Имя:Караскевич--Ющенко, Стефанида Степановна (21 февр. 1863 в Киеве -- не ранее 1913) -- писательница
Псевдонимы:Караскевич, С.; Пырникоза; Пырныкоза [источник: Венгеров]; С. К. [источник: Венгеров]; Ющенко, С.
Вариант имени:Караскевич Стефанида Степановна -- урожд.; Ющенко Стефанида Степановна -- в замуж.
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 219;
Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). -- Т. I--VI. -- Спб., 1889--1904. -- Т. 1. А-Л. -- СПб.: Наука, 2001. 640 с. 1778
Доп. источники:
Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). -- Т. I--VI. -- Спб., 1889--1904. -- Т. 1. А-Л. -- СПб.: Наука, 2001. 640 с. 1778
II.
КАРАСКЕВИЧ-ЮЩЕНКО Стефания (Стефанида) Стефановна [урожд. Караскевич; 21.2(5.3).1863, Киев -- 1918 (?), Винницкий у.], прозаик. Внебрачная дочь акушерки (носила фам. матери); отец -- дворянин. По окончании курской Мариин. жен. г-зии (1879) 2 года работала учительницей в частном уч-ще (с. Ивня Обоян. у. Курской губ.). Готовилась поступить на Жен. врачебные [акушерские] курсы при Воен.-мед. акад.; в связи с их закрытием поступила в 1882 на ист.-филол. ф-т Высших жен. (Бестужев.) курсов в Петербурге (окончила в 1887). Первая публ. -- поэма "Мученики" (НВ,1883, 25 дек.) -- посв. первым христианам, в образах к-рых К.-Ю. подчеркивала нравств. чистоту, милосердие и жертвенность; те же мотивы -- в позднейших пов. "Св. Евфросинья, княжна Полоцкая" ("Читальня нар. школы", 1888, в. 4), "Св. Янка-княжна" ("Ист. летопись", No 3, 4; отд. изд.-- М., 1915) и др. В годы учебы познакомилась с семьей художника Н. А. Ярошенко (к-рому позже позировала для картины "Всюду жизнь"), посещала его "субботы", где сблизилась с литераторами и художниками-передвижниками. В восп. об этом времени ("Семья Ярошенок" -- "Рус. зап.", 1915, No 10) рассказала о В.М. Гаршине, Н.К. Михайловском, Г. Г. Мясоедове, П. р. Соловьёвой ("Allegro"), с к-рой была особенно дружна, А. И. Эрте-ле. Последний заинтересовался ее стихами, отобрал нек-рые из них для "Отеч. зап.", не появившиеся в связи с закрытием ж-ла. В 1885--89 работала кассиршей в Т-ве передвижных худож. выставок. В 1891 вышла замуж за студента-медика А. И. Ющенко (1869--1936), впоследствии изв. психиатра, акад. АН УССР), вместе с ним жила в Харькове (1891--95), Варшаве (1895--96), Петербурге (1896--97), Виннице (1897--1900); в 1900 окончательно переехала в Петербург.
Началом своей лит. деятельности К.-Ю. считала 1888, когда она стала регулярно сотрудничать в ж. "Родник" (рассказ "Васька" -- No 2), "Живописное обозр." (пов. "Первая картина" -- No 15--16, из жизни художников; стихи -- No 14, и др.), "Читальня нар. школы" (пов. "Великий князь Дмитрий Иванович Донской" -- в.12, и др.). Начав преим. как дет. писательница, разрабатывающая ист.-биогр. жанр, К.-Ю. писала для детей и впоследствии: весьма условный ист. колорит, романтически приподнятые образы и ситуации воссозданы ею в пов. "Руа-Тара" ("Родник", 1907, No 7--8) -- о Нов. Зеландии нач. 19 в.; "На краю степи" (там же, 1910, No 1) -- из польско-укр. отношений 17 в., и др. Повести и рассказы К.-Ю. из гимназич. жизни (напр., пов. "Квартира" -- там же, 1904, No 2--7) отмечены хорошим знанием дет. психологии.
На знакомом К.-Ю. материале (жизнь и быт курсисток, врачей, специфич. мир клиник для душевнобольных) написаны повести и рассказы 1890--1900-х гг., публиковавшиеся в ж. "Труд", "Всходы", "Нива", "Вест, всемирной истории" и др., напр. цикл "В мире вычеркнутых из жизни" (ЖО, 1898). Ее интересует "жен. вопрос", к-рому посвящено наиб, значит, произв. К.-Ю. этого периода: отчасти автобиогр. ром. "Неготовыми дорогами" ("Ежемес. лит. прил. к ЖО", 1899, No 1--5), рассказ "Новобрачная" (ЛПН,1905, No 10).
Революцию 1905--07 встретила как событие, призванное принести России "свободу и правду" и завершить дело, начатое поколениями борцов 60--80-х гг. (ст. "В наши дни" -- "Нива", 1905, No 45). Вместе с тем на ее отношение к революции, наряду с народнич. "народопоклонством" и культом жертвенности, повлияло толстовство с его неприятием насилия. К.-Ю. больше всего волновало участие в освободит, движении молодежи, подростков, причем сознание правоты их дела входило у нее в трагич. противоречие с неприятием рев. методов, неизбежность к-рых она тем не менее хорошо понимала: рассказ "Обреченные" (ЛПН, 1908, No 1), драма "У переправы" (напис. 1908; опубл.: СПб., б. г.), композиц. рыхлость к-рой и патетич. многословие обусловили неудачу обращений К.-Ю. к М. Г. Савиной (1909) и А. И. Сумбатову (1910) с просьбой содействовать ее постановке в Петербурге и Москве (ЦГАЛИ, ф. 853, оп. 2, No 630; ф. 878, оп. 1, No 34, 36).
Кон. 900-х гг. принес К.-Ю. нек-рую лит. известность. В 1907--10 вышел ее двухтомник "Повести и рассказы" (СПб.). Оценивая его в целом доброжелательно, А. Г. Горнфельд подчеркнул: "В старых тонах написаны эти рассказы, в стиле элементарного реализма ... четверть века назад они были бы удивительны; теперь отмечаешь их как любопытный второстепенный симптом лит. развития..." (РБ, 1909, No И, с. 151; др. рец.: А. Налимов -- "Обр.", 1908, No 2; В. Кривич -- "Аполлон", 1909, No3). М. О. Гершензон увидел в авторе книги "большого и законченного художника" (ВЕ, 1907, No 12, с. 842).
Осн. место в творчестве К.-Ю. 1906--14 занял цикл рассказов и очерков "Деревенские соседи", из быта укр. крестьян ("Кипарисный царь" -- "Нива", 1907, No 50; "Ярема" -- там же, 1908, No 44;"Дед Мартын и Завирюха" -- "Светлый мир", 1911, No 11, и др.). Два рассказа из него были опубл. в ж. "Рус. богатство" (1912, No 12; 1914, No 3), хотя первый из них "Хозяйственный Зоть" не был одобрен В. Г. Короленко: "довольно бессодержательно, и это не искупается (тоже несколько искусственной) колоритностью" (см.: Письма В. Г. Короленко к А. Г. Горнфельду, Л., 1924, с. 75; ср. высокую оценку рассказа в кн.: Алтаев Ал., Памятные встречи, М., 1957, с. 245). Врец. на кн. ""Кипарисный царь" и другие рассказы" (П.,1916) А. Б. Дерман писал: "Только близкое и любовное знакомство с изображаемой средой в соединении с незаурядным худож. дарованием может привести к такому осложнению простого и обогащению серого и нищенского, какое являют собой картины и образы" К.-Ю., показывающей "жестокое, темное и злое... в той перспективе человечности, к-рая неразлучна с худож. правдой..." ("Рус. зап.", 1916, No 11, с. 304--05).
События 1-й мировой войны отразились в рассказах и очерках "Лазарет" ("Рус. зап.", 1915, No 6), "Из запасных" (там же, 1916, No 4), "Близ фронта" ("Нива", 1917, No 5), немногочисл. стихах. В 1917 выпустила кн. "Приключения уличного бродяжки" (П.) -- своего рода параллель роману Дж. Гринвуда "Приключения маленького оборвыша". Еще два подготовленных ею сб-ка не увидели свет (см.: ГБЛ, ф. 369, к. 390, No 115--117).
Покончила с собой, одной из причин была тоска по сыну, погибшему на фронте.
Изд.: Картины из жизни Бетховена, СПб., 1901; Повести и рассказы, СПб., 1911; Очерки и рассказы, СПб., 1913.
Лит.: Ветвеницкая Н. А., Памятная книжка окончивших курс на С.-Петерб. высших жен. курсах. 1882-- 1889, 1893--1903; 4-е изд., СПб., 1903; С.-Петерб. высшие жен. (Бестужевские) курсы за 25 лет. 1878 --1903. Очерки и мат-лы, СПб., 1903; Эмдин П. И., Проф. А. И. Ющенко -- В кн.: Сб. по психоневрологии, Р. н/Д., 1928; ЛН, т. 87, с. 680, 688; Davies M., On recovering S. Ka-raskevich, on of Russia's forgotten women writers -- past and prИsent.-- "Waterloo", Ontario, Canada, 1990, No 4. + Альм. и сб-ки (1); Масанов (не отмечены псевд. С. К., С. Карасевич).
Архивы: ГБЛ, ф. 369, к. 159, No 4; к. 80, No 33; ЦГАЛИ, ф. 1370, оп. 1, No 211; ф. 518, оп. 1, No 101; ф. 324, оп. 1, No 191; Фемелиди; ИРЛИ, ф. 377, ф. 181 (переписка с Н. К. Михайловским); ЦГИАЛ, ф. 113, оп. 10, д. 1, 134, 1610 [справка Н. Г. Жуковой].
В. М. Бокова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992