Ясинский Иероним Иеронимович
Втуненко

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


И. И. Ясинский

ВТУНЕНКО

  
   Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателей 80--90-х годов: В 2-х т.-- М., Худож. лит., 1982.
   Т. 1. Вступит. статья, сост. и коммент. С. В. Букчина.
  
  
   Дом, в котором помещалась редакция "Разговора", стоял во дворе. Вышневолоцкий вошел в редакцию и спросил в передней, где живет редактор "Разговора" Лаврович.
   -- А они тут не живут,-- отвечал мальчик в синей блузе, выбегая из боковой комнаты.
   -- А где же?
   -- А они тут не служат.
   -- Редакция "Разговора"?
   -- Типография господина Шулейкина.
   -- Но ведь вывеска, что редакция помещается...
   -- Здесь, здесь! -- крикнул из глубины передней хриплый голос.-- "Разговор" здесь! Пожалуйте! Что угодно?
   Из-за грязного шкафа, разделявшего переднюю на две половины -- темную и светлую,-- выглянула незнакомая физиономия с толстым, смешно приставленным к лицу носом алого цвета и с длинной беззубой улыбкой.
   -- Вам что?
   -- Хотелось бы повидать Лавровича...
   -- Зачем?
   -- Надо.
   -- Как редактора? Господин Шулейкин его рассчитал. Чересчур расписался! И стихами, и прозой начал валять! Прошу покорно пожаловать... Вы не господин Стародубов?
   -- Нет, я Вышневолоцкий.
   Петербургский литератор с любопытством окинул взглядом редакцию московского журнала, объявившего его своим сотрудником. Грязная клеенка покрывала стол, на котором лежали первые нумера "Разговора" с безвкусными виньетками. Два белых простых стула стояли по сторонам стола. На подоконнике лежали ваксенные щетки.
   -- Господин Вышневолоцкий! Очень приятно! Давно изволили пожаловать в Москву? Не по вызову ли господина Лавровича? Но я за него. Хозяин прямо сказал: "Корнил Саввич, разговаривайте!" Да, журнальчик был бы хороший, если бы умеючи взяться. А то ведь чего только нет: и Бисмарк, и Гладстон1, и спиритизм, и полемика с "Московскими ведомостями"2, и полемика с "Русскими ведомостями"3, и порнография, и славянофильство! Эх, грехов много -- не могу я сам быть редактором, не утвердят: что я сделал бы! Журналисты от зависти лопнули бы!
   Он с сожалением покачал головой, "Какой у него шагреневый нос,-- подумал Вышневолоцкий,-- как наперсток, истыкан".
   Московский журналист продолжал:
   -- Я на литературе зубы съел! Полстолетия честно служу высшей идее! У меня взгляды и глубокое образование. Я со всеми корифеями был знаком... С Тургеневым, с Некрасовым... Вам удивительно?
   -- Мне по своим делам... Дайте адрес Лавровича! -- проговорил Вышневолоцкий.
   -- Лаврович станет порицать меня и издателя,-- начал журналист, оторвав кусочек бумаги и макнув перо в закапанную чернильницу,-- так вы не очень-то верьте. Господин Лаврович забрал до двух тысяч денег еще в прошлом году, когда журнала не было. Весь год жалованье получал. Господин Шулейкин, бывало, каждое первое число на себе волосы рвет от чрезмерного горя, расставаясь с двумя радужными и, так сказать, бросая капитал на ветер... Получите адрес господина Лавровича.
   Рот его растянулся в добродушную улыбку, и на кивок Вышневолоцкого одною головою он стал низко кланяться всем станом.
   На улице Вышневолоцкий услышал, что его кто-то зовет. Он оглянулся: за ним бежал журналист в рыжем ветхом пальто и в облезлой меховой шапке.
   -- Господин Вышневолоцкий! Вышневолоцкий! А Вышневолоцкий!
   Вышневолоцкий покосился из-за своих бобров на темного московского писателя, которого он не знал даже по фамилии и нос которого особенно ярко алел под золотистым лучом солнца-невидимки, скрытого высокими каменными домами.
   -- Позвольте узнать, вы тот Вышневолоцкий?
   -- Что вы хотите спросить? -- произнес Вышневолоцкий, улыбаясь.
   -- Сочинитель романа "Силуэт"?
   -- Да.
   Старик с умилением схватил его за руку,
   -- Читал! Все выдающееся читаю! Как же, с большим удовольствием! Был тронут! Дважды прослезился! Господин Вышневолоцкий!
   Он замолчал, не находя слов или опасаясь высказать свое желание, и только уловив в глазах Вышневолоцкого что-то вроде расположения к себе, произнес:
   -- Отправляюсь завтракать... Живу близко, на Живодерке. Сделайте честь, ко мне хоть на пять минут. Позвольте представиться: Корнил Саввич Втуненко. По происхождению -- малоросс, автор повести исторического характера: "Василий Темный"...4 Прошу! Эй, на Живодерку, пятнадцать копеек!
   Вышневолоцкий хотел сначала отказаться, но вспомнил, что действительно когда-то в детстве читал "Василия Темного", и решил заехать к Корнилу Саввичу из благодарности и из любопытства.
   Миновав множество деревянных домишек, извозчик остановился у ворот, над которыми торчала жердь с надписью: "Сие место продается участками". Корнил Саввич пошел вперед по мосткам, Вышневолоцкий следовал за ним и глядел вокруг на огромный пустырь, расстилавшийся по обеим сторонам мостков. Вдали виднелся желтый деревянный жиденький дом, о двух этажах, без всяких служб и сараев. Корнил Саввич торопливо и неровно семенил ногами. Он был в истоптанных сапогах. Его синие брюки были отрепаны назади каблуками, и чья-то заботливая рука заштопала их и наложила заплатки из черного сукна.
   Перед самым домом лежала, выделяясь на снегу, мусорная куча. Вороны клевали ее и с хриплым криком кружились в воздухе. Корнил Саввич, радостно улыбаясь, сказал:
   -- А право, тут можно охотиться. Прежирные бестии!
   Он посмотрел на ворон и прицелился палкой.
   -- Пожалуйте, пожалуете! По лестнице, сюда! Не бойтесь, что скрыпит: новый дом, осенью строен, еще не успел устояться.
   Холодная стеклянная галерея окружала второй этаж. Корнил Саввич вел гостя мимо нечистых корыт и матрацев, которые, по его объяснению, вымораживались во избавление от некоторых мучителей, неразлучных будто бы со всяким новым домом.
   -- В опилках заводятся... самозарождение!
   Наконец он постучал в дощатую некрашеную дверь. Вышневолоцкий зажал нос; какая-то маслянистая вонь отравляла воздух квартиры. На перегородку брошены были платья, полотенца и просто тряпки.
   Красивая женщина, цыганского типа, с болезненным худым лицом и неопрятными волосами, выглянула и спряталась.
   -- Жена -- Марья Саввишна,-- молвил Корнил Саввич и потер руки.
   Вышневолоцкий вошел по приглашению хозяина в небольшую светлую комнату.
   Каштановый сеттер с умными, как у человека, главами лежал на ковровой подстилке. Перед ним стояла чашка с нетронутой овсянкой и вода в разбитом горшочке. Увидав хозяина, сеттер слабо повилял хвостом.
   -- Моя гордость! -- вскричал Корнил Саввич,-- несказанной красоты! Кличка -- Перл. На стене, под стеклом -- похвальный лист Перлу. На собачьей выставке всех удивил! За него двести дал, а пятьсот предлагали, да я отверг. Еще не дошел до того, чтобы собаками торговать. Перлушка, милый Перлушка! Что приуныл, брат, что призадумался? Болен, бедняжка! Не хочется к ветеринарам обращаться -- живо уморят, Марья Саввишна, давала ему серку? Перлушка, милый мой Перлушка!
   Корнил Саввич нагнулся, пес привстал и лизнул его в губы.
   Вышневолоцкий сел на венский расшатанный стул и поднес к носу свой белый надушенный платок, потому что все еще не мог привыкнуть к зараженному воздуху, который, однако, не смущал хозяев. Бедность и неряшливость царили в комнате. Постель в углу незастлана. Вороха газет, между которыми видное место занимал "Разговор", валялись на комоде и на полках покосившейся этажерки, на столе. Сырость намочила обои. Внизу двойных рам были сделаны деревянные желобки, и их наполняла вода, струившаяся со стекол.
   -- Неприглядное жилище? -- спросил Втуненко.-- Семнадцать рублей плачу,-- ух! как трудно достаются. Марья Саввишна, нам бы закусить чего-нибудь! А главное, водочки, водочки! капельку!
   Он показал на пальце, сколько именно водочки.
   -- Корнил Саввич, я считал вас гораздо старее,-- начал Вышневолоцкий.-- Ни одного седого волоса... Сколько вам лет?
   -- Шестой десяток идет... Что, молод?
   -- "Василия Темного" я читал еще в первом классе гимназии... помню, с картинкой.
   Втуненко закинул голову и хвастливо посмотрел на Вышневолоцкого.
   -- Теперь не пишут исторических романов,-- сказал он.
   Вышневолоцкий не возразил ничего.
   -- Нет той эрудиции! -- начал Корнил Саввич, помолчав.-- Марья Саввишна, помнишь "Силуэт"? Это -- их сочинения!..
   Марья Саввишна вошла с тарелкой в руке и с графинчиком.
   Вышневолоцкий встал.
   Марья Саввишна была в красной кофточке, застегнутой не на все пуговицы: их недоставало там, где они более всего были нужны. Поставив завтрак на стол, Марья Саввишна протянула гостю руку.
   -- Здравствуйте, не взыщите за угощение. Я, Корнил Саввич, купила наваги на десять копеек, да гусиных ланок.
   Вышневолоцкий понял, что воздух был отравлен навагою, которой он терпеть не мог.
   -- Ну, будем же здоровы! -- произнес Корнил Саввич, держа рюмку у рта. Он медленно проглотил водку, помотал головой и налил Марье Саввишне.-- Она пьет не хуже меня!
   -- Неправда! Вот уж неправда! Я пью для удовольствия, а ты из жадности.
   -- Что же вы не закусываете? -- спросил Корнил Саввич.
   -- Они непривычны к нашей пище,-- произнесла Марья Саввишна.-- Кушайте лапки.
   Вышневолоцкий взял лапку.
   -- Почему нападаете вы на Лавровича? -- начал Вышневолоцкий.-- Я сейчас поеду к нему, и, может быть, недоразумение, которое возникло, мне удалось бы уладить.
   -- Ах, нет, напрасная забота-с! -- вскричал Корнил Саввич.-- Я одному только удивляюсь, что как вы, будучи истинно либеральным писателем, можете находиться в каких-то отношениях с господином Лавровичем? Господин Лаврович держится устарелых взглядов, несмотря на свою сравнительную молодость, и принадлежит к партии Страстного бульвара5. Да-с.
   -- Неужели? -- сказал Вышневолоцкий.-- А вы говорили, Лаврович завел полемику с "Московскими ведомостями".
   -- Признаюсь, полемика-то была с "Русскими ведомостями", а я, по праву корректора, переделал... Так что ему должно влететь от Страстного бульвара-с.
   Вышневолоцкий улыбнулся и спросил:
   -- Вы корректором в "Разговоре"?
   -- Управляю типографией Шулейкина и вместе корректор. Конечно, корректор корректору рознь... Другой не посмел бы. А я напутал: хозяин давно просил выставить господина Лавровича. Хозяину надо, чтоб журнал ничего не стоил, чтоб купцы платили за бесчестье, чтоб сотрудники печатали у нас ябеды и еще нам платили!
   -- Послушайте, я не пойму -- вы за кого же собственно?
   Корнил Саввич выпил рюмку водки и, блеснув глазками, шепотом произнес:
   -- За себя-с, за сохранение своей престарелой униженной личности!
   Вышневолоцкий вдумчиво посмотрел на него; Корнил Саввич отвернулся.
   -- Марья Саввишна,-- сказал он, беря жену за руку,-- сколько нам, душа моя, необходимо в месяц денег?
   -- Да, если не пить, Корнил Саввич, то пятьдесят рублей надо. Меньше никак нельзя! -- обратилась она к Вышневолоцкому и сделала жалобное лицо.
   -- А с питьем, Марья Саввишна?
   Она улыбнулась.
   -- Много ты жрешь водки, Корнил Саввич. Господь тебя знает! Иной месяц на двадцать, а иной сотню пропьешь.
   -- Вместе с тобой, Марья Саввишна, вместе с тобой!
   -- Что срамишь меня при чужих людях?
   -- Ну, а все ж таки... Так вот, господин Вышневолоцкий, сколько денег нам надо, чего требует наша личность! Только не подумайте, что я принцип продам за рюмку водки. Нет-е, я человек стойкий. Меня какие люди уважали! Но ежели с одной стороны Лаврович, а с другой Шулейкин, то наплевать. Бьюсь как рыба об лед, ибо вечно, ежечасно, ежеминутно желаю есть, а также имею потребность кормить семью, состоящую из Марьи Саввишны, сына Андрея и из бесценного Перла. Поднимающий меч от меча погибнет6. Лаврович считал меня старым псом, которого пора выбросить. Но я жить хочу, и вся моя семья точно так же желает жить. Я насмотрелся на своем веку на такие вещи, что не поверите, если я вам расскажу. Шулейкин грошелуп, низкая тварь, но он, на мой взгляд, выше Лавровича и многих других деятелей, имена которых ныне гремят в литературе. Никто не стал бы меня держать, а господин Шулейкин держит. Теперь скажите, за кого я должен стоять?
   Он налил три рюмки водки и пригласил любезною улыбкой жену и гостя выпить. Вышневолоцкий едва дотронулся губами до рюмки. Он внимательно слушал Кориила Саввича. До сих пор он вращался в той литературной среде, которая всегда пользуется и уважением и достатком.
   Он первый раз был в жилище забытого, несчастного старика, который считался когда-то почтенным литератором и теперь впал в нищету, испьянствовался и дошел до какого-то нравственного отупения... А между тем было же у него назади светлое время, когда он знался с "корифеями" и когда для него "принцип" не был звуком пустым... Хорошо еще, что какой-то подлый Шулейкин эксплуатирует старика. Что было бы о Корнилом Саввичем без Шулейкина?
   -- Не смею осуждать вас, Корнил Саввич,-- сказал Вышневолоцкий.-- Мне понятны причины, почему вы против Лавровича. Но я его помню хорошим человеком... Он мой товарищ.
   -- Хороший человек! У цензора крестил детей!
   Вышневолоцкий рассмеялся.
   -- Что ж, если цензор порядочный человек! Гончаров был цензором7.
   -- Литератор -- особа священная,-- возразил Корнил Саввич и надменно указал на свою грудь.
   -- К нам околоточный в гости ходит,-- начала Марья Саввишна,-- тоже обожает литераторов.
   -- Ну, ну, ну! Какой околоточный! Рехнулась, матушка?
   -- А Николай Константинович?
   Корнил Саввич тихонько показал жене кулак и пояснил гостю:
   -- Зря болтает моя Марья Саввишна! Кто подумает, и в самом деле я с участком имею сношение! Она меня подведет! Между нами, околоточный ходил с повесткой; я учинил дебош... Да, я еще дебошир! А Марья Саввишна сейчас: к нам ходит околоточный!
   Он сплюнул; Марья Саввишна хранила молчание.
   -- Господин Вышневолоцкий! Насчет стариков сложилось такое мнение, что ежели сед, то и ретроград. Ошибка-с. Вот я, к примеру... На Татьянин день меня, как одного из старейших и благороднейших студентов Московского университета, на руках качали...8 два пальца вывихнули... Нет дыма без огня, и если обо мне сложилось мнение добропорядочное,-- значит, я добропорядочный. И вы меня с детства знаете, а Марья Саввишна околоточного называет по имени и отчеству! Нехорошо, Марья Саввишна,-- обратился он к жене,-- могут подумать, что ты не супруга Корнила Саввича Втуненко и что Корнил Саввич не образовал тебя, а, взяв из мастерской, где ты шила рубашки разным околоточным, предоставил тебя твоему собственному глубокому невежеству.
   -- Оставь уже, Корнил Саввич, замолчи! -- сказала со смехом Марья Саввишна.-- Без тебя видят наше образование... Что у вас на сюртуке: булавка модная?
   Вышневолоцкий посмотрел на петлицу своего сюртука: певица, у которой он утром был в гостях, приколола ему на прощанье веточку свежего гиацинта. Он сказал?
   -- Нет, цветок.
   -- А я думала, что новая мода,-- произнесла Марья Саввишна и вздохнула.-- Пахнет?
   -- Слабый запах.
   Марья Саввишна наклонилась к цветку, понюхала и опять вздохнула.
   Толстый желтый кот мягко прыгнул на постель и мяукнул. Марья Саввишна взяла с тарелки пальцами головку наваги и подала коту.
   - Знаете, сколько ему лет? -- спросил Корнил Саввич.-- Без малого пятнадцать. Пятнадцать лет мы женаты с Марьей Саввишной, пятнадцать лет кот свидетелем нашей борьбы за жизнь. Эх, много видел он горя! Дети каждый год умирали -- случалось, голодной смертью. Я по три года без работы сидел.
   -- А собак покупал,-- заметила Марья Саввишна.
   -- А собак покупал, верно-с. Без собак никогда не мог жить. Мое имя не раз было пропечатано, благодаря собакам. Портрет в журнале "Охота" и под портретом: собака такого-то. Какой-нибудь граф или миллионер читает и думает: должно быть, Корнил Саввич Втуненко богат; а Корнил Саввич Втуненко прозябает во мгле и пухнет на соломе... Поняли вы мой характер? Перл! Иси! Ну, Перлушка, встань! Встань, милый, порадуй меня!
   Сеттер, неподвижно лежавший на подстилке, оживился и, виляя хвостом, подошел к хозяину.
   -- Будь здоров, Перлушка!
   Корнил Саввич выпил. Он ничем не закусывал и только подносил к носу кусок черного хлеба, сильно нюхая его.
   -- Я вам сейчас покажу, какой у меня умница Перл. Смотри, Перлушка, ты болен, но любишь жареную рыбку...
   -- Андрюше надо оставить,-- робко сказала Марья Саввишна.
   -- Останется. Гость ничего не ест... Перлушка, смирно!
   Корнил Саввич положил на нос Перлу навагу и начал:
   -- Ел Греч, ел Булгарин9, ел Лаврович, ел Шулейкин, ел Страстной бульвар...
   Сеттер стоял неподвижно, опустив хвост, покорно глядя на хозяина своими красивыми, большими глазами.
   -- Ел Корнил Саввич Втуненко!
   Пес подбросил носом рыбку и схватил ее в воздухе раскрытою пастью. Корнил Саввич с торжеством посмотрел на гостя.
   "Тенденциозная собака",-- подумал Вышневолоцкий.
   -- А кот не умеет?
   -- Выжил из ума... А впрочем, до сих пор амурится. А жирный, каналья. Сала много. Говорят, за границей котов едят...
   Корнил Саввич с задумчивой, сластолюбивой улыбкой стал ласкать кота.
   -- Андрюша! -- позвала Марья Саввишна сына.-- Иди!
   Вошел мальчик-горбунчик, с старообразным лицом н острыми плечами, приподнятыми до ушей.
   -- Поклонись гостю! -- скомандовал отец. Горбунчик издали шаркнул ножкой.
   -- Кушай, детка.
   Мать подала ему ломоть хлеба и пару рыбок. Андрюша отошел в сторону, к окну, и молча съел завтрак. Потом он поклонился гостю и, сказав: "Покорно благодарю вас, папаша и мамаша",-- ушел назад.
   -- Хорошо учится...-- произнес отец.-- Ну-те, что же вы приуныли? Марья Саввишна, проси! Выходит так, что я один пью... Не хотите? Один выпью!
   Алый цвет шагреневого носа Корпила Саввича стал еще гуще, щеки покрылись сине-багровым румянцем. В узеньких глазах блестела влага того пьяного бессмыслия, которое так противно трезвым людям. Но Корнил Саввич еще крепился и не хотел показать, что он пьян.
   -- Василий Темный! -- говорил он,-- не ожидал, что встречу... Василий Темный был великий государь. Но только я на его слепоте теорию построил. Сам Герцен погрозил пальцем: умно, Корнил Саввич, умно! А я его в ручку... Но, позвольте, вы к нам или в Петербург? Мое дело сторона, есть тут купец Самореин и очень нуждается в легком пере, потому что фабричный инспектор уголовщину возводит, а у него, надо сказать...-- Корнил Саввич подмигнул Вышневолоцкому и дополнил речь жестом, который состоял в движении пальцем по неопределенному направлению.
   Вышневолоцкий встал и начал прощаться. Хозяева удерживали его. Корнил Саввич едва стоял на ногах. Когда он сидел, то не казался таким пьяным. Вышневолоцкий уронил шапку -- старик бросился поднимать ее и поскользнулся.
   -- Пьяненький,-- сказала Марья Саввишна.-- Что юродствуешь? Иди спать на диван.
   Корнил Саввич поднялся, улыбаясь и мотая головой.
   -- А, не правится! Расскажу им, какой ты муж и каково мне с тобой. Был у нас, знаете, диван и надоел до того, что не могу видеть. Я позвала хламщика и продала диван за два рубля. А хламщик встречает через неделю и говорит: благодарю вас, Марья Саввишна, купил диван за два рубля, а в диване, под спинкой, нашел пять рублей... Кто же, как не Корнил Саввич? От жены прячет деньги и кутит, а людям говорит, что мы вместе пьем.
   Корнял Саввич стоял, сонно улыбаясь. У Марьи Саввишны глаза горели, как угольки: ей было жаль пяти рублей. В отворенную дверь виднелось пространство за перегородкой. Там у окна сидел горбунчик, подперши голову рукой, и задумчиво смотрел вдаль, на златоглавую Москву.
   Вышневолоцкий еще раз простился с хозяевами и ушел.
   Тяжело было у него на сердце.
  
