У Зощенко идейный коммунист так обучал "советской общественности" молодую девушку:
-- Зачем вы, Верочка, губки свои красите? И зачем у вас, я извиняюсь, юбочка слишком коротка? И зачем у вас ножки и почему глазки? Надо быть сознательным, вдумчивым гражданином, а не такой безответственной фигуркой на фоне общественной мысли"...
Я не виню "сознательных и вдумчивых" граждан... Эти Шигалевы чутьем понимают, что и губки, и глазки, и коротенькие юбочки портят им социалистическую перспективу. Какая же, в самом деле, может быть "сов. общественность" при коротенькой юбочке и "голом" чулке? Какое "социалистическое соревнование", какие "достижения", если юбка не покрывает, с позволения сказать, даже колена? Для Шигалева все это "общественно недопустимо", потому что Шигалев -- это такой человек, у которого даже шея должна быть "по возможности" грязная...
И однако же, опыт показывает, что в борьбе с молодостью, с кокетством и с желанием нравиться даже Шигалевы бессильны. Это неистребимо и никакие декреты ЦИК'а не могли бы отменить коротких юбок. Неписанные законы моды сильнее декретов, сильнее римского папы, сильнее Муссолини и много сильнее "великой заатлантической демократии".
Везде борются с короткой юбкой и везде безуспешно.
Мода сильна не только в Париже, но и в социалистическом подполье и я даже не знаю, где она сильнее: в комсомольской ячейке, или в шикарном парижском дансинге?
Вся разница только в том, что советские социалистки, перед тем, как надеть "голые" чулки, или накрасить губы, любят поговорить, порассуждать и "повыступать". Губы для них -- предмет "дискуссий" и "юбка -- коротышка" рассматриваются прежде всего с точки зрения "советской общественности".
В одной из московских газет я с большим интересом прочитал отчет о заседании женского клуба, где велась горячая "дискуссия" о модах, о "пижонстве", о косметике и где, как в рассказе Зощенко, девушек спрашивали: "почему ножки, почему губки, почему глазки?"
На дискуссии несколько девушек -- социалисток "взяли слово", чтобы выступить "в защиту пудры".
Но, -- говорит отчет, -- ораторшам "дали отпор".
"Мы занимаемся спортом, мы молоды и здоровы, зачем же портить кожу?" Выступавшие замялись. После некоторого замешательства выяснилось... что виноваты ребята, -- они часто говорят девушкам: "У тебя потное лицо, много веснушек, пудра тебе идет, это культурно".
Вот это настоящие слова! В конечном счете, вопросы моды решает не Маркс, не Ленин и не декрет Цик'а, а вот тот парень, Сенька Байстрюков, который "гуляет" с советской социалисткой и говорит ей:
-- У тебя, Маша, нос потный, тебе "идет" пудра...
И не дискуссии, не клубы и не ячейки, а тот же Сенька Байстрюков решает вопрос и о культурности и некультурности:
-- Я тебе говорю, Маша, купи пудры: это культурно! Разве можно с потным носом ходить?
И уж, конечно, что бы ни говорил по этому поводу Маркс, но Маша поступит так, как сказал Сенька.
"За накрашенные губы, -- говорится далее в отчете, -- не выступила ни одна ораторша. Но, прибавляет хроникер "среди присутствующих двое, в спешном порядке, стерли с губ краску".
А вообще "советская общественность" здесь бессильна.
"Губы красят многие и многие клубистки, -- говорится далее в отчете. -- Что с ними делать, как убедить их и ребят, что это совсем некрасиво и некультурно? Врачи никогда в клубе не бывают и никогда об этом ничего не говорят. Наоборот, присутствующие правильно указывали, что женщины-врачи сами употребляют косметику".
Да, уже тут ничего не попишешь... И женщины-врачи, "ответственные" перед социализацией быта, тоже объявили неустойку. Это сильнее их.
Но дальше дискуссия установила, что в погоне за модой советские социалистки разрешают себе такие "эксцессы", которых не знают даже буржуазные женщины.
Одна из членов клуба, подчиняясь закону моды... на золотые зубы, с помощью зубного врача заменила здоровые, и по уверению девушек, красивые зубы золотыми. Другая для того, чтобы иметь шелковые чулки, неделю не обедала.
Это уже и в самом деле печально. Но и тут действует все тот же закон, стоящий поперек "социалистического соревнования":
-- Почему дурочка-социалистка заменила здоровые и красивые зубы золотыми.
-- Да, конечно, потому, что Сенька Байстрюков посоветовал. И Сенька же сказал, что это "культурно".
Вообще, когда говорит Сенька, Маркс должен молчать. Но в свою очередь и Сенька подлежит тому же закону. И для него мода устанавливается не Марксом и не социалистами, а той девушкой Машей, с которой Сенька в "физкультуре" гуляет.
Это тоже было отмечено на дискуссии: "Конечно, лучше хорошо одеваться, чем пить или играть в карты, но среди ребят и девчат много таких, которые надевают модный шелковый галстук на грязное белье и тело. Таких ребят девушки называли "санчиками". Такие ребята дружат и гуляют только с накрашенными, расфранченными девицами. Такие ребята высмеивают левушек, скромно одетых. Такие ребята "мечтают" о балеринах и киноактрисах. А главное, у "санчика" франтовство становится целью жизни. Он забрасывает всякую "общественную работу".
Как видите, в вопросах моды нет и не может быть "социалистических достижений". Тут все остается по старому, по вечному и неизменному.
-- В чем, в самом деле, все Шигалевы мира могут убедить девушку Машу, если для Сеньки Байстрюкова она свои белые и здоровые зубы заменила золотыми и если Сенька сказал ей, что это "культурно"?
-- Равным образом, что могут доказать Сеньке все социалисты вселенной, если Сенька записался в "санчики" и если Сенька мечтает завоевать "балерину" своим шелковым галстуком, повязанным прямо на грязную шею?
Источник текста: Александр Яблоновский. Законы естества // Сегодня. 1930. No 19, 19 января.