Гражданин. -- Это слово употребляется в различных смыслах. Иногда Г. называются все вообще жители какой-либо страны или государства (нем. Staatsbürger), иногда это название дается только лицам известной категории, когда, напр., Г. есть синоним горожанина (что наблюдается, между прочим, и в немецком языке). Особое значение связывается с этим словом, когда оно употребляется как особый термин государственного права, начиная с классической древности и кончая современною эпохою. В Греции и Риме Г. (πολίτης, cives) назывался не всякий житель того или другого города, а лишь член гражданской общины, называвшейся πολιτεία θ civitas (см. Община). У древних греков словом πολιτεία обозначалась и вся совокупность прав, принадлежавших Г. Главными из них были: право вступать в брак и приобретать недвижимую собственность в пределах общины, право вчинять иски в суде, право участвовать в народных собраниях и судах, право занимать государственные должности. Ни одним из этих прав не могли пользоваться жители, не входившие в состав гражданства: напр., в Афинах был целый класс населения (метэки, см.), члены которого не могли владеть землею или вступать в законный брак с афинянками, а также являться в суд в роли истца или ответчика без посредства патрона из Г. Таким образом, гражданская община была весьма исключительна. Но и внутри ее не было между Г. равенства, раз государство не было демократией: иногда из числа Г. исключались, напр., очень бедные люди или лица, занимающиеся известными ремеслами, хотя бы по рождению они и могли быть Г.; кроме того, не все Г., имевшие право участвовать в народных собраниях, имели равный доступ к государственнным должностям или выборным советам (см.). В Риме Г., имевшими optimum jus civitatis, были сначала даже не все жители этого города; но мало-помалу права Г. стали распространяться и на латинов (см.), и на перегринов (см.), бывших не Г. (non cives), пока, наконец, все свободное население Римской империи не получило прав римского Г. (см. Рим). В совокупности прав римского Г. (civitas romana) различались права публичные (jura publica) и частные (j. privata). К первым относились, прежде всего, политические права в тесном смысле: право подачи голоса (jus suffragii) в народных собраниях, или комициях (см.), и право занятия государственных должностей (jus honorum), обозначавшихся названием магистратов (см.); затем -- право провокации (см.) к народу в случае обвинения в уголовном преступлении, право искать заступничества у магистратов (см. Интерцессия), право участия в религиозном культе (jus sacrorum) и в войске (jus militiae), право быть внесенным в список Г. (см. Ценз и Цензор), право не подвергаться бесчестящим наказаниям. Частные права Г. сводились к приобретению недвижимой собственности (jus commercii) и вступлению в законный брак с римскими гражданками (jus connubii) в Риме и его непосредственной территории (ager romanus). Если Г. пользовался всеми перечисленными правами, он был Г. полноправным (cives optimo jure); если ему принадлежали лишь частные права, а публичные -- не вполне, он был неполноправным Г. (cives minuto jure). В таком положении были Г., на коих цензоры наложили бесчестие (ignominia), далее либерты, или вольноотпущенники (см. т. VII, стр. 140), наконец -- жители муниципий (см.) и многих колоний (см.). Права гражданина приобретались или рождением в законном браке (ex justis nuptiis), или различными способами, установленными законом. Внешними отличительными знаками римского гражданина были тога, употребление латинского языка и пользование именем, состоявшим из трех главных элементов: praenomen (личное имя), nomen (имя рода) и cognomen (прозвище) с обозначением имени отца и трибы (см.), к которой Г. принадлежал.
Литература по истории прав гражданства в античном мире, кроме соч. по государственным древностям и римскому праву: Philippi, "Beiträge zu einer Geschichte des attischen Bürgerrechtes" (1870), Szanto, "Untersuchungen über das attische Bürgerrecht" (1881); Michel, "Études d'epigraphie juridiques: du droit de cité romaine" (1885); Fustel de Coulanges, "La cité antique" (русский перевод под заглавием "Гражданская община Древнего мира"). Понятие Г. в античном смысле в новой Европе особенно усвоено было французской политической литературой XVIII в., преимущественно демократическими писателями эпохи Руссо и Мабли. В эпоху французской революции слово "гражданин" (citoyen) сделалось не только термином политического законодательства (см. Декларация прав человека и гражданина, Конституция), заменив прежнее "подданный" (sujet) для обозначения всех французов, но даже стало употребляться в общежитии вместо обращений "monsieur" и "madame" (citoyen, citoyenne). Революция 1789 г. заменила во Франции старый сословный строй общества бессословным гражданством; определение прав Г. сделалось одною из существенных частей всех конституций.