[итал. il verismo, от слова vero -- истинный, правдивый]. -- Этот термин возник в XVII в., употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX в., являясь обозначением (весьма неопределенными расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области лит-ры наиболее яркое и законченное выражение В. получил в романе и новелле. В конце 70-х гг. прошлого столетия группа писателей -- Дж. Верга (см.), Л. Капуана (см.), Д. Чьамполи [р. 1848] и др. -- выступила в печати со статьями, провозглашавшими необходимость перехода в области романа от сенсационности и сентиментализма к "социальной летописи", лишенной всякого субъективного элемента, дающей научное, основанное на изучении "общественных и социально-психологических отношений между людьми" описание современного итальянского общества. На практике у названных писателей проявилась прежде всего народническая тенденция (гл. образом в новелле). Они изображали деревню, в частности сицилийскую (Чьамполи, Верга и Капуана -- все сицилийцы). Сицилия -- провинция, где эксплоатация крестьян землевладельцами была особенно тяжелой. И изображение сельской жизни у веристов отличается пессимизмом. Веристы -- художники "униженных и оскорбленных" по преимуществу. Протестуя против угнетения крестьянства, они остались на "филантропической" точке зрения, выражая в лит-ре идеологию буржуазного интеллигента 70--80-х гг., когда в Италии, миновавшей героический период объединения и гарибальдийских войн, заняла центральное место буржуазия и, параллельно с усилением капиталистического накопления, все более и более клонились к упадку мелкая буржуазия, мелкое землевладение. В цикле романов Верга, озаглавленных "I Vinti" (Побежденные), где изображается постепенная гибель сицилийской мелкобуржуазной семьи, торжествует фатализм, сознание неизбежного дальнейшего истребления этой социальной группировки. Теоретические принципы В., обязанные своим происхождением во многом позитивистской философии, приближаются к принципам Эмиля Золя, а фатализм во многом напоминает первые его романы ("Тереза Ракен", "Мадлен Фера?").
"Объективное" изображение не удалось веристам. Романы и новеллы Верга, Чьамполи, Капуана -- насквозь проникнуты иронией; тон повествования нередко переходит в полудекламационный сказ (Чьамполи -- "Le treccie"; большинство "Novelle Rusticane" и "La Vita dei Campi" Верга). Зато психологизм -- это область, в к-рой веристы в сущности явились гораздо большими новаторами, чем в области социального содержания. Сюжетность, за редкими исключениями, отходит на задний план; она заменяется описанием действий героя как проявлений его психического состояния. В романе у Капуана, Верга и др. дается как бы хроника -- кропотливое, фотографическое и все же субъективное описание. Все описания даются в разорванном виде, импрессионистическими мазками, сквозь призму восприятия героев (яркий пример -- "Jeli il pastore" или "Rosso Malpelo" y Верга); прямая речь занимает несравненно большее место, чем у Мандзони, Гверрацци и др. представителей романтического романа. Крестьянский язык веристы знают в совершенстве. Не прибегая к диалекту, Верга, Чьамполи, Капуана однако мастерски воспроизводят по-итальянски особенности сицилийского наречия. Юмор играет значительную роль в произведениях Верга; но юмор веристов -- в большинстве случаев на грани сатиры (напр. в новеллах "La guerra dei santi", "Cos'è il Re" и др.). Торжество д'Аннунцио и его последователей, а также идеалистического и чисто психологического романа (Фогаццаро, Серао) привело к вытеснению с лит-ой арены народнического течения. Из современных писателей под влиянием В. находятся в особенности Федериго де Роберто (1866--1927; романы "Vicerè", "L'Illusione" и др.) и Грациа Деледда (см.).
Термин "В." в поэзии употребляется в гораздо более широком смысле, чем это было бы допустимо на основании сделанного разбора в прозе. К числу веристов относят обычно Стеккетти (см.), Бойто (см.), а также, порой, и всю школу Кардуччи (см.) (Стеккетти и Бойто называли сами себя "веристами").
Ряд поэтов "режионалистов" [Чезаре Паскарелла (р. 1858), Сальваторе ди Джакомо (р. 1862), пишущий на неаполитанском диалекте] имеют большее право именоваться веристами, чем Стеккетти и др. Паскарелла дает на римском диалекте ряд картин из жизни эмигрантов-переселенцев в чрезвычайно удачно сделанных "венках сонетов". Наконец поэзия социального протеста Ады Негри в значительной степени испытала влияние как школы Кардуччи, так и идей веристского направления.
Характерным отражением В. в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.
Библиография:
I. Отдельно переведены следующие произведения веристов: Верга (см. библиографию к ст. "Верга"); Капуана, Джиачинта, 1898, Стеккетти, Ада Негри -- отдельн. стихотв. в журналах.
II.
Иванов M. M., Очерки современной итальянской литературы, СПБ., 1902 [ст. а) о Чьамполи, с переводом его новеллы "Косы", б) о Верга, в) о Паскарелла, г) о современной итальянской поэзии];
Гаспари А., История итальянской литературы, М., 1895;
Шерр И., Всеобщая история литературы, т. I, русск. перев., М., 1896;
Vivarelli L., L Stecchetti о il verismo nella letteratura e nell'arte, 1879;
Capuana Luigi, Gli "ismi" contemporanei, 1898;
Squillace, Le tendenze presenti della letteratura italiana, 1899;
Vossler K., Italienische Literatur der Gegenwart, Heidelberg, 1914;
Russo Luigi, Verga, Napoli, 1920 и 1924;
Mari, L'arte dello scrivere e la pratica della prosa contemporanea, 1920;
Crémieux Benj., Panorama de la littérature italienne contemporaine, P., 1928, ch. III;