Капустин Семен Яковлевич
Что такое поземельная или сельская община

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (О приемах разработки материалов по изучению поземельной сельской общины).


   

ЧТО ТАКОЕ ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ИЛИ СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА.

(О ПРІЕМАХЪ РАЗРАБОТКИ МАТЕРІАЛОВЪ ПО ИЗУЧЕНІЮ ПОЗЕМЕЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ).

   Въ послѣднее время у насъ замѣтно вы работы вается твердое сознаніе, что все настоящее и будущее Россіи зависитъ вполнѣ отъ того положенія, въ какомъ находится и будетъ находиться наше восьмиесятимилліонное земледѣльческое населеніе. Вмѣстѣ съ этимъ сознаніемъ проявляется и другое -- именно: о незнакомствѣ нашихъ образованныхъ классовъ съ бытомъ крестьянства, съ условіями его жизни.
   Необходимымъ слѣдствіемъ такого сознанія является у насъ усиленное въ послѣдніе годы стремленіе къ изученію быта народа, къ уясненію различныхъ явленій его жизни.
   Мы говоримъ усиленное стремленіе, потому что еще задолго до настоящаго времени потребность изученія самихъ себя въ нашелъ народѣ чувствовалась настолько, что много даровитыхъ ученыхъ посвящали постоянно свои труды собиранію свѣдѣній о народномъ бытѣ, много талантливыхъ художниковъ дѣлали жизнь народа предметомъ своихъ наблюденій. Освобожденіе крестьянъ и затѣмъ дальнѣйшія реформы прошлаго царствованія -- быстро двинули дѣло впередъ. Они вызвали новыя и весьма многообразныя отношенія между образованными слоями русскаго общества и крестьянствомъ, отношенія, потребовавшія знакомства съ бытомъ народа. И вотъ, въ результатѣ этого появились болѣе или менѣе цѣльныя и стройныя изслѣдованія географическія, статистическія, экономическія, сельскохозяйственныя и проч.
   Наконецъ, этнографія нашего отечества, пополнивъ свое содержаніе массою добытыхъ изъ этихъ изслѣдованій матеріаловъ, вдругъ выросла, такъ сказать, до возможности предпринять уже цѣльныя работы по изученію обширныхъ и сложныхъ явленіи народной жизни. Крупнѣйшими изъ этихъ работъ явились двѣ: это изслѣіованіе юридическихъ обычаевъ народа, предпринятое но выработанной въ Императорскомъ русскомъ географическомъ обществѣ программѣ, и изслѣдованіе порядковъ и видовъ сельской земельной общины. Выработанныя многими изслѣдователями программы собиранія свѣдѣній объ общинѣ были сведены силами двухъ ученыхъ обществъ, географическаго и вольнаго экономическаго, въ одну цѣльную программу. Она получила довольно обширное распространеніе. Отвѣты на обѣ программы -- по юридическимъ обычаямъ и сельской общинѣ, и изслѣдованія по этимъ предметамъ начали сосредоточиваться въ географическомъ и вольномъ экономическомъ обществахъ и отсюда получать дальнѣйшую огласку путемъ ихъ изданія на средства обществъ. Изъ числа многихъ такихъ изданій явился въ свѣтъ два года назадъ "Сборникъ матеріаловъ для изученія сельской поземельной общины , напечатанный на соединенныя средства географическаго и вольнаго экономическаго общества.
   Тщательная разработка матеріаловъ объ общинѣ имѣетъ тотъ интересъ и тотъ смыслъ, что, во-1-хъ, вилы и порядки землевладѣнія нашего народа стоять въ непосредственной связи съ главнѣйшимъ, почти единственнымъ занятіемъ народа воздѣлываніемъ земли; ихъ вліяніе весьма близко и сильно отражается на сельскомъ хозяйствѣ страны; между тѣмъ эти порядки почти вовсе были неизвѣстны не только всему образованному русскому обществу, но и нашимъ экономистамъ и этнографамъ; во-2-хъ, съ обычаями, правилами и порядками землевладѣнія тѣсно, почти неразрывно связывается такого рода дѣятельность сельскаго общества, которая прямо принадлежитъ области его самоуправленія, а именно: владѣніе землею, распредѣленіе ея между членами общества -- все это рождаетъ такія отношенія между членами общества, рѣчь о которыхъ идетъ на сельскихъ сходахъ, рѣшающихъ кому, какъ и по скольку владѣть.
   Такимъ образомъ, знаніе дѣйствительныхъ, истинныхъ порядковъ землевладѣнія можетъ дать коренныя основанія для разработки дальнѣйшимъ явленій народной жизни.
   Приступивъ съ такого рода взглядами къ изученію и разработкѣ минеріаловъ по общинѣ, собранныхъ въ Европейской Россіи, и исполнивъ это. насколько это оказалось по силамъ, мы намѣрены теперь сдѣлать подобную же работу по матеріаламъ, собраннымъ западно-сибирскимъ отдѣломъ географическаго общества и частію другими изслѣдователями сельской поземельной общины въ Азіатской Россіи -- Сибири.
   А какъ та, такъ и другая части Россіи населены главнѣйшимъ образомъ однимъ и тѣмъ же русскимъ народомъ; какъ въ той, такъ и другой этотъ народъ представляетъ преобладающую массу населенія, занятіе которой исключительно почти одно и то же -- воздѣлываніе земли, то первое, что при такомъ положеніи дѣлъ нужно допустить -- это широкое пользованіе, при разработкѣ матеріаловъ о сибирской общинѣ, всѣмъ тѣмъ, чѣмъ мы пользовались при разработкѣ свѣдѣній объ общинѣ въ Европейской Россіи. На этомъ же основаніи будетъ вполнѣ удобно употребить тѣ же самые, уже разъ испытанные, пріемы разработки.
   Вслѣдствіе этого постараемся ознакомить читателей какъ съ результатами нашей разработки матеріаловъ по общинѣ въ Европейской Россіи, такъ и съ пріемами и способами этой разработки.
   Разработка матеріаловъ, касающихся жизни русскаго народа, обставлена значительными затрудненіями. Главнѣйшія изъ нихъ -- это, 1-е, крайняя своеобразность быта нашего народа, быта совершенно отличнаго, въ своихъ основахъ, отъ нашего городскаго быта и несходство нашихъ юридическихъ воззрѣній и обычаевъ съ воззрѣніями и обычаями народа, и 2-е, масса противорѣчивыхъ, несходныхъ между собою показаній объ однихъ и тѣхъ же явленіяхъ народной жизни. Эти противорѣчія мы на каждомъ шагу слышимъ въ любомъ общественномъ кругу и читаемъ въ любомъ періодическомъ и отдѣльномъ изданіи, даже въ каждомъ спеціальномъ Сборникѣ матеріаловъ, касающемся какой либо стороны народной жизни.
   Одолѣвъ первое затрудненіе, т.-е. отдѣлавшись отъ всякихъ предвзятыхъ собственныхъ взглядовъ, приготовивъ, такъ сказать, изъ себя человѣка, готоваго относиться къ дѣлу вполнѣ объективно, изслѣдователь становится иногда въ безъисходныя затрудненія при объясненіи и обобщеніи противорѣчій въ грудѣ собранныхъ матеріаловъ, въ явленіяхъ живой жизни.
   Это послѣднее обстоятельство и служитъ, главнымъ образомъ, причиною того, что, несмотря на огромное количество работъ по изслѣдованію народной жизни, у насъ такъ много людей, понимающихъ явленія этой жизни крайне разнообразно. Уменъ или тупъ нашъ крестьянинъ, нерадивъ или трудолюбивъ онъ, христіанинъ ли онъ, или язычникъ, крѣпокъ ли онъ волею, т.-е. умѣренъ и сдержанъ въ своихъ потребностяхъ, или онъ дѣйствительно растлѣнный пьяница -- всѣ эти и другіе имъ подобные вопросы у насъ рѣшаются различно людьми, занимающимися наблюденіями народной жизни.
   Итакъ, побѣдивъ при трудѣ надъ разработкою народной жизни первое затрудненіе, приходится много бороться съ затрудненіями втораго рода. Къ счастію, въ этой послѣдней борьбѣ являются на выручку труды предъидущіе, всѣ работы нашихъ историковъ, этнографовъ и статистиковъ, которые составляютъ въ настоящее время значительную по объему литературу.
   Знакомясь съ этою литературою и пользуясь ея содержаніемъ становишься, такъ сказать, день ото дня сильнѣе для дѣла распознаванія современныхъ явленій народной жизни, начинаешь понимать, что въ этой живой жизни ничто не стоитъ отдѣльно одно отъ другого, чти ш. ней все связано и переплетено между собою, одно на другое вліяетъ, одно другое видоизмѣняетъ; и потому каждое отдѣльное можетъ быть понятно объяснено съ помощію другаго, третьяго и т. д.
   Вотъ тогда-то и прозрѣваешь, напримѣръ, въ томъ, что прежде казалось совершенно неразгаданнымъ, неподдающимся строгому анализу; понимаешь, напримѣръ, что вотъ такое-то данное явленіе есть здоровое, физіологическое проявленіе народной жизни, а другое подлѣ него есть видоизмѣненное постороннимъ вліяніемъ, патологическое проявленіе. Вопросъ о противорѣчіи устраняется самъ собою.
   Такимъ образомъ сравненіе новаго разрабатываемаго отдѣла народной жизни, со всѣмъ тѣмъ, что ранѣе болѣе или менѣе разработано но другимъ отдѣламъ этой жизни -- составило сущность того пріема, съ которымъ я приступилъ къ разсмотрѣнію данныхъ, помѣщенныхъ въ "Сборникѣ матеріаловъ для изученія сельской поземельное общины". Пріемъ этотъ оказался не только пригоднымъ, но и необходимымъ еще и потому, что съ помощію его можно было устанавливать извѣстный критеріямъ при оцѣнкѣ данныхъ и кромѣ того пользоваться выясненными взглядами и ученіями въ смыслѣ наведенія на объясненіе многихъ темныхъ явленіи въ порядкахъ поземельной общины.
   Пріемъ этотъ не новый; но не всѣ изслѣдователи сельской поземельной общины употребляли и употребляютъ его, и, кажется, вотъ почему: они смотрятъ на общину, какъ на нѣчто совершенно изолированное отъ тѣхъ, напримѣръ, проявленій общей жизни народа, которыя извѣстны у насъ подъ именемъ народнаго самоуправленія, суда, семейныхъ отношеній, артельныхъ порядковъ, промысловой дѣятельности и проч. Пользованіе этимъ пріемомъ при разработкѣ "Сборника" чрезвычайно облегчено, для каждаго желающаго употребить его, тѣмъ, что къ "Сборнику" приложенъ полнѣйшій указатель сочиненій и статей по общинѣ. Въ указатель этотъ включены не только труды прямо относящіеся къ общинному землевладѣнію, но и имѣющіе какое либо къ нему отношеніе. А потому въ немъ сосредоточены указанія почти на всю литературу, имѣющую предметомъ народную жизнь.
   Веденная такимъ путемъ разработка "Сборника" о сельской общинѣ показала, что дѣйствительно сельская поземельная община не есть что либо особое, отдѣльное въ числѣ другихъ явленій народной жизни; что ее нельзя считать какимъ-то институтомъ, стоящимъ особнякомъ; про нея нельзя сказать даже, что это одна изъ сферъ цѣлаго міра жизненныхъ явленій матеріальныхъ и нравственныхъ, что она проявленіе только извѣстной стороны народной жизни.
   Нѣтъ, община -- это все, что есть въ мысляхъ, и дѣйствіяхъ сельскаго люда! это міръ отношеній семейныхъ, общественныхъ; это міръ всѣхъ выходящихъ отсюда нравственныхъ и юридическихъ понятій; все міросозерцаніе религіозное, и наконецъ, все, прямо и косвенно слѣдующее изъ дѣятельности экономической, хозяйственной, изъ отношеній ко всему, что дѣйствуетъ и живетъ внѣ села. Все это, вмѣстѣ взятое., выражается въ порядкахъ, правилахъ и ученіи того учрежденія, которое мы называемъ поземельною общиною, далеко не подозрѣвая того широкаго содержанія, которое кроется подъ этимъ названіемъ.
   И въ самомъ дѣлѣ: нѣтъ въ селеніи такого дѣйствія, которое бы можно просто изъять изъ сферы общинныхъ дѣйствій, а не оторвать насильно, какъ живую часть отъ живаго цѣлаго. Возьмемъ ли мы какое либо отдѣльное дѣйствіе сельскаго общества, или явленіе въ немъ, напримѣръ выборъ старшины, судьи, раскладку податей, отправленіе повинностей, призрѣніе сироты, заведеніе школы, смерть хозяина или его жены, сына, болѣзнь кого либо изъ нихъ, уходъ на заработокъ, возвращеніе съ него съ достаткомъ или съ нищенской сумой, отпаденіе въ расколъ, наемъ въ работу къ сосѣду, падежъ или кражу лошади, и проч. и проч.-- вездѣ мы увидимъ, что каждое изъ этихъ дѣйствій неразрывно связано съ владѣніемъ каждомъ членомъ общества извѣстнымъ участкомъ земли, съ дѣломъ распредѣленія этой земли между членами общества, съ измѣненіемъ количества, положенія и участи бобы лей; и наоборотъ, каждое измѣненіе въ пространствѣ чьего либо владѣнія землею, влечетъ за собою измѣненіе въ количествѣ его платежей, въ количествѣ труда для удовлетворенія потребностей; потребностей личныхъ, общественныхъ, земскихъ, государственныхъ. Совершается ли раздѣлъ наслѣдства, принимается ли постороннее лицо въ общество, переходитъ ли владѣющій землею крестьянинъ въ разрядъ бобылей, и наоборотъ, подростаетъ ли малолѣтній сирота и получаетъ надѣлъ, выбирается ли какое либо лицо на службу общественную, уходить ли оно на службу государственную въ качествѣ солдата,-- все это отражается сейчасъ-же, во-1-хъ, на распорядкахъ земельныхъ, во-2-хъ, на размѣрахъ отправленія каждымъ повинностей, въ-3-хъ, на распорядкахъ по платежу податей, въ-4-хъ, отражается на такихъ обязанностяхъ каждаго члена общества, которымъ на языкѣ нашего строя жизни нѣтъ собственно и названія, потому что у насъ никто ихъ и не считаетъ за обязанности, какъ напримѣръ, обязанности кормить голоднаго, давать пріютъ безпріютному. И дѣйствительно, если мы дѣлаемъ иногда это, то называемъ это дѣло милостію; приневоливать насъ къ этому никто и ничто не можетъ; въ-5-хъ, отражается на такихъ обязанностяхъ крестьянина, о которыхъ у насъ и помину нѣтъ, немыслимыхъ у насъ вовсе, какъ напримѣръ обязанности рѣшать и приводить въ исполненіе приговоръ относительно способности или неспособности даннаго лица къ его собственному хозяйству, о пригодности или непригодности его быть распорядителемъ въ кругу своей семьи; обязанности принуждать хозяина вести хозяйственное дѣло такъ или иначе, ограничивать распоряженіе ему принадлежащими вещами, запрещать продавать на сторону скотъ, навозъ, а иногда и снятый съ его полосы хлѣбъ. Мыслимо-ли это все въ нашемъ городскомъ строѣ жизни въ смыслѣ права или обязанности? Нѣтъ, у насъ ни законъ, ни судъ, ни общественное мнѣніе -- не могутъ указывать, кому продавать свое имущество, кому въ семьѣ заправлять хозяйствомъ, какъ вести его, какъ поступать въ отношеніи своихъ семейныхъ! Такъ вотъ чти такое земельная община; вотъ гдѣ ея предѣлы и власть и вотъ какъ многоразлично ея содержаніе.

С. Капустинъ

"Восточное Обозрѣніе", No 3, 1882

   

ЧТО ТАКОЕ ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ИЛИ СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА.

(О ПРІЕМАХЪ РАЗРАБОТКИ МАТЕРІАЛОВЪ ПО ИЗУЧЕНІЮ ПОЗЕМЕЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ).

(Продолженіе).

   Въ предъидущемъ нумеръ "Восточнаго Обозрѣнія мы указали на то, что всестороннее изученіе порядковъ сельской поземельной общины крайне измѣняетъ существующее понятіе о ней въ нашемъ образованномъ обществѣ и приводитъ къ заключенію, что общинные порядки касаются у насъ не однихъ только земельныхъ отношеній, но что община -- это все, что есть въ мысляхъ и дѣйствіяхъ сельскою люда. Поэтому, предѣлы общины, власть ея надъ всѣмъ живущимъ и дѣйствующимъ въ селеніи нельзя вымѣрить какою-либо нашею мѣркою, а предметы ея содержанія нельзя переименовать и перечислить.
   Такимъ образомъ, общинная жизнь безпрестанно хватаетъ которою-либо стороною міръ отношеній семейныхъ, нравственныхъ, религіозныхъ, общественныхъ, экономическихъ, государственныхъ и направляется сообразно тѣмъ понятіямъ, которыя существуютъ въ міровоззрѣніяхъ народа религіозныхъ, нравственныхъ, семейныхъ, общественныхъ, политическихъ. Такъ, напримѣръ, нравственныя воззрѣнія народа узаконяютъ, что работавшему принадлежатъ плоды его труда; поэтому, весьма естественно, что если человѣкъ, посторонній семьѣ, или общинѣ, долго работалъ въ нихъ и, такимъ образомъ, способствовалъ пріобрѣтенію имущества, то онъ и имѣетъ, слѣдовательно, право на часть этого имущества; и вотъ, вслѣдствіе этого, пріемышъ участвуетъ въ наслѣдствѣ двора, въ которомъ онъ жилъ и работалъ; за нимъ обезпечено право на надѣлъ, а вмѣстѣ съ этимъ даются ему всѣ. права, соединенныя съ владѣніемъ участкомъ, и налагаются на него всѣ обязанности, которыя несутъ и другіе члены общества.
   Міръ идей и понятій народа религіозныхъ, нравственныхъ, юридическихъ, воплощаясь въ отдѣльныхъ личностяхъ, проявляясь въ какой-либо ихъ дѣятельности, представляется, такимъ образомъ, рядомъ такихъ дѣйствій, изъ которыхъ каждое является не чѣмъ инымъ, какъ исполненіемъ какого-либо порядка, обычая, правила поземельной общины; такимъ образомъ, это дѣйствіе всегда гармонируетъ съ общинными порядками; да и должно гармонировать, потому что иначе невозможно было бы видѣть въ деревнѣ того, что въ ней теперь есть -- порядка, склада. Порядокъ-же въ деревнѣ, хотя и не идеальный, но все-таки такой, при которомъ возможна жизнь, есть повсюду и держится онъ самъ собой, а не чѣмъ-либо постороннимъ, за это говоритъ вся настоящая дѣйствительность русскаго государства. Не урядникъ-же вѣдь держитъ порядокъ въ такихъ, напримѣръ, губерніяхъ, какъ Архангельская, Пермская, всѣ степныя, всѣ сибирскія и проч.?
   Проявленія общинной жизни, охватывающія самую разнообразную дѣятельность деревни и вытекающія изъ даннаго міровоззрѣнія народа, могутъ измѣниться только съ измѣненіемъ этого міровоззрѣнія.
   И дѣйствительно, наблюдателю общинъ подгородныхъ и общинъ съ промысловымъ и фабричнымъ населеніемъ -- замѣтенъ въ тѣхъ и другихъ не порядокъ, не стройность жизни, а крайній хаосъ. Въ тѣхъ селеніяхъ, гдѣ городское и торговое начало уже пустило свои корни, гдѣ правила этого начала вошли въ сознаніе большинства членовъ сельскаго общества, тамъ началось уже и разложеніе общинныхъ началъ. Вотъ въ этихъ-то селахъ мы и не видимъ тѣхъ типичныхъ общинныхъ порядковъ, которые наблюдаемъ въ здоровыхъ общинахъ, гдѣ идутъ здоровые физіологическіе, а не болѣзненные процессы.
   Все это достаточно объясняетъ причину, но которой при изложеніи результатовъ разработки Сборника приходится вести рѣчь и о самоуправленіи, судѣ, о воззрѣніяхъ народа на значеніе личнаго труда какой бы то ни было формы и проч. Кромѣ того, приходится мною говорить объ отношеніяхъ народа къ другимъ сословіямъ. Предметъ этотъ обойдти нельзя, потому что живой организмъ -- сельская община -- стоить въ безчисленныхъ отношеніяхъ ко всему ея окружающему, имѣетъ ежедневныя дѣла съ мѣстными землевладѣльцами, промышленниками, торговцами, чиновниками, и проч. Везъ разбора ихъ вліяній на положеніе дѣлъ общины, многія явленія въ ея жизни остались-бы совершенно темными или фальшиво понятыми.
   Укажемъ теперь на нѣсколько результатовъ, добытыхъ нами изъ разработки "Сборника".
   Община намъ прежде была извѣстна главнѣйшимъ образецъ по одному роду проявленій ея жизни -- по распредѣленію земель между ея членами. Знали мы относительно общины, главнымъ образомъ, только то, что въ ней совершаются періодическіе передѣлы земель.
   Слово" передѣлы сдѣлалось извѣстнымъ всѣмъ и каждому изъ образованнаго русскаго общества, и вотъ, когда многіе дѣятели изъ этого общества выступали на общественную арену для рѣшенія какихъ-либо экономическихъ внутреннихъ вопросовъ, то уже непремѣнно поднимался вопросъ о передѣлахъ, какъ о тормазѣ для развитіи сельскаго хозяйства, какъ о причинѣ, порождающей нерадѣніе къ земледѣльческому дѣлу и проч. Во имя этого требовалось уничтоженіе общины, или узаконеніе возможно долгихъ сроковъ передѣловъ.
   Да и сторонники общины полагали, что передѣлъ есть какъ-бы одинъ изъ такихъ порядковъ поземельной общины, на которомъ она ней зиждется, а потому, защищая неприкосновенность передѣловъ отъ всякой регламентаціи, измышляли различные доводы въ доказательство ихъ безвредности.
   Но собраніе стройныхъ свѣдѣній объ общинѣ и разработка ихъ приводить къ заключенію, что. во-1-хъ, передѣлы есть совсѣмъ не то, что обыкновенно понимаютъ подъ ними, и во-2-хъ, что дѣло распредѣленія земель не составляетъ сути общиннаго землевладѣнія, что это не основа, на которой строится вся внутренняя жизнь общества.
   Распредѣленіе общинной земли для пользованія у разныхъ общинъ различно; оно всегда дѣлается сообразно съ управляющими этимъ распредѣленіемъ условіями: пространствамъ земли, климатомъ, приноровленной къ тому и другому системою хозяйства, экономическимъ положеніемъ селеніи, мѣстнымъ промысломъ, доходомъ отъ земли, количествомъ платежей за нее и проч. Такимъ образомъ, въ одномъ мѣстѣ члены общества принуждаются брать надѣлы, въ другомъ имъ предоставляется это на полную волю; въ третьемъ, какъ, напримѣръ, на крайнемъ сѣверѣ и частью въ промышленной части Россіи главное занятіе сосредоточено на промыслахъ; есть затѣмъ мѣстности, гдѣ требуютъ нарѣзокъ земли непремѣнно въ разныхъ мѣстахъ общественной земли (въ степной Саратовской губерніи), потому что. если на одной части общинныхъ земель градъ выбьетъ, или засуха тронетъ полосу, то въ другомъ, отдаленномъ отъ перваго мѣстѣ, этого можетъ не случиться; въ иныхъ мѣстностяхъ хозяйничаютъ, удобряя землю навозомъ: еще въ иныхъ однѣ земли унавоживаютъ, на другихъ ведутъ огневое (подсѣчное) хозяйство -- и здѣсь однѣ, земли идутъ въ отдѣльное владѣніе членовъ общины на основаніи однихъ порядковъ, а другіе на основаніи другихъ, напримѣръ, одинъ разрядъ земель передѣляется, другой находится въ захватномъ владѣніи на извѣстные сроки отъ 5 до 10 лѣтъ; третій распредѣляется еще по особому порядку; напримѣръ, выгонами, частью покосами, а иногда и пахотными землями пользуются сообща.
   Въ тѣхъ общинахъ, въ которыхъ можно запримѣтить болѣе или менѣе однородный порядокъ въ распредѣленіи земель мы видимъ, что система передѣловъ опять не такова, какою она представлялась и представляется нашему образованному обществу: здѣсь мы отличаемъ передѣлъ коренной и частные -- разверстку и переверстку. Коренной передѣлъ совершается рѣдко; обыкновенно отъ ревизіи до ревизіи не бываетъ такого передѣла. Разверстка и переверстка производятся время отъ времени. При нихъ коренныя межи не измѣняются, а происходитъ только обмѣнъ нѣкоторыхъ полосъ между различными ихъ владѣльцами. Одинъ изъ владѣльцевъ отдаетъ часть своихъ полосъ другому, другой беретъ ихъ отъ нею. Такъ, напримѣръ, по достиженіи малолѣтнимъ 16-ти-лѣтняго возраста ему даютъ часть надѣла, котораго онъ прежде не имѣлъ а еще черезъ нѣсколько лѣтъ и полное число полосъ; снимаются же эти полосы съ другаго члена общины, которому надѣлъ уже не нуженъ, какъ-то: съ больнаго и одряхлѣвшаго, или съ хозяина потерявшаго скотъ, и вообще разореннаго, т.-е. приведеннаго въ невозможность воздѣлывать землю, или же наконецъ съ оставившаго земледѣліе вслѣдствіе, большей выгоды отъ занятія какимъ либо промысломъ.
   Однимъ словомъ вся система передѣловъ въ нормальной общинѣ, не разбитой, не разстроенной совокупностью многихъ вредныхъ условій, есть только способъ распредѣленія земли для ея воздѣлыванія. Это распредѣленіе имѣетъ главнымъ образомъ одну цѣль дать каждому столько именно земли, сколько онъ можетъ воздѣлать сообразно его личнымъ качествамъ, имущественной силѣ, давнему домообзаводству. Въ этомъ, повторяемъ, вся сущность передѣловъ, не представляющая, какъ вы видите, ничего такого, чтобы могло позволить отождествить эту сущность съ сущностью общины.
   Душа общины видится напротивъ въ иномъ, болѣе объемистомъ понятіи.
   Это понятіе присуще каждому самому разнообразному проявленію крестьянской жизни; оно даетъ о себѣ знать, какъ объ управляющемъ началѣ но всѣхъ многочисленныхъ и разнообразнѣйшихъ явленіяхъ жизни.
   И дѣйствительно, нѣтъ такого дѣйствіи въ крестьянской общественной жизни, въ его самоуправленіи, къ бытѣ каждой семьи, наконецъ въ жизни каждой отдѣльной личности, въ ея притязаніи на какое либо право,-- гдѣ бы это начало не являлось въ смыслѣ управляющаго начала.
   Еще задолго до приступа, такъ сказать -- къ коллективному изслѣдованію русской земельной общины, многіе изслѣдователи юридическихъ обычаевъ народа, промысловой и земледѣльческой его жизни и общиннаго его быта, указали на первенствующее значеніе въ имущественномъ правѣ крестьянъ личного труда и вполнѣ выяснили коренное отличіе воззрѣній крестьянства на наслѣдованіи имуществомъ отъ воззрѣніи, положенныхъ въ основу нашихъ городскихъ законовъ о наслѣдствѣ.
   Позднѣйшія изслѣдованія юридическихъ обычаевъ народа значительно расширили передъ нашими глазами область дѣйствія личнаго труда, въ различныхъ отношеніяхъ между собою жителей селеніи
   Данныя же Сборника о поземельной общинѣ, позволяютъ возвести понятіе о трудѣ, въ одно изъ основныхъ началъ всего крестьянскаго быта. Эти данныя мы постараемся указать въ слѣдующемъ нумеръ "Восточнаго Обозрѣнія".

С. Капустинъ.

(Продолженіе будетъ).

"Восточное Обозрѣніе", No 4, 1882

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru