Капустин Семен Яковлевич
Земля и труд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (По воззрениям русского народа).


ЗЕМЛЯ И ТРУДЪ.

(По воззрѣніямъ русскаго народа).

   Общераспространенное у насъ воззрѣніе на поземельную общину видитъ въ ней только то, что члены общины распредѣляютъ на общему согласію между собою землю. По разработкѣ же первыхъ свѣдѣній, собранныхъ не зря и какъ попало, а но строго выработанной программѣ- приходится признать это воззрѣніе на общину крайне несостоятельнымъ, и прійдти напротивъ къ заключенію, что раздѣлъ земель для пользованія составляетъ только одно изъ многочисленныхъ проявленій жизни русскаго сельскаго общества. Свѣдѣнія объ одиннадцати общинахъ (помѣщенныя въ "Сборникѣ матеріал. для изученія сельской поземельной общины"), въ связи со всѣмъ тѣмъ, что ранѣе было добыто и разработано изслѣдователями народной жизни {См. No 3 и 4, "Вост. Обозр." -- "Что такое поземельная община"} -- дали рядъ фактовъ, убѣждающихъ въ томъ. что общинныя начала коренятся въ цѣльной системѣ народнаго міровоззрѣнія, а потому и проявляются болѣе или менѣе рѣзко, въ самой разнообразной дѣятельности народа. Занимается ли гдѣ народъ звѣроловствомъ, рыболовствомъ, лѣсными промыслами, полевыми и другими работами за сотни верстъ отъ роднаго села, гдѣ-либо въ степной губерніи, сибирской тайгѣ, многолюдной столицѣ -- вездѣ у него, въ большинствѣ случаевъ, дѣло и жизнь строются сообразно тѣмъ порядкамъ, которые существуютъ у него при занятіи земледѣліемъ.
   Отыскивая основныя начала этихъ порядковъ, изслѣдователи быта народа давно уже запримѣтили, что одно изъ нихъ заключается въ понятіи личнаго труда, а факты, сопранные въ "Сборникѣ" блистательно подтвердили это, доказавъ, что собственно не земля, а трудъ къ ней приложенный и вообще какой-бы то ни было трудъ является основою тѣхъ правь, которыми пользуются члены общества и тѣхъ обязанностей, которыя несутъ они каждый въ раз личной степени и что собственно земля играетъ роль только извѣстной мѣрки въ дѣлѣ распредѣленія обязанностей и правъ сообразно степени труда.
   Такъ именно изъ множества крупныхъ и мелкихъ данныхъ "Сборника видно, что все вещное право крестьянства, право наслѣдства, построено на понятіи о личномъ трудѣ. Кровное, самое близкое родство не имѣетъ, напримѣръ, въ правѣ наслѣдованія ни какого значенія. Членъ семьи, не работавшій на семью, не наслѣдуетъ, а пріемышъ, трудившійся для семьи, получаетъ при открытіи наслѣдства долю, наравнѣ съ работниками-сыновьями: точно также дальній родственникъ, жившій въ другой деревнѣ и присылавшій результаты своихъ трудовъ за сторонѣ -- деньги для поддержки семьи, тоже признается наслѣдникомъ.
   Затѣмъ изъ данныхъ Сборника мы видимъ проявленіе начала труда, какъ управляющаго начала въ самыхъ разнообразныхъ явленіяхъ жизни.
   При переверсткѣ полосъ, при сдачѣ надѣла, озимовая рожь снимается въ пользу сдающаго насѣлъ, какъ положившаго трудъ на ея воздѣлываніе, а за вспаханное поле, отходящее при переверсткѣ къ новому хозяину, послѣдній обязанъ уплатить первому за трудъ вспашки.
   Различные возрасты, т.-е. различныя силы и способности къ работѣ обусловливалось размѣръ земельнаго надѣла, напр., подростокъ до 16-ти-лѣтняго возраста и старикъ съ 55-ти-лѣтняго получаютъ половинный надѣлъ.
   Глава семьи (большакъ) смѣняется по приговору общества въ случаѣ, если онъ перестаетъ трудиться, а права и обязанности его передаются болѣе трудолюбивому члену семьи.
   Земля отбирается отъ недоимщика только въ случаѣ неспособности его къ труду надъ нею.
   За какую-то бы то ни было работ у въ пользу общества, за службу ему чѣмъ-либо, общество вознаграждаетъ сбавкою другихъ мірскихъ работъ; списываетъ, напримѣръ, подводы.
   При исполненіи какихъ бы то ни было мірскихъ работъ всѣмъ обществомъ, дѣлается самый строгій разсчетъ количества труда, вы падающаго на долю каждаго.
   При скосѣ луга посредствомъ наряда съ каждаго двора работниковъ. они обыкновенно работаютъ всѣ вмѣстѣ. При раздѣлѣ же сѣна, большія его части получаютъ въ нѣкоторыхъ обществахъ дворы, владѣющіе большимъ количествомъ скота. Въ этомъ случаѣ трудъ получившихъ меньшее количество сѣна вознаграждается со стороны взявшихъ его больше инымъ какимъ-либо образомъ.
   Возникающій здѣсь вопросъ: почему, производя косьбу сообща, не дѣлятся продуктомъ поровну, объясняется тѣмъ, что не каждому нужно одинаковое количество сѣна, а слѣдовательно и скота; что имѣющій мало скота имѣетъ, значитъ, и меньшій на дѣлъ, а вслѣдствіе этого меньше платитъ податей, въ меньшей долѣ участвуетъ въ исполненіи мірскихъ повинностей и можетъ, кромѣ того, прилагать свой трудъ къ другимъ работамъ, болѣе свойственнымъ его хозяйственному положенію, занимаясь, напримѣръ, какими либо промыслами, и проч.
   Такимъ образомъ далѣе мы видимъ, что начало личнаго труда проявляется, какъ управляющее и въ томъ, напримѣръ, фактѣ, что отсутствующій на постоянныхъ заработкахъ -- членъ общества платитъ міру ежегодно извѣстную сумму за потерю обществомъ въ лицѣ по рабочей силы.
   Земля, взятая сама во себѣ, безъ понятія о приложеніи къ ней труда, не имѣетъ никакого значенія, а главный центръ тяжести лежитъ здѣсь въ понятіи о пользованіи землею лицомъ, имѣющимъ способность трудиться надъ нею. Земля можетъ быть и много, и мало, можетъ ея совсѣмъ не быть, во вслѣдствіе всего этого во вросъ о порядкахъ жизни людей, сплотившихся въ общество для того, чтобы легче и удобнѣе удовлетворять своимъ потребностямъ, остается неизмѣннымъ. Такъ именно, рабочіе въ Леденгскомъ солеваренномъ заводѣ дѣйствуютъ въ сферѣ своей промышленной жизни на основаніи тѣхъ же принциповъ и правилъ, на основаніи которыхъ живетъ всякое земледѣльческое селеніе {См. "Никольскій уѣздъ и его жители" Г. Н. Потанина, Древ. и Нов. Рос. 1876 г, No 10.}.
   Точно также и порядки рыболовства въ Архангельской губерніи {См. Ефименко: "Сборникъ юридическихъ обычаевъ Архангельской губерніи".} почти тождественны съ порядками общественнаго землевладѣнія на сѣверѣ Россіи.
   Точно также и въ общинахъ, о которыхъ мы теперь говоримъ, кромѣ дѣла вспашки земли, посѣва, сѣнокоса, производятся городьба, постройка и починка плотинъ, устройство мірскихъ колодцевъ, пожарныхъ сараевъ и проч.; но въ дѣлѣ распредѣленія и производства всѣхъ этихъ работъ участвуетъ одно опредѣляющее понятіе -- о трудѣ для производства этихъ работъ. Что такое управляющее значеніе остается за трудомъ, а не за землею, подтверждается еще тѣмъ фактомъ, что когда земля малопроизводительна, и при этомъ рукъ не избыточествуетъ, а между тѣмъ подать за землю должна быть внесена государству, то общество иргіненолаоаетъ своихъ членовъ брать землю и прилагать къ ней свой трудъ и тѣмъ завиляетъ, слѣдовательно, очень ясно о присущемъ ему правѣ требоватъ производительнаго труда отъ своего сочлена. Не будь земля главнымъ предметомъ, къ которому прилагается трудъ, будь этимъ предметомъ какой-либо иной промыселъ, напр. рыбная ловля, общество заставляло бы, при извѣстныхъ условіяхъ, заниматься рыболовствомъ.
   Подтверждается еще такое значеніе земли и тѣмъ, что, въ случаѣ потери рабочей силы въ обществѣ, отъ отсутствія своего, члена на сторону, общество беретъ съ него, какъ мы видѣли выше, извѣстную плату, а также тѣмъ, что общество признаетъ себя обязаннымъ предоставлять, въ случаѣ требованія, оставшіеся во смерти бездѣтнаго домохозяина надѣлъ и усадьбу такому лицу, которое, живя на сторонѣ, высылало постоянно деньги въ семью умершаго, т.-е. вносило плоды своего труда въ общество,-- и, наконецъ, тѣмъ, что, отбирая по смерти домохозяина отъ малолѣтнихъ его дѣтей полевую землю, міръ отдаетъ ее въ руки способныя ее воздѣлывать, а потомъ, когда изъ дѣтей выростутъ сильные работники, общество возвращаетъ имъ ихъ надѣлъ.
   Начало труда очень ясно раскрывается и въ отношеніяхъ общества къ безземельнымъ своимъ членамъ. Положеніе этого класса въ разныхъ общинахъ весьма различно: въ однѣхъ общинахъ они пасутъ свои скотъ даромъ, въ другихъ платятъ за пастбища; въ однѣхъ пользуются колодцемъ только въ томъ случаѣ, когда сами участвовали въ его устройствѣ, иначе должны платить по 1 рублю, въ другихъ же допускаются брать изъ него воду безплатно, и проч. Причина этого разнообразія въ правахъ и обязанностяхъ безземельныхъ кроется, какъ слѣдуетъ полагать, примѣняясь ко всему вышеизложенному, въ томъ, что степени способности къ разнообразнымъ работамъ у безземельныхъ должны быть различны, сообразно возрасту, физическимъ силамъ, сообразно тому, чѣмъ было данное лицо прежде, чѣмъ оно явилось въ селеніи въ качествѣ безземельнаго, а также и вслѣдствіе того, въ какому труду оно имѣетъ навыкъ. Различны тоже должны быть и степени нужды безземельныхъ, зависящія отъ большей или меньшей возможности имѣть заработки на сторонѣ, отъ стоимости хлѣба въ данной мѣстности и проч.
   Наконецъ въ томъ обществѣ, гдѣ, вслѣдствіе лучшихъ условій жизни, менѣе приходится тяжкаго груда на домохозяевъ, т.-е. на сильнѣйшихъ и способнѣйшихъ работниковъ въ обществѣ, тамъ ее ть возможность взять имъ на себя болѣе труда за разоренныхъ, слабосильныхъ, больныхъ, старыхъ и сирыхъ,-- и, наоборотъ въ обществахъ, гдѣ и самый сильный домохозяинъ едва сытъ и одѣть при работѣ отъ зари до зари, при постоянномъ отсутствіи на заработки, при исполненіи женщинами тѣхъ работъ, которыя лежатъ на мужчинахъ, гдѣ уже на 12-ти-лѣтняго мальчика накладывается земельная доля,-- тамъ, конечно, волею-неволею на долю безземельнаго придется и больше работы.
   Сопоставимъ это съ той группой фактовъ, которые мы нашли въ "Сборникѣ" относительно благотворительности общины. Изъ этихъ фактовъ видно, что члены сельскаго общества благотворятъ несравненно болѣе, чѣмъ каждый изъ членовъ городскаго общества; кромѣ того, въ этихъ фактахъ мы замѣчаемъ, что самое дѣло благотворительности совершается иначе, чѣмъ у насъ, а именно: мы даемъ на пользу неимущихъ ближнихъ часть дохода съ своего капитала, въ сельскомъ же обществѣ дѣло благотворенія совершается посредствомъ прямого труда или ограниченія своихъ потребностей, отказа себѣ въ лишнемъ кускѣ хлѣба, въ лишнихъ минутахъ спокойствіи и досуга въ своей избѣ.
   Такъ именно каждый членъ общества трудится, выходя на работу для вспашки поля или уборки урожая у захворавшаго домохозяина или бѣдной вдовы, вывозитъ лѣсъ на постройку сгорѣвшей у кого-либо изъ своихъ членовъ избы, платитъ за участки, отведенные бѣднякамъ, больнымъ, старымъ, сирымъ, за отпускаемый имъ (безплатно) лѣсъ на починку избы, матеріалъ на изгороди и отопленіе, хоронитъ ихъ на свой счетъ, вноситъ подати за разорившихся, поставляетъ лошадей для обработки ноля хозяину, у котораго онѣ пали или украдены, несетъ хлѣбъ, холстъ и проч. погорѣльцу, поитъ, кормитъ, одѣваетъ сиротъ, поселенныхъ въ его избѣ, И многое другое дѣлаетъ каждый членъ общества въ пользу своихъ ближнихъ, дѣлаетъ путемъ личнаго труда или сокращеній въ удовлетвореніи своихъ потребностей.
   То же понятіе труда выдвигается, какъ управляющее, и въ дѣлѣ передѣловъ земли. Вотъ слова крестьянъ одной общины о причинахъ, по которымъ малозажиточный крестьянинъ раіуется, что зажиточный прикупаетъ скотъ, радуется на томъ основаніи, что общее количество унавоженной, т.-е. хорошо родящей земли увеличивается, а зажиточный находитъ для себя выгоднымъ поправку хозяйства у малозажиточнаго -- покупку имъ для себя животинки. "Богъ дастъ соберу хорошій урожай, а тамъ пустъ пользуется другой, который не сдюжаетъ удобрить съ-мое. Падетъ у него скотина и онъ останется безъ навозу, или накопитъ мало, ему и въ помощь, что прежде владѣлъ посильнѣе дворъ по полосою; онъ и оправится помаленьку и купитъ животинку". (Стр. 244 и 240 "Сборника"). Большинство крестьянства другой общины, при распредѣленіи всего населенія общины на группы для уравнительнаго раздѣла земель, хлопочетъ о томъ, чтобы въ одну и ту же группу не попали одни богатые, а въ другую одни бѣдняки. Въ третьей общинѣ. гдѣ, вслѣдствіе развитаго кулачества, задержано дѣло пере верстокъ (посредствомъ которыхъ владѣніе землею приводится въ соотвѣтствіе съ рабочими силами) и гдѣ ни этой причинѣ образовалось много безземельныхъ, укрѣпилась мысль о черномъ передѣлѣ, т.-е. о надѣленіи землею всѣхъ безземельныхъ крестьянъ при новой ревизіи. Но свидѣтельству изслѣдователя Старухинской общины, бѣднаго, но дѣльнаго человѣка въ деревнѣ уважаютъ и умѣютъ цѣнить. На малолѣтняго сына безземельной вдовы смотрятъ, какъ это видно изъ словъ крестьянъ, приводимыхъ изслѣдователемъ Блазновской общины, какъ на будущаго работника, полноправнаго члена, которому но достиженіи возраста дадутъ надѣлъ и онъ такимъ образомъ поведетъ хозяйство.
   Начало труда имѣетъ также огромное значеніе въ такой сферѣ дѣйствій, гдѣ бы его можно было ожидать всего менѣе, именно въ дѣлѣ самоуправленія.
   Здѣсь что ни шагъ, прямой или косвенный, какъ и выступаетъ на первый планъ вопросъ о трудѣ даннаго лица, затраченномъ на дѣло служенія обществу.
   Кромѣ жалованья, т.-е. денежнаго вознагражденія за службу, общество платитъ за нее много различными путями: то оно списываетъ подвозу, т.-е. облегчаетъ лежащую на служащемъ повинность, ты освобождаетъ отъ другихъ работъ и платежей и проч. Вообще можно сказать, что община пускаетъ въ ходъ огромное количество разнообразныхъ способовъ для правильнаго распредѣленія труда между своими членами. Имѣющій много силъ, много способностей къ труду получаетъ больше и матеріала; но чуть на него переложилось лишнее количество труда, онъ тотчасъ же вознаграждается какимъ-либо путемъ. Но съ имѣющаго много силъ я возможности трудиться и спрашивается много труда: онъ платитъ больше податей, несетъ больше повинностей, и наконецъ служитъ больше всему обществу, т.-е. безразлично и сильнымъ и слабымъ. Выше мы видѣли, какую массу затрачиваютъ всѣ, такъ сказать, земельные общинники въ пользу сиротъ, вдовъ, старыхъ, увѣчныхъ, въ пользу всѣхъ безземельныхъ.
   Понятіе объ этой массѣ еще болѣе расширится, если взять во вниманіе, что въ каждой общинѣ существуетъ огромное число дѣлъ, носящихъ названіе мірскихъ, исполняемыхъ всѣми земельными на міровую казну, на общественную пользу.
   Работаетъ въ этихъ предпріятіяхъ общества только его зажиточная часть (всѣ надѣленные землею), а результатами труда пользуются всѣ безъ исключенія: бобыли, сироты, вдовы, старики, калѣки. Однимъ словомъ, доходъ отъ такихъ работъ не дѣлится между работавшими, но идетъ въ общественную кассу. Такъ напримѣръ въ Ундоронской волости устроиваются міромъ запруды; въ Науголевской производятся общественныя запашки для пополненія продовольственнаго магазина. Укажемъ еще здѣсь на церковь, школу, на различныя мѣры къ охраненію общей безопасности, напримѣръ на содержаніе пожарнаго обоза и проч. и спросимъ: на чей трудъ все это созидается и содержится, кому служитъ?
   А отсюда перейдемъ къ новому вопросу, прямо отсюда-же вытекающему и ставимъ его въ такой формѣ: для себя ли трудится каждый, взятый порознь членъ общества?
   Тѣ же данныя, которыя уже выше приведены, отвѣчаютъ на это положительно слѣдующимъ образомъ:
   "Не только для себя, но и для всѣхъ вообще".
   Для общаго счастья, слѣдовательно, предпринимается трудъ.
   Безъ него такимъ образомъ нѣтъ возможности быть счастливыми "всѣмъ вообще". Слѣдовательно посредствомъ труда осуществляется присущая народу идея не личного, а общаго блага, идея связующая общину. Такимъ образомъ трудъ, въ томъ значеніи, какое ему придано въ сельской общинѣ, воплощаетъ въ себѣ связующую, зиждущую общину идею,-- эту начальную идею, изъ которой вытекаютъ и которой подчиняются всѣ остальныя правила и порядки русской поземельной общины. Отщепенецъ отъ народа, кулакъ-торговецъ, потерявшій эту идею, перестаетъ и трудиться для другихъ: трудъ у него лишь для себя, точно также какъ у всѣмъ насъ, городскихъ жителей; у него нѣтъ кромѣ своего я чего-либо другого, но имя чего онъ сталь бы предпринимать работу. И много нужно науки, морали, принудительныхъ законовъ, контролей, судовъ, полицейскихъ мѣрь, чтобы заставить любого изъ насъ, дѣлать что нибудь для другаго. У крестьянства же все это достигается путемъ склада ихъ жизни, построеннаго на своеобразномъ началѣ, на ихъ общинѣ.
   Этимъ мы заканчиваемъ изложеніе тѣхъ общихъ понятій о крестьянской общинѣ, къ которымъ привела насъ разработка Сборника и въ слѣдующихъ статьяхъ перейдемъ къ указаніямъ на заслуживающія вниманія частные порядки крестьянской общинной жизни въ Европейской Россіи. И когда прослѣдимъ ихъ вполнѣ, то можетъ быть увидимъ, что эти же порядки почти всецѣло перешли вмѣстѣ съ народомъ земледѣльцемъ, рыбакомъ и звѣропромышленникомъ и въ Сибирь, гдѣ и соблюдаются снято и нерушимо или въ прежней россійской формѣ, или же въ измѣненномъ но требованію мѣстныхъ условіи видѣ.
   Въ настоящее время уже есть очень много наведеній на внутренную тождественность общинныхъ порядковъ россійскихъ съ сибирскими, и если эта тождественность подтвердится при дальнѣйшихъ работахъ, то мы будемъ имѣть право вполнѣ приложить для объясненія явленій къ жизни сибирской общины тѣ общія начала русской крестьянской общины, которыя мы старались выяснить въ настоящей статьѣ.

С. Капустинъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 6, 1882

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru