папой гугенотов и даже патриархом атеистов, хотя лично он был набожен. Государственной опеке он стремился подчинить также литературу и науку. Созданная им "Французская академия" должна была быть официальной законодательницей грамматических правил, орфографии, литературного вкуса и -- конечно, приемлемых для власти -- идей. Возникшая в эту эпоху периодическая пресса ("Gazette de France"; см.
Ренодо
) равным образом должна была служить правительственным целям. Во внешней политике, в которой Р. был первенствующей фигурой своего времени, его целью было возвеличение Франции путем ослабления Габсбургов, царствовавших в Испании и в Австрии и оказывавших давление на все международные отношения того времени. За год до вступления Р. во власть началась Тридцатилетняя война, в которой шла борьба между католицизмом и протестантизмом. Политические интересы католической Франции, ведшей у себя войну с протестантами, были противоположны интересам и Испании, и Австрии, стоявших во главе католической реакции. Р., несмотря на свое кардинальство, помогал германским протестантским князьям против католического императора (
см.
XLI, ч. 9, 250/51), содействовав советом и деньгами выступлению на войне сначала датчан, потом шведов, а когда смерть шведского короля (Густава-Адольфа) на войне сильно повредила протестантскому делу, Р. не задумался принять прямое участие в войне, отправив в Германию французские войска (войну пришлось кончить уже его преемнику Мазарини). Благодаря такой политике, Франции удалось ко времени вступления на престол Людовика XIV занять в Европе ту позицию, о которой Генрих IV только мечтал.
Литература
о Р. весьма обширна, но многое в ней устарело совершенно. Главные работы о нем:
Avenel
, "R. et la monarchie absolue" (4 тт., 1884--1890);
Hanotaux
, "Histoire du cardinal R." (2 тт. 1893--1903);
Deloche
, "La maison du cardinal R." (1912);
его
же
, "Les vrais mémoires du cardinal de R." (в Rev. de Quest. histor., oct. 1928);
его
же
, "Le testament politique du card. de R." (в Rev. Histor., sept. -- oct. 1930);
P. Bertrand
, "Les vrais et les faux mémoires de R." (в Rev. Histor., 1922);
Palmer
, "The economic policies of R." (1920).
Н. Кареев
.
Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 36 ч. II (1933): Речь Посполитая -- Род, стлб. 637--641.
Оставить комментарий
Кареев Николай Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 18/09/2022. 8k.
Статистика.
Статья
:
История
,
Политика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.