Ядринцев Николай Михайлович
Из летописи сибирских событий

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИЗЪ ЛѢТОПИСИ СИБИРСКИХЪ СОБЫТІЙ.

(ФЕЛЬЕТОНЪ).

   Сибирская жизнь такъ полна разными событіями и курьезами, что право не знаешь, какимъ изъ нихъ отдать первенство. Каждый городъ имѣетъ свой спектакль, своего Héros du jour. Сибирскимъ читателямъ извѣстно, что городъ Томскъ волнуетъ вопросъ, существовать ли въ немъ лѣчебницѣ для бѣдныхъ, которую съ такимъ стараніемъ основалъ врачъ А. Н. Макушинъ и положилъ въ все массу энергіи. Лѣчебницу посѣщали тысячи больныхъ, при ней была дешевая аптека, но вотъ потребовалась въ Томскѣ реформа. Кашу заварили культуртрегеры изъ адвокатовъ, а затѣмъ сбили съ толку и думу. Явился "прожектъ" гласнаго Тѣльныхъ, который пожелалъ, видите, сочетать "уменьшеніе расходовъ съ увеличеніемъ медицинской помощи бѣднымъ". Такое названіе получилъ этотъ проектъ въ культуртрегерскомъ органѣ, на самомъ же дѣлѣ, это былъ проектъ уничтоженія лѣчебницы и аптеки, передача практики въ руки врачей и продажи лѣкарствъ въ руки аптекарей. Чѣмъ руководствовался г. Тѣльныхъ, предлагая разрушеніе лѣчебницы, и какое отношеніе его проектъ имѣетъ къ народно-медицинской помощи, предстоитъ рѣшить потомству, но за проектомъ стояла партія. Во всякомъ другомъ мѣстѣ такой проектъ былъ бы оставленъ безъ послѣдствій, какъ принадлежащій лицу некомпетентному. Кто не знаетъ, что передача полученія лѣкарствъ для бѣдныхъ изъ аптеки общественной въ руки вольныхъ аптекарей повлечетъ увеличеніе цѣпъ. Но все это въ Томскѣ было подвергнуто пересмотру, и вопросъ, какъ видно, обсуждался и въ думѣ., и во врачебной управѣ. Лѣчебницу рѣшено было пощадить, а отпускъ лѣкарствъ передать въ руки аптекаря Ковнацкаго. Стоимость рецепта въ лѣчебницѣ обходилась въ 10,22 коп. и не болѣе 11 коп., а аптекарь Ковнацкій будетъ брать 12 коп. за рецептъ. Кончилось тѣмъ, что завѣдывавшій лѣчебницей, добросовѣстнѣйшій врачъ Макушинъ, отказался отъ участія въ завѣдываніи лѣчебницей. Стало быть, ломка совершилась. Г. Тѣльныхъ, г. Ковнацкій будутъ торжествовать, а органъ культуртрегеровъ старается поддержатъ ихъ. Этотъ органъ всякими способами извивается, чтобы доказать думѣ выгоду передачи лѣчебницы въ другія руки и уничтоженія общественной аптеки. Однако, такъ ли это будетъ и дежурящіе посмѣнно врачи лучше ли и самоотверженѣе ли поведутъ дѣло,-- это скоро увидятъ. Выли случаи, что у семи нянекъ дитя безъ глазу бывало.
   Эта пословица оправдывалась во многихъ общественныхъ учрежденіяхъ. Одинъ человѣкъ, страстно заинтересованный дѣломъ, спеціально ему посвятившій себя, часто предпочтительнѣе казеннаго и довольно равнодушнаго къ нему отношенія нѣсколькихъ лицъ. Обольщеніе раздѣлить жалованье спеціальнаго врача между нѣсколькими конкуррентами могло возбудить страсти и соперничество, во поведетъ ли это къ выгодѣ дѣла? Что сказали бы въ Европейской Россіи, если какое нибудь земство передало бы свои лѣчебницы въ руки постороннихъ врачей, не обязанныхъ земству, и уничтожило бы свои общественныя аптеки, передавъ отпускъ лѣкарствъ вольнымъ торговцамъ-аптекарямъ? Вопросъ, на сколько бы выиграло отъ этого бѣдное населеніе? Не нужно забывать, кромѣ того, что иногда въ стараніяхъ объ общественномъ дѣлѣ играютъ роль личные интересы и самолюбія.
   Весьма важно также для исторіи томскаго медицинскаго дѣла знать тѣ побужденія, которыя руководятъ такими общественными дѣятелями, какъ г. Тѣльныхъ и г. Картамишевъ. Гласный Тѣльныхъ оказывается содержателемъ склада аптекарскихъ товаровъ. Изъ-за чего убивается тутъ г. Картамышевъ и его друзья ссыльные адвокаты?-- это тоже загадка.
   Уже подозрительно то одно, что въ этомъ дѣлѣ приняла горячее участіе культуртрегерская газета. А гдѣ вмѣшалась она, тамъ ищи гешефта.
   И въ самомъ дѣлѣ, что за странное противорѣчіе вышло: г. Тѣльныхъ, повидимому, заботился объ удешевленіи, а вышло вздорожаніе. Лѣкарства будутъ дороже во всякомъ случаѣ отпускаться.
   Вѣдь старанія бываютъ различныя. Намъ писали, что въ одномъ городѣ былъ такой случай: два дѣятеля тоже ратовали о какомъ-то преобразованіи, смыслъ котораго также былъ томенъ, и объ общественныхъ пользахъ говорили, и о бѣдныхъ, и вдругъ подъ конецъ обнаружилось, что они были связаны на пользу человѣчества узами взаимныхъ долговыхъ обязательствъ. Одинъ аптекарь ловко занялъ деньги, культуртрегеръ-адвокатъ съ своей стороны накрылъ его. Образовались общія дѣла и счеты. Надо ихъ покрыть взаимными услугами. Да, разные бываютъ источники любви къ человѣчеству!
   Вѣроятно, гораздо счастливѣе тѣ сибирскіе города, въ которыхъ нѣтъ общественныхъ лѣчебницъ для бѣдныхъ. Вотъ что намъ пишутъ изъ одного такого города.
   Въ первыхъ числахъ февраля, въ городѣ Т--и, проживающая близь острога, добровольно слѣдующая за мужемъ-штундистомъ женщина А., обращалась два раза за помощью для сильно болѣющей глазами дочери, дѣвочки 7-ми лѣтъ, къ городскому врачу П--му, указывая, что она живетъ почти напротивъ острога, куда врачъ П. ѣздитъ по обязанности казенной службы ежедневно, но врачъ оба раза отказывалъ просительницѣ въ помощи, отзываясь недосугомъ. Дня чрезъ три послѣ этого, врачъ П. пріѣхалъ къ богатой больной, жившей какъ разъ напротивъ квартиры жены арестанта А., которая снова обратилась къ врачу съ просьбою о помощи для дочери, но врачъ П. не счелъ нужнымъ перейдти чрезъ дорогу напротивъ, даже и въ томъ случаѣ, когда А. предложила ему заплатить за труды по силѣ-возможности, лишь бы посмотрѣть больную и дать возможную помощь. Еще два дня спустя, А., вынуждаемая страданіями своей дочери, отправилась къ острогу караулить пріѣздъ врача П. и даже принесла туда же опасно-больную дочь, но врачъ по пріѣздѣ, обращаясь грубо съ матерью больной, сказалъ: "если тебѣ нужно лѣчить дочь, то садись въ острогъ (гдѣ А. уже похоронила двухъ дѣтей), тогда и вылѣчу",-- сказалъ и поѣхалъ. А. постояла, подождала, не воспослѣдуетъ ли еще какой милости со стороны цивилизованнаго молодаго врача, но тщетно, и пошла домой, приговаривая: "суди его Богъ". Вечеромъ того же дня приходитъ къ больной острожный фельдшеръ, отставной солдатъ, произвести экспертизу по порученію своего патрона-врача, осмотрѣлъ глубокомысленно, пустилъ какихъ-то капель въ глаза больной и съ тѣхъ поръ не бывалъ, а дѣвочкѣ сдѣлалось не легче. Матери А. въ силу необходимости пришлось лѣчить свою дочь знахарками и частью оставить на волю Божью, мотивируя, что если доктора отказываются, то, можетъ, Богъ по выдастъ, такъ свинья не съѣстъ. Дѣвочка послѣ двухъ-мѣсячной болѣзни хотя не умерла, но осталась почти уродомъ, ибо на глазахъ образовались бѣльма. И это было отношеніе еще молодаго врача къ больнымъ, которымъ щедро платить не изъ чего, а между тѣмъ молодой врачъ, какъ говорятъ, первый кавалеръ и интересный собесѣдникъ.
   Странно, откуда эта очерствелость у молодыхъ дѣятелей и кавалеровъ. Кавалеръ былъ, повидимому, хоть куда и даже очень кавалеръ, представителенъ, либераленъ, пѣлъ недавно либеральные романсы, а вышелъ въ жизнь и оказалъ такой практическій нюхъ, что люди, обольщавшіеся прекраснымъ юношей, только руками развели. Иркутская врачебная исторія также кончилась столь же блистательно, какъ началась. Вотъ письмо изъ иркутской газеты "Сибирь" объ этомъ финалѣ:
   "1) Д-ръ Зисманъ, пропустившій дежурство по уважительной причинѣ, счелъ долгомъ написать въ Общество врачей письмо, въ которомъ отрицалъ право гласныхъ думы контролировать дѣятельность врачей въ Михѣевской лѣчебницѣ, весьма дорого стоющей городскому управленію; 2) пренія, происходившія по поводу письма д-ра Зисмана, дали поводъ нашему сотруднику, д-ру Писареву, выразить въ No 12-мъ нашей газеты вынесенныя имъ впечатлѣнія; 3) указанное письмо д-ра Писарева на столько возмутило нѣкоторыхъ врачей, что они въ количествѣ шести человѣкъ (nomina odiosa sunt!) внесли въ Общество врачей заявленіе о несовмѣстимости сотрудничества врача Писарева въ газетѣ "Сибирь" съ званіемъ члена этого Общества. Два засѣданія, продолжавшіяся до полуночи, посвящены были обсужденію этого важнаго вопроса! Говорятъ, что даже враги Писарева признали врачебную его дѣятельность безупречной, и тѣмъ не менѣе поставили сказанный вопросъ на закрытую баллотировку, въ которой принимали участіе и лица, подписавшія обвинительный актъ (казалось бы, нравственный долгъ могъ бы подсказать имъ совершенно естественную мысль -- отказаться отъ этого: вѣдь, кромѣ нихъ, въ послѣднемъ засѣданіи было 13 врачей), и въ результатѣ которой оказалось сотрудничество врача Писарева въ газетѣ "Сибирь" аитиколлегіальнымъ! О tempora, о mores".
   Для насъ, все-таки, остается темнымъ: за что же пострадалъ докторъ Писаревъ?-- вѣдь выключаютъ только за безчестные и безнравственные поступки. Что хотѣли сказать своимъ приговоромъ иркутскіе врачи? То, что всѣ люди, которые участвуютъ въ газетахъ, нетерпимы въ обществѣ и въ корпораціи? И это мнѣніе образованнѣйшаго сословія на окраинѣ! Кто внесъ этотъ новый принципъ, кто пропагандировалъ его и болѣе всего настаивалъ? Молодой врачъ, недавно оставившій университетскую скамью.
   Не нужно забывать, что это отверженіе и исключеніе постигло не простаго врача. Достаточно просмотрѣть хронику историческихъ событій города Иркутска, гдѣ имя врача Писарева фигурируетъ съ честью въ исторіи врачебныхъ учрежденій. Мы узнаемъ, что врачъ Писаревъ былъ основателемъ первой санитарной коммиссіи. Результатомъ его докладовъ было основаніе санитарнаго совѣта, на подобіе существующаго въ Воронежѣ. Въ Сибири это было первое учрежденіе!-- писалъ историкъ Щегловъ. (Хронологическій перечень важнѣйшихъ событій въ исторіи Сибири, съ 1032 до 1382 года. Иркутскъ. 1883, ст. 738).
   Мало того, врачъ Писаревъ былъ однимъ изъ доступнѣйшихъ и гуманнѣйшихъ врачей въ городѣ, и всегда приходилъ на помощь для бѣдныхъ; онъ помогалъ учащимся и энергично оказывалъ содѣйствіе въ собираніи средствъ для лицъ, обучающихся въ университетахъ. Г. Писаревъ состоитъ санитарнымъ врачемъ города Иркутска и избранъ былъ дѣлопроизводителемъ восточно-сибирскаго Отдѣла Императорскаго русскаго географическаго Общества, какъ лицо, преданное наукѣ. Этотъ человѣкъ участвовалъ въ мѣстной печати проведеніемъ серьезныхъ научныхъ и общественныхъ вопросовъ. Статьи его касались народно-медицинской помощи.
   Вотъ curriculum vitae этого лица, котораго во имя коллегіальности исключили изъ своей среды иркутскіе гг. медики, вѣроятно, болѣе богатые талантами и заслугами. Мы предоставляемъ разсмотрѣть этотъ фактъ лучшимъ представителямъ медицинской печати въ Россіи.
   Неужели гдѣ нибудь за границей врачъ, пользующійся извѣстностью и заслугами, могъ получить такую оцѣнку и награжденіе отъ товарищей за свое общественное служеніе. Дѣйствительно ли въ глазахъ медиковъ участіе въ литературѣ преступно? Вѣдь даже исключеніе изъ среды за недостойные поступки должно быть обусловлено судомъ и дана какая нибудь аппеляція. Сошлемся и укажемъ на Общество "норвежскаго врачебнаго союза", уставъ котораго переданъ въ No 25 "Врача". Выборному управленію тамъ предоставлено исключить недостойныхъ членовъ, но для этого необходимо, чтобы высказалось 3/4 изъ 13 членовъ правленія; исключенный можетъ аппелировать въ ближайшее собраніе съѣзда. Но что же было открыто недостойнаго у врача Писарева, какія гарантіи справедливаго рѣшенія были въ иркутскомъ медицинскомъ Обществѣ? Неужели авторитетъ его такъ безошибоченъ въ данномъ дѣлѣ? А что если Общество стояло ниже своей задачи и не могло подняться выше предразсудковъ? Что если это Общество смотрѣло и смотритъ на массу безобразій и печальныхъ явленій своего міра совершенно равнодушно? Въ томъ же Иркутскѣ, какъ намъ извѣстно, тѣ же врачи были очень терпимы и снисходительны къ другимъ.
   Вы можете слышать во многихъ городахъ Сибири: какъ X. снился и небрежно относится къ лѣченію въ школахъ, подлежащихъ его медицинскому вѣдѣнію; какъ Z. разрываетъ свидѣтельство за то, что ему но дали требуемыхъ 15 руб.; какъ S. беретъ гонорары лошадьми, музыкальными инструментами, а паціенты представляютъ споры на эти вещи и т.д. Эти поступки не судятся. Зато судится такъ строго всякая соприкосновенность съ печатью. Ясно, что здѣсь общественная мораль разойдется съ коллегіальной и корпоративной.
   Такъ вотъ какъ, читатель, идутъ дѣла на окраинѣ. Ужъ если въ средѣ, предназначенной спеціально служить бѣдствующему человѣчеству, прокрались личные счеты, если люди, получившіе высшее образованіе, стремятся къ корпоративной замкнутости и обнаруживаютъ вражду къ печати и къ гласности,-- что же требовать отъ остальнаго общества? Рядомъ съ этимъ мы видимо, какъ въ людяхъ, сошедшихъ только-что съ университетской скамьи, обнаруживается сухая практичность и меркантилизмъ. Этотъ меркантилизмъ и эгоизмъ насквозь пропиталъ общество. Мы видимъ поэтому полное равнодушіе къ человѣческимъ бѣдствіямъ, равнодушіе къ школѣ, къ образованію, къ общественнымъ дѣламъ. Мы получили отчетъ красноярскаго Общества вспомоществованія учащимся, изъ котораго видно, что число членовъ его уменьшилось на 38 человѣкъ. Такое же уменьшеніе замѣчено и въ томскомъ Обществѣ содѣйствія начальному образованію. Единственными представителями и ходатаями за эти учрежденія, борцами за просвѣщеніе, за высшіе общественные интересы, была мѣстная печать. Но она возбуждала въ тоже время, какъ видимъ, бурю неудовольствія среди всѣхъ, кому хочется отдаваться только меркантильнымъ и эгоистическимъ интересамъ. На помощь невѣжественному обществу въ его инстинктахъ наживы и въ борьбѣ съ гласностью подоспѣла спекуляторская и гешефтмахерская литература. Понятенъ ея союзъ, ея предубѣжденія къ обличенію зла, понятны вкусы, соединившіе около нея рыцарей одного образа. Кондратъ подалъ здѣсь руку заѣзжему аферисту-адвокату, культуртрегеръ нашелъ сродство душъ съ ссыльнымъ жиганомъ, молодой либеральный медикъ во враждѣ къ печати сходится съ "кувшиннымъ рыломъ" гоголевской канцеляріи. Какой спектакль! Я честные голоса все замолкаютъ, люди порядочные и честные удаляются изъ общественной среды, гдѣ имъ нѣтъ мѣста. Атакуемая со всѣхъ сторонъ печать подъ вліяніемъ криковъ, угрозъ и подпольныхъ интригъ изнемогаетъ. Клеветы гешефтмахеровъ и культуртрегеровъ сыплются на нее. Если послѣдній честный голосъ изъ среды этой печати замолкнетъ, что останется этому обществу, кромѣ безпутства, безобразія, наживы и нравственнаго паденія? Хочется вѣрить въ будущее, тамъ за горою выглянетъ солнце,-- говорятъ вамъ вѣрующіе и пророки человѣчества, а между тѣмъ все мрачнѣе становится въ жизни, голоса честныхъ людей смолкаютъ.
   И вы, смотря на безутѣшное окружающее, невольно спрашиваете: гдѣ же жизнь, гдѣ же ожидаемое возрожденіе?

Д. С.

"Восточное Обозрѣніе", No 25, 1887

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru