Капнист-Скалон Софья Васильевна
"Обуховка"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВОСПОМИНАНИЯ И РАССКАЗЫ ДЕЯТЕЛЕЙ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ 1820-х годов

том I

ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ
Ю. Г. ОКСМАНА и С. И. ЧЕРНОВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА ПОЛИТКАТОРЖАН И ССЫЛЬНО-ПОСЕЛЕНЦЕВ
МОСКВА
1931

   

"ОБУХОВКА"

0x01 graphic

   В собрании Всеукраинского Исторического Музея им. Шевченко в Киеве находится старинная фаянсовая тарелка Киево-Межигорской фаянсовой фабрики, на донце которой, в кругу, награвирован пейзаж с одно-этажным деревянным домиком. Средняя часть последнего, увенчанная треугольным классическим фронтоном, с раскрытым окном в его тимпане, украшена четырьмя пилястрами, широкой стеклянной дверью с полу аркой вверху и такими же окнами по бокам. Боковые части фасада также украшены родом венецианских тройных окон. Крыша покрыта соломой, окна снабжены маркизами от солнца. По сторонам домика и за ним -- деревья, снизу идут к нему дорожка и ступеньки лестницы. Внизу знакомые нам стихи Капниста:
   
   Приютный дом мой под соломой
   По мне, -- ни низок, ни высок;
   Для дружбы есть в нем уголок,
   А к двери, нищему знакомой,
   Забыла лень прибить замок.
   
   Тарелка обычного для межигорского фаянса бело-кремового тона, гравировка -- темно-коричневого. Ободок тарелки украшен пятью стилизованными в духе эпохи классицизма букетиками, над пейзажем вензель из букв "А. Р. К." или "А. В. К.". Под изображением домика -- подпись художника -- "gravé par D. Stepanoff; На обороте, в фесте тарелки, выдавленная марка "Киев" и метка мастера "57".
   Издавший когда-то на страницах киевского "Искусства" аналогичную тарелку из собрания О. Г. Гансена Е. М. Кузьмин {Евгений Кузьмин. "Межигорский фаянс" ("Искусство, живопись, графика", Киев, 1911, No 6--7, стр. 263).} высказал предположение, что, вероятно, Аракчеев, заказывавший Mежигорской фабрике сервиз с видами Грузина, заказал и этот "уголок", "вдохновивший, вероятно, и чью-то неведомую музу на милые, характерные для эпохи стихи". Изданный им экземпляр из коллекции О. Г. Гансена (ныне в Сумском музее) имел, однако, по ободку гирлянду из виноградных листьев, в то время как наш имеет упомянутые букеты и именной вензель. Если названный вензель читать как "А. В. К." -- может быть, это инициалы брата нашей мемуаристки, Алексея Васильевича Капниста (1796--1869), декабриста, служившего в ]822--1825 годах в Киеве адъютантом при генерале-от-кавалерии Раевском {В. Модзалевский. "Малоросс. Родословник", т. II, К., 1910, стр. 289. Там же его портрет с миниатюры из собрания М. А. Кочубей.}. Как раз в эго время (1822 г.) вся Межигорская фабрика перешла из ведения киевского магистрата в ведение кабинета его величества"; на фабрику были ассигнованы большие деньги, начался период ее расцвета {Н. Закревский. "Описание Киева", М., 1868, стр. 198--199.}. Межbгорская посуда входит в моду gо всей Украине, а состоятельные люди нередко заказывают себе отдельные сервизы. Близкий к киевской губернской администрации А. В. Капнист мог заказать такой сервиз с изображением любимого домика его отца в Обуховке, вместе с посвященными домику стихами. Это могло быть при жизни отца (умершего 28 октября 1823 г.), или в его память после его смерти. Наша тарелка могла входить в состав сервиза Капниста; упомянутая выше тарелка из собрания Гансена, лишенная именных вензелей, очевидно, предназначалась фабрикой для продажи на сторону.
   Гравер, перенесший рисунок обуховского домика на тарелку, Д. Степанова, известен с 1816 года {Ровинский. "Подробный словарь гравир. портретов", т. I. СПБ., 1889, стр. 111.}. Он долго работал на Межигорcкой фабрике. Из работ его на этой фабрике назовем тарелку из собрания С. Н. Тройницкого в Ленинграде, "с видом Межbгорья, и тарелку с видом Золотых Ворот в Киеве 1848 года.

Ф. Эрнст.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru