Аннотация: Мир в Южной Африке.- Политическое положение во Франции.- Освобождение Кубы; мариенбурская речь Вильгельма II; возобновление тройственного союза.
Политика.
Миръ въ Южной Африкѣ.-- Политическое положеніе во Франціи.-- Освобожденіе Кубы; маріенбурская рѣчь Вильгельма II; возобновленіе тройственнаго союза.
I.
Послѣ кровопролитной, геройской борьбы, длившейся два года и восемь мѣсяцевъ, буры увидѣли себя вынужденными уступить, и миръ заключенъ.
31 (18) мая 1902 года былъ подписанъ въ Преторіи документъ нижеслѣдующаго содержанія:
"Его Превосходительство генералъ лордъ Китченеръ и Его Превосходительство лордъ Мильнеръ, дѣйствуя отъ имени британскаго правительства,
"съ одной стороны,
"И господа Стейнъ и Бребнеръ, генералъ Христіанъ Деветъ, генералъ Георгъ Оливье и судья Герцогъ, дѣйствуя отъ имени правительства свободнаго государства Оранжа;
"И господа Шалькъ-Бургеръ, генералы Луи Бота, Деларей, Лука Мейеръ и Крогъ, дѣйствуя отъ имени правительства Южно-Африканской республики и отъ имени бургеровъ, желающихъ положить конецъ кровопролитія,
"съ другой стороны,
"пришли къ соглашенію относительно слѣдующихъ пунктовъ:
"Статья 1-я. Войска бургеровъ, нынѣ находящіяся подъ ружьемъ, сложатъ немедленно оружіе, сдадутъ всѣ имѣющіяся у нихъ орудія, ружья и боевые припасы и прекратятъ сопротивленіе авторитету короля Эдуарда VII, котораго отнынѣ признаютъ своимъ законнымъ монархомъ.
"Способъ и подробности этой сдачи оружія будутъ установлены въ особомъ соглашеніи между лордомъ Китченеромъ и командующимъ генераломъ Луи Бота, командующимъ генераломъ Делареемъ и главнокомандующимъ генераломъ Деветомъ.
Статья 2. Всѣ сражающіеся бургеры, находящіеся нынѣ внѣ предѣловъ Трансвааля и Оранжа, а равно и всѣ военно-плѣнные, находящіеся внѣ Южной Африки, послѣ заявленія ими, что признаютъ себя подданными короля Эдуарда VII, будутъ возвращены на родину, по мѣрѣ наличности перевозочныхъ средствъ и запасовъ пропитанія.
"Статья 3. Никто изъ бургеровъ, упомянутыхъ въ настоящихъ статьяхъ, не будетъ лишенъ ни личной свободы, ни имущества.
"Статья 4. Сдающіеся и возвращающіеся на основаніи этихъ статей бургеры никоимъ образомъ не будутъ преслѣдуемы по ўУДУ" гражданскому или уголовному, за дѣянія, совершенныя ими, какъ воюющею стороною. Преимущества эти не распространяются на нѣкоторыя спеціальныя дѣянія, сообщенныя британскимъ главнокомандующимъ генераламъ бургеровъ, и по которымъ судъ будетъ назначенъ немедленно.
"Статья 5. Голландскій языкъ будетъ преподаваться въ общественныхъ школахъ вездѣ, гдѣ того пожелаютъ родители учащихся, а равно будетъ допущенъ въ судахъ всюду, гдѣ того потребуютъ интересы правосудія.
"Статья 6. Имѣть ружья бургерамъ разрѣшается въ цѣляхъ необходимой самообороны, но для этого бургеры должны брать разрѣшительныя свидѣтельства, установленныя закономъ.
"Статья 7. Военное управленіе въ Трансваалѣ и Оранжѣ будетъ замѣнено гражданскимъ въ самомъ непродолжительномъ времени, какъ только обстоятельства это позволятъ, при чемъ сейчасъ будутъ введены представительныя учрежденія, какъ переходная ступень къ автономіи.
"Статья8. Вопросъ о распространеніи избирательныхъ правъ
на туземцевъ можетъ быть поставленъ не раньше, какъ послѣ введенія автономіи.
"Статья9. Не будетъ установлено спеціальнаго поземельнаго налога въ Трансваалѣ и Оранжѣ для покрытія военныхъ издержекъ.
"Статья 10. Какъ только обстоятельства позволятъ, будутъ образованы во всѣхъ округахъ Трансвааля и Оранжа коммиссіи изъ мѣстныхъ жителей подъ предсѣдательствомъ должностныхъ лицъ въ цѣляхъ помочь населенію водвориться въ покинутыхъ и уничтоженныхъ войною жилищахъ, дать временное убѣжище я пропитаніе, снабдить сѣменами и орудіями, вообще доставить средства для возвращенія къ нормально-мирной жизни. Въ распоряженіе этихъ коммиссій британское правительство предоставляетъ безвозвратно сумму въ три милліона фунтовъ стерлинговъ. Билеты трансваальскаго правительства и квитанціи офицеровъ, если судомъ будетъ признано, что они. были выданы въ обмѣнъ за дѣйствительную цѣнность, будутъ принимаемы окружными коммиссіями въ качествѣ указанія на понесенныя потери. Кромѣ безвозвратной суммы въ три милліона фунтовъ стерлинговъ, британское правительство организуетъ ссуды, которыя будутъ безпроцентными въ теченіе первыхъ двухъ лѣтъ, и затѣмъ будутъ оплачиваемы 3% съ постояннымъ погашеніемъ. Ни иностранцы, ни мятежники Капской колоніи не будутъ пользоваться преимуществами, выговоренными настоящею статьею".
Прежде, однако, нежели этотъ документъ былъ подписанъ представителями бургеровъ, имъ было прочитано заявленіе отъ имени правительства относительно инсургентовъ Кана и Наталя. Въ этомъ заявленіи британское правительство отказывалось отъ примѣненія къ инсургентамъ смертной казни, но предоставляло правительствамъ колоній наказать мятежниковъ иными способами.
Таковы условія, на которыхъ бургеры согласились признать себя подданными британскаго короля. Частнымъ образомъ, имъ пообѣщали, что на предстоящей коронаціи Эдуарда VII состоится полное помилованіе инсургентовъ Капа и Наталя. Кромѣ этого помилованія, условія присоединенія представляютъ, съ одной стороны, отказъ бургеровъ отъ независимости, за которую пролито столько благородной крови, а съ другой стороны, англичане, признавъ возвращеніе всѣхъ бургеровъ на родину безъ лишенія свободы и имущества, и безъ права ихъ преслѣдовать по суду или инымъ способомъ, отказались отъ своихъ декретовъ объ изгнаніяхъ и конфискаціяхъ, и вмѣсто простого и безусловнаго присоединенія согласились на договоръ о соединеніи, договоръ, охраняемый международнымъ правомъ и судами самой британской имперіи. По этому договору обезпечена автономія, хотя и не сейчасъ, а переходною мѣрою признано коронное гражданское (не военное) управленіе, ограниченное представительными учрежденіями. Англичане увидѣли себя вынужденными также отказаться и отъ ранѣе хвастливо заявленнаго намѣренія заставить самихъ буровъ уплатить издержки ихъ покоренія. Вмѣсто этого, Англія даетъ субсидію и льготную ссуду на возстановленіе экономическаго благосостоянія бургеровъ. Она отказалась и отъ разоруженія бургерскаго населенія, на которомъ еще недавно настаивали англійскіе государственные люди и военачальники, какъ на непремѣнномъ условіи. Словомъ, продолжительность геройской борьбы небольшого народа съ великою державою (со времени вѣнскаго конгресса только восточная война 1853--1856 uu. по своей продолжительности можетъ быть сравнена съ англо-бурскою войною 1899--1902 гг.), изумительная доблесть и стойкость южно-африканскихъ героевъ и разорительные расходы вынудили Англію пойти на уступки и даровать своимъ благороднымъ противникамъ почетныя условія мира. Можно, однако, смѣло утверждать, что эти почетныя условія мира, хотя и вынужденные, спасли не только честь Англіи, но и ея самые жизненные и существенные интересы.
Что было бы, если бы англичане могли вполнѣ и до конца осуществить свою программу безусловнаго завоеванія, изгнанія вождей, конфискаціи ихъ фермъ, военной контрибуціи съ остальныхъ на многіе годы и военной диктатуры на неопредѣленный срокъ? Создалось бы положеніе тягостное и невыносимое не для однихъ покоренныхъ, но и для покорителей, которые на всемъ протяженіи Южной Африки отъ мыса Доброй Надежды до Родезіи съ юга на сѣверъ и отъ Индійскаго океана до Атлантическаго съ востока на западъ, имѣли бы подъ своей властью отважное и культурное населеніе, всегда ютовое взяться за оружіе и доказавшее опасность своей вражды. Южная Африка на полстолѣтіе, если не больше, оставалась бы угрозою британской имперіи, парализующей ея значеніе и ея дѣятельность на всемъ протяженіи земного шара, на всемъ пространствѣ великаго государства, созданнаго геніемъ британцевъ. Это было быизбѣжно. Теперь этой неизбѣжности нѣтъ, хотя возможность такого состоянія еще нельзя считать безусловно устраненною. Первостепенная выгода для англичанъ уже въ томъ, однако, что устранена неизбѣжность этого опаснаго и разорительнаго положенія вещей. Устранить его вѣроятность и возможность теперь зависитъ болѣе всего отъ самихъ англичанъ. Честное и точное исполненіе принятыхъ условій, широкая амнистія капскимъ и натальскимъ инсургентамъ, быстрое введеніе автономіи, одинаковое безъ всякаго предпочтенія отношеніе къ обѣимъ бѣлымъ расамъ, населяющимъ Южную Африку,-- таковы тѣ условія, при которыхъ эта страна можетъ очень скоро стать источникомъ не слабости, но силы для британской имперіи. Непримиримые выселятся, а остальные въ самоуправленіи, автономіи и довѣріи найдутъ условія, обезпечивающія ихъ свободу, національность, матеріальные и моральные интересы. Они станутъ лучшими и вѣрнѣйшими защитниками той имперіи, которая имъ сумѣетъ гарантировать эти блага. Надо только въ самомъ дѣлѣ сумѣть ихъ гарантировать.
Англія не только съ французскою Канадой, но и съ англосаксонскою Австраліей постоянно жила въ раздорѣ, пока-желала поддерживать въ нихъ такъ называвшіяся "партіи лоялистовъ", т. е. патріотовъ метрополіи. Когда же Гладстонъ отказался отъ этой системы и предоставилъ полную автономію колоніямъ, всѣ автономныя колоніи стали и лояльными, и патріотическими. Въ настоящее время въ Южной Африкѣ тоже существуетъ партія "лоялистовъ", составляющая меньшинство населенія и рѣзво враждебная голландскому большинству. Подъ ея вліяніемъ и создалась вышенабросанная программа завоеванія и угнетенія буровъ. Она же добилась пріостановленія дѣйствія конституціи въ Капландіи, а теперь настаиваетъ, чтобы это дѣйствіе не было возстановлено. Она же науськивала на жестокую расправу съ плѣнными и готова видѣть чуть не личную обиду въ амнистіи инсургентамъ. Если правительство сумѣетъ устоять, противъ вліянія этой партіи, которая, однако, во время борьбы оказала услуги и ждетъ взамѣнъ довѣрія и вліянія, то мирный договоръ 31 мая 1902 года откроетъ для британской имперіи самыя благопріятныя перспективы,-- и при томъ не въ одной Южной Африкѣ, всюду даруя новую силу британскому слову, повсемѣстно укрѣпляя великую федерацію, объединяющуюся подъ скипетромъ "Короля Великобританіи, Ирландіи и заокеанскихъ британскихъ владѣній" (какъ въ прошломъ году былъ формулированъ титулъ англійскаго монарха).
Отъ самихъ англичанъ, какъ мы сказали, зависитъ сдѣлать изъ Южной Африки источникъ своей силы или слабости, но это дѣло будущаго, а теперь, когда 18 тыс. буровъ Оранжа и Трансвааля сложило оружіе, и 200 тыс. британскаго войска болѣе не приковано къ горамъ и равнинамъ Южной Африки, международное значеніе британской имперіи сразу стало вліятельнѣе. Надо ожидать, что въ непродолжительномъ времени это скажется на многихъ очередныхъ вопросахъ международной политики и прежде всего на Дальнемъ Востокѣ, гдѣ новая союзница британцевъ, Японія, повидимому, чувствуетъ большую потребность въ дѣятельной политикѣ, особенно въ Кореѣ и Манчжуріи; Франція почувствуетъ облегченное положеніе Британіи прежде всего въ Сіамѣ и Марокко; Турція -- въ Персидскомъ заливѣ и въ Аравіи...
До сихъ поръ мы говорили о политическомъ значеніи британскаго торжества. Оно очень велико. Оно значительно и въ экономической сферѣ. Англійская плутократія полагала просто ограбить и поработить эти богатыя и культурныя страны. Въ полной мѣрѣ эта благородная мечта не осуществилась, но все же пробита брешь, и англійскіе капиталы открыли себѣ путь для постепеннаго безкровнаго завоеванія страны. Огромные нѣмецкіе, французскіе и голландскіе капиталы, затраченные въ Трансваалѣ, первые почувствуютъ послѣдствія завоеванія республики. Быть можетъ, не однажды державы и народы Европы пожалѣютъ, что допустили это завоеваніе.
II.
1 іюня (19 мая), черезъ день послѣ заключенія мира въ Южной Африкѣ, встрѣченнаго цивилизованнымъ міромъ съ понятнымъ волненіемъ и захватывающимъ интересомъ, произошло на другомъ концѣ этого міра событіе, которое ожидалось тоже и съ волненіемъ, вполнѣ естественнымъ, и съ интересомъ, болѣе чѣмъ понятнымъ. Въ Парижѣ собрался парламентъ, впервые послѣ новыхъ законодательныхъ выборовъ, отчетъ о которыхъ мы дали въ прошлой нашей бесѣдѣ. Побѣда правды и просвѣщенія была несомнѣнною на выборахъ 14 и 28 апрѣля, но побѣда эта выразилась болѣе въ рѣшительномъ пораженіи реакціи и шовинизма, чѣмъ въ ясномъ торжествѣ опредѣленнаго уклада идей и принциповъ, опредѣленной политической программы. Въ прошлой нашей бесѣдѣ мы останавливались уже на этой сторонѣ событія 14 и 28 апрѣля. Однородное министерство было невозможно и, такъ какъ было уже вѣроятно оставленіе министерствомъ Вальдека Руссо власти, которою оно пользовалась въ теченіе болѣе трехъ лѣтъ, то естественно являлся вопросъ, переживетъ-ли союзъ лѣвыхъ этотъ выходъ объединившаго ихъ кабинета? Съ открытіемъ парламента и съ первыми съ шагами его былъ связанъ отвѣтъ на этотъ вопросъ, интересный далеко не для однихъ только французовъ. Цивилизованный міръ дѣйствительно съ интересомъ и волненіемъ ожидалъ открытія французскаго парламента, которое было назначено на 1 іюня (19 мая).
Предвидѣлось рѣшительное засѣданіе, которое должно было опредѣлить политику ближайшаго будущаго. Первая битва должна была произойти на выборѣ временнаго предсѣдателя палаты. Бывшій предсѣдатель, Поль Дешанель, былъ выбранъ прошлою палатою въ ту эпоху, когда еще вся умѣренно-республиканская партія, слѣдуя за тогдашнимъ премьеромъ Мелиномъ, видѣла свою задачу въ борьбѣ съ радикалами и шла для этого на соглашеніе съ правою. Именно голоса правой доставали четыре года тому назадъ большинство Дешанелю и посадили его на президентское кресло. Хотя затѣмъ нѣкоторая часть умѣренныхъ республиканцевъ разошлась съ Мелиномъ и вмѣстѣ съ радикалами и соціалистами образовала коалицію, доставившую большинство кабинету Вальдека Руссо, тѣмъ не менѣе эта группа объединеной лѣвой оставалась вѣрна Дешанелю и неизмѣнно въ теченіе всѣхъ четырехъ лѣтъ существованія прошлой палаты обезпечивала ему предсѣдательское мѣсто, вопреки единодушному стремленію своихъ союзниковъ, выставлявшихъ кандидатуру Бриссона. Голосованіе въ пользу Дешанеля еще объединяло всю умѣренную республиканскую, принявшую въ это время названіе прогрессистовъ. Избирательная борьба между министерскими и антиминистерскими прогрессистами и общее перемѣщеніе избирательнаго корпуса (о чемъ см. прошлую хронику) не могли не повліять на министерскихъ прогрессистовъ и должны были увеличить разстояніе между ними и остальными прогрессистами. Какъ далеко зашла эта эволюція, должны были показать выборы предсѣдателя палаты. Радикалы выставили кандидатомъ Леона Буржуа, признаннаго вождя партіи; поддержка радикаловъ-соціалистовъ и соціалистовъ фракціи Жореса была обезпечена; исходъ голосованія зависѣлъ отъ положенія, которое займутъ бывшіе министерскіе прогрессисты, образовавшіе къ началу сессіи особую парламентскую группу и принявшіе имя демократовъ въ отличіе отъ бывшихъ своихъ товарищей по партіи, сохранившихъ имя прогрессистовъ. Это отдѣленіе демократовъ отъ прогрессистовъ, само по себѣ многозначительное, являлось симптомомъ, благопріятнымъ для радикальнаго кандидата. Въ виду же намѣренія министерства выдти въ отставку, какъ только палата организуется, избраніе предсѣдателемъ радикала должно было служить президенту республики указаніемъ, къ какой партіи онъ долженъ обратиться прежде всего за образованіемъ новаго министерства. Столь серьезно было значеніе выбора предсѣдателя палаты.
Какъ сказано, голосованіе это состоялось 1 іюня: избранъ былъ Леонъ Буржуа, большинствомъ 303 голосовъ противъ 267 голосовъ, подданныхъ за Поля Дешанеля. Изъ 597 депутатовъ голосовали 570. Въ числѣ 27 не принявшихъ участія,-- 9 колоніальныхъ, не успѣвшихъ пріѣхать, 1 успѣвшій умереть, нѣсколько гедистовъ и лишь нѣсколько отсутствовавшихъ по неизвѣстнымъ причинамъ. Это стеченіе депутатовъ показываетъ, какое высокое значеніе придавали законодатели Франціи своему голосованію. Мы видѣли выше, что оно въ самомъ дѣлѣ въ полномъ смыслѣ слова многозначительно.
Избраніе радикальнаго кандидата на постъ предсѣдателя палаты получило еще болѣе яркое освѣщеніе при выборахъ вице-президентовъ. Ихъ полагается два. Въ прошлой палатѣ это были Кошеръ, прогрессистъ, и Морисъ Форъ, радикалъ-соціалистъ. Когда группы большинства (соединенной лѣвой) собрались для назначенія кандидатовъ на вице-предсѣдательскія мѣста, то всѣ четыре высказались за удержаніе Мориса Фора, но раздѣлились по вопросу о выборѣ второго вице-предсѣдателя. Демократы и радикалы полагали это второе мѣсто предоставить, согласно обычаю, кандидату меньшинства, именно прогрессистамъ, которые выставляли Гиллэна? тогда какъ радикалы-соціалисты и соціалисты настаивали на выборѣ демократа Этьена изъ состава большинства, находя въ настоящее время наиболѣе важнымъ манифестировать прочность союза лѣвыхъ и не допустить даже мысли о возможности министерства, взятаго внѣ этого союза. Рѣшеніе этого разногласія было предоставлено собранію делегатовъ отъ четырехъ группъ большинства. Собраніе это склонилось къ мнѣнію радикаловъ-соціалистовъ и соціалистовъ. Въ результатѣ избранными оказались Этьенъ и Морисъ Форъ, чѣмъ окончательно подтверждено единеніе лѣвыхъ вмѣстѣ съ передвиженіемъ и руководящей роли справа налѣво, отъ демократовъ (Вальдекъ Руссо) къ радикаламъ (Леонъ Буржуа). Это были выборы временнаго бюро. Окончательные выборы подтвердили этотъ приговоръ. Прогреосисты уже не боролись. Они или воздерживались отъ голосованія (Дешанель снялъ свою кандидатуру), или подавали голоса за Буржуа, Этьена и Фора, усиливая ихъ торжество. Теперь выбиралось 4 вице-предсѣдателя и большинство предоставило одно мѣсто прогрессисту Гиллэну, а другое демократу Трульо. Непримиримое націоналистское и реакціонное меньшинство могло подавать за кого угодно, не насчитывая въ совокупности и одной шестой голосовъ. Передъ законодательными выборами это меньшинство, разсчитывавшее стать большинствомъ, не скрывало своего намѣренія посадить на предсѣдательское кресло Кавеньяка. Теперь оно шалило, голосуя за Бриссона, своей кандидатуры Не ставившаго.
Палата исполнила свой долгъ. Она ясно формулировала свои намѣренія, подтвердила единеніе сплоченнаго и организованнаго большинства лѣвыхъ и указала на партію радикаловъ, какъ на руководящую въ этомъ союзѣ. Поэтому, когда кабинетъ Вальдека Руссо вышелъ въ отставку, исполнивъ взятую имъ на себя задачу "республиканской обороны", президенту Лубэ ничего не оставалось, какъ обратиться къ Леону Буржуа съ приглашеніемъ составить новое министерство. Когда же предсѣдатель палаты депутатовъ и вождь радикаловъ этой палаты отклонилъ это порученіе, президентъ республики, по обычаю, обратился къ Комбу, вождю радикаловъ сената. Комбъ и взялъ на себя составленіе новаго министерства, задачу, нелегкую при томъ соотношеніи группъ, о которомъ мы подробно говорили въ прошлой хроникѣ. Только обезпечивъ себѣ поддержку всѣхъ четырехъ группъ союза лѣвыхъ, Комбъ могъ разсчитывать на успѣхъ. Онъ удачно выполнилъ эту трудную задачу.
Составъ новаго кабинета слѣдующій:
1) Радикалы:
Комбъ, предсѣдатель и министръ внутреннихъ дѣлъ (сенаторъ).
Валла, юстиціи (сенаторъ).
Мужо, земледѣлія (депутатъ).
2. Радикалы-соціалисты:
Камиллъ Пельтанъ, морской министръ (депутатъ).
Думергъ, министръ колоній (депутатъ).
В) Демократы:
Шомье, министръ народнаго просвѣщенія (сенаторъ).
Делькассэ, иностранныхъ дѣлъ (депутатъ).
Рувье, финансовъ (депутатъ).
Трульо, торговли (депутатъ).
Морежу, общественныхъ работъ (депутатъ).
4) Внѣ партій:
Андрэ, военный министръ (внѣ парламента).
Такимъ образомъ, на пять демократовъ приходится шесть радикаловъ съ полуголовомъ предсѣдателя. Изъ демократовъ двое, Трульо и Морежу, очень близки радикаламъ и были оба министрами въ радикальномъ кабинетѣ Бриссона 1898 года. Если же еще не считать Делькассэ, старающагося не вмѣшиваться во внутреннія дѣла, то дѣйствительными и авторитетными представителями умѣреннаго элемента являются въ министерствѣ только Шомье и Рувье, особенно послѣдній, хотя нѣкогда и скомпрометированный въ эпоху "панамы", но общепризнанный авторитетъ между финансистами Франціи. Шомье же всѣ аттестуютъ, какъ сторонника среднеучебной реформы, начатой его предшественникомъ Лейгомъ. Самъ Комбъ былъ докладчикомъ этой реформы въ сенатѣ и успѣшно ее провелъ въ этомъ собраніи. Въ 1895 году онъ былъ министромъ народнаго просвѣщенія въ кабинетѣ Леонй Буржуа и первый положилъ начало модернизаціи средней школы. Эта реформа, слѣдовательно, въ хорошихъ и убѣжденныхъ рукахъ.
Читатели замѣтили, конечно, что въ составѣ министерства нѣтъ представителя четвертой группы союза лѣвыхъ, именно соціалистовъ, тогда какъ въ болѣе умѣренномъ кабинетѣ Руссо было два такихъ представителя, Мильеранъ и Бодэнъ. Это объясняется постановленіемъ соціалистическаго конгресса въ Турѣ, высказавшагося противъ участія соціалистовъ въ буржуазномъ правительствѣ. Интересно было появленіе Мильерана въ собраніи партіи послѣ оставленія министерства. Его встрѣтили апплодисментами, а онъ отвѣчалъ рѣчью, въ которой доказывалъ, что отказываться отъ участія въ управленіи соціалисты не должны и указалъ все то, что имъ, Бодэну и ему, удалось сдѣлать въ интересахъ соціализма. Отсутствіе соціалистовъ въ составѣ министерства не мѣшаетъ имъ оставаться въ составѣ министерскаго большинства, пока кабинетъ будетъ держаться намѣченной имъ программы реформъ.
Программа министерства, прочитанная въ парламентѣ и одобренная, какъ выше упомянуто, и соціалистами, оказалась гораздо радикальнѣе, нежели это можно было ожидать при его коалиціонномъ составѣ.
Двухлѣтній срокъ военной службы, подоходный налогъ и выкупъ важнѣйшихъ желѣзныхъ дорогъ еще недавно представлялись для французовъ, этихъ европейскихъ консерваторовъ по преимуществу, чѣмъ-то немыслимо крайнимъ, колеблющимъ самыя основы общественной и государственной жизни. Правда, подоходный налогъ давно существуетъ въ Англіи и Пруссіи; двухлѣтній срокъ службы уже лѣтъ десять принятъ Германіей; а желѣзныя дороги выкупаются въ той же Германіи, въ Россіи, Италіи и пр. Эти три радикальныхъ "призрака" министерство, однако, вставило въ свою программу и, проведя намѣченныя реформы, окажетъ очень крупную услугу странѣ, которой уже пора не бояться всяческаго преобразованія сложившагося строя.
Отмѣна закона Фаллу и твердое примѣненіе закона о конгрегаціяхъ составляютъ тоже радикальные параграфы министерской программы. Эти два пункта можно было предвидѣть, какъ и вѣроятность проекта о подоходномъ налогѣ, но двухлѣтній срокъ военной службы и выкупъ частныхъ желѣзныхъ дорогъ показываютъ какъ велико стало теперь разстояніе, отдѣляющее демократовъ отъ прогрессистовъ, и насколько влѣво передвинулось среднее мнѣніе парламента.
III.
Американцы упразднили свое управленіе на Кубѣ, торжественно спустили американскій флагъ и подняли кубинскій, передали власть избранному народомъ президенту Пальмѣ и въ самый моментъ подъема флага независимой Кубы американскія эскадры отплыли изъ гаваней Гаванны и Сантъ-Яго, увозя оккупаціонный корпусъ. Прогнавъ угнетателей, освободители ушли изъ освобожденной страны, какъ въ 1859 году французы изъ Италіи. Не совсѣмъ такъ, однако. Французы прогнали угнетателей австрійцевъ, какъ американцы -- угнетателей испанцевъ, и получили за это Савою и Ниццу, какъ американцы -- Порто-Рико и Филиппины. Это покуда совсѣмъ такъ. Американцы затѣмъ продолжили свои заботы объ освобожденныхъ и наложили на нихъ свою опеку. Новая республика, прежде нежели получила свободу, должна была признать себя республикой "вассальной", по отношенію къ Соединеннымъ Штатамъ, для нея "сюзеренной республикѣ". Конституція Кубы утверждена вашингтонскимъ конгрессомъ и можетъ быть измѣняема и реформируема лишь этимъ конгрессомъ. Кубинцы лишены права внѣшней политики, которая ведется изъ Вашингтона. Равнымъ образомъ, обложеніе сѣвероамериканскаго ввоза требуетъ согласія самихъ сѣверо-американцевъ (но не обратно, конечно), а также и всякія ограниченія предпріимчивости, промышленности и торговли гражданъ Соединенныхъ Штатовъ. Для вящшаго строгаго выполненія условій этой "свободы на привязи" оставлены гарнизоны въ Гаваннѣ и СантъЯго, а американскіе стаціонеры будутъ оберегать эту свободу и эти права въ портахъ и окружающихъ моряхъ. Мы видѣли, какъ цис-антлантическіе англо-саксы пошли въ Южной Африкѣ на политическія уступки, тѣмъ самымъ обезпечивая экономическое господство. Не тоже-ли самое сдѣлали на Кубѣ англо-саксы трансатлантическіе? Кубѣ, конечно, было бы выгоднѣе прямое присоединеніе, съ самоуправленіемъ территоріи, которое не уже дарованнаго кубинцамъ, и съ перспективою стать въ будущемъ равноправнымъ, а не "вассаломъ". Эти понятія "вассальности" и "сюзеренности" между демократическими республиками являются совершенною новостью для нашего времени. Вообще это освобожденіе Кубы очень мало отличается (если отличается) отъ завоеванія Трансвааля и Оранжа. Говорятъ, такая же свобода будетъ дарована и Филиппинамъ... Все же и такая свобода много лучше военной диктатуры и полнаго безправія, господствовавшихъ и на Кубѣ, и на Филиппинахъ при испанцахъ и практикуемыхъ, конечно, не одними испанцами.
Разные существуютъ способы трактовать покоренныя страны -- отъ военной диктатуры и полнаго безправія до полной автономіи съ многочисленными переходными ступенями, болѣе или менѣе приближающимися то къ тираніи, то къ свободѣ и справедливости. Есть въ Европѣ цѣлая нація культурная и немалочисленная, населяющая только территоріи, покоренныя разными государствами. Мы говоримъ о польской націи, раздѣленной между Россіей, Австріей и Пруссіей и пользующейся совершенно различными методами управленія. Въ Россіи это коронное управленіе безъ самоуправленія, въ Австріи -- полная автономія, въ Пруссіи -- смѣсь свободы и безправія, самоуправленія и угнетенія. Именно здѣсь, въ Прусской Польшѣ особенно обостренъ въ послѣднее время польскій вопросъ. Маріенбургская рѣчь императора Вильгельма II подлила масла въ пламя, и безъ того уже сильно разгорѣвшееся.
Маріенбургъ старинная резиденція тевтонскаго ордена, этихъ рыцарей креста и германизма, насаждавшихъ христіанство и нѣмецкій языкъ и столкнувшихъ насъ на своемъ пути съ Литвою и Польшею. Вѣками продолжалась эта борьба, и нѣмецкіе піонеры все болѣе и болѣе склонялись передъ славянскими "варварами", вассалами которыхъ должны были себя признать магистры, резидировавшіе въ Маріенбургѣ, пока въ XVI в. не избранъ былъ магистромъ маркграфъ Бранденбургскій изъ фамиліи Гогенцоллерновъ, который усилилъ Восточную Пруссію всею силою своихъ другихъ нѣмецкихъ владѣній. Въ это время какъ Восточная Пруссія (Западная была польской провинціей), такъ и Бранденбургъ приняли реформацію, монашеско-рыцарскій орденъ былъ упраздненъ и Восточная Пруссія стала наслѣдственнымъ владѣніемъ Гогенцоллерновъ, принявшихъ титулъ курфюрстовъ прусскихъ. Отсюда начало Пруссіи. Польша, между тѣмъ, пришла въ упадокъ и Пруссія перешла въ наступленіе. Затѣмъ Польша пала и Пруссія завладѣла значительною частью польской территоріи. Пришелъ въ упадокъ и историческій замокъ тевтонскихъ магистровъ въ Маріенбургѣ. Вильгельмъ II распорядился его реставрировать и теперь, когда это было исполнено, 4 іюня (22) было назначено торжество въ Маріенбургѣ по этому случаю. Императоръ лично прибылъ для этого и пригласилъ многочисленныхъ гостей, между прочимъ, представителя единственнаго, еще существующаго рыцарскаго ордена іоаннитовъ. Послѣ обычныхъ въ этихъ случаяхъ церемоній, гости были приглашены на банкетъ, гдѣ императоръ и произнесъ свою, отнынѣ историческую, рѣчь. Поблагодаривъ присутствующихъ іоаннитовъ и сдѣлавъ историческій очеркъ тевтонскаго ордена, Вильгельмъ произнесъ слѣдующія слова:
"Сегодня второй разъ я нахожусь среди васъ (Маріенбургцевъ). Я уже говорилъ, что Маріенбургъ представляется колыбелью христіанства и оплотомъ германизма на его границѣ. Надо констатировать, что полонизмъ и германизмъ непримиримо враждебны другъ другу. Это побуждаетъ меня обратиться съ призывомъ къ моему народу, чтобы онъ сталъ на стражѣ противъ поляковъ для обороны своего національнаго достоянія отъ ихъ покушеній. Именно здѣсь, въ Маріенбургѣ, я позволяю себѣ выразить надежду, что рыцари Св. Іоанна отзовутся на мой призывъ, если я обращусь къ нимъ за обороною нѣмецкой цивилизаціи и нѣмецкихъ нравовъ. Въ этой надеждѣ я поднимаю бокалъ за здоровье великаго магистра ордена іоаннитовъ, эрцъ-герцога Евгенія Австрійскаго. Нынѣ, какъ и въ прошедшіе вѣка, мы должны сплотиться для борьбы съ общимъ врагомъ".
Эти слова государя прусскихъ поляковъ о непримиримой враждѣ къ нимъ и призывъ къ борьбѣ съ ними явились прекраснымъ и поучительнымъ дополненіемъ и врешенскихъ сѣченій въ гимназіяхъ, и законопроекта объ ассигнованіи 250 милліоновъ марокъ для вытѣсненія поляковъ изъ прусской Польши. Какъ разъ того же 4 іюня (22 мая) прусская палата депутатовъ вотировала этотъ кредитъ, вскорѣ утвержденный и верхнею палатою. Прусскіе нѣмцы съ своимъ королемъ во главѣ объявили формальную войну прусскимъ полякамъ. Тѣмъ ничего не оставалось, какъ принять вызовъ. Они отвѣтили массовыми отставками отъ должностей и подпискою на образованіе фонда сопротивленія, имѣющаго парализовать вышеупомянутое ассигнованіе. Подписка уже достигла 100 милліоновъ марокъ. Правительство будетъ скупать земли у поляковъ для передачи нѣмцамъ, а поляки будутъ скупать ихъ у нѣмцевъ для своихъ земледѣльцевъ.
Однажды Бисмаркъ уже пробовалъ эту систему. Она не принесла желанныхъ плодовъ. Поляки тоже образовали фондъ и успѣли скупить даже больше, нежели правительство. Въ результатѣ вышло даже усиленіе полонизма. Тогда было ассигновано гораздо меньше. Возвышая ассигнованную сумму, пруссаки думаютъ достичь лучшихъ результатовъ. -Это, однако, очень сомнительно, и потому, что поляки постараются собрать необходимую сумму для борьбы, и потому, что польская народность размножается быстрѣе прусско-нѣмецкой, а затѣмъ поляки не останутся, повидимому, и безъ союзниковъ среди самихъ нѣмцевъ, конечно, непрусскихъ. Великій герцогъ Саксенъ-Веймарскій, владѣющій обширными помѣстьями въ прусской Польшѣ, сдѣлалъ распоряженіе содѣйствовать полякамъ и на своихъ земляхъ селить только поляковъ. Это вызываетъ негодованіе въ Пруссіи, но не въ остальной Германіи, гдѣ настроеніе еще не вполнѣ опредѣлилось, но гдѣ несомнѣнно проявляется движеніе противъ прусско-нѣмецкой нетерпимости. Замѣчательна въ этомъ отношеніи рѣчь кронпринца баварскаго Людовика, произнесенная имъ на съѣздѣ баварскихъ сельскихъ хозяевъ. Она ни словомъ не напоминаетъ о пруссакахъ или полякахъ, но всѣ поняли, что высокій ораторъ имѣлъ въ виду Польшу, когда говорилъ: "народъ можетъ упасть, но онъ никогда не погибнетъ, если обладаетъ запасовъ нравственныхъ силъ." Точно также было совершенно понятно, куда направляетъ мысль своихъ слушателей ораторъ, когда онъ говорилъ, что могущество само по себѣ не обезпечиваетъ будущности народа, если онъ сойдетъ съ пути справедливости и нравственности. "Эта истина,-- заключилъ ораторъ,-- должна являться предостереженіемъ для тѣхъ, кто держитъ въ своихъ рукахъ силу и власть." Рѣчь эта, произнесенная на собраніи консервативныхъ общественныхъ элементовъ и немедленно послѣ вотированія прусскимъ парламентомъ антипольскаго кредита, произвела большое впечатлѣніе и представляется немаловажнымъ симптомомъ. Кронпринцъ Людовикъ уклонился и отъ участія въ маріенбургскихъ торжествахъ.
Извѣстно, что маріенбургская рѣчь Вильгельма вызвала крайне болѣзненное впечатлѣніе въ Австріи. Это не помѣшало, какъ извѣстно, возобновленію тройственнаго союза. При томъ положеніи, которое занимаютъ поляки въ Австріи, гдѣ отъ нихъ зависитъ большинство въ парламентѣ вѣнскомъ, и при ихъ издавна солидарныхъ отношеніяхъ съ мадьярами, возобновленіе тройственнаго союза едва-ли было бы возможно, если бы они этому рѣшительно воспротивились. Извѣстно, что произошло какъ разъ обратное. Австрійскіе поляки помогли возобновленію тройственнаго союза. Сдѣлали это они и какъ добрые австрійцы, и какъ поляки. Если, какъ поляки, они и не могутъ ждать добра отъ пруссаковъ, то они еще враждебнѣе относятся къ Россіи. Это "старый споръ славянъ между собою". Тѣ патріоты своего отечества, которые такъ охотно раздуваютъ и безъ того не гаснущее пламя этого "стараго спора", быть можетъ, недурно сдѣлали бы, если бы поразмыслили надъ послѣдствіями своего усердія... Конечно, есть и другія причины, отъ усердія патріотовъ независимыя, но и ихъ вкладъ не послѣдняя величина.
Недовѣріе къ Россіи руководило, конечно, и мадьярами, и итальянцами при возобновленіи тройственнаго союза. Теперь существуетъ между Россіей и Австріей соглашеніе о невмѣшательствѣ въ дѣла балканскихъ государствъ и о сохраненіи полнаго statu quo. Это гарантируетъ существенные интересы Австріи, но обстоятельства и намѣренія могутъ измѣниться и кто тогда гарантируетъ эти интересы, если не Германія? А за это Италія и Австрія поддержатъ интересы Германіи въ иныхъ мѣстахъ: и на Рейнѣ, и въ Азіатской Турціи, и на Дальнемъ Востокѣ, и въ Балтійскомъ морѣ...
Возобновленіе тройственнаго союза является крупнымъ историческимъ событіемъ и объ его возможныхъ результатахъ мы еще будемъ имѣть случай бесѣдовать. Три могущественныхъ комбинаціи нынѣ раздѣляютъ господство надъ міромъ: франкорусскій союзъ, тройственный союзъ и англо-японо-американскій. Соглашеніе между двумя изъ нихъ противъ третьяго можетъ измѣнить политическую физіономію всего міра.