Йокаи Мор
Мор Йокаи: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.
Иокай

   (Мавр Jokay) -- знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье И. близко сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии. Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, И. становится членом политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи, редактирует литературное обозрение "Eletképek". Политические их взгляды были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических событий, И., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно перед военным судом, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно время И. писать под псевдонимом Caio. С ослаблением реакции И. выступает на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного заключения в тюрьме. Позже И. был приверженцем политической программы Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором И. бы не испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы И., затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны: "Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т. д.), составляют эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения И., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды"), или произведения во вкусе Жюля Верна или Э. Золя, как "Роман будущего века", "Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации автора. Главные недостатки творчества И., прозванного за плодовитость и склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" -- отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение создавалось по кусочкам, в разное время, в ущерб целому, выделяются частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства И. -- тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до головы мадьяр, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любит И., -- говорит один из его биографов, -- потому что он знает, что И. сочувствует его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют сущность многих рассказов И. Ряд романов И. ["Черные бриллианты" (отд., 1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб., 1882 г.), "Другое время -- Другие нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения" 1880-х годов, "Новый помещик" -- в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота. Исторический роман времен Ракоци" (СПб., 1884). Его жена, Роза Лаборфальви (1820--1886) -- известная венгерская трагическая актриса.

Иокай (дополнение к статье)

   (Мавр Jokay) -- венгерский романист; умер в 1904 г.
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   ИОКАЙ Мавр [1825--1904] -- венгерский романист. Его отец, принадлежавший к чиновному дворянству, был адвокатом в Коморне, одном из центров тогдашней хлебной торговли на Дунае. Учился в Прессбурге, где изучал немецкий яз. Получил юридическое образование, но вскоре отказался от адвокатской карьеры и сделался журналистом; впоследствии всецело посвятил себя литературной деятельности. В 1846 появился в свет его первый крупный роман "Будни" (Hetköznapok). С 1847 И. редактировал журнал "Образы жизни" (Eletképek). Тогда же вместе с Петёфи становится одним из руководителей студенческого движения. Во время демонстрации 15 марта 1848 Иокай один из первых потребовал уничтожения крепостного права, сословной конституции, введения свободы печати, собраний и вероисповедания; в качестве оратора и в качестве редактора Иокай энергично работал в пользу национального освобождения. Но когда независимое венгерское правительство впоследствии принуждено было с оружием в руках защищать "завоевания" революции от посягательств венского двора, настроенный "лойяльно" И. примкнул к лагерю "трезвых" и "умеренных". Наступившая после революции реакция поставила себе целью создать объединенную монархию с централизованным управлением и официальным немецким яз. По отношению к этой тенденции венгерские деятели 1848 образовали национальную оппозицию, к к-рой присоединился и И. Он принадлежал к так наз. "партии резолюции", к-рая довольно энергично выставляла требование венгерской независимости и боролась против осуществившегося в 1867 соглашения буржуазной Венгрии с монархом. Соглашение способствовало развитию капитализма в Венгрии под скипетром Габсбургов и обеспечивало при господстве буржуазии видную роль крупному и мелкому дворянству. И. впоследствии стал горячим приверженцем этого соглашения. Политические взгляды И. отражены и в его лит-ых (гл. обр. публицистических) произведениях. Наряду с Дюма, Гюго и Сю, И. -- один из самых плодовитых рассказчиков в мировой лит-ре. Его поэтический мир построен на "твердых" основах; это -- религия (какая угодно, лишь бы религия), родина, король, семья, частная собственность и наконец культ постепенного прогресса и национальных традиций. Почти все герои И. -- столбовые дворяне, украшенные буржуазными добродетелями, ко всему способные, преодолевающие на пути все препятствия, -- совершенные образцы человеческой породы ("Золтан Карпати", "Золотой человек", "Дрессировщик душ" и т. д.). Фантазия -- Иокая -- огромна, и в мире чистого вымысла он как будто чувствует себя на более твердой почве, чем в мире действительности. В "Романе будущего века" [1879] он предрекает русскую революцию и многие -- с тех пор осуществленные -- завоевания техники. В романе "Свобода под снегом", написанном в том же году, он описывает восстание декабристов: одним из действующих лиц здесь является Пушкин. Им написано бесчисленное множество исторических романов и повестей; наиболее удачны те, к-рые посвящены венгерской революции 1848 ("Картины сражений", "Дневник беглеца", Отголоски бури" и др.), в которых он воздвиг памятник героям, мученикам и рядовым воинам венгерской революции -- в первую очередь Александру Петёфи. Восхваляя революцию, И. хотел в этих произведениях оправдать свою умеренную роль в национальном движении. И. писал также и пьесы, но в этой области он сравнительно слаб; более других удалась ему драма "Георгий Дожа", в которой им выведен вождь венгерской крестьянской революции. И. очень быстро стал популярен; его прекрасный яз., подкупающий юмор и смелый полет фантазии могут и в наше время увлечь читателя. Полное собрание сочинений И. (100 томов) было издано к 50-летнему юбилею писателя [1896].

Библиография:

   I. Романы И. переведены на все языки. Русские перев.: Новый помещик, 1880; Двойная смерть, М. 1881; Черные бриллианты, СПБ., 1882; Любовь до эшафота СПБ., 1883; Другие времена -- другие нравы, СПБ., 1884 Золотой человек, СПБ., 1884; Из мести, 1887 (в "Наблюдателе"); Божья воля, СПБ., 1891 и 1895; 20 000 лет подо льдом, М., 1895; Мечта и жизнь, М., 1896, и др.
   II. Mikszàth Kàlmàn, Jòkai Mòréò Kora, Bp., 1910; Pallas Naoy Lexikona, Bp.; Lukács Cyörgy Jòkai ("Uj Màrcius"), 1925; Pintér J., Irodalomtörténчt, Bp., 1927.

Ш. Цобель-Лани

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 554--555.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-5541.htm
  

III.

   Йокаи (Jókai), Мор (18.II.1825, г. Комаром, -- 5.V.1904, Будапешт) -- венг. писатель. Сын мелкопоместного дворянина. Учился в гимназии. В 1845 Й. переезжает в Пешт, где становится редактором прогрес. журн. "Életképek" ("Картины жизни"). В 1846 Й. опубл. роман "Будни" ("Hétköznapok"), в к-ром следовал франц. романтикам. В первые дни революции 1848 он вместе с Ш. Петёфи выступает перед народом, однако вскоре, испуганный размахом революции, отходит от левого крыла и ратует за примирение с Габсбургами. После подавления революции писатель скрывался от преследований. Получив амнистию, Й. поселился в Пеште, опубл. (под псевд. Шайо) кн. "Революционные баталии 1848--1849 годов" ("Forradalmi és csataképek 1848 és 1849-ből", 1850) и "Дневник скитальца" ("Egy bujdosó naplójaa", 1851). В романах на историч. темы -- "Золотой век Трансильвании" ("ErdИly aranykora", 1852) и "Турки в Венгрии" ("Törökvilág Magyarországon", 1853) -- Й. воспел нац.-освободит. борьбу. Романтик в манере построения сюжета и развития интриг, Й. в лучших своих произв. создал и реалистич. образы, прежде всего людей из народа. Увлечение идеей постепенных реформ отражено в романах "Венгерский набоб" ("Egy magyar nábob", 1853), "Золтан Карпати" ("Kárpáthy Zoltán", 1854) и "Новый землевладелец" ("Az új földesúr", 1863). В сознании Й. по-прежнему живут романтич. воспоминания об эпохе революц. борьбы с феодализмом (роман "Сыновья человека с каменным сердцем" -- "A kőszívű ember fiai", 1869, рус. пер. 1959), но главные свои надежды он возлагает на развитие капиталистич. экономики страны -- романы "Черные алмазы" ("Fekete gyémántok", 1870, рус. пер. 1882), "Золотой человек" ("Aranyember", 1873, рус. пер. 1882), "Роман будущего века" ("A jövő század regény", 1872). Позднее творчество Й. теряет гражданственные и приобретает развлекат. черты. Над общим уровнем поднимаются лишь роман "Узник Раби" ("Rab Rábyá", 1879) и повесть "Желтая роза" ("Sárga rózsa", 1893, рус. пер. 1956). В России Й. был известен еще при жизни; мн. его произв. переведены на рус. яз.
   Соч.: Összes művei, köt. 1--100, Bdpst, 1894--98; Hátrahagyott művei, 1--10 köt., Bdpst, 1912; Válogatott müvei, [köt. 1--32], Bdpst, 1954--62.
   Лит.: Mikszáth K., Jókai Mór élete és kora, Bdpst, 1954; Sőtér J., M. JJókai útja, в его кн.: Romantika és realizmus, Bdpst, 1956.

Е. И. Малыхина.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 271.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-2711.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru