въ день благодарственнаго молебствія о знаменитой побѣдѣ при Лейпцигѣ.
Кто вѣрова Господевы и постыдѣся? Сираха гл. 2, ст. 10.
Вотъ что должны мы, при настоящемъ случаѣ, исповѣдать, торжествующіе слушатели; Вѣра наша оправдала всю истину и святость свою событіемъ великихъ Божіихъ милостей надъ нами: -- Вѣра наша, воодушевившая насъ къ упованію на Бога, въ годину страшной брани не токмо не постыдила насъ, но наконецъ прославила, превознесла и возвеличила побѣдою незабвенною во вѣки! мы-то, вѣрите Россіяне! можемъ вѣщать праведно, что воинствующіе подъ знаменіемъ Креста Хрістова побѣждаютъ царствія, угашаютъ силу огненную, избѣгаютъ острея меча, бываютъ крѣпки во бранѣхъ и обращаютъ въ бѣгство полки чуждихъ.-- Но не достанетъ намъ, слушатели! времени, повѣствующимъ о силѣ и дѣйствіяхъ вѣры въ разныя времена и у разныхъ народовъ. Довольно сказать, что благословенное отечество наше, издревле водворяющее въ себѣ Церковь Хрістову, всегда заимствовало отъ вѣры и силу свою и крѣпость и славу. Просвѣщенная благовѣріемъ Россія искушаема была тьмою вражіихъ нападеніи; но всегда оставалась непобѣдимою о Хрістѣ Іисусѣ.-- Но умолчимъ о прошедшемъ!-- настоящее, и нами самими испытанное облекаетъ вѣру нашу во все уже величіе побѣды и славы. Господь силъ, поборая по насъ вѣрныхъ содѣлалъ насъ побѣдителями побѣдителей, покорившихъ себѣ цѣлыя царства. Вотъ что возвѣщаетъ намъ нынѣшнее торжество наше!
Мы, торжествующіе сынове Церкви и отечества! приемля дарованныя намъ свыше побѣды яко знаменія особеннаго Божія о насъ благоволенія, обратимъ по достоинству вниманіе наше къ тому, какъ-то Господь Богъ хранитъ вѣрныхъ Ему человѣковъ, защищая отъ враговъ, да и враговъ сильныхъ.
Когда враги мира и тишины ополчаются противу царствѣ мирныхъ, и когда потому то стороны таковыхъ незлобивыхъ царствѣ подъемлется оборонительное оружіе; то, измѣряя силы враговъ гордыхъ и буйныхъ, и, судя по человѣчески, не льзя бы, кажется, и надѣяться спасенія смиреннымъ подвижникамъ вѣры, препоясующимъ чресла свои истиною и облекающимся въ броня правды. Но верховный судъ Божій далеко отстоитъ отъ судовъ Человѣческихъ. Кроткій Побѣдитель гордаго Голіаѳа не силѣ констѣй ни въ лыстѣхъ мужескихъ, но во упованіи на Бога полагаетъ свое спасеніе; Господь людемъ Своимъ даетъ особенную крѣпость и мужество; соединяетъ вѣрныя души единомысліемъ, и утверждаетъ силы ихъ истинною другъ къ другу любовію, ревностію и усердіемъ къ общимъ пользамъ; -- корыстолюбивые войны, за Вѣру и Отечествѣ подвизающіеся до смерти, самымъ дѣломъ доказываютъ, что ихъ отъ любви Божія, а потому отъ вѣрности къ Помазанникамъ Господнимъ, ничто разлучишь не можетъ, ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни гладъ, ни мечь, ни животъ, ни смерть,-- ни адъ со всею своею силою. Такъ-то точно и сбывается святая оная истина что любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благое {Рим. гл. 8, ст. 28.}, и что они все препобѣждаютъ за возлюбльшаго ихъ Хріста Іисуса.
Вопреки тому, можетъ ли быть, таковое единодушіе и Божіе благословеніе тамъ, гдѣ мужіе кровей, то есть дышущіе убійствомъ злоумыслители и разбойники, презрѣвъ Божіи и человѣческіе законы, повсюду ищутъ чуждаго достоянія, коварствуютъ противъ невинной свободы, терзаютъ и истребляютъ человѣчество, все опустошаютъ и губятъ, но -- между тѣмъ хотятъ обладать вселенною, и беззаконнымъ желаніямъ своимъ не полагаютъ мѣры: можно ли таковымъ извергамъ вѣрно надѣяться успѣха? о! нѣтъ, нѣтъ! Какая тамъ надежда на совершеніе предприятій, на достиженіе конца, вѣнчающаго все дѣло, гдѣ дѣйствуютъ враги земли и неба, гдѣ безумно созидается на пескѣ огромная храмина всемірной Moнархіи, тамъ, говорю, гдѣ неистовые мечтатели развлекаются личною своею, пользою, разстроиваются въ мысляхъ, и раздѣляются въ силахъ? Нѣтъ, слушатели! въ губительныхъ и дерзкихъ предприятіяхъ человѣческихъ никогда не бываетъ согласія и благоустройства. Начала беззаконныя -- въ своихъ послѣдствіяхъ всегда бываютъ безуспѣшны и постыдны!
Да и какъ сему не быть?-- Мы свято вѣримъ, что всемогущій Богъ, на защищеніе правды, неправдою утѣсняемой, по слову Спасителя, можетъ во всякое время представить легеоны своихъ Ангелъ. Вѣримъ, находя въ Словѣ Божіи непостижимое величіе вышнія силы наносящія неправдѣ невидимые удары, отъ коихъ предъ лицемъ народа Божію падаютъ тысящи и тмы супостатовъ. Нечестивыя могущихъ полчища, конечно дѣйствующею въ тайнѣ Божіею силою поражаемы были древле; но пораженіе то употреблено было отъ Бога въ примѣръ и страхъ всѣмъ нечестивымъ.
Царь Ассирійскій, бичь и опустошитель народовъ и грядовъ восточныхъ, наконецъ, простираетъ могущую руку свою и на Богохранимое Іудейское Царство, и мечь свой заноситъ на славный Градъ Іерусалимъ, устами своими изрыгая хулу на Господа силъ и на мѣсто Святыни Господней. Но послушаемъ Писанія, какъ заступилъ и избавилъ Господь людей своихъ призывающихъ имя Его? -- И бысть въ нощь ону, и сниде Ангелъ Господень, иуби отъ полно Ассирійскаго сто осьмдесчтьи пять тысячь:и восташа заутраи се вси трупія мертва {Цар. гл. 19, ст. 35.}.-- Но, о вѣрные Богу соотчичи! на что я привожу вамъ на память древнее побіеніе воиновъ въ полкѣ Ассирійскомъ? Мы видимъ примѣръ того живый и къ намъ ближайшій! Съ того времени, какъ врагъ нашъ новыйСеннахеримъ, разрушители олтарей и престоловъ, положилъ во умѣ своемъ разорить Богоспасаемую Россію, и вознесъ уже мечь на Главу ея. Что въ конецъ послѣдовало?-- Тысяча тысящь отъ полковъ его побито чудесно, -- тою же невидимою Силою.-- Да и не тою же ли десницею крѣпкою и могущею высокою и нынѣ, во днѣхъ настоящихъ поражены многія полчища враговъ нашихъ, и преданы въ руки союзныхъ Державѣ, и обладатели державные, и князи и военачальники вражіи вкупѣ и съ убійственнымъ ихъ богатствомъ?
Да будетъ отъ насъ торжествующіе слушатели! благодареніе Богу, всегда побѣдители насъ творящему о Хрістѣ Іисусѣ {Кор. гл. 2, cт. 14.}.Предадимъ вѣчной памяти Подвиги Хрістолюбиваго воинства нашего и возвѣстимъ по всей вселеннѣй, что мирный и великій Духъ Благочестивѣйшаго ИМПЕРАТОРА нашего АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА оправдалъ чаяній всѣхъ вѣрующихъ во имя Господне! Аминь.
Сказывано въ Тверскомъ Каѳедральномъ Соборѣ Ноября 2 дня 1815 года Тверской Консисторіи Присутствующимъ, города Твери Благочинннымъ, Николаевскія церкви, что на Звѣринцѣ, Іереемъ Іоанномъ Михайловымъ.
-----
[Кандорский Ив. М.] Слово в день благодарственнаго молебствия о знаменитой победе при Лейпциге / Сказывано в тверском кафедральном соборе ноября 2 дня 1813 года Тверской консистории присутствующим, города Твери благочинным Николаевския церкви, что на Зверинце, иереем Иоанном Михайловым // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч.72, N 23/24. -- С.287-292.