  
  

КОММЕНТАРИИ

  
   При отборе произведений для настоящего издания в него прежде всего были включены произведения, в той или иной степени одобренные А. П. Чеховым. Публикуются также рассказы, небольшие повести, сатирические миниатюры, которые хотя и не получили чеховских отзывов, но являются вещами характерными для творчества автора, запечатлевшими быт и нравы эпохи. Из-за ограниченного объема сборника пришлось отказаться от включения многих вполне заслуживающих того произведений, как, например, от талантливых романов М. И. Альбова "Ряса", И. Н. Потапенко "Не герой" и др.
   Отбор произведений потребовал просмотра множества отдельных изданий, собраний сочинений, комплектов газет и журналов. Неизученность творчества большинства включенных в двухтомник писателей составила особую сложность для установления первой публикации отдельных произведений. В связи с этим в комментариях указываются в основном только те источники, по которым печатаются тексты. Тексты печатаются по последнему прижизненному изданию.
   Краткие справки о писателях содержат сведения об их жизненном и творческом пути, оценки современной им критики, а также информацию относительно их связей с А. П. Чеховым.
  

И. И. ЯСИНСКИЙ

  
   Иероним Иеронимович Ясинский (псевдоним -- Максим Белинский) родился в 1850 году в Харькове. Учился на естественных факультетах Киевского и Петербургского университетов, но курса не кончил, отдавшись всецело журналистике. Ясинский начал печататься в 1870 году, выступив как писатель демократического, народнического направления. Этот период его творчества запечатлен в сборнике "Семидесятые годы. Повести и рассказы" (СПб., 1901).
   Молодого писателя привлек к участию в "Отечественных записках" М. Е. Салтыков-Щедрин, писавший Н. К. Михайловскому 11 сентября 1881 года: "По-моему, Ясинский талантлив" {М. Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. в 20-ти томах, т. 19, кн. 2, с. 38.}. В 1881--1884 годах в журнале были напечатаны получившие одобрительный отзыв Салтыкова-Щедрина рассказы "Наташка" и "Спящая красавица", а также повести "Болотный цветок", "Искра божия", "Старый сад", "Всходы. Картины провинциальной жизни". Произведениям Ясинского, вышедшим в 1888 году в четырехтомном "Полном собрании повестей и рассказов", присущ характерный оттенок бытописания, в котором подчас звучат критические ноты. Они особенно ощутимы в его книге "Киевские рассказы" (1885), где много внимания уделено судьбам обездоленных, бездомных бедняков.
   В середине 80-х годов в творчестве Ясинского произошел поворот от проблем, выдвигавшихся жизнью, к защите ценностей "чистого искусства". В 90-х годах в творчестве Ясинского выявляются охранительные тенденции, он становится сотрудником консервативной печати.
   Как литературный критик Ясинский высоко отзывался о книгах Чехова "Дуэль", "Хмурые люди", "В сумерках", "Пестрые рассказы": "Из молодых беллетристов, выступивших на литературное поприще в восьмидесятых годах, Антон Чехов бесспорно самый даровитый, и его ожидает блестящая литературная будущность" {Журнал "Труд", 1892, No 2, с. 479.},-- писал он. Он более тонко и правильно понимал творчество Чехова, чем, скажем, народническая критика, постоянно упрекавшая писателя в "холодности". По поводу рассказа "Убийство", например, он утверждал, что "холодность" эта есть "редкий дар" объективности, которая сродни таланту Толстого. Общение писателей, познакомившихся в 1889 году, поддерживалось в первой половине 90-х годов. Отношение Чехова к творчеству Ясинского не было однозначным. 3 апреля 1888 года он писал Суворину: "Ясинский непонятен (это или добросовестный мусорщик, или же умный пройдоха)..." Эта "непонятность" в немалой мере вызывалась манерой Ясинского, в которой фантазия и живая наблюдательность сочетались с небрежностью, эскизностью письма, развязностью стиля. Но некоторые рассказы Ясинского Чехову нравились. Так, очерк "Пожар" (1888) Чехов считал "превосходной вещицей" (письмо Леонтьеву-Щеглову от 4 февраля 1888 г.), о повести "Дача на Черной речке" (1894) сказал, что "Ясинский выше Щеглова" (А. С. Суворину от 26 июня 1894 г.).
   Признавая за Ясинским такие человеческие качества, как доброжелательность и внимательность (в письме к Л. А. Авиловой от 19 марта 1892 г.), Чехов одновременно видел и его беспринципность, проявившуюся в частности в согласии Ясинского сотрудничать в газете "Новое время", ранее подвергшей его произведения самой уничижительной критике. Та же беспринципность Ясинского сказалась и в 1896 году по время провальной премьеры чеховской "Чайки" в Александринском театре, когда некоторые писатели, рецензенты повели себя в высшей степени некорректно по отношению к драматургу. Чехов вынужден был зачислить Ясинского в круг тех своих знакомых литераторов, с которыми он "дружески и приятельски откровенничал, беспечно обедал, за кого ломал копья" (А. С. Суворину, 14 декабря 1896 г.) и которые в театре подвергли его глумлению.
   В мемуарной книге Ясинского "Роман моей жизни" (М.--Л., 1926) есть глава, посвященная Чехову.
   После Октябрьской революции Ясинский принимал участие в работе Пролеткульта, редактировал журналы "Красный огонек" (1918), "Пламя" (1919). В 1919 году вышли сборники его стихотворений "Воскреснувшие сны", "Книга любви и скорби", "На земле", пьеса "Последний бой". В 1923 году он осуществил перевод поэмы Ф. Энгельса "Вечер", Умер Ясинский в 1931 году в Ленинграде.
  

ВТУНЕНКО

  
   Рассказ печатается по изданию: И. Ясинский. Осенние листы. Новые рассказы. СПб., изд. А. С. Суворина, 1893.
  
   1 Бисмарк -- см. коммент. на с. 434. Гладстон Уильям Юарт (1809--1898) -- английский государственный деятель.
   2 "Московские ведомости" -- газета, выходившая с 1756 но 1917 г. Со второй половины XIX в. стала крайне реакционной.
   3 "Русские ведомости" -- газета, выходившая в Москве С 1863 по 1918 г. В 80-е годы имела либерально-демократическое, народническое направление.
   4 Василий Темный (Василий II, 1415--1462) -- великий князь Московский (с 1425). В 1446 г. был ослеплен его противниками, претендентами на московский престол (отсюда и прозвище -- "Темный").
   5 На Страстном бульваре в Москве находилась редакция газеты "Московские ведомости".
   6 См. коммент. на с. 448.
   7 Писатель Иван Александрович Гончаров (1812--1891) с 1856 г. был цензором Петербургского цензурного комитета, с 1863 по 1867 г.-- членом совета министров по делам книгопечатания.
   8 Татьянин день, день св. Татьяны по церковному календарю -- 12 января, дата основания Московского университета (учрежден в 1755 г.). Татьянин день ежегодно отмечался студентами и бывшими выпускниками университета.
   9 Греч Николай Иванович (1787--1867), Булгарин Фаддей Венедиктович (1789--1859) -- русские журналисты и писатели, издававшие совместно реакционную газету "Северная пчела".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru