КАРАТЫГИН Пётр Петрович [27.7*(8.8).1832, Петербург -- 30.7(11.8).1888, Гатчина; похоронен на Смолен. кладб. в Петербурге], прозаик. Сын П. А. Каратыгина. Получил дом. воспитание. "В учебных заведениях не обучался и аттестата о науках не имеет" (ЦГИА, ф. 19, оп. 1, No 2347, ф. с. 1854 г.). Служил канцеляристом в Деп. внеш. торговли (1851--54), затем вольноопределяющимся в Имп. австрийского Франца I полку (1854--56). В 1857 дебютировал в бенефис П. А. Каратыгина на сцене Александрии, т-ра (СП, "Театр, хроника", 1857, 31 окт.), но в труппу принят не был; отец К. объяснял это происками недоброжелателей (Каратыгин П. А., Записки, т. 1, Л., 1929, с. 409 --10), однако по своему характеру ("... я совершенный медведь и нелюдим... образ моей жизни самый замкнутый и уединенный" -- ЦГАЛИ, ф. 994, оп. 4, No 74, л. 1 об.) К., видимо, не был предрасположен к артистич. деятельности. После смерти отца, еще при жизни доверившего свое значит, состояние недобросовестному человеку, К. не получил в наследство ни копейки. Брался за любую лит. работу (нередко анонимную), что в конце концов истощило его силы (см. обращение С. Н. Шубинского к Лит. фонду с просьбой о вспомоществовании семье К.-- НВ, 1888, 4 авг.). К. был пост. сотрудником ж. "Всемирный труд" (1867--71), "Рус. старина" (1873--88), "Ист. вест." (1883--88), газ. "Свет" (1885--88). По свидетельству М. И. Семевского, к лит-ре К. обратился в 1849 (Семевский, с. 87). Первая изв. публ.-- ром. "Мечтатель" (ж. "Шехерезада", 1858, No 1--4, псевд. Пётр Черногоров; отд. изд.-- СПб., 1858), поев, разладу мечтательной натуры с трезвой действительностью; роман не отмечен худож. самостоятельностью. Характерны для К. сентиментально-меланхолич. настроения, размышления о тленности и суетности жизни, поэтизация кладбищенских тайн, скрывающих преступления: стих. "Две могилы" ("Шехерезада", 1858, No 6), рассказы "Житейское на кладбище" (там же, No 5), "Подземные тайны" ("Совр.", 1861, No 6), "Четыре встречи" (там же, No 8). Бытовой наблюдательностью и обличит, пафосом при нек-рой рыхлости сюжетов отмечены опубликованные в "Современнике" ром. К. "Грязь и золото" (1861, No 11--12), пов. "Три поколения" (1863, No 8--10). Однако сотрудничество К. в этом ж-ле оказалось непродолжительным. Вром. "Отсталый и передовой" (ВТ,1867, No 9--11; отд. изд.-- СПб., 1867) он отмежевался от лит-ры обличит, направления, изобразив ее представителей как циников, глумящихся над высокими чувствами и делающих себе лит. имя на грязных разоблачениях. Роман вызвал отповедь "Отеч. зап." (1868, No 4). Др. попытка К. высказаться на злободневную обществ, тему -- пов. "Зубоскал и баранье стадо" (ВТ,1869, No 5-- с элементами пародии на В. Гюго) о неразборчивости публики, увлекающейся модными писателями, вызвала не менее резкую реакцию (СПбВед, 1869, 12 июля).
В ист. прозе К. умело имитирует черты петерб. обихода времен основания города (пов. "Три камня" -- "Звезда", 1888, No29-- 32), воспроизводит культурную жизнь эпохи Павла I(ром. "Чернокнижники", СПб., 1885) и особенно Александров, эпохи (романы: "Заколдованное зеркало", СПб., 1886; "Дела давно минувших дней", СПб., 1888; 2-е изд., СПб., 1888 и 1889; сочувств. рец.: НВ, 1889, 12 мая; пов. "Две катастрофы. Из петерб. быта" -- ЛПГ,1887, No 10). Колорит времени передан К. через изображение особенностей бытового уклада, нравов, переплетение жизненных обстоятельств ист. лиц и вымышленных персонажей. Мысль К. о непостижимости высшего смысла ист. событий, о предопределенности отдельной человеческой судьбы лежит в основе его интереса к мистическим явлениям -- сбывающимся пророчествам, предчувствиям и приметам, загадочной повторяемости событий и совпадению дат, фигурам прорицателей, гадалок и т. д. При тщательно проработанной ист.-культурной основе произв. К. нередко лишены цельности, распадаясь на ряд самостоят. сюжетных "кусков", несколько механически соединенных романич. фабулой или нанизанных на хронологич. стержень.
К ист. беллетристике К., видимо, обращался скорее ради заработка, активно используя в ней "отходы" своих обширных ист. и ист.-лит. разысканий, составляющих наиб, ценную часть его лит. наследия. Истории Петербурга, главной своей теме, К. посвятил монографии "Холерный год. 1830--1831" (СПб., 1887; рец.: ИВ, 1887, No 10), в к-рой собраны многочисл. рассказы очевидцев, и поныне наиб, полную "Летопись петерб. наводнений. 1703--1879 гг." (СПб., 1888, 1889), ряд документ, очерков: "Императрица Мария Александровна" (PC, 1881, No 5), "Великий кн. Михаил Павлович" ("Свет", 1885, 7--9 июня), "Светлые минуты имп. Павла" (ИВ,1886, No 10), "Сила Андреевич. (Характеристич. черты из жизни гр. Аракчеева)" ("Свет", 1886, 3--22 мая), "Бенкендорф и Дубельт" (ИВ,1887, No 10) и мн. др. К. также описал нек-рые петерб. кладбища (история, списки погребенных, эпитафии -- PC, 1885, No 7; остались неопубл. "История Волковского кладбища" и "Описание Смоленского кладбища"). Будучи опытным и добросовестным компилятором, К. составил ряд ист.-лит. очерков, к-рые отличаются живостью изложения (К. использует офиц. документы, арх. материалы, письма, воспоминания, устные рассказы очевидцев) и активным введением в ист.-лит. обиход сведений, прежде неизвестных или недоступных для печати: "А. С. Пушкин, его дружба, любовь и ненависть" (атрибутируется на основании ссылки самого К.-- PC, 1879, No 4, 6, 8, 10, 11; 1880, No 5--7), "А. С. Пушкин" -- биогр. очерк (Пушкин А. С, ПСС, 2-е изд., т. 1, СПб., 1887; 6-е изд., т. 1, СПб., 1900), "Т. Г. Шевченко, 1814--1861 гг." (PC, 1880, No 3), "Северная пчела. 1825--1859" -- лит.-бытовой портрет Ф. В. Булгарина (РА, 1882, кн. 2), "H. H. Пушкина в 1829--1837 гг." (PC, 1883, No 1), "Цензура времен имп. Павла I. 1796--1801" (ИВ, 1885, No 10) и др. К. также автор обширных
компилятивных трудов: "Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII вв." (ч. 1--3, СПб., 1870--71; рец.: "Неделя", 1871, No 9) -- хроника ист. скандалов при дворах европ. и рус. монархов, "История религий и тайных религиозных обществ Древнего и Нового мира" (т. 1--6, СПб., 1870--72; 2-е изд., т. 1--2, 5--6, СПб., 1883) -- лишенное руководящего авт. замысла собрание сведений о мифол. представлениях, религ. учениях, бытовых и религ. обрядах, обычаях, филос. школах, состоянии наук, иск-в, ремесел и пр. у разл. народов древности.
Хорошо знакомый с театр. средой, К. собрал богатый материал для истории рус. сцены с описанием закулисных нравов и преданий, биогр. очерками, сценич. портретами: "Рус. артисты" ("Еженед. НВ",1879, т. 3--4; 1880, т. 5--8, атрибутируется на основании ссылки К.), "Рус. театр, артисты и артистки. 1801--1855" (PC, 1880, No 10), "Л. Л. Леонидов. Артист имп. театров..." (PC, 1888, No 4). К. опубл. "Записки" А. В. Каратыгина (PC, 1880, No 10) и "Воспоминания" своей тетки A. М. Каратыгиной (PB, 1881, No 4--5), а также "Летописи петерб. театров. 1794--1831" ("Муз. и театр, вест.", 1883, No 19--40).
Др. произв.: Рассказы: "Два часа по полудни в разных концах Петербурга" (ВТ, 1867, No 5; отд. изд.-- СПб., 1867), "Язык мой -- враг мой. Три рассказа из следственных дел Тайной канцелярии" (опубл.: ИВ, 1897, No 9--10; рец.: СО, 1897, 4 окт.). Пов. "Ледяной город" (ВТ, 1868, No 6--11; отд. изд.--СПб., 1868).
Изд.: П. А. Катенин.-- В кн.: Писатели-декабристы в восп.
Лит.: Каратыгин П. А., Записки, т. 2, Л., 1930 (ук.); "Звенья", т. 3--5, М.--Л., 1934--35 (ук.); ЛН, т. 31--32, с. 884, т. 47--48, с. 367, т. 53--54 (ук.). + Некрологи, 1888: PC, No 9; ИВ, No 10; НВ, 2 авг.; "Свет", 31 июля; ВИ, No 1021; "Новости и биржевая газ.", 5 авг.; ПЛ, 1 авг. Брокгауз; Венгеров. Источ.; Языков; Мезьер; Муратова (1); Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 155; ГПБ, ук.; ЦГИА, ф. 1343, оп. 39, д. 1985, л. 11 * (копия м.с), ф. 777, оп. 4, 1888 г., д. 88, л. 3 (ценз. дела) [справка С.И. Вареховой].
Н. И. Осьмакова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992