Формы культурные и социальные. -- Отдельные акты человеческой деятельности совершаются в известных Ф., общих всем представителям (или большинству) известного народа, государства, класса и вообще какой-либо обособленной группы. В этом смысле под общее понятие форм культуры можно подвести обычные в данной группе формы передачи мыслей и настроений (язык, мимика, жесты и т. п.), технические приемы разного рода, способы художественного воспроизведения действительности или внутренних движении души (искусство), правила общежития (обычаи) и т. п. Благодаря существованию таких форм индивидуум не сам изобретает способы и приемы своей деятельности, а находит их готовыми в окружающей его культурной среде (см.) и им подчиняется, т. е. их усваивает путем подражания (большей частью бессознательного), хотя и может от них отступать, или проявляя в данном случае собственную оригинальность, или испытывая на себе влияние чуждой среды. Под Ф. культуры в широком смысле следует разуметь все без исключения постоянные для данного общества способы, приемы, особенности взаимных между людьми отношений; в более тесном смысле культурными Ф. называют те, которыми характеризуются отдельные акты человеческой деятельности, поскольку они зависят от влияния окружающей психической среды (духовной культуры). В последнем случае культурным Ф. противополагаются Ф. социальные, не в том, более широком значении, по которому каждая культурная Ф. есть в то же время и Ф. социальная (поскольку сама культура есть явление общественное), а в более узком смысле Ф. взаимных отношений между членами общества в его хозяйственной, правовой и государственной жизни. В таком более тесном понимании социальные Ф. охватывают собой Ф. экономические, юридические и политические, напр. распределение поземельной собственности, брачные и семейные отношения, государственное устройство и т. п. В частности, к социальным Ф. относятся Ф. землевладения или землепользования, Ф. семьи, Ф. правления и т. п. Главным основанием для различения между культурными и социальными Ф. служит то обстоятельство, что первыми характеризуются деятельности членов общества, взятых в смысле самостоятельных единиц, образующих собой культурную группу, вторыми же -- взаимные отношения их как составных частей социальной организации. Напр. в сфере экономической жизни общества трехпольное хозяйство или меновая торговля суть Ф. культурные, а существование класса землевладельцев и класса безземельных рабочих или существование торговых компаний относится уже к понятию Ф. социальных (впрочем, в последнем анализе отношения сводятся к деятельностям). Культурные и социальные Ф. возникают и развиваются, в общем, непреднамеренно, являясь своего рода дополнительными продуктами удовлетворения членами общества своих непосредственных потребностей. Когда люди впервые заговорили, они, конечно, не имели в виду создать язык, который, однако, и возник как результат людских попыток передачи друг другу мыслей и настроений. Но отсюда не следует, чтобы в эволюции культурно-социальных Ф. никогда не могли участвовать сознательное творчество и прямая преднамеренность (см. Философия истории). В жизни общества культурно-социальные Ф. отличаются устойчивостью и вместе с тем подвижностью. Устойчивость их объясняется психологически -- силой такого фактора, как подражание, социологически -- силой внешних условий, которые создают и поддерживают известные Ф. Подражание имеет главное значение в чисто культурной сфере, внешние обстоятельства -- в социальной. Язык держится подражанием детей родителям и взаимным подражанием взрослых; правительственная форма сохраняется не только в силу традиции (= вид подражания), но и в зависимости от реального взаимоотношения общественных сил. С другой стороны, культурно-социальные Ф. не остаются неизменными. Во-первых, мелкие индивидуальные отклонения, особенно если они обусловливаются не чисто личными, а культурно-социальными причинами, могут принимать массовый характер, и тогда происходит постепенное изменение Ф. Во-вторых, важная роль принадлежит и сознательной инициативе отдельных личностей -- изобретателей, реформаторов и т. п. В настоящее время наука все более и более ставит изучение культурно-социальных Ф. на эволюционную точку зрения, стремясь не только определить причины их происхождения и условия, заставлявшие их развиваться в каждом отдельном случае, но и подметить общие законы их развития. Для последней цели весьма важное значение имеет сравнительно-историческое изучение (см.) языков, религий, права и государственных Ф. в их эволюции. Некоторые исследователи думали даже, что при установлении законов развития этих Ф. следует руководиться принципами биологии; напр. известный лингвист Шлейхер находил возможным распространить на лингвистические Ф. выводы Дарвина, касающиеся Ф. органического мира (см. Дарвин). На подобной же аналогии основана исходная идея органической школы в социологии (см. Социология). Социальные организации действительно имеют некоторое подобие с биологическими организациями, а потому социальные Ф. могут быть сопоставляемы с Ф. органическими; но аналогия прекращается по отношению к Ф. духовной культуры. При всем том, однако, понимание генезиса и эволюции социальных Ф. должно быть основано на историческом изучении их самих, а не на аналогии с биологическим развитием. Совокупность всех культурно-социальных Ф. составляет культуру общества, которая по отношению к его членам играет роль среды, определяющей их деятельность и положение в обществе, их судьбу и историческую роль; но определение это зависит и от личных свойств отдельных членов общества. См. A. Fairbanks, "Classification of social phenomena"; Groppali, "I caratterri del fenomeno sociale"; Lacombe, "Histoire considérée comme science" (1894; есть русс. пер.); Greef, "Introduction à la sociologie" (1886); его же, "Le transformisme social" (1895); Tarde, "Les lois de l'imitation" (1890; есть русс. пер.) и др. его сочинения; П. Л. Лавров, "Цивилизация и дикие племена" ("Отеч. зап.", 1869); его же (под псевдонимом Арнольди) "Задачи понимания истории"; Н. Кареев, "Основные вопросы философии истории" (кн. III, гл. 2); его же, "Сущность исторического процесса" (кн. II и заключение); Н. Теплов, "Что такое культура и что такое гениальность с точки зрения развития культуры?" (1902).