|
Скачать FB2 |
| |
С. Юшкевич
Король
Пьеса в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Действие происходит в большом городе.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Столовая в доме Гросмана. Большая, просторная комната. Четыре окна на улицу, балкон. Посреди длинный дубовый стол. Вдоль стен дубовые стулья с высокими спинками. Над столом висит тяжелая бронзовая лампа. Две двери: направо и налево. Дверь с левой стороны ведет в кабинет Гросмана, а с правой в другие комнаты. С правой же стороны колоссальный буфет и стенные часы в деревянном футляре. Несколько картин -- копий в больших золоченых рамах. У стены слева широкий кожаный диван с высокой спинкой. Из окон видно море. Несколько ближе вырисовывается большое здание мельницы с высокой трубой посредине. На диване сидят Этель Гросман с Женей. Этель -- высокая женщина в пеньюаре. В ушах бриллиантовые серьги. На пальцах масса колец. Женя высокая, стройная. Держит на коленях раскрытую книгу. Говорит всегда напыщенно. Ее жесты вульгарны. Голос крикливый, манерный.
Этель удивленно разводит руками. Дверь справа медленно приоткрывается, и в ней на миг появляется голова Эрша, потом скрывается.
Женя подходит к окну, опирается о подоконник и мечтательно смотрит на мельницу. Опять показывается голова Эрша. Он осторожно открывает дверь и останавливается на пороге. В руках у него узел. Кланяется, заискивающе улыбается, но не решается переступить дверей.
Этель переходит комнату и усаживается на стуле у левой стены. Небольшая пауза.
Входит Петя, пятнадцатилетний гимназист, с собакой. Одет с иголочки. Нетерпеливый голос. Держится гордо.
Эрш подобострастно улыбается.
Эрш подобострастно улыбается и несмелыми жестами пытается освободить ее.
Эрш скорбно смотрит ему вслед; вздыхает.
Из комнаты слева доносятся голоса; один громкий, хрипловатый, другой высокий теноровый.
Входят Гросман и Герман. Гросман высокий, плотный человек. Борода клином, низко подстрижена. На пальцах массивные кольца. Тяжелая цепь на жилете. Курит сигару. Герман бритый, низенький, толстый.
Герман удаляется.
Гросман удивленно смотрит на Женю. Входят Этель и Эрш.
Этель выходит.
Эрш смотрит на него, уныло качает головой. Уходит. Входит Этель, за ней следует горничная с большим подносом в руках.
Горничная выходит. Гросман садится у стола, засовывает край салфетки за жилетку. Этель садится против него, сложила руки на груди, смотрит, как он ест. Подает ему то хлеб, то нож, то лимон.
Он кашляет.
Он молча жует.
Она садится у стола и отрицательно кивает головой.
Женя встала. Ходит по комнате.
Горничная вносит самовар. Входят Вайц и Маша.
Старики тихо разговаривают.
Выходят.
Сидят мрачно. Пауза. Входят Гросман и Этель. Гросман в сюртуке.
Входит Розенов. Он среднего роста, изысканно одет, в пальто. В руке палка. Носит пенсне. Все смущены.
Вайц выходит. Женя убегает в кабинет.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Окраина. Низенькое одноэтажное строение. Слева уголок улицы -- темный, неприветливый. Смутное очертание руин. Из тьмы выплывают тени людей и исчезают. Далеко на небе застыл тонкий рог луны. Силуэт мельницы и ее трубы отчетливо выделяются и как бы царят здесь. Поверх руин справа и далеко дом Гросмана. Окна освещены. Вся картина мрачная, тяжелая. Квартира Эрша. Небольшая комната с одной дверью направо в кухоньку. Слева длинный портняжеский стол. Эрш в очках, разложив на столе шубу, стоя работает. В правом углу сапожник Шмиль прилаживает подметку к башмаку. Перед ним низенький столик, покрытый кожей. На столике сапожный инструмент. Недалеко от Эрша на скамеечке сидит Бегя и клеит коробочки. Жена Эрша, Роза, высокая старуха с пергаментным лицом, в цветной косынке, вяжет чулок. Посреди комнатки стол, за которым сидит старший сын Эрша Мирон и ужинает. Комната освещается двумя лампами. Одна висит на стене над Эршем, другая, маленькая, на кожаном столе Шмиля. Остальная обстановку жалкая. На полу сор. Чувствуется теснота, спертый воздух и труд. Два оконца заклеены бумагой; оба выходят на улицу.
Роза медленно, шаркая, выходит.
Роза входит и с оханьем садится; вяжет чулок.
Мирон надевает шапку и выходит.
Входит соседка, старушка Чарна. Медленно передвигается, задыхается и дрожит, словно от холода.
Входит рабочий Давидка.
Бетя берет чайник и выходит.
Бетя входит с чайником.
Бетя села за работу. Роза кашляет; встает, достает стаканы из шкафчика, наливает чай Эршу и Чарне.
Входит рабочий Арн. Густая черная борода. Взгляд исподлобья,
Шмиль смеется.
Входят рабочие с мельницы, русские и евреи, здороваются и рассаживаются как попало. Нахман оглядывает их.
Чарна поднимается, окидывает рабочих взглядом пришибленного и медленно выходит.
Рабочие тихо разговаривают между собой. Входит Маня. Худая, высокая женщина.
Маня села.
Рабочие смеются.
Входят Мирон с рабочими и соседи. Среди них Абрам, муж Мани.
Рабочие окружают Мирона. Абрам подходит к Мане.
Их закрывает кучка рабочих.
Мирон отделяется и начинает очень просто, не громко и не тихо. Внимание растет. Прерывают жестами, восклицаниями. Бетя бросила работу и стала недалеко от него. Эрш снял очки, подошел к дверям и там остался.
Ее сопровождают смехом.
Восклицания.
Шум и возгласы.
Шум, гневные жесты.
Рабочие смеются.
Шум.
Шум.
В это время в задних рядах начинается движение. Все оглядываются. Кто-то протискивается через толпу. Мирон бежит навстречу.
Александра окружают рабочие, пожимают ему руку.
Все утихают.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Столовая в доме Гросмана. Слышна игра на фортепьяно, звуки доносятся слабо. Музыка нежная, меланхолическая. Серый, тусклый день. Мельница окутана туманом. Ее контуры неясно выделяются. От теней столовая кажется печальной. Женя сидит на кушетке, повернувшись спиной к мужу. Этель, в капоте, сидит за столом, повернувшись к Розенову. Розенов, одетый с иголочки, взволнованный, ходит по комнате.
Женя кивает головой.
Розенов смотрит на жену. Заложил руки за спину и ходит по комнате. Останавливается. Недовольно машет головой и решительно подходит к ней.
Женя рыдает.
Пауза. Женя плачет. Из кабинета тихо выходит Этель. Удивленно оглядывается. Музыка прекращается.
Женя молча поднимается и, рыдая, выходит из комнаты в правую дверь. У дверей столкнулась с Маней. Этель изумленно смотрит на нее.
На крик вбегает Гросман. За ним почтительно входит Герман.
Герман присаживается скромно к столу и не поднимает глаз. Гросман взволнован. Заложил руку за спину и ходит по комнате.
Этель, сгорбившись, выходит.
Гросман большими шагами ходит но комнате.
Входит горничная.
Горничная испуганно убегает.
Снова является горничная.
Вайц опустил голову, сидит задумавшись.
Слышны шаги.
Входит Александр. Подает Вайцу руку.
Александр звонит. Входит горничная.
Горничная уходит. Доносится голос Гросмана: "Саша пришел? Где он?"
Вайц быстро уходит.
Маша пожимает плечами, выходит.
Александр хочет уйти.
Горничная вносит завтрак.
Александр упрямо молчит.
Слышен выстрел. Этель присела от ужаса.
Доносятся шум и крики.
Все вскрикнули. Александр бросается в комнаты. Гросман бежит за ним. Этель в изнеможении падает на стул.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Кабинет Гросмана. Большая, богато убранная комната. Два венецианских окна выходят на площадь. Из них днем видна мельница как на ладони. Теперь же едва вырисовывается мрачный силуэт всех ее зданий. В комнате два письменных стола, один -- новый -- роскошный, за которым Гросман принимает посетителей, другой простой. Гросман верит, что этот принес ему счастье, и, находясь среди своих, обыкновенно сидит за старым столом. Налево железная касса. У стены два дорожных сундука. Комната освещается электричеством. Кругом безделушки, картины в золоченых рамах и отдельно большой портрет Гросмана. Две двери. Справа кушетка. На ней отдыхает Женя. Рука у нее подвязана после неудачного выстрела. За столом сидит Гросман и курит сигару. Против него Этель. Эрш, держа шапку в руке, стоит в почтительной позе и слушает. Изредка доносится глухой шум голосов.
Эрш подобострастно улыбается.
Женя повернулась спиной к Эршу и закрыла уши.
Гросман погружается в работу. Пауза.
Гросман открыл дверь кассы.
Гросман дает.
Петя выходит.
Входит Розенов. Вид у него измученный, усталый. Заметив Женю, сидящую за столом, останавливается изумленный. Радость овладевает им.
Женя испуганно вскакивает.
Этель быстро выходит.
Входит Этель с ротондой.
Все смеются. Розеновы уходят.
Отдаленный шум.
Гросман тушит последнюю лампочку. Оба без шума выходят. Входит горничная со свечой, закрывает ставни, расставляет стулья по местам и выходит. Пауза. Возвращается Гросман. Он в халате, в туфлях, в руках свеча. Бродит по комнате. Проверяет, заперта ли касса, хорошо ли ставни закрыты. Входит Александр.
Гросман со свечой в руке стоит и долго смеется. Медленно уходит. Кабинет во мраке. Пауза. Входит Маша. Зажигает электричество. Она в белом платье, на ней ротонда, в руке дорожная сумка. Садится на кушетку и прислушивается. Входит Вайц. Озирается. Он бледен от испуга.
Он подходит.
Вайц и Маша расходятся. Темно. Долгая пауза. Доносится шум голосов. Во всей квартире нетерпеливые звонки. Вбегает горничная. Быстро раскрывает ставни. Видно огромное зарево. Горит мельница. Всплеснула руками, убежала. Снова голоса. Вбегают рабочие. Все старые, оборванные. Среди них ни одного молодого... Ропот.
Ропот толпы. Быстро входят Вайц и Маша.
Вбегает Гросман. Он в ночной сорочке. Как раненый, оглядывается. Страшная тишина.
Тихий ропот толпы. Гросман отступает на шаг. Складывает руки на груди и смотрит. Зарево растет. Старый рабочий осторожно подходит к Гросману и раболепно целует его рукав.
Умоляющий ропот толпы.
Тихий ропот. Этель вскрикнула.
Ропот. Гросман продолжает топать ногами и грозить.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
С. ЮШКЕВИЧ
Вадим Чуваков
|