Канадская_литература
Канадская литература

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КАНАДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА -- лит-ра канад. народа. В 16 в. Канада, населенная преим. индейцами и эскимосами, была колонизирована французами. В 1763 по Парижскому миру страна перешла под власть Англии и стала ее колонией до 1867, когда получила статут доминиона. Длящаяся веками иммиграция привела к исключит. пестроте нац. состава населения, чем и объясняется многоязычность К. л.; кроме осн. лит-р на англ. и франц. языках, в Канаде существуют лит-ры на шотл., исл., укр. и евр. языках.
   Устное творчество коренного населения Канады -- индейцев и эскимосов -- передается из поколения в поколение; это легенды, сказки и песни о сотворении мира "Великим Духом", о войне и мире, о животных, о происхождении племен, о любви и т. д. Мн. произв. канад. фольклора собраны и опубл. англо-канад. писателями на англ. яз. (сб-ки "Пшеничная богиня и другие сказки индейской Канады", 1956, "Коренные племена Канады", 1956). Эти произв. отличает наивный юмор, иронич. отношение к могуществ. "Великому Духу". Особенно богато и разнообразно творчество племени ирокезов. Мужество, честность и верность -- качества, присущие героям индейских легенд. Многое для сохранения и развития творчества индейцев сделала поэтесса Полин Джонсон (индейское имя -- Текахионвейк, дочь индейского вождя и англо-канадки, 1862--1913), к-рая воспевала в стихах свой народ, обличала жестокость англ. колонизаторов ("Ванкуверские легенды", 1911, "Огниво и Перо", 1912). Писатель с индейским псевд. Серая Сова (по-индейски Вэша-Куоннэзин, 1888--1938) написал книги о животных, лучшая из них -- "Саджо и ее бобры" (1935). Традиции индейской стихотв. ритмики и поэтич. прозы сохранены также в кн. У. Робба "Текумсе" (1958) о жизни индейского героя Текумсы, к-рый в нач. 19 в. погиб в борьбе против амер. интервентов. В К. л. мало произв., рассказывающих об отношениях белых и индейцев, т. к. в течение многих поколений белые воспитываются в духе презрения к индейцам. Трагич. судьбе канад. эскимосов посвящены произв. Ф. Моуэта "Люди оленьего края" и "Отчаявшийся народ".
   Литература на английском языке возникла среди первых переселенцев из Англии и Сев. Америки. В нач. 80-х гг. 18 в. в Канаду приехало много лоялистов (противников отделения Сев. Америки от Англии); из них вышли первые писатели на канад. земле. Лит-ра этого периода носила подражат. характер. Из англ. иммигрантов завоевала известность писательница Фрэнсис Брук (1724--89) -- автор эпистолярного романа "История Эмили Монтегю" (1769) о быте канад. пионеров; более значителен Дж. Хау (1804--73), к-рый в 1828 стал редактором газ. "Nova Scotian" ("Новошотландец"), где печатались произв. молодой К. л. (в частности, "Часовщик, или Рассуждения и поступки Сэма Слика из Сликвиля" Т. Халибёртона, 1796--1865). Герой этой книги Сэм Слик (прообраз "дядюшки Сэма") -- грубый, хитрый, бесчестный, практичный, изобретательный янки. На канад. земле родился поэт О. Голдсмит (1787--1861), написавший в подражание своему знаменитому предку -- О. Голдсмиту -- поэму "Встающая деревня" (1825) в выспренном стиле. К. л. этого периода (до 1867) носит региональный характер. В Верхней Канаде (ныне пров. Онтарио) и Нижней Канаде (ныне Квебек) не было такой активной лит. жизни, как в Новой Шотландии. Первым писателем Квебека был Дж. Ричардсон (1796--1852) -- автор романтич. приключенч. повестей, историч. поэмы "Текумсе" (1828) и историч. романа "Вакуста" (1832) -- из жизни англичан и индейцев. Роман написан под влиянием В. Скотта и Ф. Купера, мелодраматичен и многословен. Тяжеловесные драматич. поэмы на религ. темы писал поэт-столяр Ч. Хевисидж (1816--76), но в сонетах его есть поэтический дар. Иммигрант-портной А. Маклахлан (1818--96) в стихах рассказывал о нищете и неравенстве людей в Шотландии и о любви к новой родине; в стихах, написанных в стиле Р. Бёрнса, он славит труд. Из писателей-иммигрантов интерес представляют Кэтрин Трейл (1802--99), автор кн. "Лесная глушь Канады" (1836), и Сюзанна Муди (1803--85), автор кн. "Как трудно жить в тайге" (1852). Эти произв. -- бесхитростные, с легким налетом юмора, как бы отчеты о трудностях освоения Канады. К концу 60-х гг. писатели из разных провинций зачастую ничего не знали друг о друге, однако в их творчестве были и общие мотивы -- любовь к новой родине, гордость трудового человека, создающего жизнь своими руками, интерес к природе. Период становления К. л. на англ. яз. -- 60--70-е гг. 19 в. После 1867 с целью объединения писателей разных провинций было создано много общеканад. журналов. Было организовано Королевское об-во Канады для поощрения наук и иск-в. Первым поэтом нового доминиона был Ч. Мейр (1838--1927); автор довольно слабых стихов об истории и природе Канады, он написал также помпезную нац. драму в стихах "Текумсе" (1886). Выразителями нового явились т. н. "поэты Конфедерации" -- группа романтиков, первых значит. поэтов в К. л. Все они любили своеобразие канад. природы и были преданы идее единства канад. нации. Основателем этой группы был Ч. Робертс (1860--1943), первый сб. стихов к-рого "Орион" (1880) стал знаменем нового в канад. поэзии ("Ода Канадской Конфедерации", "Канада"); наиболее самостоят. стихи этого поэта вошли в сб. "Песни будней" (1893), где рассказывается о труде фермеров, рыбаков и лесорубов ("Первая пахота", "Зимнее утро фермера"); его рассказы о животных переведены на рус. яз. (изд. 1934, 1959, 1963); религ.-философ. поэмы и романы не представляют интереса. Поэтесса И. Крофорд (1850--87) наряду с романтич. стихами о прошлом страны писала стихи о труде пионеров (поэма "Кэти Малькольм" и др.), о социальной несправедливости. Ее жизнь полна была лишений, она стала известной лишь после смерти, в 1905, когда вышел сб. ее стихов. Художественно более яркой, но абстрактной и мистичной была поэзия У. Б. Кармена (1861--1929), лучшие стихи к-рого проникнуты элегич. настроением; гражд. темы его не интересовали. Близкий к нему поэт А. Лампмен (1861--99) изображает природу в своих лирич. стихах как мир мечты. Герои эпич. стихов Д. К. Скотта (1862--1947) часто гибнут от столкновения с силами природы ("Волынщик из Арля", "Покинутый" и др.). Он писал также об отношениях индейцев и белых, о трагич. судьбе индейцев. Если в творчестве Робертса и особенно Кармена чувствовалось влияние Р. У. Эмерсона, Дж. Китса и А. Суинберна, то стихи Скотта свободны от явных влияний, полны страсти и беспокойства. Он первым из названных поэтов почувствовал страх перед развитием капиталистич. города, хотя и сознавал, что оно неизбежно. Творчество этой группы поэтов канадцы называют "золотым веком" англ. К. л. Поэтом-романтиком был также У. Кэмпбелл (1861--1918), писавший стихи ("Бабье лето", "Снегопад", "Октябрьский вечер" и др.), в к-рых воспевал величие брит. расы, взяв на себя роль неофиц. поэта-лауреата. Специфика канад. романтизма конца 19 в. выражается в том, что поэты-романтики отдавали много внимания темам становления молодой страны, преодоления трудностей.
   Проза эпохи Конфедерации (последняя треть 19 в.) отставала от жизни. Излюбленным жанром был историч. роман. У. Кёрби (1817--1906) описал т. н. Новую Францию 18 в. в живых образах романа "Золотая собака" (1877), но произв. Кёрби носят черты религиозности и консерватизма. Претенциозные рассказы и романы писал Д. Паркер (1862--1932). К нач. 20 в. канад. проза в худож. отношении не представляет интереса. Экономич. депрессия, наступившая в конце 19 в., рассеяла царивший после Конфедерации энтузиазм. Политич., религ. и расовые противоречия между канадцами англо-амер., франц. и индейского происхождения обострились. Мн. писатели стали уезжать в др. страны. В связи с открытием золота на Юконе в Канаде наблюдается новый пром. подъем и приток иммигрантов, но чувство нац. единства, возникшее в 70--80-е гг. 19 в., ослабевало; общество раздирали противоречия между различными национальностями, особенно усилившиеся в связи с англо-бурской войной, когда франко-канадцы не хотели поддерживать Англию. Писатели Робертс, Кармен и Скотт не изменили характера своего творчества; поэтесса Марджори Пиктолл (1883--1922) писала изящные экзотич. стихи под влиянием англ. прерафаэлитов; третью группу поэтов, писавших сел. идиллии, возглавлял У. Драммонд (1854--1907), автор сентиментальных стихов о квебекском крестьянстве. Р. Сервис (р. 1876) и Т. Мак-Иннес (1867--1951) -- поэты Юкона, воспевали приключения, бродяжничество; их стихи отвечали вкусам канад. обывателя. В прозе первой четверти 20 в. царил регионализм; излюбленный жанр этого времени -- "местная идиллия" (local idyll), верность викторианским идеалам религии и морали, мелодраматичность и обязательный счастливый конец (Р. Коннор, 1860--1937, и др.). На этом фоне выделялись детские писатели: Люси М. Монтгомери (1874--1942), написавшая роман "Энн из Грин Гейблз" (1908), высоко оцененный М. Твеном, и Н. Данкан (1871--1916), в сб. "Путь моря" (1903) рисующий труд рыбака, его борьбу со стихиями, часто даже в реалистич. тонах. Интересное явление в К. л. -- творчество С. Ликока (1869--1944). Темы его юмористич. произв. разнообразны -- нравы жителей канад. городков, власть денег, противоречия между быстрым ростом индустриализации и положением "маленького" человека.
   Нач. 20-х гг. ознаменовано новым ростом нац. самосознания, появлением ряда лит. журналов. В 1921 была осн. Канадская ассоциация писателей и стали появляться первые истории и антологии К. л. Впервые четко оформилась осн. проблема К. л. -- самостоят., свободное от влияния Англии и США, развитие. В эти годы написаны лучшие стихи У. Макдональда (р. 1880), последнего канад. романтика, страстного противника войны ("Песнь взаимопонимания", 1913, "Волга", 1922), автора ярких сатирич. стихов против пошлости и ханжества. В эти же годы выступает Э. Дж. Прэтт (1883--1964); его стихи и поэмы ("Варево ведьм", 1925, "Титаны", 1926, "Колосс", 1935) полны преклонения перед могуществом природы; мн. его стихи посвящены морякам, охотникам и рабочим; экспериментатор в области поэтич. формы, он ввел в нее новые оригинальные рифмы. В нач. 30-х гг. на лит. жизни Канады сказалась экономич. депрессия. В 1936 группа поэтов -- А. Смит (р. 1902), Ф. Скотт (р. 1899), Л. Кеннеди (р. 1907) и А. Клейн (р. 1909) -- при участии Прэтта выпустила сб. стихов "Новые провинции". К этой группе примыкает поэт Р. Финч (р. 1900), стихи к-рого отличаются эпиграмматич. стилем. Поэтесса Дороти Лайвси после стихов, посвященных темам любви и одиночества, в 30-х гг. обратилась к социальным проблемам, сблизившись в Париже с А. Барбюсом; эти настроения отражены в ее поэме "Верховой" (1935) и в стихах "День и ночь" (1944). Возмущение против несправедливости содержат стихи Э. Бёрни (р. 1904), хорошо знающего жизнь народа. Поэтов 40-х гг. отличает интерес к социальным проблемам, стремление к новаторству в поэтике. Вокруг журн. "Preview" ("Вернисаж") и его редактора поэта П. Андерсона (р. 1915), а также журн. "First Statement" ("Первая заявка") и его редактора Д. Сазерленда собрались группы поэтов, среди них -- Р. Густафсон, Ф. Скотт, Р. Хемблтон и др. Интересно творчество Патриции Пейдж (р. 1916), пишущей о благородстве простых людей (поэма "Стенографистки", 1946, и др.). В другой группе поэтов -- И. Лейтон, М. Уэдингтон, Р. Саустер, Л. Дьюдек (р. 1918) -- последний выделяется как автор стихов о жизни рабочих и гор. бедноты ("В восточной части города", 1946); в стих. "Будь молодым вместе со мной" он призывает к уничтожению капиталистич. строя. Сочувствие простым людям -- постоянный мотив Р. Саустера (р. 1912). Поэт-коммунист Д. Уоллес (р. 1890) пишет стихи о канад. народе, о свободе, об СССР и коммунистах. В стихах Р. Даниелса (р. 1902), Д. Рефорда (р. 1915), Д. Рини (р. 1923) социальная тематика уступила место мотивам "чистого" иск-ва, темам смерти, секса.
   Большое место в К. л. занимают произв. о животных (в Канаде особое значение имело покорение дикой природы).
   Известны повести и рассказы Ч. Робертса, М. Сондерса и У. Фрейзера, произв. Э. Сетона-Томпсона (1860--1946), соединившего в своем творчестве худож. вымысел с наукой ("Дикие животные, как я их знаю", 1898, "Биография Гризли", 1900, и др.). С сер. 20-х гг. развитие прозы ознаменовалось романами Л. Салверсон (р. 1890) об исл. поселенцах ("Сердце викинга", 1923), из жизни пионеров ("Исповедь дочери иммигранта", 1939); произв. Ф. Найвена (1878--1944); романами У. Бёрда (р. 1891) из истории провинции Новая Шотландия; романами Т. Редделла (р. 1903), из к-рых особенно интересна книга об амер. революции "Янки его величества" (1942). Др. направление канад. прозы представлено идиллич. романами Мазо де ла Рош (1885--1961), писательницы, автора многотомной семейной хроники об Уайтоуках ("Джална", 1927, и др.), в к-рой воспеваются традиции англ. семейной жизни. Третье направление -- реалистич. роман из жизни общества. Власти денег посвящены романы Р. Нистера (1900--32) и А. Бэд; один из лучших в К. л. романов -- "Что касается меня и моего дома" (1941) -- принадлежит перу С. Росса (р. 1915). В конце 40-х гг. появились романы Р. Аллена, Х. Гарнера, Э. Бёрни, С. Дьюдни, У. Митчелла. Выдающийся реалист Ф. Гров (1871--1948) испытал влияние И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; герои его романов -- несгибаемые трудностями люди, звучание большинства романов -- трагическое, но автор верит в величие человеч. труда и его победу над злом. М. Кэллехен (р. 1903) -- автор романов и рассказов из жизни простых канадцев ("Счастье найдете на небесах", 1937). О "маленьком" человеке, потерявшемся во враждебном мире, пишет в своих романах "Божьи воробышки" (1937) и "День гнева" Ф. Чайлд (р. 1898); его роман "М-р Эймс против времени" (1949) написан под влиянием Достоевского. Творчество Х. Мак-Леннана (р. 1907) отражает растущее самосознание канадцев, в романе "Два одиночества" (1945) он призывает к объединению канадцев; в романах "Пропасть" (1948) и "Сын каждого человека" (1951) выступает против пуританства. Творчество писателя-коммуниста Д. Картера (р. 1910) посвящено борьбе за свободу и прогресс. Ему принадлежат книги и статьи о СССР, роман "Будущее за нас" (1950); о жизни шахтеров и профсоюзном движении он рассказывает в романе "Сыновья без отцов" (1955). В традициях Ликока пишет драматург, прозаик и публицист Р. Дейвис (р. 1914), его сатира разоблачает мещанство, бурж. ханжество; особенно интересует его судьба художника и писателя в капиталистич. обществе. Р. Аллен (р. 1914) -- автор романа "Ему все дозволено" (1954), разоблачающего фашиствующие элементы в руководстве канад. культурой. Э. Бёрни (р. 1904) написал в 1949 роман "Терви" -- сатиру на армейскую бюрократию. В драматургии 50--60-х гг. появились интересные сатирич. пьесы, написанные гл. обр. для радио и телевидения Р. Дейвисом, Л. Синклером (р. 1921) и др. Пропаганде К. л. и утверждению ее независимости от амер. культуры способствует деятельность канад. критиков и историков лит-ры. Среди них: Л. Пирс, Д. Пэси, А. Вудхаус, Н. Фрай, Б. Фэрми.
   В 1955 Конференция по вопросам культуры, организованная Рабочей прогрессивной партией Канады, рассмотрела вопрос о борьбе с американизацией канад. культуры. Этой же проблеме была посвящена 1-я конференция канад. писателей на англ. яз. Р. Дейвис в статье "Писатель в Канаде" писал: "...в настоящее время канадские писатели развиваются так же быстро, как и все остальное в нашей стране, и это развитие часто дает прекрасные результаты. Если вы смотрите в будущее, не теряйте Канады из поля зрения" (журн. США "Publishers' weekly", 1956, v. 170, No 16, с. 1867).
   Литературная периодика на английском языке. Первый лит. журн. "The Nova Scotia Magazine" ("Ново-Шотландский журнал", 1789--92) был посвящен сообщениям о новинках англ. лит-ры. Произв. канад. писателей начали печататься в журн. "Acadian Magazine" ("Акадианский журнал", 1826--28), "Halifax Monthly Magazine" ("Галифаксский ежемесячник", 1830--33) и др. В Монреале появился двуязычный "Quebec Magazine"("Квебекский журнал", 1792--94), а в 19 в. "Literary Garland" ("Литературная гирлянда", 1838--51), рассчитанный на аристократич. часть населения. С сер. 19 в. центром журналистики стал г. Торонто, где начали выходить журн. "Anglo-American Magazine" ("Англо-американский журнал", 1852--55), "Canadian Monthly and National Review" ("Канадский ежемесячный национальный журнал", 1872--78), "Week" ("Неделя", 1883--96), публиковавшие новинки К. л. В нач. 20 в. лит. журналы появились и в др. провинциях. Консервативный "Canadian Magazine" ("Канадский журнал", 1893--1939) и радикальный "Canadian Forum" ("Канадский форум", с 1920) широко освещают вопросы канад. культуры; в последнем печатали свои стихи крупнейшие поэты Канады, однако этот журнал часто занимает реакц. позицию. Выходят популярные "тонкие" журналы амер. коммерч. типа: "MacLean's Magazine" ("Журнал Маклина", с 1896), "Saturday Night" ("Субботний вечер", с 1887), "Liberty" ("Свобода", с 1947) и др. Статьи о лит-ре помещают академич. журналы Кингстонского, Монреальского и Торонтского ун-тов. В 30-х гг. начали выходить марксистские журналы: "Masses" ("Массы", 1932--34) и популярный журн. "New Frontier" ("Новые границы"), освещавший вопросы прогрессивной лит-ры и пролет. культуры. С 1957 Д. Картер изд. журн. "Northern Neighbours" ("Северные соседи"), знакомящий канад. народ с жизнью СССР. В 30--40-х гг. появились новые журналы, издаваемые писателями: "First Statement" ("Первая заявка", 1942--45), "Preview" ("Вернисаж", 1942--45), "Northern Review" ("Северное обозрение", 1945--56). С 1959 в Ванкувере выходит лит.-критич. журн. "Canadian Literature" ("Канадская литература"), в к-ром печатаются критич. статьи о совр. канад. писателях.
   Литература на французском языке начала развиваться сравнительно поздно. До сер. 18 в. франц. пионеры (гл. обр. крестьяне) и их потомки были заняты освоением суровой канад. природы, а в 1763, когда Канада была передана Англии, франко-канадцы оказались оторванными от Франции (до 50-х гг. 19 в.) и подвергались притеснениям со стороны правящего класса, состоявшего в осн. из англичан. Огромное влияние католич. церкви мешало всякому проявлению свободной мысли и препятствовало развитию светской лит-ры. От эпохи колонизации Канады французами остались отд. религ. произв. и дневники пионеров Ж. Картье (1491--1557), С. Шамплена (1567--1635) и др., а также устное нар. творчество -- песни и легенды. Первой, родившейся уже в Канаде, писательницей была монахиня М. Морен (1649--87); ее "Записки из монреальской больницы" были опубл. лишь в 1921. Первой книгой стихов был сб. "Послания, сатиры, песни, эпиграммы и другие стихи" (1830) М. Бибо (1782--1857); первый роман написал Ф. О. де Гаспе-сын (1814--41) -- "Искатель сокровища" (1837); первая драма "Юный Латур" была создана в 1844 А. Жерен-Лажуа (1824--82). На протяжении всей истории франц. К. л. большую роль играли соч. на религ. темы и записи выступлений политич. деятелей, отличавшихся блестящим красноречием (У. Лорье, 1841--1919; А. Бурасса, 1868--1952; Л. Ж. Папино, 1786--1871), носившим у франко-канадцев характер высокого иск-ва.
   Совместная борьба канадцев англ. и франц. происхождения против англ. губернатора за самостоятельное канад. пр-во, объединение Нижней (заселенной гл. обр. франко-канадцами) и Верхней (заселенной англо-канадцами) Канады -- т. н. Конфедерация Канады, и социально-экономич. развитие страны в сер. 19 в. несколько оживили культурную жизнь франко-канадцев. Начали выходить первые лит. журналы, в 1852 был основан ун-т Лаваля; с 1845 стала печататься отд. выпусками "История Канады" Ф. Гарно (1809--66); пробудив нац. гордость франко-канадцев, подавленную жестокостью англичан, она дала начало развитию К. л. на франц. яз.; эта работа, так же как историч. произв. А. Ферлана (1805--65) и А. Касгрена (1831--1904), сохранила свое значение до сих пор. Историки стали лидерами лит. движения т. н. патриотич. школы поэтов-романтиков, к-рую возглавлял О. Ж. Кремази (1827--79), считающийся отцом франц. канад. поэзии. Он познакомил канадцев с творчеством В. Гюго и др. франц. романтиков, его стихи (опубл. 1854--62) были посвящены историч. и политич. темам, к-рые господствовали во франц. К. л. до конца 19 в. К этому течению принадлежали поэты Л. Фрешетт (1839--1908), писавший стихи о людях и событиях истории франц. Канады, П. Леме (1837--1917), прославлявший красоту и обычаи сел. жизни и религию, У. Шапман (1850--1917) -- автор риторич. стихов, А. Гарно (1836--1904), пытавшийся выразить в стихах внутр. мир человека. Тему сел. жизни, утвержденную П. Леме, развили в своем поэтич. творчестве Н. Бошмен (1850--1931) и Бланш Ламонтань (р. 1889), принадлежащие к т. н. школе местных нравов.
   Немногочисл. прозаич. произв. 19 в. в осн. посвящены выражению религ. и патриотич. идей. Таковы романы А. Жерен-Лажуа "Жан Ривар -- поднимающий целину" (1862) и "Жан Ривар -- хозяин" (1864) -- о том, как вознаграждается труд прилежного крестьянина; рассказы Ф. де Гаспе-отца (1786--1871) из жизни Канады 18 в. и его роман "Канадцы прежних времен" (1863). Авторы этих книг, идеализируя прошлое, используя дидактич. образы, старались укрепить религ. и нац. самосознание франко-канадцев, поддержать их в условиях социального, политич. и языкового неравенства. Известностью пользовался реалистич. роман П. Шово (1820--90) "Шарль Герен" (1853), тема к-рого -- невозможность для образованного франко-канадца получить работу по специальности -- много раз разрабатывалась впоследствии в К. л. на франц. яз. Большего развития к концу 19 в. достигли религ. и историч. соч.; ведущим историком был Э. Руа (1858--1913), написавший историю франц. Канады после англ. завоевания, продолжив, т. о., работу Ф. Гарно.
   В нач. 20 в. развитию К. л. на франц. яз. способствовали нек-рое освобождение от абсолютного господства католицизма, прогресс в системе образования, деятельность таких публицистов, как А. Бурасса, учреждение лит. премий, организация конгрессов по проблемам франц. языка в Канаде. Эти проблемы остаются актуальными и поныне, т. к. франц. яз. Канады вобрал американизмы и слова индейского происхождения; в нем много франц. архаизмов.
   В 1895 возникла т. н. монреальская школа. Поэтов этой школы не удовлетворяли прежние темы -- сел. жизнь, патриотизм, природа; они тяготели к символизму и декадентству, придавали большое значение стихотв. форме; самые значит. поэты школы -- Ш. Жиль (1871--1918), Г. Делаэ (р. 1888) и очень талантливый Э. Неллиган (1879--1941), в 19 лет заболевший психич. расстройством.
   В период между двумя мировыми войнами, когда сел. провинция Квебек, заселенная гл. обр. франко-канадцами, стала превращаться в индустриальную, лит-ра, носившая прежде чисто региональный характер, начала расширять границы своих интересов. Со стихами выступили поэты-парнасцы П. Морен (р. 1889), тонкий мастер стиха; Р. Шопен (р. 1885), к-рого особенно интересовали чисто канад. темы, и А. Дероше (р. 1901), обладавший высокой стихотв. техникой. В манере франц. символистов писали Ф. Эртель (р. 1905), Сен-Дени Гарно (1912--43) -- противники романтич. риторики.
   В 1916 опубл. роман "Мария Шапдлен" эмигранта из Франции Л. Эмона (1880--1913), приехавшего в Канаду в 1911. Это роман о пионерах-колонистах, имевший большой успех благодаря реалистич. изображению жизни народа и оказавший влияние на последующих франко-канад. романистов, писавших о "колониальном периоде", -- А. Бернара (р. 1898), К. Гриньона (р. 1894). В отличие от англ. канад. писателей, франц. канад. писатели не уделяли большого места природе, лишь выделяя землю, как объект труда и источник существования, как доброе начало, противостоящее злому началу -- городу. Историч. романы опубл. Р. де Рокбрюн (р. 1889): "Красные одежды" (1923) -- о восстании 1837, и "От одного океана до другого" (1924) -- о восстаниях Л. Риля в 1870 и 1885. В историч. жанре писал и Л. П. Дерозье (р. 1896).
   Во время 2-й мировой войны получил развитие реалистич. роман. С психологич. романами "Они завоюют землю" (1941), "Фонтиль" (1945) и "Желания и дни" (1948) выступил Р. Шарбонно (р. 1911), изучавший творчество Ф. М. Достоевского и Ф. Мориака. Автор неск. реалистич. романов Габриель Руа (р. 1909) завоевала особую известность своим романом "Случайное счастье" (1945), где правдиво изображена жизнь рабочего района Монреаля, а также романом "Александр Шеневер" (1954) из жизни "маленького" человека в большом городе; у Руа много общего с Т. Драйзером. О жизни людей в большом совр. городе пишет и Р. Лемлен (р. 1919) в антикатолич. романах "У подножья откоса" (1944), "Семья Плуфф" (1948), "Пьер Великолепный" (1952). А. Ланжевен (р. 1927) создал антиклерик. романы. О трагич. реакции человеч. психики на войну пишут Р. Эли (р. 1915) в романе "Конец мечтаний" (1950) и Б. Вак в романе "Две двери... один адрес" (1952). В реалистич. традициях выдержаны рассказы И. Терио (р. 1915).
   Видное место в совр. поэзии занимает Анн Эбер (р. 1916), стихи к-рой рисуют противоречия между внутр. жизнью поэта и реальными условиями жизни, традициями и обычаями. В конце 40-х -- нач. 50-х гг. появились пьесы драматургов Г. Желина (р. 1909), П. Тупена, М. Дюбе, ознаменовавшие рождение нац. театра франц. Канады. Мн. совр. поэты находятся под влиянием сюрреализма и др. зап.-европ. лит. течений. Нек-рые писатели подражают амер. лит-ре ужасов: Мари Клер Бле (р. 1940) издала в 1959 роман "Прекрасный зверь", герои к-рого -- извращенные, нравственно уродливые люди. Первым лит. критиком был судья А. Б. Рутье (1839--1920); его статьи носили остро полемич. характер. В 1-й трети 20 в. количество критич. работ значительно превышало количество лит. произв., причем критики много сделали для того, чтобы стимулировать рост новой лит-ры на франц. яз. Как критик и историк лит-ры отличался активностью ректор ун-та Лаваля священник К. Руа (1870--1943); пропагандируя франц. К. л., он в то же время навязывал писателям строго католич. принципы, препятствуя развитию творч. индивидуальности писателя. В очень резком, иногда издевательском тоне писали критич. работы М. Дюга (1883--1947) и К. А. Гриньон.
   Политика экономич. и политич. дискриминации, проводимая правящим классом Канады, порождает культурное отчуждение канадцев англ. и франц. происхождения. Но прогрессивные круги интеллигенции обеих нац. групп, особенно в 50-х -- нач. 60-х гг., добиваются сближения -- знания обоих языков, перевода лучших лит. произв., встреч писателей и т. д.
   Литературная периодика на французском языке. Первым лит. органом была "La Gazette littéraire de Montréal" ("Монреальская литературная газета", 1778--79), к-рая наряду с общими статьями о канад. жизни публиковала нек-рые лит. произв.; газета отличалась вольтерьянским и антибрит. направлением, вызывавшим резкий протест духовенства; редакторы были арестованы, а газета закрыта. В 1861 выходил журн. "Les Soirées Canadiennes" ("Канадские вечера"), печатавший произв. первых канад. писателей и фольклор; такой же характер носил журн. "Le Foyer Canadien" ("Канадский очаг", 1863). В конце 19 в. лит. статьи печатались в общеполитич. журналах. С 1902 выходит журнал академич. характера "Bulletin de la Societé du parler français au Canada" ("Бюллетень общества французского языка в Канаде"), помещавший материалы по истории лит-ры и по совр. лит-ре. Совр. лит-ре посвящена лит. страница газ. "Le Devoir" ("Долг", с 1910). В 1934 писатели Р. Шарбонно и Ф. Эртель основали журн. "RelХve" ("Смена"), провозгласивший новые принципы лит-ры. В 60-е гг. лит.-критич. статьи регулярно помещает еженедельник "Notre Temps" ("Наше время"); выходит журн. "Relations" ("Отношения") -- орган иезуитов, и журн. ордена св. Доминика "Revue Dominicaine" ("Доминиканское обозрение"), также религ. толка. Более научный характер носит журн. "Culture" ("Культура").

Литература:

   Литература на английском языке.
   Рубин В., Вести из Торонто, "Новый мир", 1956, No 5;
   Журавлев Г., Текумса, "Ин. лит-ра", 1960, No 7;
   Бак Т., Наша борьба за Канаду, пер. с англ., М., 1961;
   Oryol L., Canadian authors in Russian translations, "Soviet Literature", 1965, No 3;
   Spirit of Canadian democracy, [Toronto, 1946];
   Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, 1952;
   Birney E., Twentieth century Canadian poetry, Toronto, 1953;
   Writing in Canada, Toronto, 1956;
   Eggleston W., The frontier and Canadian letters, Toronto [1957];
   Rashley R., Poetry in Canada, Toronto, [1958];
   Klinck C. F. and Watters R. E. [сост.], Canadian anthology, Toronto, [1958];
   Our living tradition, [ser. 1] -- 4, [Toronto, 1958--62];
   The arts in Canada, [Ottawa], 1958;
   Watters R. [сост.], A check list of Canadian literature..., [Toronto, 1959].
   Литература на французском языке.
   Канада. Лит-ра на франц. языке, "Ин. лит-ра", 1958, No 8;
   Сиденко Н., Канад. поэзия. Антология. Сост. А. Боске, "Совр. худож. лит-ра за рубежом", 1963, No 10;
   Marion S., Origines littéraires du Canada français, Hull -- Ottawa, 1951;
   Viatte A., Histoire littéraire de l'Amérique française, Québec -- P., 1954;
   Wade M., The French Canadians, [new ed.], Toronto, 1956;
   Baillargeon S., Littérature canadienne-française, Montréal -- P., [1957];
   Tougas G., A check list of printed materials relating to French Canadian literature, Vancouver, 1958;
   Roy C., Manuel d'histoire de la littérature canadienne de langue française, Montréal, 1959;
   Bessette G., Les images en poésie canadienne-française, Montréal, 1960;
   Tougas G., Histoire de la littérature canadienne-française, P., 1960;
   Drolet A., Bibliographie du roman canadien-français 1900--1950, Québec, 1955.

Л. С. Орел.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 353--361.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-3534.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru