Аннотация: Сенковскому
Столетие русского театра Закулисные эпиграммы
Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в.
П. А. Каратыгин
1498. СЕНКОВСКОМУ1
Сенковский не плешив, но всё ж сдается нам,
Что доказательства его -- не аксиома,
И если об уме судить по волосам,
То выйдет, что Сократ глупей Авессалома.
1856
1 В какой-то статье "Библиотеки для чтения" Сенковский доказывал, что обилие волос на голове -- признак умственной развитости.
1499--1500. СТОЛЕТИЕ РУССКОГО ТЕАТРА
(1756--1856)
1
Столетний юбилей наш театральный
Был праздник истинно печальный...
И о театре я могу сказать одно:
Он, веку не дожив, состарился давно.
2
Маститый Жихарев -- неважный хоть писатель,
Но важен он по древности своей...
Чтобы отпраздновать столетний юбилей,
Нам нужен был столетний председатель.
1856
1501--1504. ЗАКУЛИСНЫЕ ЭПИГРАММЫ
1
Трем переводчикам "Гамлет" не удался...
Чтобы поправить зло такое,
Четвертый за него взялся, --
И вышло хуже -- втрое!
Одно из двух: "Гамлет" едва ль переводим,
Иль только на Руси ему невзгода,
Зато уж переводчикам плохим
У нас решительно не будет перевода!
Конец 1830-х годов (?)
2
Тургенев хоть у нас и славу заслужил,
На сцене же ему не слишком удается...
В комедии своей он так перетончил,
Что скажешь нехотя: "Где тонко, там и рвется".
Начало 1850-х годов
3
Васильев в "Грозном" мог смешить,
Но вряд ли повод даст к суждениям серьезным:
Иваном грязным он и грузным может быть,
Но мудрено ему быть грозным.
1867
4
Бессмертный Пушкин наш изобразил "Бориса";
Теперь "Бориса" вновь представил граф Толстой...
Мы ограничимся пословицей одной:
С богатым не тянись, а с сильным не борися.
1870
ПРИМЕЧАНИЯ
Петр Андреевич Каратыгин -- актер, литератор, водевилист, автор "Воспоминаний", содержащих ценный материал по истории русского театра XIX в. Своеобразным дополнением к этим мемуарам является его цикл "Закулисные эпиграммы" (1853--1877), состоящий из 21 эп-мы.
1498. PC, 1880, No 1, с. 170. Сенковский -- см. примеч. 1136. Сократ -- см. примеч. 218. Авессалом -- по Библии, один из сыновей царя Давида, поднявший мятеж против отца; во время битвы Авессалом, разъезжавший верхом на муле, зацепился кудрями за ветви дуба и, оставшись висеть, потерпел поражение и погиб.
1499--1500. PC, 1880, No 1, с. 169--170. 1. Существование русского театра официально исчислялось с 30 августа 1756 г., когда императрицей Елизаветой Петровной был издан указ об учреждении в Петербурге отечественного театра. 2. Жихарев Степан Петрович (1787--1860) -- мемуарист, второстепенный драматург, в 50-е гг. председатель театрально-литературного комитета при Дирекции императорских театров в Петербурге.
1501--1504. PC, 1880, No 3, с. 656, 657, 659. 1. Трем переводчикам "Гамле́т" не удался. Речь идет о первых переводчиках "Гамлета" А. П. Сумарокове (1748), С. И. Висковатом (1810), М. А. Вронченко (1828). Четвертый за него взялся. В переводе Н. А. Полевого "Гамлет" был поставлен на сцене в 1837 г. 2. Комедия И. С. Тургенева "Где тонко, там и рвется" (1848), впервые поставленная в декабре 1851 г., успеха не имела и была снята с репертуара после двух спектаклей. 3. Васильев Павел Васильевич (1832--1879) -- артист Александринского театра. 4. Теперь "Бориса" вновь представил граф Толстой. В эп-ме сравнивается "Борис Годунов" Пушкина (1825) и "Царь Борис" А. К. Толстого (1870).