Валлон (Анри-Александр Wallon) -- французский историк и государственный человек; род. в 1812 г. Вступив в 1831 г. в высшую нормальную школу, он с успехом окончил в ней курс и сделался преподавателем истории в Париже, сначала в средней школе, а потом (1838 г.) в том учебном заведении, где учился сам, и (с 1840 г.) в Сорбонне, где он сначала заменял Гизо, а впоследствии (1850) получил самостоятельную кафедру. В 1849 г. он был избран в национальное собрание, но оставался в нем только до 1850 г. Вторично в национальное собрание он попал в 1871 г. Ему принадлежит французская конституция 1875 г. В том же 1875 г. он сделался министром народного просвещения и несменяемым сенатором. В. писал очень много, и некоторые из его трудов прославили его, как историка, хотя беспристрастным исследователем его нельзя назвать. Ему принадлежат следующие сочинения: "Géographie politique des temps modernes" (1839); "Histoire de l'esclavage dans l'antiquité" (3 тома, 1847); "La Sainte Bible résumée dans son histoire et dans ses enseignements" (2 тома, 1854); "De la croyance due à l'Evangile"; "Jeanne d'Arc" (2 тома, 1860; 2-е издание с гравюрами, 1876); "Epitres et évangiles des dimanches" (1862) и "Saints Evangiles" (1863); "La vie de Jésus et son nouvel historien" (1864); "Richard II, épisode de la rivalité de la France et de l'Angleterre" (2 т., 1864); "Vie de Notre Seigneur Jésus Christ selon la concordance des quatre évangélistes" (1865); "La terreur, études critiques sur la Révolution franèaise" (1872); "Saint-Louis et son temps" (1875); "Histoire du tribunal révolutionnaire de Paris" (6 т., 1883); "La Révolution du 31 mai et le fédéralisme en 1793" (2 т., 1885); "Les représentants du peuple en mission et la justice révolutionnaire dans les départements en l'an II" (5 том., 1889). Из этих сочинений особенно важна история рабства в древности, книга о Ж. д'Арк, получившая в 1860 г. академическую премию, и сочинение о Людовике IX. Новейшие труды В., посвященные эпохе Французской революции, заключают в себе массу сырого (архивного) материала, подобранного как бы в видах наивящего оттенения мрачной стороны этой эпохи.