ЯХОНТОВ, Владимир Николаевич [16(28).XI.1899, Седльце (Польша),16.VII.1945, Москва] -рус. сов. артист эстрады. Мастер художественного слова. С 1918 учился в театр. уч-ще при МХТ, затем в студии Е. Б. Вахтангова. В 1924-26 актёр Т-ра им. Мейерхольда (исп. роль барона Файеррари "Учитель Бубус" Файко). В 1922 Я. начал выступать на эстраде, исполняя произв. рус. лит-ры. В 1924 исполнил первую художеств. композицию "На смерть Ленина". За нею последовали композиции "Октябрь" (1924), "Ленин" (1925), "Пушкин" (1926). В 1927 вместе с режиссёрами Е. Е. Поповой и С. И. Владимирским Я. создал эстрадный т-р одного актёра "Современник" (существовал до 1935). Я. искал формы сочетания художеств. слова с иск-вом т-ра. Репертуар "Современника" составляли художественно-политические композиции фрагменты из произведений художеств. лит-ры и классиков марксизма-ленинизма, газетных статей, историко-революц. документов, писем, мемуаров. Объединённые логикой единого замысла (Я. был исполнителем и автором), эти композиции представляли собой своеобразные, изящные, лаконичные, выразительные спектакли. Наряду с философск"-публицистич. и историч. композициями ("Война", 1929, "Цусима", 1934) создавались хроники социалистич. строительства ("Торжественное обещание", 1929, "Новые плоды", 1935). Стремление переосмыслить классику в свете революц. действительности позволило Я. по-новому раскрыть произв. рус. классич. лит-ры: композиции "Петербург" ("Белые ночи" Достоевского, "Шинель" Гоголя, "Медный всадник" Пушкина, 1927), вечер классич. шутки "Да, водевиль есть вещь" ("Домик в Коломне" Пушкина, "Коляска" Гоголя, "Тамбовская казначейша" Лермонтова, 1929), "Евгений Онегин" Пушкина (1930), "Горе от ума" Грибоедова (1932). Одна из выдающихся работ Я. композиция по роману Достоевского "Идиот" ("Настасья Филипповна", 1933). Огромное влияние на творчество Я. актёра-гражданина оказали поэзия и личность В. В. Маяковского. В 1931 Я. выступил с композицией "Вечера Маяковского".
Полной зрелости иск-во Я. достигло в 30-е гг. Интеллектуальность и творч. культура, мастерство сценич. жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определяли своеобразие исполнительского стиля Я. В 1937 на Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова Я. была присуждена первая премия.
В годы Отечеств, войны Я. вместе со своим неизменным соавтором и режиссёром Е. Е. Поповой-Яхонтовой создал большие лирико-эпич. композиции. Публицистич. страстностью, высоким патриотич. пафосом были проникнуты его работы -- "Россия грозная" (1942), "Тост за жизнь" (1944) и др.
Сочинения:
Театр одного актера, М., 1958 (вступ. ст. И. Андроникова).
Юренева В., Владимир Яхонтов "Советский театр", 1932, Nо 12;
Верховский Н. Книга о чтецах, М.-- Л., 1950;
Крымова Н., Владимир Яхонтов, в сб.: Владимир Яхонтов, Сергей Бондарчук Олег Попов, М., 1960.
Источник текста: Театральная энциклопедия. Т. 5.Табакова -- Яшугин / Под ред. П. А. Маркова. -- М.: Советская энциклопедия, 1967.
II.
Яхонтов Владимир Николаевич [16(28).11.1899, Седлец, ныне Седльце, ПНР, 16.7.1945, Москва], русский советский артист эстрады, чтец. Учился во 2-й Студии МХТ, студии Вахтангова. Работал в Театре им. Мейерхольда (192426). С 1922 на эстраде. Первая концертная программа литературный монтаж "На смерть Ленина" (1924). Создал программы-композиции: "Октябрь", "Ленин", "1905 год", "Петербург" ("Медный всадник" Пушкина, "Шинель" Гоголя, "Белые ночи" Достоевского); "Вечера Маяковского" и др. В годы Великой Отечественной войны 194145 выступал с лирико-патетическими композициями: "Россия грозная", "Тост за жизнь" и др. Называя своё творчество "театром одного актёра", он дал этому "театру" имя "Современник" (192735, режиссер Е. Е. Попова и С. И. Владимирский). Я. был ярчайшим представителем искусства художественного слова.
Сочинения: Театр одного актёра. [Вступит, ст. И. Андроникова], М., 1938.
Литература: Крымова Н., Владимир Яхонтов, М., 1978.
Источник текста: Большая советская энциклопедия, 3-е издание. Том 30. Экслибрис -- Яя. -- Москва: 1978. 632 стр.