Кареев Николай Иванович
Очерки из истории европейских народов. I. Очерк истории французских крестьян, с древнейших времен до 1789 года. Н. Кареева. Варшава, 1881

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Очерки изъ исторіи европейскихъ народовъ. I. Очеркъ исторіи французскихъ крестьянъ, съ древнѣйшихъ временъ до 1789 года. Н. Карѣева. Варшава, 1881.
   "Роскошь и развращеніе нравовъ, вкоренившись въ сію монархію, были причиною паденія оной". Такъ говорилъ краснорѣчивый Кайдановъ, живописуя судьбы какой-то древней восточной монархіи и полагая при этомъ и насъ поучая, что монархія эта была чѣмъ-то цѣльнымъ и единымъ, отъ верхняго края до нижняго проникнутымъ роскошью и развращеніемъ нравовъ. Люди, то есть различные разряды людей, на которые распадалась "монархія", точно не существовали, а существовалъ, напримѣръ. Вавилонъ и въ немъ висячіе сады Семирамиды. Само собою разумѣется, что нынѣ этотъ историческій пріемъ значительно ослабѣлъ; однако, не вовсе исчезъ и только сравнительно очень недавно на первый планъ начинаетъ выступать не Вавилонъ, а вавилонскіе люди, распредѣленные по сословнымъ группамъ. Съ извѣстной части этихъ вавилонскихъ людей снимается при этомъ позоръ, падавшій прежде на весь Вавилонъ, а блистательные лучи славы озаряютъ тѣхъ, кто того дѣйствительно достоинъ. Это -- торжество истины и справедливости; истины, ибо были, навѣрное, были вавилонскіе люди, которые строили висячіе сады Семирамиды, но роскоши и развращенію нравовъ въ нихъ не предавались; справедливости, ибо за что же должны отвѣчать передъ судомъ исторіи, хотя бы и Кайдановской, тѣ вавилонскіе люди, которые только строили Семирамидины сады? Пора, наконецъ, понять, что "Вавилонъ" есть иллюзія, лишь въ рѣдкіе историческіе моменты облекающаяся плотью и кровью единаго, цѣльнаго, живого образа; иллюзія вредная и опасная, во имя которой одни требуютъ жертвъ, а другіе ихъ приносить, "дни жнутъ гдѣ не сѣяли, а другіе должны доказывать такой тезисъ: "мы такіе же люди, какъ и они, у насъ такіе же члены, мы можемъ страдать"...
   Это отрывокъ изъ извѣстной пѣсни французскихъ крестьянъ, приводимой г. Карѣевымъ въ книгѣ, заглавіе которой выписано выше. Въ свое время мы говорили о первомъ трудѣ г. Карѣева: "Крестьяне и крестьянскій вопросъ во Франціи въ послѣдней четверти XVIII вѣка". Нынѣ изданный имъ очеркъ исторіи Французскихъ крестьянъ съ древнѣйшихъ временъ до великой революціи имѣетъ совсѣмъ другой характеръ. Это не самостоятельная научная работа, а компиляція, по компиляція, толково и умно составленная и живо написанная. Вдобавокъ, читатель, который заинтересуется той или другой стороной, тѣмъ или другимъ эпизодомъ, той или другой эпохой исторіи французскихъ крестьянъ, найдетъ въ книгѣ г. Карѣева обширныя примѣчанія съ указаніемъ на литературу предмета.
   Въ европейской литературѣ исторія сословій, иначе говоря, исторія тѣхъ правовыхъ и имущественныхъ отношеній, какія слагаются внутри якобы единыхъ и цѣльныхъ государственныхъ организмовъ, разрабатывается очень дѣятельно. Тамъ судъ исторіи уже значительно приближается къ истинѣ познанія роли различныхъ общественныхъ элементовъ и къ справедливости возмездія коемуждо по дѣломъ его. Намъ это дѣло еще мало знакомо, и книга г. Карѣева можетъ оказать несомнѣнную въ этомъ отношеніи пользу.

"Отечественныя Записки", No 1, 1881

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru