Юшкевич Павел Соломонович
Гарольд Геффдинг. Современные философы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Гарольдъ Геффдингъ. Современныя философы. Издательство Поповой. С.-Петербургъ. 1907 г. Новая книга замѣчательнаго датскаго мыслителя посвящена изложенію философскихъ теченій послѣдней четверти вѣка. Въ этомъ отношеніи она является продолженіемъ его "Исторіи новѣйшей философіи", останавливающейся въ своемъ разсказѣ на 1880 годѣ. Въ этой небольшой, но содержательной, книгѣ Геффдингъ даетъ старыя и мѣткія характеристики цѣлаго ряда современныхъ философовъ, расположенныхъ имъ въ три группы: 1) объективно-математическое направленіе (Вундтъ, Ардиго, Бредли, Фуллье, Ренувъе, Бутру), занимающееся главнымъ образомъ проблемой бытія; 2) гносеолого-біологическое (Максуэллъ, Махъ, Герцъ, Оствальдъ, Авенаріусъ), которое особенно изучаетъ проблему познанія; и 3) третье направленіе (Гюйо, Ницше, Р. Эйкенъ, В. Джемсъ), ставящее на первый планъ проблему оцѣнки цѣнностей.
   Читатель, знакомый съ предыдущими работами датскаго философа, замѣтитъ. что въ основу этой классификаціи положена идея Геффіингъ о существованіи четырехъ основныхъ философскихъ проблемъ: космологической, логической, этически-религіозной и психологической (см. напримѣръ, "философскія проблемы", с. 3) Недостатокъ въ этой классификаціи особаго четвертаго, психологическаго, направленія устраняется по словамъ Геффдинга тѣмъ, что "во всѣхъ этихъ группахъ психологическое наблюденіе и анализъ играютъ существенную роль", (с. 10) Одно это замѣчаніе показываетъ, что нельзя такъ исключительно отрывать другъ отъ друга главныя философскія проблемы, и по нимъ классифицировать мыслителей. Поэтому и предложенная Геффдингомъ группировка только въ общихъ чертахъ вышла удачной. Для характеристики, напримѣръ, воззрѣній Авенаріуса Маха или Оствальда (главное произведеніе котораго "философія природы", какъ видно и по самому названію, занимается преимущественно космологической проблемой) одинаково важны ихъ взгляды какъ на сущность познанія, такъ и на сущность бытія. Если принципъ "экономіи мышленія" характеризуетъ познавательный моментъ въ воззрѣніяхъ Маха и Авенаріуса, то уничтоженіе ими дуализма "физическаго" и "психическаго", являющееся не менѣе существенной чертой ихъ міросозерцанія, затрагиваетъ самый корень проблемы бытія. Вообще глава, посвященная "гносеолого-біологическому" направленію, вышла довольно скомканной и уступаетъ по своимъ достоинствамъ другимъ отдѣламъ этой прекрасной книги.
   Помимо прекрасныхъ характеристикъ отдѣльныхъ философовъ въ работѣ Геффдинга цѣнна его широкая точка зрѣнія на философію вообще. "Все больше и больше выясняется", говоритъ онъ въ согласіи съ тѣмъ, что развивалось имъ въ "философ. проблемахъ", насколько всякое философское теченіе является одновременно и работой мысли, и знаменіемъ времени. Философія есть какъ разработка проблемъ, такъ и нѣкоторый симптомъ, и въ наше время она рѣзко выдвигается въ этой двоякой своей формѣ" (с. 8). Эта двойственность философіи всегда подчеркивалась марксистами, которые не ограничивались однимъ только теоретическимъ анализомъ извѣстныхъ философскихъ теченій (напримѣръ, русскаго неоидеализма), но старались сводить эти "знаменія времени" къ конкретной соціальной обстановкѣ породившей ихъ эпохи.

П. Ю.

"Современное Обозреніе", No 2, 1907

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru