Всегда пріятно видѣть, какъ у васъ иной петербургскій орелъ-журналистъ похеритъ что нибудь сразу или рубнетъ, по пословицѣ: "коль рубить, рубить съ плеча". Это, во-первыхъ, пріемъ чисто "почвенный", самобытный, подъ которымъ видно славянина, только наружно прикрывающагося "западничествомъ"; во-вторыхъ, высокомѣрнаго централиста-петербуржца. Одинъ изъ хроникёровъ популярнаго петербургскаго журнала пробралъ московскую выставку, и совершенно справедливо, такъ какъ денегъ убито много, раскинута широко, вещами она изобильна, а порядка въ ней нѣтъ. Къ сожалѣнію, тутъ же журнальный юпитеръ снесъ до основанія и скромный павильонъ г. Пясецкаго, заявивъ что "китайская выставка" г. Пясецкаго пустая, не заслуживаетъ вниманія, на ней сборъ пустыхъ вещей и нѣтъ блестящихъ и дорогихъ произведеній Китая. Г. рецензентъ забылъ одно, что выставка г. Пясецкаго сооружена имъ на собственныя средства, безъ всякихъ субсидій и поддержки, т.-е. она плодъ частной иниціативы; дай Богъ, чтобы и другія выставки устраивались столь же самостоятельно. На эту выставку положена энергія одного частнаго человѣка. Второе, выставка г. Пясецкаго научная и этнографическая, которую чтобы разбирать надобно имѣть понятіе о краѣ и его культурѣ, петербуржскому же рецензенту Китай извѣстенъ какъ "Китай", т.-е. онъ имѣетъ понятіе о немъ какъ о жителяхъ планетъ. Выдумать онъ на него можетъ что угодно, и даже остроумно, а узнать его тяжела наука. Г. Пасецкій поставилъ цѣлью хоть немного разсѣять невѣжество публики, а пожалуй и нѣкоторыхъ интеллигентовъ по отношенію къ этой странѣ; для этого онъ предложилъ способъ "нагляднаго знакомства съ Китаемъ" причемъ систематически знакомитъ на своей выставкѣ съ культурой китайцевъ: одеждой, обувью, туалетомъ, пищей, предметами комфорта, съ архитектурой, жилищами, промышленностью, ремеслами, съ нравственною и умственною стороною этого народа въ видѣ кассы предметовъ религіозныхъ; наконецъ знакомитъ съ китайской живописью, хромо-ксилографіей, музыкой, печатью; все это составило 23 отдѣла. Подобная выставка поучительна для людей трактующихъ ежедневно о китайскихъ дѣлахъ, но неимѣющихъ понятія о странѣ. Она должна бы заслужить полнаго сочувствія со стороны людей, заботящихся о просвѣщеніи своего отечества. Для объясненій предметовъ изданъ путешественникомъ особый каталогъ, съ объясненіями жизни и культуры. Подобные каталоги у насъ рѣдкость. Наконецъ, выставка г. Пясецкаго есть выставка путешественника, гдѣ оіи, помѣстилъ маршрутъ, виды, типы и т. п. Къ подобнымъ вещамъ простая деликатность заставляетъ относиться осторожно. Путешественникъ человѣкъ науки, не фокусникъ, не понарамщикъ, котораго можно третировать. Вѣдь г. Пясецкій работалъ не съ цѣлью наживы, работалъ одинъ безкорыстно въ новыхъ странахъ, все это не мѣшало бы оцѣнить, и удѣлить хотя долю уваженія. Этнографическій рисунокъ не картина, ее нельзя сравнивать съ" Верещагинскими картинами. тутъ совсѣмъ другія требованія.
Обо всемъ этомъ упомянуто путешественникомъ въ каталогѣ, который г-нъ обозрѣватель даже не потрудился прочесть. Во всемъ этомъ сказалось полное неумѣнье относиться къ выставкамъ чисто научнаго характера. Г. рецензентъ ожидалъ видѣть блестящія издѣлія Китая. Но дорогія игрушки смотрятъ на Невскомъ. Путешественникъ не имѣлъ средствъ пріобрѣтать ихъ. Выставка г. Сосновскаго въ Петербургѣ была блестящѣе, она изобиловала дорогими бездѣлушками -- bijouterie Китая и ею восхищались, хотя тутъ-то и не мѣшало прійти на встрѣчу критикѣ и задаться вопросомъ, откуда и какъ вещи пріобрѣтены, по критика оказалась снисходительной. Нужно было написать чуть не три тома тому же г. Пясецкому, чтобы спять ореолъ съ этого путешествія, который создала г. Сосновскому столичная печать. Такъ мы умѣемъ различать вещи. Литераторъ-петербуржецъ и централистъ вѣчно палитъ не туда, куда слѣдуетъ.