Кареев Николай Иванович
Предисловие к первому изданию книги М. С. Корелина "Падение античного миросозерцания"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи.-- СПб.: Изд. дом "Коло", 2005.-- (Александрийская библиотека. Серия: Античность.)
   

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

   "Падение античного миросозерцания" появилось в первый раз в печати в "Русской мысли" за 1892 г. под заглавием "Культурный кризис в Римской империи" и потом в 1895 г. было перепечатано под теперешним названием отдельною книгою. Эта работа покойного профессора Московского университета М. С. Корелина {Михаил Сергеевич Корелин: род. в 1855 г., скончался в 1899 г.} есть воспроизведение публичного курса, читанного им в Москве в 1891--1892 гг. Самую компетентную оценку этого курса, вообще с сочувствием в свое время отмеченного в периодической прессе, дал проф. В. И. Герье в написанном им некрологе Корелина {Отчет Московского университета за 1900 г. и отдельная брошюра.} и в его биографическом очерке, помещенном в "Вестнике Европы" за 1900 г. (сентябрь). Мы позволим себе привести здесь наиболее существенные места из последнего отзыва проф. Герье.
   "Курс о падении античного миросозерцания,-- говорит он,-- нужно признать образцовым по внешнему плану и построению. Хорошо выбранный материал симметрично расположенный в 10 лекциях и уже своим внешним расположением и логической связью отдельных выводов отлично подготовляет читателя к пониманию и восприятию главной идеи. Какая же эта идея? Ученому, углубившемуся в изучение эпохи гуманизма {М. С. Корелин был автором капитального труда "Ранний итальянский гуманизм и его историография" (1892) и целого ряда мелких работ из истории той же эпохи. См. мою статью об этой книге в "Вестнике Европы" за 1893 г. и мою же статью "М. С. Корелин как историк гуманизма" в "Русской мысли" за 1900 г.}, было чрезвычайно трудно перенестись в мировоззрение эпохи Римской империи, постигнуть дух потребности того времени и объективно к нему отнестись. Гуманизм представляет собою торжество светского образования над богословским мировоззрением и над властью средневекового папства, которое в глазах людей того времени отождествлялось с христианством. Культурный же кризис в Римской империи представляет, напротив, торжество христианства над той античной культурой, возрождение которой составляло главную опору гуманизма. Поклоннику гуманизма поэтому трудно быть беспристрастным и проницательным историком первых веков христианства. Такая задача бывала не по силам и знаменитым историкам... Корелин,-- продолжает проф. Герье,-- объяснил причины торжества христианства яснее и отчетливее любого историка церкви. Он объяснял это торжество христианства из потребностей личности и общества того времени... Сочинение о падении античного миросозерцания,-- говорит он еще,-- не только представляет собой зрелое научное разрешение одной из труднейших исторических проблем, но и доказательство полной зрелости самого автора, достигнутой путем научного труда и размышления" {В некрологе Корелина проф. Герье называет эту книгу также "самым зрелым произведением Корелина" -- Примеч. авт.}.
   
   Книга о культурном кризисе в Римской империи включается в общий ряд "Истории Европы по эпохам и странам в Средние века и Новое время" ввиду того, что, по общему соглашению между редакторами и сотрудниками этого предприятия, было решено начать настоящую коллекцию с культурной, социальной и политической истории Римской империи, на почве которой выросла вся средневековая Европа.

Н. Кареев

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru