Книгопечатаніе, составляя любопытнѣйшую и весьма важную часть познаній человѣческихъ, служитъ предметомъ удивленія не по нынѣшнему распространенію своему, но по первымъ началамъ и успѣхамъ. Стразбургъ и Маинцъ недавно кончили споръ о мѣстѣ рожденія Гуттенберга. Нѣмцы, Англичане, Французы, Италіянцы, словомъ всѣ народы, имѣющіе право на просвѣщеніе, давно уже собрали старые памятники своего книгопечатанія и написали розысканія о первыхъ своихъ типографщикахъ. Для чегожъ мы Русскіе отъ нихъ отстали?
Я не намѣренъ говорить въ слѣдующей статьѣ о началѣ книгопечатанія на языкѣ Славянскомъ, которое, подобно письменамъ сего великаго народа, скрывается въ неизвѣстности, и неимѣя предъ глазами источниковъ (1), не могу судить о подлинникахъ древнѣйшихъ Славянскихъ типографіи; но хочу только предложить читателямъ извѣстія о жизни и трудахъ Іоанна Ѳедорова, съ товарищемъ своимъ Петромъ Тимофѣевымъ Мстиславцемъ заведшаго первую Славянскую типографію въ Великой Россіи, потомъ въ Галлиціи и наконецъ въ Волыни. Біографія его, къ сожалѣнію, кратка; извѣстія о немъ почерпнуты изъ предисловій и послѣсловій (2), помѣщенныхъ при книгахъ его изданія.
Причиною, подавшею поводъ Царю Іоанну Васильевичу къ заведенію типографіи, было размноженіе церквей и недостатокъ книгъ, въ оныхъ употребляющихся, которыя въ то время столько были искажены переписчиками, что изъ множества собранныхъ повелѣніемъ Царскимъ очень мало находилось годныхъ къ употребленію, но которымъ можно бы было читать и пѣть безъ зазрѣнія совѣсти. Царь зная пользу, проистекающую отъ исправной переписи, въ 1551 году прямо упрекалъ въ небреженіи духовный Московскій Соборъ, созванный съ то время для искорененія злоупотребленіи, вкравшихся въ церковные обряды, котораго правила, въ вопросахъ Царя и отвѣтахъ Собора состоящія, извѣстны подъ именемъ Стоглава (3).
"Божественныя книги, говоритъ Іоаннъ Васильевичъ, писцы пишутъ съ неправленыхъ переводовъ, а написавъ, не правятъ-же; опись къ описи прибываетъ, а недописи и точки непрямыя ставятъ; и по тѣмъ книгамъ въ церквахъ Божіихъ чтутъ и поютъ и учатся и пишутъ съ нихъ: что о семъ небреженіи и о великомъ нашемъ нерадѣніи отъ Бога будетъ намъ по Божественнымъ правиломъ?" -- Соборѣ на сіе опредѣлилъ: "Протопопомъ же и старѣйшимъ священникомъ и избраннымъ священникомъ со всѣми священники въ коемждо градѣ, во всѣхъ святыхъ церквахъ, дозираніи священныхъ книгъ и святыхъ Евангелій и Апостоловъ и прочихъ святыхъ книгѣ, ихѣже соборная церковь приемлетъ. И которыя будутъ святыя книги Евангелія и Апостолы и Псалтыри, и прочія святыя книги въ коейждо суть церкви обращеніе неправлены и описливы, и вы бы тѣ всѣ святыя книги съ добрыхъ переводовъ не правливали соборнѣ, зане же священная правила о томъ запрещаютъ и неповелѣваютъ неправленыхъ книгѣ въ церковь вносити, ниже по нихъ пѣти.-- Тако-же которые писцы по городамъ книги пишутъ, и вы бы имъ велѣли писати съ добрыхъ переводовъ, да написавъ, правити, потомъ же бы продавали, а неправивъ бы книгъ не продавали. А которой писецъ написавъ книгу, продастъ неисправивъ, и вы бы тѣмъ возбраняли съ великимъ запрещеніемъ, чтобы впредь такъ не творили. А впредь таковіи обличени будутъ, продавецъ и купецъ, и выбъ у нихъ тѣ книги имали даромъ безъ всякаго зазору; да исправивъ, отдавали въ церковь, которыя будутъ книгами скудны, да видячи таковая вашимъ бреженіемъ и прочій страхъ пріимутъ."
Но мѣры, предпринимаемыя Царемъ Іоанномъ Васильевичемъ, по распространившемуся злоупотребленію немогли имѣть желаннаго успѣха, и потому онъ въ 1553 году рѣшился, одобренный въ намѣренія своемъ Митрополитомъ Макаріемъ, завести первую въ Москвѣ и во всей Великой Россіи типографію. Съ того же года начались немедленно къ тому приготовленія, отысканы художники, и Царь повелѣлъ строить книгопечатный дворъ (4). -- Первые изъ сихъ типографщиковъ были Іоаннъ Ѳедоровъ, діаконъ Московскаго Собора Николы Гостунскаго, и Петръ Тимофѣевъ Мьстиславецъ. Время и мѣсто рожденія ихъ неизвѣстно (5), равно какъ и то, гдѣ и какъ образовали они свои способности. учились ли сему искусству прежде, или только по повелѣнію Царскому? Буквы, употребленныя ими къ печатанію, отлиты въ Москвѣ ли, или въ чужихъ краяхъ? Вотъ вопросы, на которые приятно бы слышать удовлетворительные отвѣты. Когда началось печатаніе, Царь ничего нещадилъ для успокоенія, выгодъ и поощренія художниковъ; но не прежде какъ чрезъ десять лѣтъ отъ начала заведенія въ 1564 году 1 го чрезъ годъ и 9 дней печатанія появилась первая книга Дѣянія Апостольскаипосланія соборнаяи святаго Апостола Павла посланія. Однако не смотря на первыя начала Апостолъ отпечатанъ чистыми, немного продолговатыми, буквами, въ малый листъ на плотной Голландской бумагѣ (6) съ фигурными заставками и заглавными буквами, изъ коихъ послѣднія, подобно надписямъ книгѣ и зачалъ, напечатаны киноварью. Но правописаніе весьма неисправно и подобно рукописямъ, а особливо въ надстрочныхъ знакахъ; кромѣ заглавій нѣтъ нигдѣ и заглавныхъ буквъ; наборъ по большей части безъ отдѣленія предлоговъ и союзовъ и разстановка между главами отвѣчена только на полъ счетомъ. Изъ препинательныхъ знаковъ употреблены только точка и запятая, часто не у мѣста. Въ концѣ строкъ нѣтъ нигдѣ знака переноснаго и предрѣчіи въ концѣ страницы; счетѣ листовъ означенъ (7) подъ нижними углами правой страницы, которыхъ, безъ предисловій и послѣсловія, содержишь 259. Въ началѣ приложенъ гравированный естампъ, представляющій Евангелиста "Луку." Книга сія, составляя драгоцѣнность для охотниковъ, рѣдко гдѣ находится цѣлая; и до тому неизлишнимъ почитаю помѣстить здѣсь любопытное послѣсловіе, содержащее исторію заведенія Московской Типографіи. "Изволеніемъ Отца и споспѣшеніемъ Сына и совершеніемъ Святаго Духа, повелѣніемъ благочестиваго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича Всея Великія Росія Самодержца и благословеніемъ Преосвященнаго Макарія Митрополита всея Русіи, многи святыя церкви воздвизаеми бываху въ царствующемъ градѣ Москвѣ и по окрестнымъ мѣстомъ и по всѣмъ градомъ царства его, пачеже и новопросвѣщенномъ мѣсте во градѣ Казани и предѣлахъ его. И сія вся святыя храмы благовѣрный Царя украшаше честными иконами и святыми книгами, и сосуды и ризами и прочими церковными вещми по преданію и по правиломъ Святыхъ Апостолъ, и Богоносныхъ Отецъ и по изложенію благочестивыхъ Царей Греческихъ, во Царѣ градѣ царствовавшихъ, Великаго Константина, и Устиніяна, и Михаила, и Ѳеодоры и прочихъ благочестивыхъ Царей, въ своя времена бывшихъ. И тако благовѣрный Царь и Великій Князь Иванъ Васильевичъ всей Русій повелъ святыя книги на торжищахъ куповать и въ святыхъ церквахъ полагати: Псалитыри и Евангелія и Апостолы, и прочая святыя книги въ нихъ же мало обрѣтошася потребни; прочіи же вси растлѣни отъ преписующихъ, ненаученыхъ сущихъ и неискусныхъ в разумѣ, оно же и неисправленіемъ пишущихъ. И сіе дойде къ Царю въ слухъ. Онъ же начатъ помышляти, како бы изложити печатныя книги, якоже въ Грекехъ и и Венецыи, и во Фригіи и въ прочихъ языцѣхъ, дабы впредь святыи книги изложилися праведнѣ. И тако возвѣщаетъ мысль свою Преосвященному Макарію Митрополиту всея Русіи Святитель же слышавъ, зело возрадовася и Богови благодареніе воздавъ, Царю глаголаше, яко отъ Бога извѣщеніе приемшу и свыше даръ сходятъ. И тако повелѣніемъ благочестиваго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русіи и благословеніемъ Преосвященнаго Макарія Митрополита начата изыскивати мастераства печатныхъ книгъ въ лѣто ζα осмыя тысящи въ λε лѣто государства его. Благовѣрный же Царь повелѣ устроити домъ отъ своея Царскія казны, идѣже печатному дѣлу строитися, и нещадно даяніе отъ своихъ Царскихъ сокровищъ дѣлателемъ, Николы Чудотворца Гостуньскаго діакону Ивану Ѳедорову да Петру Тимофѣеву Мьстиславцу на составленіе печатному дѣлу и къ ихъ упокоенію, дондеже и на совершеніе дѣло ихъ изыде. И первѣе начата печатати сіи святыя книги Дѣянія Апостольска и посланія Соборна и Святаго Апостола Павла посланія, и лѣто ЗО первое Априля въ ѲІ на память Преподобнаго Отца нашего Іоанна Палевярета, сирѣчь Ветхія Лавры; совершенія же, быша влѣто 30 второе Марта въ л день, при Архіепископе Афанасіе, Митрополите всея Росія, в первое лѣто святительства его, въ славу всемогущия и живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа аминь."
Послѣ Апостола, по словамъ Евгенія, знаменитаго въ Россійской церкви и словесности Іерарха (8), напечатано было еще Евангеліе (сими же художниками?) другимъ шрифтомъ, гораздо крупнѣйшимъ, въ малый листъ, съ такимъ же неисправнымъ правописаніемъ, въ которомъ счетъ листовъ означенъ подъ нижними углами, правой страницы. Мнѣ сего изданія видѣть не случалось.
Не долго пользовался Іоаннъ Ѳедоровъ плодами трудовъ своихъ и честію, по достоинству ему принадлежащею. Зависитъ воздвигла на него гоненіе. Свѣтскіе, духовные и тогдашній учители по невѣжеству вымышляли всѣ средства и способы, самые недостойные, оклеветать его предъ Царемъ Тоанномъ. Не находя защиты въ своемъ отечествѣ первый Россійскій типографщикъ, подобный въ участи своей Гуттембергу, оставя свой городѣ и родную землю, странствовалъ далеко отъ Россіи, не имѣя помощи. Счастливый случай привелъ его подъ покровъ Короля Польскаго Сигизмунда IIго Августа. Тогда одинъ изъ знатнѣйшихъ тамошнихъ Вельможѣ Григоріq Александровичъ Ходкевичъ (9), славный поборникъ благочестія и просвѣщенія, испросилъ позволеніе у Короля принять его къ себѣ въ домъ. Тамъ успокоивая и утѣшая, простеръ свои благодѣянія до того, что подарилъ цѣлую деревню Іоанну Ѳедорову, которой во все ето время не былъ бездѣйственнымъ; печатаніе книгъ было единственнымъ и любимымъ трудомъ его. Книги сей типографіи однакожь неизвѣстны. Въ одномъ рѣдкомъ собраніи (10) церковныхъ книгъ видѣлъ я одну: Евангеліе учительное (т. е. толковое), въ которомъ къ сожалѣнію недостаетъ выходнаго листа, но изъ предисловія къ нему, писаннаго Гетманомъ Ходкевичемъ, котораго имя выше упомянуто, можно догадываться, что она принадлежитъ въ вышеупомянутой типографіи. Для рѣдкости книги помѣщаю изъ предисловія здѣсь выписку, а потомъ покажу причины, дозволяющія принять сіе мнѣніе: "Азъ Григорей Александровичъ Ходкевича, видѣвъ таковое Христіанское наученіе въ сей книзѣ, восхотѣхъ еже бы слово Божіе размножилося и въ наученіе людемъ закону Греческаго ширилося, занеже оскуде сихъ книгъ на многоразличныхъ мѣстѣхъ; и не пощадѣхъ отъ благодарованныхъ мы сокровищъ на сіе дѣло дати, къ тому же изобрѣтохъ себѣ въ томъ дѣлѣ друкарьскомъ людей наученыхъ Ѳедоровича Москвитина да Петра Тимофеевича Мьстиславца, повелѣлъ есми имъ учинивши варсть друкарьскій, и выдруковати сію книгу Евангеліе учительное первое, на почесть и на похвалу Богу въ Троици единому и въ наученію людемъ Христіанскимъ закону нашего Греческаго" и проч. Изъ словъ сего предисловія: повелѣлъ есми имъ учинивши варсть друкарьскій (станъ типографскій) и выдруковати сію книгу Евангеліе первое, ясно видно, что она первая напечатана въ сей типографіи, ибо заведеніе стана типографскаго должно было предшествовать тисненію. Притомъ же Ходкевичь здѣсь упоминаетъ о товарищѣ Іоанна Федорова Петрѣ Тимофѣевѣ, который, какъ послѣ увидимъ, неучаствовалъ уже болѣе въ трудахъ перваго ни во Львовѣ ни въ Острогѣ. Слѣдовательно изданіе сей книги не можетъ принадлежать другой типографіи.-- Между тѣмъ Гетманъ Ходкевичь преклонившись къ глубокой старости и чувствуя болѣзни, ей сопутствующія, не могъ утѣшаться толь прекраснымъ дѣломъ, котораго онъ былъ виновникомъ? И повелѣлъ, оставивъ работу типографскую, заниматься художнику земледѣліемъ въ подаренной ему деревнѣ. Іоаннъ Ѳедоровъ не привыкши къ такимъ трудамъ, сѣтуетъ на сіе при одной своей книгѣ, говоря такимъ образомъ: "не удобно ли бъ раломъ, ниже сѣменъ сѣяніемъ время живота своего съкращати, но имамъ убо въмѣсто рала художьство наручныхъ дѣлъ съ суды, въ мѣсто же житныхъ сѣменъ духовная сѣмена по вселеннѣй разсѣвати." -- Постоянная и усилившаяся въ немъ страсть къ любимымъ трудамъ его принудила, ocтавинъ выгоды спокойной жизни, переселиться оттуда въ Галицію, въ городъ Львовъ, нынѣ называющійся Лембергомъ. Тамъ, прилагая всѣ старанія о заведеніи вновь типографіи, Іоаннъ Ѳедоровъ прибегнулъ къ помощи Русскихъ и Грековъ въ городѣ живущихъ; но долго тщетны были его старанія: богачи, имѣвшіе всѣ способы, не хотѣли войти въ сіе дѣло; бѣдные, имѣя усердіе, не имѣли большихъ средствѣ помочь ему. Наконецъ вспоможеніемъ послѣднихъ и прежнимъ небольшимъ достаткомъ, приобрѣтеннымъ у Гетмана Ходкевича, удалось ему отпечатать первую книгу въ 1674 году февраля 15го по прошествіи цѣлаго года тисненія Апостолъ въ ней же дѣянія Апостольская и посланія сборная и посланія святаго Апостола Павла, начавъ печатанье оной 1573 года февраля 25. Апостолъ отпечатанъ на плотной Голландской бумагѣ точно въ такой же малой листъ какъ и Московской, съ которымъ онъ столько сходенъ, что не только буквы и заставки одинаковы, изключая предисловій и послѣсловія, но даже счетомъ листовъ и строкъ на страницахъ нигдѣ отъ него не разнится, и служитъ доказательствомъ, что Апостолъ Львовскій со всею точностію отпечатанъ съ Московскаго. Изъ препинательныхъ знаковъ употреблены (подобно Московскому) только точка и запятая, часто не у мѣста, а болѣе первая, какъ въ древнихъ рукописяхъ, въ коихъ она не отдѣляя смысла, служитъ только произвольнымъ отдѣленіемъ словъ и рѣченій. Счетъ листовъ означенъ подъ нижними углами правой страницы, которыхъ безъ сказаній о двунадесяти Апостоламъ, приложенныхъ въ началѣ, съ послѣсловіемъ содержитъ 264. -- Въ началѣ книги приложенъ естампъ, отличный отъ Московскаго, представляющій Евангелиста Луку, а въ концѣ на оборотѣ послѣдняго листа гербъ города Львова, подѣ моимъ напечатано: Іоаннъ Ѳедоровичъ друкаръ Москитинъ. Естампъ и гербъ оттиснуты съ деревянныхъ досокъ. По рѣдкости сей книги любопытное послѣсловіе изъ оной, въ которомъ Іоаннъ Ѳедоровъ описалъ свои гоненія, здѣсь предлагается,
"Сія убо повѣсть изъявляетъ откуду начася и како совершися друкарня сія.
"Изволеніемъ Отца и споспѣшеніемъ Сына и сѣвершеніемъ Святаго Духа, повелѣніемъ благочестиваго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русіи и благословеніемъ Преосвященнаго Макарія Митрополита всея Руси, друкарня сія съставися въ царствующемъ градѣ Москвѣ въ лѣто ЗО первое въ тридесятое (11) лѣто государства его. Сія же убо не туне начахъ повѣдати вамъ, но презѣлнаго ради озлобленія часто случающагося намъ, не отъ самаго Государя, но отъ многихъ начальникъ и учитель, которые на насъ, зависти ради, многія ереси умышляли, хотячи благое въ зло превратити и Божіе дѣло и конецъ погубити, якожъ обычай есть злонравныхъ и ненаученыхъ и неискусныхъ и разумѣ человѣкъ; ниже грамотическія хитрости навыкше, ниже духовнаго разума исполнени бывше, но туне и всуе слово зло пронесоша: такова бо есть зависть и ненависть, сама себѣ навѣшующи не разумѣетъ како ходитъ и о чемъ утверждается. Сія убо насъ отъ земля и отечества и отъ рода нашего изгна, и въ ины страны незнаемы пресели; егда же оттуду сѣмо преидохомъ ï по благодати Богоначальнаго Іисуса Христа Господа нашего, хотящаго судити вселеннѣй въправду воспріяша насъ любезно благочестивый Государь Жикгимонтъ Августъ Кроль Польскій и Великій Князь Литовскій, Рускій, Прускій, Жемонтскій, Мазовецкій ï иныхъ съ всѣми Паны рады своея. Въ тоже время съ тщаніемъ умоли Государя велеможный Панъ Григорей Александровичъ Ходкевича, Панъ Виленскій, Гетманъ наивышшій Великого Князьства Литовскаго, староста Городеньскій и Могилевъскій, прія насъ любезно къ своей богоутѣшнѣй любви и упокоеваше насъ немало время и всякими потребами телесными удовляше насъ; еще и сіе не довольно ему бѣ, еже тако устроити насъ, но и весь не малу дарова ми на упокоеніе мое. Намже работающимъ по воли Господа нашего Іисуса Христа, и слово его по вселеннѣй разсѣвающе, егдаже пріити ему въ глубоку старость, и начастѣ главѣ его болѣзнію одержимъ быти, повелѣ намъ работанія сего престати, и художество рукъ нашихъ ни во что же положити, и въ веси землѣдѣліемѣ житіе мира сего препровождали; еже не удобно мы бѣ раломѣ, ниже сѣменъ сѣяніемъ время живота своего съкращати, но имамѣ убо въмѣсто рала художьство наручныхъ дѣлъ съ суды, въ мѣсто же житныхъ сѣменъ духовная сѣмена по вселеннѣй разсѣвати, и всѣмъ по чину раздаваши духовную сію пищу. Наипаче же убояхся истязанія владыки моего Христа, непрестанно въпіюща къ мнѣ: лукавый рабе и лениве, почто не вда сребра моего торжникомъ? и азъ пришедъ взялъ быхъ свое с лихвою, И когда убо на уединеніи въ себѣ прихождахъ, и множицею слезами моими постелю мою омочахъ, вся сія размышляя въ сердцы своемъ, дабыхъ не съкрылъ в земли таланта отъ Бога дарованнаго ми. И тужащу мы духомъ сія глаголахъ: еда въ вѣки отринетъ Господь и неприложито благоволити паки, или до конца милость свою отсѣчетъ, по притчи смоковничнаго неплодствія, яко всуе землю упражняющу. И сего ради понудихса ити оттуду. И въ путь шествующу мы многи скорби и бѣды обрѣтоша мя, не точію долготы ради путнаго шествія, но и презелному повѣтрею дыщущу и путь шествія моего стѣсняющу; и просто рещи вся злая и злыхъ злѣе. И тако промысломъ Божія человѣколюбія до богоспасаемаго града Лвова пріидохъ, и вся яже на пути случающимися ни в что же въмѣняхъ, да Христа моего приобрящу. Вся яже здѣ сну подобна и сѣни, преходятъ бо, яко же бо дымъ на воздусѣ, благая и злая расходятся; яко Апостолъ хвалится въ скорбѣхъ, занеже скорбь терпѣніе сѣдѣваетъ, терпѣніе же упованіе, упованіе же непосрамитъ; почто? Занеже любовь Божія възгорѣся въ сердцы моемъ духомъ святымъ даннымъ мы. И разсудившу мы се, и когда вселшумися въ преименитомъ градѣ Лвовѣ, яко по стопамъ ходяще топтанымъ нѣкоего богоизбранна мужа, начахъ глаголати въ себѣ молитву сію: Господи Вседержителю, Боже вѣчный и безначальный! иже благости ради единыя приведый отъ небытія въ бытіе всяческая, словомъ своимъ вседѣтельнымъ, духомъ устъ своихъ срасленымъ, иже и промышляя присно и съдержа, износя по числу тварь свою и по имени възывая, иже въ послѣдняя лѣта, неизреченныя ради милости твоея, падшее наше естество възвелъ еси схоженіемъ единороднаго сына твоего Господа нашего Іисуса Христа, иже и предасться за прегрѣшенія наша и въскресъ оправданія ради нашего, его же язвою исцѣлѣхомъ; по благоволенію хотѣнія твоего, и въ похвалу славы благодати твоея, прежде нарече насъ въ усыненіе Іисусъ Христомъ въ тебѣ, въ еже быти намъ святомъ и непорочномъ предъ тобою въ любви, повѣдая намъ тайну воля своея, еже быти намъ исперва нѣкое отъ създаній твоихъ. Укрѣпи, Боже! се, еже сѣдѣла в насъ, неизвѣщенною глубиною чудесъ твоихъ, христіаномъ дателю истинныя премудрости! вразуми мя ï испытаю законъ твой, и не отыми отъ устъ моихъ словесе истинна до зела, ради, братіи моихъ и ближнихъ моихъ. Услыши молитву мою Господи, и моленіе мое внуши, слезѣ моихъ не премолчи, яко преселникъ азъ отъ тебе и пришлецъ, яко же вси отцы мои. Ослаби ми отъ страстей моихъ, да полещу дѣяніемъ и почию видѣніемъ и смиреніемъ. Ты убо, о Владыко! И прежде множицею отпустилъ еси нечестіе сердца моего, молитвами святыхѣ твоихъ, отъ вѣка угодившихъ ти и нынѣ служащихъ ти преподобіемъ и правдою аминь.-- И помолившумися, начахъ богоизбранное сіе дѣло къ устроенію навершати, якобы богодухновенныя догматы распростаневати. И обтицахъ многащи богатыхъ и благородныхъ въ мирѣ, помощи прося отъ нихъ, и метаніе сътворяя колѣномъ касаяся и припадая на лицы земномъ, сердечнокаплющими слезами моими ноги ихъ омывахъ і и сіе не единою ни дващи, но и многащи сътворихъ; и въ церкви священнику всѣмъ въ слухъ повѣдати повелѣхъ. Не испросихъ умилеными глаголы, ни умолихъ многослезнымъ рыданіемъ, не исходатайствовахъ никоея же милости іерейскими чинми; и плакахся прегорькими слезами, еже не обрѣтохъ милующаго ниже помогающаго, не точію въ Рускомъ народѣ, но ниже въ Грекахъ милости обрѣтохъ. Но мали нѣцыи въ іерейскомъ чину, иній же неславніи въ мирѣ обрѣтошася, помощь подающе, не мню бо отъ избытка имъ сія творити, но яко же оная убогая вдовица отъ лишенія своего двѣ лѣптъвъвергьшія. Вѣмъ убо, яко в нынѣшнемъ мирѣ должная ихъ к нимъ възвратится, въ будущемъ же вѣцѣ отъ богатодавца Бога стократицею въздастся. Молю убо васъ, не прогнѣнайшеся на мя грѣшнаго, пишущу ми сія, немните убо яко отъ чрева, глаголати ми или писати, вѣсть бо всявъ, отъ начала прочитали въкратцѣ списаную сію исторію, како отъ его милости Пана Григорія Ходъкевича всякими потребами телесными пищею и одеждою удоволенъ быхъ но вся сія нивочт оже вмѣняхъ. Не упояяхъ на неправду и на восхыщеніе не желахъ, богатства аще и много стекалося, неприлагахъ тамо сердца; но паче изволихъ всякія предреченныя скорби и бѣды претерпѣвати, да множае умножу слово Божіе и Свидѣтельство Іисусъ Христово. Наше убо есть еже съмиреномудріемъ просити и начинати, Божіе же еже миловати и совершати; того бо и царствію наслѣдникъ быти надѣюся, его же буди всѣмъ намъ получити благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, ему же подобаетъ слава, честь и покланяніе съ Отцемъ и съ Святымъ Духомъ Нынѣ и и безконечныя вѣки аминь.
А начася сïя Книга друковати рекомый Апостолъ, въ богоспасаемомъ Градѣ Лвовѣ, въ нейже дѣянія Апостольская, и посланія съборная и Посланія Святаго Апостола Павла по воплощеніи Господа Бога, и Спаса нашего Іисуса Христа А'Ф'ОГ. Февруарія въ К~Е день, и совершися въ лѣто О~Де того-же мѣсяца въ Е~I день. Молимъ же васъ, любовію духа Господа нашего Іисуса Христа, давшего себе о гресѣхъ нашихъ, вси раби благословеннаго Бога нашего, да аще кому прилучится вникнути и сію душеполезную Апостольскую книгу и разумѣти что потребно и душеполезно, той прежде всѣхъ виновнику всѣмъ благимъ и съдѣтелю жизни нашея Богу благодать да воздаетъ, а его милости Пану Григорію Александровичу Ходкевича, вѣчныя памяти и съ святыми равноапостольными отъ вѣка. Богу угодившими съселенія и съжительства получити да проситъ; потомже сыномъ его милости Пану Андрею Григорьевичу Ходкевича, Пану подстолему Великаго Князьства Литовскаго, Старосте Могилевскому, и его милости Пану Александру Григорьевичу Ходкевича Старостѣ Городеньскому, Державцу Аиньскому да проектѣ душевнаго спасенія и многолѣтнаго здравія, понеже бо они виновни суть таковыя пользы. Намъ же непотребнымъ, начнанія дерзнутымъ прощеніе и грѣхомъ простыню да просятъ, да и сами того же благословенія и простыни грѣхомъ сподобитеся. И аще что погрѣшено будетъ, Бога ради исправляйте, благословите а не клените, понеже не писа духъ святый ни ангелъ, но рука грѣшна и брена яко же и прочій ненаказанной. Выдруковалъ есми сію душеполезную Апостольскую книгу въ преименитомѣ мѣсте Лвовѣ, въ славу всемогущія, и живоначальныя Троица Отца и Сына и Святаго Духа, аминь."
Неизвѣстно, печаталъ ли Іоаннъ Ѳедоровъ послѣ что нибудь во Львовѣ, а изъ Книги Грамматика доброглаголиваго Еллинословенскаго языка, изданной тамъ въ 1591 году въ 8, видно, что типографія долго не имѣла своего дѣйствія и возобновлена только по благословенію, въ 1568 году данному Вселенскими Патріархами, учиться Славянамъ Греческому языку. Сія самая книга подала поводъ одному ученѣйшему Мужу думать, что типографія Львовская началомъ своимъ обязана Острозской (13).
Въ концѣ XVI вѣка одинъ изъ отличныхъ Волынскихъ Князей Констпантинъ Константиновичь Острозскіи, (13), удержавшій православіе Восточной церкви противъ всѣхъ гоненіи Папистовъ и Уніатовъ, желая способствовать распространенію истинныхъ догматовъ Греческой церкви. Открыто печаталъ въ столичномъ своемъ Городѣ Острогѣ Славянскія книги (14). Въ 1580 году первая тамъ напечатана Книга Новаго завѣта, в ней же напреди ψалми блаженнаго Давыда Пророка и Царя, въ 8, весьма мѣлкими и красивыми буквами на бѣлой чистой бумагѣ типографщикомъ Іоанномъ Ѳедоровымъ (15). Въ предисловіи къ ней Іоаннъ Ѳедоровъ обращаясь къ Князю Острозскому, говоритъ: "поволеніемъ вашего благочестія соединихъ (Псалтырь и Новый завѣтѣ) въ едину сію вещь, яко да исполнится въ васъ еже отъ Апостола реченное: ciя предаждь вѣрнымъ Человѣкомъ, иже довольни будутъ и иныхъ научити. Тѣмъ-же молимъ вы съ всякимъ смиреніемъ, о Благочестивый Княжю! Да воспріимеши сіе рукодѣліе наше отъ насъ боголюбезно, яко прьвый овощь отъ дому печатнаго своего Острозснаго, вѣздающи хвалу всѣмъ благимъ сѣдѣтелю Богу, яко да сподобитъ благодатію своею быяпіѣсное дѣло, еже нача-томъ, сѣвершити въ честь и хвалу имени своего святаго, въ утверженіе церкви Христовы, и въ наслажденіе всѣму народу Рускому, вашему же Княжацкому благочестію съ благородными ти чады въ вѣчное благословеніе сего всегда, яко отъ могущаго дати, яко раби непрестанно просимъ вашему благочестію получити въ многолѣтномъ здравіи съ душевнымъ спасеніемъ, съхраняюще заповѣди его непорочно въ некончаемыя вѣки аминь. Δόζα τῷ ςυντάζοντι ἄπαντα ἀμὴν"
Изъ выписки сего предисловія видно, что книга Новаго завѣта была первая, напечатана въ Острогъ въ 1580 году, и что въ семъ же году началась печататься Библія.-- Но несравненно важнѣйшій трудѣ, употребленный нашимъ художникомъ, есть изданіе первой на языкѣ Славянскомъ Библіи съ перевода 72 толковниковъ (16). Князь Острозскій собирая Библіи на языкахъ Греческомъ, Латинскомъ и разныхъ діалектахъ Славянскаго, между прочимъ получилъ одну отъ Михайлы Гарабурды. Писаря Великаго Княжества Литовскаго, по усильной просьбѣ данную ему Царемъ Іоанномъ Васильевичемъ, которой переводъ относился ко временамъ Владиміра Іго, и положивъ ея въ основаніе, яко древнѣйшую и менѣе прочихъ подверженную изкаженію переписчиковъ, употреблялъ въ помощь при изданіи другіе переводы, свѣряя съ присланнымъ въ нему отъ Константинопольскаго Патріарха Іереміи Греческимъ подлинникомъ (17). Изданіе поручено искуснымъ людямъ, знающимъ основательно Славянскій и Греческій языки, а печатаніе Іоанну Ѳедорову. Въ 1581 году (18) Августа 12 го окончавъ ихъ многотрудный подвигъ, и книга издана на прекрасной бумагѣ въ листъ подъ слѣдующимъ заглавіемъ: Библія сирѣчъ книги Ветхаго и Новаго завѣта по языку Словенску, отъ Еврейска въ Еллинскій, языкъ седмидесять и двѣма Богомудрыми преводники прежде воплощенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуеа Христа Т~Н лѣта, на желаемое повелѣніе Филадельфа Царя Египетска преведены, з воду съ тщаніемъи прилѣжаніемъ елико можно помощію Божіею послѣдовасяи исправися.-- Библія напечатана въ листъ, раздѣленный на два столбца, мѣлкими и прекрасными буквами, съ фигурными черными заставками и заглавными буквами. Киноварь употреблена въ мѣсяцословѣ, къ концу книги приложенномъ, и въ показаніи зачалъ. Вообще вся отдѣлка типографская чиста и искусна, но въ правописаніи менѣе приложено старанія. Изъ препинательныхъ знкновъ употреблены точна, точка съ запятою и запятая.-- Щетъ листовъ означенъ на правомъ углу верхней страницы.
Въ заключеній Библіи приложено послѣсловіе Іоанна Ѳедорова на Греческомъ и Славянскомъ. Славянское здѣсь сообщается: "Всесильный и неизреченный Богъ, въ тріехъ составѣхъ отъ всея твари покланяемый и славимый, Ты еси всякоя благости начало и вина! поспѣшеніе и свершеніе! благоволилъ еси убо православному Князю въ умъ сіе пріати, да мнѣ грѣшному и дѣло недостойному повелитъ Божественное слово Твое всѣмъ повсюду тисненіемъ печатнымъ предложити. Тѣмъ-же убо азъ, аще и недостойна и тименіемъ грѣха одержима свѣдый себѣ, повинухся повелѣніе, надѣяся щедротамъ твоимъ, връгохся въ пучину неислѣдимую Божественнаго и всесвѣтлаго писанія твоего, купно съ поспѣшники и единомысленники моими, якоже нынѣ Твоимъ человѣколюбіемъ въ пристанище съврѣшенія достигохомъ, душа колѣни преклоняюще и главами нашими въ землю ударяюще, съ слезами радости славимъ и превозносимъ Твое трисвятое и прехвальное имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всѣмъ же повсюду православнымъ христіаномъ господіемъ и братіи и другомъ, раболѣпно метаніе до лица земнаго умилено сътворяю, отъ усердія же души прилѣжно молю, аще приключися нѣкое погрѣшеніе прощайте, сами же сподобльшеся отъ богатодавца большихъ дарованій духовныхъ и исправляйте, вѣдуще яко Господинъ винограда сего приемлетъ послѣдняго яко и перваго, и отъ единонадесятаго часа дѣлавшаго, яко и тяготу вседневнаго вара понесшаго."
Печаталъ ли что нибудь Іоаннъ Ѳедоровъ въ Острогѣ, или изданіе Библіи было прслѣдримъ его подвигомъ -- неизвѣстно, Будемъ признательны къ трудамъ его, и при именахъ Гуттемберга, Фоуста, Щефера, вспомнимъ Іоанна Ѳедорова.
К. Калайдовичъ.
Примѣчанія.
(1) Безъ крайняго сожалѣнія не могу я вспомнить о потерѣ, претерпѣнной мною въ прошедшій ужасный годъ. Вся библіотека моя -- рѣдкій памятникъ Исторіи и Словесности Отечественной, превращена въ пепелъ злодѣями. Между прочимъ совсѣмъ приготовленная подробная Исторія книгопечатанія въ Россіи и образцы всѣхъ древнихъ Славянскихъ типографій испытали равную участь.
(2) Такъ называется титулѣ и предисловье, потому что оныя въ старыхъ Русскихъ, книгахъ печатались не въ началѣ, а въ концѣ. Сего не льзя сказать о книгахъ, напечатанныхъ въ Польшѣ и Малороссіи, гдѣ поступали напротивъ. Печатаніе предисловій въ концѣ продолжалось до 1667 года, въ которомъ отмѣнено бывшимъ въ Москвѣ Софорамъ, какъ то видно на стр. 1. Соборнаго свитка, припечатаннаго къ Служебнику, изданному въ 1668 году въ Москвѣ по исправленіи: въ концѣ книги предисловіе отнынѣ не печатати, зане въ нынѣшнее время неприлично.
(3) См. вопросѣ 5 и отвѣтовъ глав. 27 и 28. Имя Стоглава придано сей книгѣ по числу главъ, составляющихъ оную; но въ рукописи она находится подъ названіемъ: Вопросы и отвѣты о различныхъ церковныхъ чинѣхъ.
(4) Тотъ самой, которой и теперь существуетъ на Никольской улицѣ и занятъ Духовною типографіею. На украшенныхъ воротахъ его, теперь къ сожалѣнію сломанныхъ, находилася надпись, въ которой упоминалось, что ворота построены на бывшемъ уже дворѣ книгъ печатнаго тисненія. "Божіею милостію и повелѣніемъ Благовѣрнаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича всея Россіи Самодержца и сына его Государева Благовѣрнаго и Христолюбиваго Царевича и Великаго Князя Алексѣя Михайловича всея Руссіи (сдѣланы бысть сіи полаты и ворота на дворѣ книгъ печатнаго тисненія) {Слова, заключенныя въ надписи скобками, въ Пуmeводителѣ къ древностямъ и достопамятностямъ Московскимъ совсѣмъ переиначены такимъ образомъ: сдѣлана бысть сія палата на дворѣ надъ воротами книгопечатнаго тисненія. Часть 2. М. 1792. стр. 150.} въ лѣто зр'ни. (1645) мѣсяца Іюнія въ 30 день. Не сія ли надпись подала поводѣ думать Преосвященному Евгенію, что нынѣшній Синодальный типографскій домъ отстроень только при Патріархѣ Іосифъ, потому можетъ быть, что построеніе воротъ относится къ сему времяни? Изъ слѣдующей перечневой записки книгамъ, вышедшимъ изъ типографіи съ 1639 го по 1651 годъ, также видно, что, типографія Существовала уже на семъ мѣстѣ до Царя Михаила Ѳеодоровича; въ прошломъ Р~МЪ (1639) году Іюля въ Е~І день по Государеву Цареву і Великаго Князя Михаила Ѳедоровича всея Руссіи указу на книжномъ печатномъ дворѣ въ хоромехъ и деревяныхъ и четыре стана начаты печатать книги Евангеліе напрестольное въ десть, и въ нынѣшнемъ во Р~МИ. (1640) году Генваря въ Ѳ~І. день тѣ книги Евангеліе изъ печати изъ дѣла вышли.-- Изъ Великобританскаго герба, бывшаго на воротахъ, нѣкоторые полагаютъ, что тутъ же былъ дворъ и Аглинскихъ Посланниковъ, чему приводятъ въ доказательство и теперь еще уцѣлѣвшія расписанныя косматы, въ которыхъ по преданію они живали. Но сего въ типографской архивѣ не отыскано.--
(5) Не льзя ли предполагать, что Іоаннъ Ѳедоровъ былъ уроженецъ Московскій, ибо онъ вездѣ называетъ себя Москвитиномъ, а Петръ Тимофіевъ Мьстиславскій. Точно какъ одинъ Русскій типографщикъ, жившій въ началѣ XVII цѣна, подписывается: Онисимъ Михайловъ Радошевскій Волынецъ, изъ чего ясно видно мѣсто его рожденія. Ето догадка, а не положеніе. Нѣкоторые называются имянемъ земли и города по долгомъ тамъ пребываніи.
(6) По крайней мѣрѣ въ екземплярахъ, у меня бывшихъ изъ Московской Духовно-Типографской библіотеки отъ И. Ѳ. Ѳерапонтова. Преосвященный Евгеній говоритъ,что въ первомъ Апостолѣ нѣтъ щета листовъ, а только внизу типографская сигнатура тетрадей, расположенная на 16 листовъ или 32 полосы, вѣроятно по тому, что въ екземплярѣ его Преосвященству поля съ означеніемъ щета листовъ были обрѣзаны.
(7) Которую всегда вывозили изъ Голландіи. По запискамъ духовнаго типографскаго архива видно, что, на отпечатанное въ 1649 году Евангелье употреблено бумаги 24 стопы и 10 дестей, купленной въ 1636 году Голландскіе земли у гостя у Онъдрѣя Ѳаньгреньгина по 41 алтыну стопа. Подобныя извѣстія очень часто встрѣчаются въ запискахъ архивскихъ.
(8) См. въ журналѣ Другъ Просвѣщенія 1806 года въ Опытѣ Словаря Россійскихъ Писателей статью Іоаннъ Ѳедоровъ.
(9) Панъ Виленскій, Гетманѣ Великаго Княжества Литовскаго, Староста Гродненскій и Могилевскій.
(10) У Благотворителя Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ И. Ѳ. Ѳерапонтова.
(11) Въ подлинникѣ ошибка. Должно читать четыредесятое.
(12) Словарь Россійскихъ Писателей въ рукописи, подъ именемъ Константина Островскаго.
(13) Нареченный въ Св. крещеніи Василіемъ, Воевода Кіевскій, Марціялъ Волынскій и Староста Владимірскій,
(14) Въ екземллярѣ у меня бывшемъ отъ И. Ѳ.Ѳерапонтова написано по листамъ золотыми буквами: сія Псалтырь приказу Большаго дворца Подіачего Івана Григорьева сына.-- На всей книгѣ надъ строками означены красными чернилами ударенія, а на полѣ находятся выписки, поправки и замѣчанія.-- Щетъ листовъ показанъ на правомъ углу верхней страницы; всѣхъ безъ предисловія а послѣсловія 489. На обор. послѣдняго напечатано; Іоаннъ Ѳедоровичъ печатникъз Москвы.
(15) Объ етомъ ясно говоритъ Герасимъ Даниловичъ въ предисловіи къ Острозской Библіи. "Сей благочестивой Князь (Константинъ), егоже имя горѣ и долѣ по достоянію извѣстися, иже вся Божественная писанія обоего завѣта всѣмъ повсюду православнымъ Христіаномъ предаде; такоже и иныя книги, ихъже напечата и о нихъ еще попеченіе имать."
(16) Францискъ Скорина ученый Докторъ Медицины изъ Полоцка, перевелъ всю Библію гораздо прежде и напечаталъ въ началѣ XVI вѣка, но только не съ 72 толковниковъ, а съ Вульгаты Блаженнаго Іеронима, притомъ перевелъ не на Славянскій языкѣ, а на простой, употреблявшійся въ то время въ Литвѣ. Библію свою печаталъ онъ отдѣльно въ разныя времена, такъ что книги Новаго завѣта выходили иногда прежде Ветхаго; а по сему то ни въ одномъ собраніи древностей нѣтъ полнаго перевода. Въ Архивѣ Коллегіи иностранныхъ дѣлъ хранится большая часть Ветхаго завѣта. Графъ Ѳ. А. Толстой имѣетъ нѣсколько книгъ, которыхъ недостаетъ въ Государственномъ Архивѣ, у Профессора Баузе хранились три книги, переведенныя Скориною: Іовъ, печатанный 1517 года въ Прагѣ, Богемской, Канонникъ думать надобно въ Вильнѣ и Апостолѣ, тамже 1525 года. Я имѣлъ Псалтырь, въ Вильнѣ же изданную, которой недостаетъ въ помянутыхъ собраніяхъ.
(17) Князь Острозскій говоритъ о семъ въ предисловіи къ Библіи.
(18) При нѣкоторыхъ екземплярахъ я видѣлъ особый лишній 78 й листъ, на которомъ напечатано слѣдующее заключеніе: изволеніемъ Отца и съ поспѣшеніемъ и совершеніемъ Святаго Духа, повелѣніемъ Благочестиваго Князя Василія (такъ названнаго въ крещеніи) Константиновича Острозскаго Воеводы Кіевскаго, Маршалка земли Волынскія, Старосты Владимірскаго и прочая, напечатана бысть сія книга, глаголемая Библія, еже есть Ветхій и Новый завѣтъ, въ Богѣ спасаемомъ градѣ его отчизномъ Островѣ многогрѣшнымъ и недостойнымъ рабомъ Иваномъ Ѳедоровымъ сыномъ, Москвитиномъ, въ лѣто отъ созданія міра З'П~Н., а отъ воплощенія Господа, бога и Спаса нашего Іисуса Христа А~ФИ. мѣсяца Іюля В~І дня.-- По 1580 году, здѣсь означенному, нѣкоторые заключаютъ, что Библія не дважды ли издана въ Острогѣ? А мнѣ кажется, ежели только не ошибкою напечатанъ листъ сей, то 1580 годъ и Мѣсяцѣ Іюль не были ли началомъ печатанія, а 1581 и мѣсяцѣ Августѣ окончаніемъ? А что Библія начата уже печататься въ 1580 году, о томъ см. выше въ предисловіи къ Новому завѣту на стр. 114.
-----
Калайдович К.Ф. Иоанн Федоров, первой московской типографщик / К.Калайдович // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч.71, N 18. -- С.93-123.