КАРАЗИН Николай Николаевич [27.11(9.12)*.1842, слобода Новоборисоглебская Богодуховского у. Харьковской губ.-- 6(19).12.1908, Гатчина], прозаик, художник, журналист. Внук В. Н. Каразина. Отец К.-- отставной военный (штаб-ротмистр), мировой судья. Детство К. провел у бабушки в с. Анашкино Звенигород, у. Моск. губ. По окончании 2-го моск. кадет. корпуса, где К. воспитывался с 1851 на казенный счет, служил (с авг. 1862) в Казан. драгун, полку в Польше, в 1863 участвовал в подавлении восстания. В 1865 в чине штабс-капитана вышел в отставку и поступил вольнослушателем в Акад. художеств, занятия в к-рой прекратил в 1866 после конфликта с ректором. В 1867, вновь определившись в армию (5-й Туркестан, линейный батальон), участвовал в воен. действиях в Хиве, Бухаре и Коканде; вел топографич. съемки в Семиречье, обследовал окрестности Верного и озера Иссык-Куль. В 1870, после неск. ранений, вышел в отставку в чине капитана, поселился в Петербурге.
Знание Ср. Азии, приобретенное К. на воен. службе, углублялось в процессе творч. работы. "Этот совершенно неизвестный тогда мир и его изучение были постоянно моею мечтою",-- писал К. в 1884 А. Н. Пыпину (ГПБ, ф. 621, No 376). В 1874 как художник участвовал в Амударьин. экспедиции РГО (итогом к-рой явились доброжелательно встреченные выставки рисунков в Петербурге -- 1875, затем за границей); в 1877--79 изучал быт ср.-азиат. народов, рисовал и вел путевой ж-л в составе т. н. Самар. экспедиции, проводящей изыскания для трассы жел. дороги, в 1888 присутствовал на ее открытии. С 1879 чл. РГО.
Лит. деятельность начал публ. отрывка из очерков "От Оренбурга до Ташкента" в ж. "Нива" (1871, No 44), с к-рым К. сотрудничал более 30 лет, поместив в нем св. 450 рисунков и ок. 60 произв. ("Нива", 1901, No 49). Затем в ж. "Дело" (пост, автором к-рого он также был) напечатал ром.-дилогию "На далеких окраинах" (1872, No 9--11, отд. изд.-- СПб., 1875, 1903; отрицат. отзыв В. П. Буренина -- СПбВед, 1872, No 324, No 352) и "Погоня за наживой" (1873, No 1, 3--9, 11; отд. изд.-- СПб., 1876, 1903; рец.-- СПбВед, 1873, No 338). В ней отражен процесс проникновения рус. капитализма в Ср. Азию, сопровождающийся ожесточенной конкуренцией, ростовщичеством, грабежом и угнетением местного населения. Самым значительным в творчестве К. является ром. "С севера на юг" ("Дело", 1874, No 9--12, 1875, No 4--10; отд. изд.-- СПб., 1875, 1903) -- о рус. переселенцах, к-рые покидают родные места и в поисках счастья отправляются в неизвестную им таинств. Ср. Азию. Скромность, человечность, трудолюбие простых людей -- русских и казахов -- противопоставлены морали "цивилизаторов" -- купцов и капиталистов, явившихся сюда, чтобы приумножить свои богатства, расхищая естеств. сокровища края, не заботясь о его развитии и просвещении.
У К. почти сразу появился свой круг читателей и даже "почитателей его таланта". Будучи одним из первых в России представителей приключенч. жанра, он стремился прежде всего к занимательности сюжета, писал "картинно", увлекаясь мелодрам. эффектами, "сердцекрушительными" сценами. Вместе с тем, обратившись к азиат. тематике, К. "внес новый, совершенно свежий элемент" ("Дело", 1874, No 11, с. 5) в совр. беллетристику, создал в своих романах (их шесть), повестях и рассказах "живые, не праздным воображением измышленные картины" (там же, с. 19), дающие достоверное представление об экзотич. крае, жизни и быте местного населения . Этногр. "натура" составляет осн. фон всех худож. произв. К. Совр. критика, в целом верно оценившая лит. опыты К., причисляла большинство его произв. не к "идейной беллетристике", а к "декоративной повествоват. лит-ре", к-рая действует "на читателя внешне, не заставляя его думать или серьезно уходить своим сочувствием в душевную жизнь героев" (цит. по ст.: Шумков, Жизнь, труды...., с. 215). В его произв. "нельзя искать ни тонкой психол. отделки, ни целостных, выдержанных характеров" ("Дело", 1874, No 11, с. 19).
В 1875 и 1876 (в период сербо-черногорско-тур. войны) К. представлял "Нов. время" и "Живописное обозр." на Балканах, являясь первым в России воен. корреспондентом-иллюстратором. Корреспонденции с театра воен. действий, написанные в дневниковой форме, впоследствии объединенные в кн. "Дунай в огне" (СПб., 1905), посвящены событиям кануна рус.-тур. войны и ее первым дням. Балкан, события нашли отражение в ром. "В пороховом дыму" ("Дело", 1877, No 1, 3, 4; 1878, No 1, 3, 5, 6, 9, 10; отд. изд.-- СПб., 1879). Из произв. К. для детей наиб, интересны рассказ "Андрон Голован" (СПб., 1882; СПб.-- М., 1905, 1916), "Ссевера на юг. Путевые воспоминания старого журавля" (СПб., 1890, 1899; одна из лучших работ К. и в области книжной иллюстрации), сб. "Мои сказки" (СПб., 1895, 1912).
С нач. 80-х гг. творч. деятельность К. все более перемещалась в сферу живописи и рисунка (с 1885 поч. вольный общник Акад. художеств). Выехав в 1885 в Ср. Азию для натурных зарисовок (ему были заказаны картины для Воен. галереи Зимнего дворца; написано 8 полотен, три хранятся в Рус. музее), К. одновременно подготовил книгу путевых очерков "От Оренбурга до Ташкента" (СПб., 1886), интересных описанием мест, связанных с Пугачёвским восстанием.
К. иллюстрировал не только собств. книги, но и произв. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого; был первым иллюстратором произв. Ф. М. Достоевского ("Пятнадцать акварельных картин к соч. Ф. М. Достоевского", СПб., 1893). С его рисунками вышли переводы ром. Ж. Верна "Ченслер" (СПб., 1875, 1876), "Гайавата" Г. Лонгфелло (СПб., 1890). Издал альбом "Из рус. жизни" (СПб., 1890), почти полностью иллюстрировал 10-й том "Живописной России" (СПб.-- М., 1885), поев. Ср. Азии. Альбомы его рисунков и живописи были изданы в Берлине (1875) и Париже (1888). Как художник К. выступал в иностр. изд. "Illustration" (Париж), "Ueber Land und Meer" (Берлин), "Graphie" и "Illustrated London News" (Лондон). В 1907 избран чл. Акад. художеств. Произв. К.-художника хранятся более чем в 40 музеях и галереях СССР.
Др. произв. Пов. "Вкамышах" ("Нива", 1873, No 2--16; отд. изд.--СПб., 1874, 1879, 1901). Романы: "Двуногий волк" ("Нива", 1874, No 41 -- 1875, No25; отд. изд.-- СПб., 1886, 1905), "Наль" (СПб., 1905), "Тигрица. Быль" (СПб., 1876; М., 1882; рец.: Н. К. Михайловский -- ОЗ, 1877, No 4), "Варвара Лепко и ее семья. Недавняя быль" (СПб., 1879). Изд.: ПСС, т. 1--20, СПб., 1904--05.
Лит.: Л-ич, Ташкентский романист-обличитель.-- "Неделя", 1874, No 12; Гаршин Е., Критич. опыты, СПб., 1888, с. 106, 110; Суворов П. П., Записки о прошлом, ч. 1, М., 1898, с. 36, 90, 128, 230; Полевой П. Н., История рус. словесности, вып. 12, СПб., 1900 (ук.); Быков П., Каразин.-- "Звезда", 1901, No 50; <Круглов А.>, Несколько слов о К.-- "Дневник писателя", 1907, No 2, с. 52--53; Садовень В. В., Рус. художники-баталисты XVIII--XIX вв., М., 1955, с. 301--05; Ногаевская Е. В., H. H. Каразин.-- В кн.: Рус. иск-во. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая пол. XIX в., т. 2, М., 1971; Шумков В., Жизнь, труды и странствия К., писателя, художника, путешественника.-- "Звезда Востока", 1975, No 6; его же, Мастер иллюстрации [Н. Н. Каразин].-- "Книжное обозр.", 1976, 9 июля; Кареева-Канафиева К. Ш., Рус.-казах. лит. отношения, 2-е изд., А.-А., 1980. + Некрологи, 1908: РСл, 8 дек.; "Новь", No 52; НВ, No 11763; M Вед, No 286; ИВ, 1909, No 1. Брокгауз; Венгеров. Источ.; Мезьер; Межов; Гранат; Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 1, СПб., 1889; ЛЭ; КЛЭ; КЛЭ; Книговедение; Масанов. Архивы: ЦГАЛИ, ф. 270;ИРЛИ, ф. 273, оп. 1, No 260 (письма П.В.Быкову); ЦГВИА, ф. 400, оп. 9, д. 6423, л. 50--57; д. 5831, л. 120, 127 (п. с. 1870 г.)* [справка М. Р. Рыженкова] ; ЦГИАМ, ф. 4, оп. 8, д. 602 г (дело о дворянстве, п. с. отца К.).
В. Н. Баскаков.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992